СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наставникам, хранившим юность нашу …» (образ учителя в художественной литературе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Наставникам, хранившим юность нашу …» (образ учителя в художественной литературе)»

Исследовательская работа    «Наставникам, хранившим юность нашу …»  (образ  учителя в художественной литературе)

Исследовательская работа

«Наставникам,

хранившим юность нашу …»

(образ учителя

в художественной литературе)

Районная научно – практическая конференция школьников « Первые шаги в науку »  Направление: гуманитарных дисциплин  Секция: литературоведение  Название работы: « Наставникам, хранившим юность нашу …»   (образ  учителя в художественной литературе) Автор работы: Неженцева Инна Сергеевна, ученица 10 А класса Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград Научный руководитель: Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы Светлоград, 2014

Районная научно – практическая конференция школьников

« Первые шаги в науку »

Направление: гуманитарных дисциплин

Секция: литературоведение

Название работы: « Наставникам, хранившим юность нашу …»

(образ учителя в художественной литературе)

Автор работы:

Неженцева Инна Сергеевна, ученица 10 А класса

Место выполнения работы:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград

Научный руководитель:

Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы

Светлоград, 2014

Учитель - это судьба ...Вы знаете, мне по-прежнему верится, Что если останется жить земля, - Высшим достоинством человечества Станут когда-нибудь учителя!     « Профессия дальнего действия. Главная на Земле…», - эти слова Р. Рождественского очень близки мне, и я считаю, что учитель – одна из важнейших профессий! Она такая же ответственная, как и профессия врача. Врач лечит тело человека, от его умений и знаний зависит жизнь и здоровье людей. Учитель же работает, прежде всего, над душой человека. Ошибки учителя не сразу бросаются в глаза, не так трагичны, но они могут проявляться и много лет спустя…Трудная тема…

Учитель - это судьба

...Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя!

   

« Профессия дальнего действия. Главная на Земле…», - эти слова Р. Рождественского очень близки мне, и я считаю, что учитель – одна из важнейших профессий! Она такая же ответственная, как и профессия врача. Врач лечит тело человека, от его умений и знаний зависит жизнь и здоровье людей. Учитель же работает, прежде всего, над душой человека. Ошибки учителя не сразу бросаются в глаза, не так трагичны, но они могут проявляться и много лет спустя…Трудная тема…

«Вам, памятник, учителя, Я высек бы Из красного гранита Установил бы на просторе Большое человеческое сердце…» А. Дусенбиев  Прежде чем предъявлять требования к учителю, нам самим нужно поменять отношения к нему. Вообще, я считаю, что учителя не могут делиться на современных и несовременных: Учителем надо будет родиться. И только после этого стать!

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

А. Дусенбиев

Прежде чем предъявлять требования к учителю, нам самим нужно поменять отношения к нему.

Вообще, я считаю, что учителя не могут делиться на современных и несовременных:

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

Цель работы : Привлечь подрастающее поколение к чтению художественной литературы, где отражены образы и судьбы людей, которые окружают нас в повседневной жизни. Проследить динамику  образа учителя в художественной литературе и изменение отношения к учителю в российском обществе. Получить представление о роли учителя во все времена. Задачи : Подобрать художественные произведения литературы, в которых присутствует образ учителя. Проанализировать художественную литературу по данному вопросу. Провести социологический опрос учащихся. Проследить изменения взаимоотношений учителя и учеников на материале литературных источников  о профессии педагога.

Цель работы :

  • Привлечь подрастающее поколение к чтению художественной литературы, где отражены образы и судьбы людей, которые окружают нас в повседневной жизни.
  • Проследить динамику  образа учителя в художественной литературе и изменение отношения к учителю в российском обществе. Получить представление о роли учителя во все времена.

Задачи :

  • Подобрать художественные произведения литературы, в которых присутствует образ учителя.
  • Проанализировать художественную литературу по данному вопросу.
  • Провести социологический опрос учащихся.
  • Проследить изменения взаимоотношений учителя и учеников на материале литературных источников  о профессии педагога.
Предметом моего исследования является образ учителя в современной школе и в творчестве русских писателей. Актуальность: данное исследование позволяет понять эволюцию взаимоотношений между учителем и учеником, выработать их оптимальный вариант. Все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.   Методы работы: Анализ литературы. Социологический опрос учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 3 г. Светлоград.

Предметом моего исследования является образ учителя в современной школе и в творчестве русских писателей.

Актуальность: данное исследование позволяет понять эволюцию взаимоотношений между учителем и учеником, выработать их оптимальный вариант. Все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.  

Методы работы:

  • Анализ литературы.
  • Социологический опрос учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 3 г. Светлоград.
Еще в начале Х I Х века при слове « учитель » в сознании людей возникал обычно образ приезжего немца или француза, или полуграмотного дьячка. Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно приклонить колени … Н.Некрасов И уже в конце Х I Х века профессия учителя была признана общественным мнением благородной и уважаемой.

Еще в начале Х I Х века при слове « учитель » в сознании людей возникал обычно образ приезжего немца или француза, или полуграмотного дьячка.

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно приклонить колени

Н.Некрасов

И уже в конце Х I Х века профессия учителя была признана общественным мнением благородной и уважаемой.

Почти все известные русские поэты и писатели в какое-то время своей жизни работали учителями. О великих педагогах, учительских династиях в России писал Соловейчик Симон Львович – педагог, журналист, психолог - в своей документальной книге « Жизнь замечательных учителей » , которую я советую всем для полезного чтения.

Почти все известные русские поэты и писатели в какое-то время своей жизни работали учителями.

О великих педагогах, учительских династиях в России писал

Соловейчик Симон Львович – педагог, журналист, психолог - в своей документальной книге « Жизнь замечательных учителей » ,

которую я советую всем для полезного чтения.

Гаврила Романович Державин долгие годы учил и экзаменовал детей у себя дома. Иван Андреевич Крылов учил детей князя Голицына. Николай Васильевич Гоголь преподавал историю и географию.

Гаврила Романович Державин

долгие годы учил и экзаменовал детей у себя дома.

Иван Андреевич Крылов

учил детей князя Голицына.

Николай Васильевич Гоголь преподавал историю и географию.

Иван Сергеевич Тургенев учил грамоте в учрежденной им школе. Иван Александрович Гончаров был домашним учителем в семье художника.

Иван Сергеевич Тургенев

учил грамоте в учрежденной им школе.

Иван Александрович Гончаров

был домашним учителем в семье художника.

Николай Алексеевич Некрасов обучал грамоте крестьянских детей в открытой им школе. Лев Николаевич Толстой создал школу в Ясной Поляне, его дочери обучали детей.

Николай Алексеевич Некрасов обучал грамоте крестьянских детей в открытой им школе.

Лев Николаевич Толстой создал школу в Ясной Поляне, его дочери обучали детей.

Об учителях в дореволюционной России нас знакомят Антон Павлович Чехов в рассказе  «Человек в футляре». Первый шаг в раскрытии этой теме писатель делает еще в раннем произведении «Учитель словесности».

Об учителях в дореволюционной России нас знакомят Антон Павлович Чехов

в рассказе

«Человек в футляре».

Первый шаг в раскрытии этой теме писатель делает еще в раннем произведении

«Учитель словесности».

ХХ век: новое время и новые герои. Шло время. Менялась страна и вместе с ней менялось отношение российского общества к образованию и к тем, кто « несет свет науки народу » .

ХХ век:

новое время и новые герои.

Шло время. Менялась страна и вместе с ней менялось отношение российского общества к образованию и к тем, кто

« несет свет науки народу » .

«Уроки французского»  В. Распутин   Молодая учительница преподавала не только уроки французского, но и уроки доброты и милосердия.

«Уроки французского»

В. Распутин

Молодая учительница преподавала

не только уроки французского,

но и уроки доброты и милосердия.

 Создан образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние.  Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.

Создан образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние.

Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.

Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности. Наравне с традиционным, положительным образом педагога  появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и  занятого личными делами.

Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно.

Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях.

В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности.

Наравне с традиционным, положительным образом педагога  появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и  занятого личными делами.

В. Железников  «Чучело» Это учительница озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные  события в жизни класса она легкомысленно игнорирует,  классные проблемы  кажутся незначительными на фоне её собственных.  Отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения.         

В. Железников 

«Чучело»

Это учительница озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные  события в жизни класса она легкомысленно игнорирует,  классные проблемы  кажутся незначительными на фоне её собственных. 

Отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения.         

Нравственный облик педагога – современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения».  Главная героиня Надежда привлекает, прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади, Надежды Георгиевны.

Нравственный облик педагога – современника наиболее полно раскрыт в повести

А. Лиханова «Благие намерения».

Главная героиня Надежда привлекает, прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади, Надежды Георгиевны.

А. Г. Алексин  «Безумная Евдокия» «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество» «Главное в людях — талант человечности». Наконец – мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

А. Г. Алексин

«Безумная Евдокия»

«Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество»

«Главное в людях — талант человечности».

Наконец – мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

ВЫВОДЫ Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности учителя меняются. Учитель – это призвание, учителем надо родиться так же, как рождаются люди, создающие музыку, умеющие рисовать жизнь, так же рождаются люди, способные посвятить свою жизнь чужим детям. Настоящий Учитель не может быть несовременным, неинтересным! А если он не учитель, случайный человек в школе, тогда все его желания идти в ногу со временем, быть впереди попросту бесполезны … Это, конечно, чуткий, внимательный, справедливый человек, любящий детей и свою профессию, обладающий глубокими знаниями. Формирование человека начинается в стенах школы. Подготовиться к взрослой жизни, научиться решать сложные проблемы, определить свое место в жизненном пространстве ему помогают учителя.

ВЫВОДЫ

  • Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности учителя меняются.
  • Учитель – это призвание, учителем надо родиться так же, как рождаются люди, создающие музыку, умеющие рисовать жизнь, так же рождаются люди, способные посвятить свою жизнь чужим детям.
  • Настоящий Учитель не может быть несовременным, неинтересным! А если он не учитель, случайный человек в школе, тогда все его желания идти в ногу со временем, быть впереди попросту бесполезны …
  • Это, конечно, чуткий, внимательный, справедливый человек, любящий детей и свою профессию, обладающий глубокими знаниями.
  • Формирование человека начинается в стенах школы. Подготовиться к взрослой жизни, научиться решать сложные проблемы, определить свое место в жизненном пространстве ему помогают учителя.
 Пусть всем детям достанутся лучшие педагоги — бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за общественное благо и не знающие снисходительности к нарушению законов чести. Такими были герои прочитанных мною произведений, такие педагоги учат меня!

Пусть всем детям достанутся лучшие педагоги — бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за общественное благо и не знающие снисходительности к нарушению законов чести.

Такими были герои прочитанных мною произведений, такие педагоги учат меня!

Исследование «Учитель глазами современного школьника» Дайте своё определение слову

Исследование

«Учитель глазами современного школьника»

Дайте своё определение слову "учитель".

Учитель - это…

Рейтинг качеств, необходимых современному учителю

Рейтинг качеств, необходимых современному учителю

С каким определением вы согласны? А Википедия Б 2 В Уинстон Черчилль Г Фёдор Абрамов 5 16 Лев Толстой Д 15 Из Библии Е 4 Р. Рождественский 8

С каким определением вы согласны?

А

Википедия

Б

2

В

Уинстон Черчилль

Г

Фёдор Абрамов

5

16

Лев Толстой

Д

15

Из Библии

Е

4

Р. Рождественский

8

А какие они, педагоги нового времени?

А какие они, педагоги нового времени?

Престижна ли эта профессия сейчас? Когда профессия

Престижна ли эта профессия сейчас?

Когда профессия "учитель" была престижнее?

Правила общения для учеников и учителей : 1. Уважать чувство собственного достоинства друг друга 2. Учитель должен быть требовательным, но доброжелательным, а ученики должны воспитывать требовательность в себе. 3. Справедливость в оценке поступков учащихся и учителей – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. 4. Помощь друг другу в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. 5. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.

Правила общения для учеников и учителей :

1. Уважать чувство собственного достоинства друг друга

2. Учитель должен быть требовательным, но доброжелательным, а ученики должны воспитывать требовательность в себе.

3. Справедливость в оценке поступков учащихся и учителей – один из важнейших регуляторов нравственных отношений.

4. Помощь друг другу в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками.

5. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!