СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Натюрморт техника рисования

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Натюрморт техника рисования»



Последовательность выполнения натюрморта гуашью.

Подготовила: Дадаева Джамиля, 7 «А» класс.



Подготовительная работа

Практическая работа над учебным натюрмортом началась с выполнения предварительных эскизов (форэскизов), поисковых и подготовительных этюдов на небольших по размеру форматах листа различной формы - квадратном, горизонтальном и вертикальном, с выбора точки наблюдения. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений. Необходимо также учесть, что в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), также имеет большое значение в композиции натюрморта.

Таким образом, в ходе подготовки к выполнению итоговой работы предварительно был выполнен ряд поисковых и подготовительных композиционных, тональных и колористических эскизов и этюдов (приложение №).

Необходимость форэскизов обосновывается, во-первых, тем, что они выполняют функцию поисков композиционного решения, во-вторых, при длительном изображении натуры происходит процесс привыкания к постановке, а краткосрочный эскиз даёт возможность передать первое впечатление от увиденного, и сохранить его надолго, и, в-третьих, форэскизы позволяют не портить лист бумаги при неудачной композиции. Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступить непосредственно к рисованию. Мы сделали разные по колориту и сложности предварительные этюды и остановились на гипсовой розетке с предметами быта, с целью показать явление хроматического контраста в натюрморте.

1 этап. Композиционное размещение предметов на плоскости листа

Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа. Если же такого поиска не было, то изображение компонуют прямо на плоскости листа, при этом определяют наибольшую ширину и высоту всей изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т.е. заход предметов одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую форму, а также характер форм.

Следует определить линию горизонта, а затем приступить к построению предметов с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу. Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояние между предметами, чтобы они не врезались своими основаниями друг в друга. Следующим этапом необходимо наметить осевые линии и поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. У тел вращения выстраиваются овалы, с учетом расположения линии горизонта, а прямоугольные предметы (гипсовая розетка) нужно строить с учетом закона перспективы.

2 этап. Прописывание теней

Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях, переходим к его живописному исполнению и создаем верную цветовую настроенность. Гуашью можно писать и плотными мазками, только необходимо избегать толстых наслоений красок. При этом нужно стараться смотреть на всю постановку одновременно, чтобы изображаемый предмет не «выпадал» из общей тональности и цветовой гармонии, имеющейся в натуре. Цветовую характеристику той или иной формы определяют путем сравнения. Работу гуашевыми красками следует начинать с определения самого темного места в постановке, т.е. с теней. Затем отметить самое светлое место и определить краски палитры в пределах крайних тонов. Сравниваются по тону и цвету все тени, входящие в постановку. Находится самая темная и самая светлая тень.

Цвет нужно взять на 2-3 тона темнее, чем в натуре, с расчетом на его высветление. Поэтому начальная стадия является важным моментом работы, когда происходит распределение основных тоновых и цветовых отношений.

Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.

3 этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов

Далее прописываются также путем сравнения полутени и свет. Яркие предметы, входящие в постановку были прописаны за один прием. Этим мы сохранили их свежесть и яркость. Мазки кладутся в соответствии с формой предмета, которая в процессе работы не должна нарушаться.

Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).

Написание гипсового орнамента - трудная задача. Поверхность белого очень чувствительна к влиянию источника, рядом стоящих предметов и изобилует массой цветовых рефлексов. В живописном отношении правильно изобразить предмет можно только в том случае, если передавать не предметный цвет, а цвет, измененный освещением и окружающей средой. Поэтому в первую прописку следует вписывать все рефлексы, присутствующие в постановке и желательно за один прием, чтобы сохранить насыщенность теней. Переходы от одного цвета к другому должны быть плавными.

Цвет гипсовой розетки меняется и от контрастного взаимодействия. Так как мы поставили в постановку драпировку цвета краплака, поэтому теневая часть гипса будет принимать цвет противоположный драпировке, т.е. зеленый. Таким образом, цвет предмета всегда представляет собой мозаику, составленную из цветных и светотеневых пятен (рефлексов).

На этой стадии найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени же все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Можно использовать сухую кисть. Работать нужно стараться быстро и одновременно по всему листу бумаги.

4 этап. Обобщение

В основном он направлен на окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности. В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками.

Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры. Работа на завершающем этапе ведется в основном небольшими мазками.

На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.

Далее работа приводится к целостности изображения, как результату работы с натуры методом отношений (сравнений) при цельном видении натуры, в результате чего нужно избавиться от таких недостатков, как дробность и пестрота. В конце работы ставится блик на глянцевый кувшин, немного отличающийся от тона белил

При работе над дипломной работой была использована гуашь. Ее выбор обусловлен тем, что данный материал обладает множеством изобразительных возможностей, которые заключаются в пластичности, способствующей решению необходимых учебных задач, а также созданию задуманного образа. Гуашь позволяет наносить различную фактуру – от плоского мазка до пастозного рельефа, что помогает передать материальность предметов, глубину пространства. Быстрое высыхание гуаши позволяет выполнять различные эффекты лессировки сухой кистью, мастихином. Так же немаловажной характеристикой данного материала является великолепное разнообразие цветовых возможностей.






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!