СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Натюрморт и его истоки.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Натюрморт -это изображение предметов на плоскости.Так же натюрморт может изображаться и в интерьере.

Просмотр содержимого документа
«Натюрморт и его истоки.»

Натюрморт

        (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образомстанковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, какправило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальнаяорганизация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанранатюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрмортеизображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые ввещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входитьизображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельноехудожественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символическогосодержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира ит. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальноеположение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальныеаналогии.         

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, снатюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока(например, так называемый жанр "цветы-птицы"), но рождение натюрморта как самостоятельного жанрапроисходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрожденияразвивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Историюнатюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe l'oeil" (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы "Натюрморт" итальянца Якопо де Барбари(1504).


Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI - начало XVII вв., чемуспособствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту ичастной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работынидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).         

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитиемнациональных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многомспособствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темаминатюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгостьи особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес кбытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландскомнатюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактурыматериалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита"монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектныхкомпозиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра:"рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимныплодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовалидекоративные тенденции придворного искусства ("цветы" Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрмортА. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяютсяпроизведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта - Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. впериод окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин "nature morte", которыйотразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтениежанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.).         

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах ивовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан свыступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. ВоФранции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных идекоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеровдругих течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филлав Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.         

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражаяпознавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течениезначительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом иобыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта вхудожественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшимобразцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающиеисторико-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцевкруга "Голубой розы"; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новымсодержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых покомпозиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками"вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровноевоссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манеренатюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян вАрмении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещейобусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!