СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Настя и Митраша" (по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 6 классе по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца" на тему: "Настя и Митраша"

Просмотр содержимого документа
«"Настя и Митраша" (по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца")»

Тема: «Настя и Митраша»

Цель: выявление свойств характеров героев; определение авторской позиции, роли сказочных мотивов в произведении; формирование навыка составления словесного портрета героев, выразительного чтения по ролям, анализа произведения.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы получили огромное удовольствие как от нашей совместной работы, так и от своей собственной!

  1. Актуализация знаний.

Ребята, послушайте стихотворение Михаила Витальевича Цуранова «Старик» и скажите, о ком рассказывает поэт?

  «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

                         М. Цуранов



- Совершенно верно, речь идет о Михаиле Пришвине, с жизнью и творчеством которого мы уже познакомились на предыдущих уроках.



3. Работа по теме урока.



- Обратите внимание на эпиграф к уроку, как вы его понимаете? Прочитаем его выразительно.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю.

М. Пришвин



- Совершенно верно, ведь основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа. Их неразрывная связь друг с другом. Речь идет о взаимодействии человеческой души и природы. Писатель в своих произведениях стремился показать взаимоотношение людей друг с другом, их умение слышать голос природы, которая бывает не только доброй, открытой, но и опасной, если не умеешь ее чувствовать и понимать.

- Итак, о каких же взаимоотношениях идет речь в известном уже нам произведении Михаила Пришвина? О каких же людях писатель только и думает, согласно эпиграфу? Назовите имена главных героев произведения? (конечно, это Настя и Митраша).

- Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Совершенно верно, просто «Настя и Митраша». Запишите в тетрадях число и тему урока)

- А какие цели мы будем преследовать на уроке? (я вам подскажу немножко: о чем говорят, характеризуя героев? – Правильно:

- описание героев; (ваши рисунки)

- выявление их характеров;

- выявление авторской позиции;

- анализ отдельных эпизодов.

Нашу работу я предлагаю начать с блиц – опроса, чтобы определить, как хорошо вы знаете произведение.

БЛИЦ-ОПРОС:

  • В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

  • От чьего имени ведется повествование «Кладовая солнца? (Мы- разведчики болотных богатств)

  • Имена главных героев произведения? ( Настя, Митраша) Рисунки

  • Кто такой Антипыч? (Лесник)

  • Как зовут верного друга Антипыча? (собака Травка)

  • Кто такой Серый помещик (Волк)

  • Название болота, возле которого жили дети? ( Блудово) Почему так названо, от какого глагола – «блуждать». Показать рисунки.

  • Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду? ( Слепая Елань) Почему слепая? – по виду ее было невозможно узнать, распознать со стороны.

  • По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу? (Палестинка) Рисунки

  • Почему камень Лежачий, да еще и с большой буквы? (В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня дети должны были выбрать свой путь).

  • Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

  • Что случилось с родителями Насти и Митраши?

- Спасибо, вижу читали внимательно!

- Теперь давайте подробнее поговорим о главных героях, для этого мы продолжим нашу работу в исследовательских студиях. Одна студия называется «Настя» (в нее входят все девочки класса), другая – «Митраша» (соответственно в нее входят все мальчики класса).

- Какое задание давалось студии «Настя»? (составить словесный портрет Насти). Пожалуйста, что у вас получилось?

Портрет Насти

Внешний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение: с добром, с любовью и нежностью, ласково называет золотая курочка, носик, волосы отливали золотом.

- Найдем описание Насти в тексте?

Внутренний

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку (как мать перед отцом делала).

Любит родителей: все делала как покойная мать.





Портрет Митраши

Внешний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение: тоже с добром, любовью, ласково называет мужичок в мешочке, носик, золотые веснушки…

Внутренний

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.

Любит родителей: вспоминает, как отец наставлял его мать, подражая ему, учит свою старшую сестру; у него отцовский задор.

- Как относятся к детям соседи, родственники? Отдельными фразами скажите, как они их называют? (умненькие и дружные ребята, умные детишки, наши любимцы).

- Ребята, я просила вас найти значение имен Анастасия и Дмитрий? Кто может ответить?

Анастасия – с греч. «воскрешенная к жизни». Как соотнести значение имени с нашей героиней? (Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата).

- Скажите, я не оговорилась? Почему Дмитрий, а не Митя, Митраша? (Митраша – это Дмитрий Павлович).

Дмитрий – с греч. «посвященный богине Диметре, богине земледелия и плодородия» (любит крестьянский труд, живет на земле).

СИНКВЕЙН:

- Ребята, чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши вам в этом поможет синквейн (Настя, Митраша, дети). Это будет вашим заданием (к доске 3 учащихся).

- Напомните, что такое синквейн?

- Следующее задание: выявить сходство и различие в главных героях, кто может это сделать?

Общее

  1. Внешние сходства

  2. Внутренние

  3. Отношение жителей

  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).



ФИЗМИНУТКА

- Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой». (с. 160 со слов «Настя, начиная собираться,…до слов …где растёт сладкая клюква»). Автор, Настя и Митраша.

- А что это за ягода такая – клюква? Найдите?

- Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается описанием жизни двух деревьев: ели и сосны? Расскажите эту легенду?

- С чем или кем их можно сравнить? (с Настей и Митрашей).

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга, как и дети, не только должны все делать вместе, но и прислушиваться к советам друг друга, тогда все будет хорошо).

- Итак, дети отправились за клюквой, а что произошло дальше мы сейчас увидим. Актеры, прошу вас.



ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

Остановимся на эпизоде: «Ссора брата и сестры»

В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо.

Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:

- Нам надо по этой на север.

- Это не тропа! – ответила Настя.

- Вот еще! – рассердился Митраша. - Люди шли, - значит тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

- Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде.

Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

- Смотри, - сказала она, - какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

- Пусть ходят все люди, - решительно ответил упрямый «Мужичок в мешочке». – Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

- Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, - сказала Настя, - и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

- Ну ладно, резко повернул Митраша, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.

Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.

- Кра! – закричала ворона.



- Какую роль в развитии событий играет природа?



(Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа откликается на происходящее, пытается предупредить об опасности, предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое «как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце».

Тревоги добавляет ветер, из-за которого «сосна простонала», а «ель зарычала»).

- Куда тропка завела Митрашу? (в Слепую елань).

- Как он себя вел, кто его спас?

(Он сначала себя подбадривал, даже напевал, но когда угодил в болото по грудь, то испугался, даже полились слезы). Спасла его собака Травка (жила в это время одиноко, сама по себе, т.к. ее хозяин умер хотя, они очень любили друг друга, это были друзья: человек и собака), она видела в Митраше нового молодого Антипыча. Митраша хитро себя спасал: медленно, осторожно подзывая собаку, чтобы она резко не прыгнула к нему и не утопила его и себя; Он ухватился сначала за одну ее заднюю лапу, а потом и за другую).

- Что в это время делала Настя?

(Она напала на ту самую палестинку, где много было клюквы).

- В чем автор ее осуждает?

(Настя совсем не думала, «где же был в это время ее брат голодный и как она забыла о нем, как она сама забыла себя и все вокруг).

(Осуждает ее жадность: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?»).

- Что явилось прозрением для Насти?

(Змея на черном пне. От испуга она очнулась).

- Как дети встретились друг с другом?

(Митраша, спрятавшись в можжевельнике, увидел там и волка, выстрелил в него, убив наповал, и Настя услышала).

- Какой урок дети получили?

(Слова Антипыча как раз в пору пришлись: «Не знавши броду, не лезьте в воду»).

- Мнение окружающих по поводу случившегося?

Все радовались за детей. Митраша, убив волка, уже не мужичок, а герой.

А Настя совершила благородный поступок: всю свою тяжело доставшуюся ягоду отдала больным детям из детдома.



4.Рефлексия (итог урока):

Вернемся к нашему эпиграфу. Сегодня мы выяснили: соединяя жизнь людей (их взаимоотношения друг с другом) и природу, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен оставаться в любых обстоятельствах человеком и быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

- Ребята, достигли ли мы с вами поставленных целей? Что нам удалось?

Да, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, роль природы в развитии событий.

Чтобы подытожить работу на уроке, я предложу «Метод пяти пальцев» (Метод пяти пальцев не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты):

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?

- Спасибо, дети, за плодотворную работу. Я надеюсь, вы получили огромное удовольствие от урока, и уйдете с него с хорошим настроением.

- Оценки сегодня у всех отвечающих только положительные:…

  1. Домашнее задание:

Ребята, на предыдущем уроке мы уже затрагивали понятием сказка-быль, поэтому вы без труда справитесь с заданиями.

1. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были). Это задание для всех.

2. Представьте, что ссоры между детьми не было, как бы разворачивались события, каков был бы финал? Письменно ответьте. Это задание на оценку «5», по желанию.









8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!