СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество как форма обучения молодого педагога на рабочем месте

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обоснована востребованность такой формы обучения на рабочем месте, как наставничество. Описан опыт наставничества, представлен шестиэтапный алгоритм деятельности наставника по адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как форма обучения молодого педагога на рабочем месте»

Наставничество как форма обучения молодого педагога на рабочем месте

В современном образовательном пространстве, которое претерпевает постоянные изменения, главным профессиональным качеством педагога является постоянное желание и стремление учиться и самосовершенствоваться, так как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Система образования нуждается в квалифицированных, компетентных педагогах, способных отвечать современным общественным вызовам, но подготовить такого специалиста в стенах образовательного учреждения с готовыми личностными качествами, знаниями и умениями задача, практически не решаемая.

Молодые педагоги часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности несмотря на то, что за годы обучения в вузе изучается много научных дисциплин, методик, а также за годы учебы студент проходит через систему учебных и производственных практик, но, самое главное, чему не учат ни в одном учебном заведении – это необходимый опыт, которого так не хватает молодому специалисту, который только начинает свой профессиональный путь.

Становление молодого педагога еще более сложный и длительный процесс, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать настоящим педагогом одних аудиторных и программных знаний недостаточно.

А. С. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями» [1, c. 44–48].

Кроме того, педагогическое мастерство во многом надо передавать от педагога к педагогу.

В современных условиях молодой педагог, попав на новое место работы, в школу, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности.

На наш взгляд, помочь ему в этом может опытный наставник. Потребность в расширении практик наставничества в образовании на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях. 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные

проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»).

Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества [4].

Потребность возрождения института наставничества породила ряд общественных инициатив, в том числе региональных, таких как «Объединение наставников», «Национальный ресурсный центр наставничества», «Союз Наставников России». Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов.

Анализ процесса воспитания, как основной категории педагогической науки, позволяет увидеть тесную взаимосвязь между процессом воспитания и наставничеством, так как под воспитанием в самом широком педагогическом смысле понимается процесс передачи накопленного культурно-исторического опыта от старшего поколения к поколению младшему, так и деятельность наставника предполагает передачу накопленного профессионального опыта от старшего – опытного специалиста, молодому начинающему работнику.

Наставничество является решающим фактором в процессе профессиональной адаптации молодого педагога, специфическим методом, сущность которого заключается в постоянном диалоге между опытным педагогом и начинающим учителем.

Основной смысл наставничества, заложенный в эту деятельность еще с времен Древней Греции – провести своего подопечного «над пропастью», по «бездне», то есть передать богатый личный опыт профессиональной деятельности молодому специалисту, помочь ему адаптироваться в профессиональной деятельности.

В России наставничество в образовании – давно забытая практика, которая зародилась с 30-х годов и достигла своего расцвета в 70-х годах XX столетия и сейчас обретает новое дыхание.

Закончив АмГПГУ по специальности: учитель иностранных языков я начала свою педагогическую деятельность в Хабаровском дорожно-строительном техникуме. Надо мной, как над молодым специалистом, взяла шефство опытный педагог-наставник, это была форма индивидуального наставничества, так как была ориентирована на конкретного педагога и решала в первую очередь личностные и профессиональные проблемы, учитывала особенности преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов.

Деятельность педагога-наставника носила поэтапный характер, что позволило вырабатывать новое умение или новый навык у наставляемого.

Алгоритм деятельности наставника, можно представить в виде шести последовательных этапов:

– Первый этап: «Я расскажу, а ты послушай» – это создает определенную мотивацию у наставляемого.

В ходе этого этапа в процессе взаимодействия наставник рассказывает о технологиях проведения уроков, наиболее удачных приемах и методах работы, иными словами, делится с подопечным своим педагогическим опытом, а также знакомит наставляемого с деятельностью педагогического коллектива, его традициями, социальными партнерами, особенностями организации образовательного процесса и методической работы.

– Второй этап: «Я покажу, а ты посмотри». В ходе этого этапа идет демонстрация наставляемому того, чему ему необходимо научиться – это дает возможность наставнику продемонстрировать процесс целиком.

На этом этапе молодой педагог посещает уроки наставника, внеклассные мероприятия, а затем идет совместный анализ, в ходе которого рефлексируется, что удалось и почему, что не удалось и тоже почему?

– Третий этап: «Сделаем вместе». Этот этап позволяет наставнику подробно рассказать и показать подопечному действия и ответить на вопросы, почему это нужно делать именно так, подробно объяснив выполняемые действия.

На этом этапе наставник проводит консультации по составлению учебно-планирующей документации (тематического плана, учебной программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контрольно-оценочных средств и т. д.), помогает подобрать тематику и методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся, лабораторных и практических работ; молодой учитель, совместно с наставником готовят технологические карты уроков, разрабатывают дидактические игры, презентации, индивидуальные и дифференцированные задания для обучающихся, в общем все то, что необходимо для качественного процесса обучения и воспитания. Также на этом этапе возможно бинарное проведение уроков.

– Четвертый этап: «Сделай сам, я подскажу». В ходе этого этапа, наставляемый выполняет задания, а наставник помогает и корректирует.

Основное требование к наставнику на этом этапе: не критиковать, а поощрять, обеспечивая обратную связь.

На этом этапе молодой педагог самостоятельно разрабатывает все необходимое методическое обеспечение уроков: технологические карты, игры, упражнения и так далее, а наставник контролирует, корректирует, направляет. Также этот этап предусматривает индивидуальное самообразование молодого специалиста.

– Пятый этап: «Сделай сам, расскажи, что сделал». В ходе этого этапа, наставляемый выполняет действия, которым обучил его наставник самостоятельно. Основные требования к наставнику на данном этапе – это контроль и закрепление навыка.

На данном этапе молодой учитель обобщает наработанный педагогический опыт, дает открытые уроки, на которых присутствует наставник, другие педагоги – члены педагогического коллектива, а также молодо учитель может подготовить отчет-выступление на методическом объединении учителей с защитой дидактических или методических материалов [2].

Таким образом, организация поэтапной деятельности наставника на наш взгляд имеет определенные положительные стороны и обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие наставника и подопечного, а также имеет личностно-ориентированную, адресную направленность, что особенно важно в процессе адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективная форма передачи опыта педагогического мастерства молодым педагогам.

Данный процесс имеет двусторонний характер: с одной стороны, идет обогащение педагогическим опытом молодого учителя, а с другой стороны, повышение квалификации и профессионального мастерства педагога наставника. Это ценное приобретение для школы, так как подготовка своих педагогических кадров – одна из приоритетных задач в управлении образовательным учреждением и таким образом образовательное учреждение повышает эффективность. Я. А. Коменский писал: «Легко следовать за тем, кто правильно идет впереди!», на наш взгляд, слова великого Чешского педагога точно и емко отражают основную суть наставничества как формы обучения в современном образовательном пространстве [3].

Список литературы

1. Зарина, Г. Д. Адаптация молодого специалиста / Г. Д. Зарина. –

Текст : непосредственный // Директор школы. – 2009. – № 2. – С. 45–47.

2. Развитие системы наставничества как инновационной деятельности в условиях трансформации среднего профессионального образования :

монография / Л. Н. Казакова, Т. Г. Бодро, В. Н. Фролова, Л. Н. Шилова ;

научный редактор А. Ю. Петров. – Нижний Новгород : НИРО, 2020. –

105 с. – Текст : непосредственный.

3. Коменский, Я. А. Пампедия / Я. А. Коменский. – Москва : УРАО,

2003. – 319 с. – Текст : непосредственный.

4. Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации

от 07 декабря 2018 года № 3. – Текст : электронный // Паспорт федерального проекта «Современная школа». – URL: https://srschoolzv.ru/upload/

pages/97970/dat_1659008802605.pdf (дата обращения: 07.02.2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!