Выполнили ученицы 10«Б»класса ШЛ №101
Гумовская Арина,
Матвиенко Алена
Руководитель:
Пономарева Любовь Васильевна
КАРАГАНДА 2015
«Ең басты байлықтың- достықпенен туыстық» - «Дружба и братство – главное богатство»
Актуальность
Волею исторических событий Казахстан стал родным домом для представителей более чем 130 национальностей. Кто-то приехал добровольно, кого-то выслали сюда по принуждению. История нашей страны помнит голод, разруху и чувство безысходности многих тысяч спецпереселенцев, когда не было надежды на выживание. Но в этих пронизанных буранами степях их согрел и накормил, поделившись последним куском хлеба, бескорыстный казахский народ.
Сегодня многие представители этнических меньшинств считают Казахстан своей Родиной, живя бок о бок с другими нациями, уважая чужие обычаи и традиции. Воистину без прошлого нет настоящего. Точно так же человек, не любящий свою культуру, вряд ли способен вообще быть культурным человеком в подлинном смысле этого понятия. Уникальность нашей культуры состоит в том, что государство стремится к взаимообогащению культур.
Цель работы: приобщиться к истокам народной культуры на примере национальной одежды наций и народностей, проживающих в Карагандинской области .
Задачи:
1.Ознакомиться с деятельностью Ассамблеи народа Казахстана.
2.Изучить работу этнокультурных центров Карагандинской области.
3.Рассмотреть элементы национального костюма наций и народностей, проживающих в Карагандинской области.
4.Выявить особенности национальных костюмов и причины, повлиявшие на ход перемен в национальном костюме.
5.Создать коллекцию кукол в национальных костюмах.
Указом Президента РК 2015 год объявлен Годом Ассамблеи народов Казахстана
В этом году Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 20-ти летие
В настоящее время в состав Ассамблеи входят 350 членов .
Сегодня в республике имеют этнообразования немцев, казахов, корейцев, татар, славян, чеченцев и ингушей, азербайджанцев, уйгур, русских, украинцев, евреев, поляков, турков, греков, армян, белорусов, дунган, курдов, узбеков, казаков, туркменов, болгар, дагестанцев, кыргызов, таджиков, карачаевцев и балкарцев, китайцев, чувашей, каракалпаков, ассирийцев, чехов, народов Прибалтики, грузин, осетин, лезгин, иранцев, бурятов, венгров, румын.
Надо осознать всем нам, что мы – единый народ Республики Казахстан. К этому нас призывает Н. А. Назарбаев: "Каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен осознать, что Казахстан – это его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободу".
Сейчас в нашей стране действуют 820 этнокультурных объединений. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Казахстан примером межэтнического согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира.
Этнокультурные центры Карагандинской области
В Карагандинской области существуют 24 этнокультурных объединений. Все они занимаются возрождением и сохранением традиций, обычаев, языка, культуры, истории своего народа, активно принимают участие во всех городских и областных мероприятиях, участвуют в мероприятиях Ассамблеи и отмечают свои национальные праздники.
Мы решили поближе познакомиться с работой центров и встретились с представителями шести этнокультурных объединений.
Областное общество «Немецкий центр « Видергебурт»
Возглавляет общество Кист Виктор Эдуардович.
В центре существует Станция социально-медицинской помощи.
На диспансерном учете состоят больше 2000 человек, проживающих в Карагандинской области.
Каждый день кормят обедами 35 жителей города (многих на дому.
Все, состоящие на учете 2 раза в год получают продуктовые наборы и один раз материальную помощь.
Больные обеспечиваются лекарствами и медицинскими принадлежностями.
Есть своя клиника « Sonnenschein ».
- При поддержке Германии, проводятся бесплатные курсы немецкого языка. В момент посещения в двух классах проходили занятия на курсах немецкого языка.
- Организуются летние и зимние образовательные лагеря.
- Для детей работает воскресная школа, центр досуга, танцевальная, вокальная и театральная студии.
- Есть женский клуб.
- Имеется Музей истории немцев.
- Каждый год 28 августа в День Памяти посещается Спасский мемориал.
- В холле центра можно увидеть выставки талантливых художников, фотографов, дизайнеров.
- Жителям города и области постоянно оказываются консультативные и переводческие услуги.
Узнав, что мы интересуемся национальными костюмами, нас снабдили методическими разработками, из которых мы узнали много интересного о немецких обычаях, кухне и народных костюмах. И, конечно, фото с куклами в национальных немецких костюмах.
Областное объединение
«Румынское культурное общество «Дакия»
Нас радушно встретили Председатель общества Плушкис Николай Васловасович и руководитель молодежного ансамбля «Доруле» Алекандр Урмашёв.
Мы узнали, что это единственный румынский центр в стране.
В Карагандинской области проживают около 4000 этнических румын, а в Казахстане диаспора составляет порядка 20000 человек.
Румынское культурное общество « Dacia » названо в честь далеких предков румын – даков..
Действует воскресная школа, где все желающие изучают родной язык и культуру, обычаи и традиции румынского народа. Мы как раз попали на такое занятие и с удовольствием вслушивались в незнакомую для нас речь.
При обществе создан этно-фольклорный ансамбль « Dorule ».
Налажено сотрудничество с департаментом по связям с румынами, проживающими за рубежом.
Александр сказал, что к ним идет очень большое количество молодежи различных наций и национальностей, где они совместно с этническими румынами изучают, продвигают и показывают на различных фестивалях в Казахстане и за рубежом (Румыния, Молдова) не только румынскую культуру, но и культуру казахского народа..
Нас очень заинтересовала деятельность этого центра.
Областное товарищество
украинского языка
им. Т.Г. Шевченко «Ридне слово»
Нас познакомила с работой центра Красивская Зеновия Ярославовна.
Товарищество принимает участие во всех городских и областных мероприятиях.
Кроме этого, отмечаются и внутренние праздники: День Матери (второе воскресенье мая), День Святого Николая (19декабря – в этот день украинские ребятишки получают подарки от Святого Николая).
День рождения Тараса Шевченко (19 марта) проводится с большим размахом.
Работает воскресная школа по изучению традиций, обычаев, языка, культуры и истории украинского народа.
Каждую субботу встречаются любители народной вышивки.
С большим интересом мы рассматривали национальные костюмы.
С удовольствием примеряли головные уборы. Еще очень интересно побеседовали с ребятами, которые принимают участие в работе центра.
Карагандинский филиал
республиканского еврейского благотворительного
ОО «Центр Забота Хэсэд Полина»
«Центр Забота Хэсэд Полина» зарегистрирован в 2000 году.
Директор - Каменецкая Бела Аркадьевна.
Кроме этого существует Карагандинский центр еврейской культуры, который возглавляет В.Б. Молотов –Лучанский.
О работе областного общества нам рассказала Ирина Борисовна Кожановская.
В Карагандинской области по официальным данным проживают около 1500 евреев. Центр принимает активное участие в городских, областных и мероприятиях, проводимых Ассамблеей народа Казахстана.
Мы узнали, что оказывается медицинская и патронажная помощь соотечественникам (одиноким и инвалидам); на занятиях в воскресной школе изучается история, обычаи и традиции еврейского народа; имеется прекрасная библиотека; в чудесном танцевальном коллективе «Яхолом» уже в течение 5 лет занимаются дети разных возрастных групп (от 6 до 10, от 10 до 14, старше 14) и еще есть танцующие мамы; группы творческой молодежи принимают участие в фестивалях и конкурсах; занимаются в вокальной группе и театральной студии.
Силами еврейского центра в 2014 году уже в десятый раз проводился ежегодный международный лагерь-фестиваль « FREILEHE KINDER ». Приехали 200 детей из еврейских общин Казахстана, России, Узбекистана, Израиля.
Ежегодный ГАЛА-концерт еврейских творческих коллективов проходит в конце июня. В этом году он состоится 28 июня, вход, как всегда, свободный. Мы обязательно посетим это мероприятие.
.
ТОО «Русский культурный центр «Согласие»
Это центр нам представил Рожков Валерий Николаевич.
Ныне в Казахстане проживает 4479620 русских, из них 614416 - в Карагандинской области. Это вторая по численности диаспора.
Фонд «Согласие» зарегистрирован 14 марта 1996 г.
В апреле 1996 года при нем созданы русский культурный центр и русская воскресная школа.
В работе центра принимают участие многие профессиональные и самодеятельные творческие коллективы.
Русский культурный центр проводит активную выставочную деятельность.
Ежегодное празднование славянской письменности и культуры, наряду с выступлениями народных коллективов, сопровождается выставкой изобразительного искусства художников-профессионалов.
Нам разрешили примерить стилизованные национальные русские костюмы.
А еще мы любовались картинами, которые создает жена Валерия Николаевича - Лилия. Она начала рисовать, уже будучи на пенсии, и увлеклась этим всерьез.
Областной литовский НКЦ «Литуаника»
Председатель Виталий Ионо Тварионас.
В Казахстане проживает 7070 литовцев, 2474 - в Карагандинской области.
15 октября 2003 года был зарегистрирован культурный центр. Актив центра состоит из 50 человек.
Инициативная группа организовала курсы по изучению литовского языка и истории литовского народа.
Центр тесно связан с исторической Родиной, с родителями, родственниками, друзьями членов центра "LITUANICA", проживающими в Литве. В центре работает воскресная школа.
В центре действует Интернет-класс.
Для тех, кто желает посетить Литву в качестве туриста, проводятся консультации и рекомендации по оформлению документов и виз. В 2004 году к 50-летию Кенгирских событий были поставлены памятные знаки погибшим литовцам в Джезказгане, Караганде и Балхаше.
Нас пригласили посетить Литовский дом – музей, где воссоздана обстановка литовского деревенского дома.
Мы рассматривали изображения литовских национальных костюмов в любезно предоставленных буклетах. И с великим удовольствием фотографировались в помещении консульства Литвы.
Особенности национальных костюмов наций и народностей, проживающих в Карагандинской области и причины, повлиявшие на ход перемен в национальном костюме
Рассмотрев этнический состав Карагандинской области, мы решили уделить в этом проекте внимание особенностям национальных костюмов тех наций и народностей, численность которых составляет более одного процента от всех жителей.
Это казахи, русские, украинцы, немцы, татары, белорусы и корейцы.
Ни для кого не секрет, что символом любой нации является именно национальная одежда. В своей национальной одежде каждая народность стремится воплотить особый исторический смысл.
Народный костюм – словно книга, по которой можно прочесть историю народов мира, традиции, обряды. Его история сохраняется и передается из поколения в поколение.
Костюмы, особенно национальные, являются живописными украшениями и фамильными ценностями, так как национальный наряд любой страны создавался с любовью и вниманием к самым мелким его деталям. Сейчас национальные костюмы практически вышли из повседневной жизни и их можно встретить только в музеях.
Казахский народный костюм
Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов.
Основной элемент женского костюма девушки – койлек .
Поверх платья надевали көкірекше.
Также девушки носили «камзол».
Элементом казахского женского костюма также были штаны - дамбал (нижние и верхние).
Еще один элемент женского костюма – шапан.
Головные уборы отражали семейное положение женщины.
Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».
Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», который был до 70 сантиметров в высоту. И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.
Кимешек — плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и часть спины. Поверх кимешек носили құндық в форме чалмы или тюрбана. Постепенно құндық заменили шали и платки.
Платье көйлек — шили для праздников из дорогих тканей неярких тонов. Сверху платья надевали қамзол, а поверх қамзола — длинный халат.
Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям.
Юноши и молодые мужчины носили замшевые, бархатные брюки шалбар, расшитые орнаментом и с разрезами по бокам внизу. Поверх рубахи надевали халат, подпоясанный кушаком, или бешпент, опоясанный белдік — поясом с серебряными накладками. На голове носили такия, а поверх нее бөрік.
Мужчины средних лет и пожилые носили рубахи — косоворотки, камзолы, а поверх камзолов легкие шелковые халаты летом, а зимой — шубы тон или дубленки.
На голову надевали такия, а сверху шапку, отороченную мехом. Когда нужно, надевали далбай — головной убор в виде башлыка. Мужчины носили домотканые брюки шалбар и сапоги етік.
Ханы, султаны и богатые люди носили айыр қалпақ — высокий калпак с загнутыми кверху полями и расшитый орнаментом золотыми нитками, қамзол, а поверх него надевали позументный шапан из дорогих тканей, расшитый орнаментом, жарғақ шалбар — брюки красного цвета из хорошо выделанной тонкой кожи, расшитые разноцветным узором.
Русские народные костюмы
Мужской народный костюм был однотипный – носили длинную рубаху с ремнем. Под спину подшивался лоскут ткани, именуемый подоплекой, слева делался разрез на горловине, обшиваемый тесьмой. Также вышитой тесьмой обшивались края рукавов и подол рубахи.
Мужчины также носили штаны, обычно сшитые из грубого льняного полотна. Длина штанов была до колен, так как часто они заправлялись в высокие сапоги. Традиционным головным убором служила шляпа с валяной шерсти или плотного сукна.
Женские же костюмы отличались в каждой губернии. части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, порты, обувь, украшения.
Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные - для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные».
Названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник от слова «кокоть» - петух, кика – утка, сорока и т.д
Пояс по народным поверьям имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности.
Более распространёнными были плетёные и тканые пояса.
Русскую одежду берегли, она переходила из поколения в поколение. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь.
Повседневный женский костюм можно охарактеризовать так:
Сарафан – это длинная и высокая юбка на лямках.
Рубаха из тонкого льняного или конопляного полотна.
Понева - длинная шерстяная юбка, которую носили на Руси замужние женщины. Подол такой юбки был богато украшен красивой тесьмой или вышивкой.
Тонкая работа, изящество,
художественная вышивка -
все это делает славянскую одежду
настоящими произведениями искусства.
У северян в русском народном костюме были сохранены так называемые «епанечки» и душегреи. Они были с рукавами и стеганы на вате.
Северный костюм еще отличал нарядный кокошник.
Широко распространены были кокошники (слева) и «сороки» (справа).
Яркий, женственный образ девушка дополняла бусами, серьгами, различными ожерельями и подвесками.
Украинский
национальный
костюм
Костюм в украинском стиле у большинства из нас ассоциируется с веночком и лентами, кораллами и вышиванкой, широкими козацкими шароварами, заправленными в мягкие кожаные сапожки.
Основой мужского костюма выступает вышитая рубаха с разрезом по центру. На юге горловина собиралась мелкими сборками и оформлялась тесьмой, в центральных регионах - узкий воротник-стойка, украшенный вышивкой, а для западных (также вышитый) отложной воротник.
Рубаху украинцы заправляли в шаровары. В западных областях брюки были довольно узкими и понизу имели отвороты, украшенные вышивкой. В остальных районах брюки были более просторными, собирались мелкими складками и дополнительно фиксировались широким цветным поясом.
Женская сорочка украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Девушки носили сорочки без верхней одежды.
Замужней женщине полагалось не только покрывать голову платком, но и дополнять свой наряд поясной одеждой.
Три ее разновидности: дерга, запаска, плахта (праздничный вариант).
Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. Он играл роль оберега. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже.
Немецкий национальный костюм
Национальный костюм подразделяют на трахтен – может быть, как мужской, так и женский и дирндль – женский костюм.
Детали мужского немецкого национального костюма: рубашка, бриджи, подтяжки, гетры, шляпа.
Детали женского немецкого национального костюма: белая кофта с рукавами , корсаж-лиф со шнуровкой и глубоким вырезом спереди, сарафан или широкая юбка со сборками, фартук.
Области с направлением протестантства отличались национальной одеждой с преобладанием более темных, приглушенных тонов. Католический юг был более ярким – с синими, красными и зелеными цветами. Особо выделяется сельские баварские наряды. Традиционным костюмом баварцев слывет знаменитый Tracht , либо же Trachten – и мужской и женский костюмы и Dirndl – только женский национальный костюм.
Dirndl включает короткую белую блузку (праздничный вариант с широкими рукавами), сарафан, состоящий из корсета на застежке (праздничный вариант на шнуровке) и очень широкой юбки, и пестрый фартук. Семейное положение женщины выдает яркий фартук, который завязывается на бантик обязательно спереди: бантик справа – замужем, слева – свободна от семейных уз, посередине – вдова. К костюму полагаются аксессуары: яркий платок, сумочка, черные туфли на пряжке, украшение для шеи и в некоторых случаях миниатюрная шляпка.
Мужские костюмы ( Tracht ) не отличались особой пестротой, они шились из лодена приглушенного цвета или сукна. К костюмам пришивались цветные лацканы. Для штанов использовали кожу, они же отличались длиной по колено, хотя были и длинные брюки.
У каждого баварского племени (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Альгои) свои знаки отличия – вышивка, цвета, украшения и эти традиции строго соблюдаются.
.
Татарский национальный костюм
Основа костюма: кулмэк, шаровары, бешмет, чекмень, казакин. Национальная традиционная одежда мужчин - это длинная рубаха-кулмэк с прямым вырезом у ворота. Обычно она бывает светлых тонов, нередко с вышивкой по вороту, а также вдоль разреза и на рукавах. Такие рубахи принято носить навыпуск.
Казакин (кәзәки) и бишмет ( бишмәт ) представляют собой длинный застегивающийся камзол с подкладкой и с карманами. Это виды верхней демисезонной мужской одежды.
Носили татары также чекмень (билле чикмән ) и джилян (җилән) - татарские варианты чапана (халата). Верхнюю одежду (часто и рубаху) подпоясывали матерчатым кушаком. Мужским головным убором постоянного ношения являлась довольно высокая круглая тюбетейка.
Национальная одежда
бишмет ( бишмәт )
рубаха-кулмэк
Казакин (кәзәки)
джилян
Женская одежда татар - длинное платье с низким стоячим воротником, широкое в подоле с нашитыми оборками.
Под платьем носят шаровары , которые довольно плотно облегают ноги и спускаются до щиколоток. Поверх платья носится камзол без рукавов.
Женские бишметы, джилянты отличаются от мужских большим изяществом и тщательностью отделки. Особым элементом женской одежды является фартук ( алъяпкыч ) или «кукрэк» разного вида и разнообразной отделки. Применяются различные виды украшений, начиная от нагрудников, нашивок, перевязей и кончая ювелирными украшениями из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, кораллов.
Простейшим видом постоянного головного убора стал легкий платок. Носили также шали, шапки, нередко и тюбетейки.
Специфический элемент женского головного убора - это калфак. Он может иметь форму длинного прямого чулка или наколки с жесткой прямоугольной передней частью. В налобной части калфак богато разукрашивается, и на него накидывается легкая шаль.
Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш).
Каляпуш - одна из разновидностей тюбетейки. На верхушке крепится кисть. Каля - понятие головы, пуш - покрыть. То есть, «перед намазом накрой голову». Поверх тюбетейки в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.
Белорусский национальный костюм
Белая домотканая одежда, украшенная орнаментом, выполняла функцию определения рода, подчеркивая принадлежность человека к семье, местности и к своей стране. Стране, в названии которой отчетливо слышно звучание белого - Беларусь. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда).
Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов.
Его дополняли головные уборы ( магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги.
Женская одежда, состоит из искусно украшенной сорочки, юбки (в Беларуси известно множество вариантов этого поясного вида одежды: андарак, саян, понёва, летник и др.), фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки.
В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. Пояс имеет такое же значение, как и в мужском.
Головной убор девушек - узенькие ленты ( скидочка, шлячок ), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор ( намитка), платок.
В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
Корейский национальный костюм
Одежда для корейцев — это не только то, чем покрывают тело.
Ханбок – «одежда, рожденная ветром», символом свободы, жизнерадостного динамизма и бесконечной нежности. Ханбок плавно колышется при каждом дуновении ветра, слегка очерчивая фигуру.
Традиционно, «ханбок» классифицировался на несколько видов в зависимости от социального статуса, класса, рода и возраста того, кто его носит.
Чжогори» -жакет - верхняя часть костюма «ханбок».
«Тончжон» - белая тесёмка, прикрепляющаяся к шейной части жакета.
«Отгорым» (узел на жакете) - украшение женского костюма, которое свисает вертикально вдоль передней линии юбки «чима».
«Пэрэ» - нижняя линия рукавов традиционного жакета «чжогори» и верхнего жакета «могочжа». «Пэре» имеет форму плавно округлённой линии, напоминающей края крыши традиционного корейского дома.
«Чима» - внешняя женская юбка. Существует несколько вариантов «чима»: однослойная, двухслойная и стёганая. «Пхуль-чима» - юбка с разделяющейся задней частью, а «тхон-чима» - юбка, сшитая цельно.
- «Кат»- традиционная мужская шляпа.
- «Турумаги» - традиционное пальто, надевающееся поверх жакета и брюк. К жакету также прикреплены длинные ленты, которые завязываются в «отгорым».
- «Кит» - воротник жакета. Концы «кит» обычно чётко пересекаются, и на него нашивается сменная белая тесёмка-воротник, называющаяся «дончжон».
- «Пачжи» - (брюки) нижняя часть мужского костюма.
Создание эскизов и готовые изделия
Познакомившись с национальной одеждой разных народов, мы решили нарисовать эскизы костюмов для кукол. Для этого подобрали в Интернете модели кукол Барби и Кена и сделали бумажных кукол. Все эскизы мы делали для этих моделей.
Такие эскизы у нас получились
Украинский костюм
Русский костюм
Казахский костюм
Немецкий костюм
Корейский костюм
Греческий костюм
Чеченский костюм
Армянский костюм
Грузинский костюм
Цыганский костюм
Татарский костюм
Выбор инструментов и материалов
- При работе мы использовали следующие инструменты и оборудование:
- Ножницы,
- швейная машинка,
- иглы швейные,
- сантиметровая лента,
- булавки,
- портновский мел.
Также при работе нам понадобились следующие материалы:
- лоскуты различных тканей (шелк, ситец, сатин, органза, атлас, парча, бархат);
- кусочки меха (норка, кролик, овчина) и искусственной кожи;
- ленты, кружево, шнурки, тесьма, орнамент;
- бисер, стразы, пайетки, искусственные цветы;
- нитки в цвет изделия.
Технологическая последовательность изготовления изделий
- 1.Выбор модели.
- 2.Снятие мерок.
- 3.Построение чертежа - основы плечевого изделия.
- 4. Моделирование.
- 5. Подготовка ткани к раскрою.
- 6. Раскрой изделия.
- 7. Пошив изделия.
- Женский казахский национальный костюм для девушки состоит из платья, камзола, шаровар и тюбетейки.
Построение чертежа
Для построения чертежа
камзола нужны такие мерки:
• Окружность груди (Ог) ;
• Окружность талии (От) ;
• Окружность бедер (О б) ;
• Длина спины (Дст) ;
• Длина изделия (Ди) .
Моделирование камзола
Для камзола вырез горловины оформляется разнообразно, в зависимости от фасона.
У нас – мысообразный вырез.
Длину камзола можно изменить в зависимости от модели, добавив или отрезав нижнюю часть до желаемой длины камзола.
Раскрой камзола
Раскрой камзола
- Подготовить ткань (учесть направление ворса).
- Сложить ткань вдвое по нити основы лицевой стороной внутрь.
- Приколоть выкройки к ткани булавками (сначала большие детали, а затем маленькие).
- Обвести контуры деталей.
- Отложить величину припусков на обработку срезов, провести линии.
- Раскроить детали по линиям припусков швов.
- Отколоть детали выкройки и сколоть детали кроя.
Пошив камзола
- Обработать боковые и плечевые срезы.
- Обработать внутренний срез подборта.
- Соединить подборт с обтачкой.
- Соединить подборт с изделием.
- Окончательная отделка камзола.
Аналогично мы конструировали, моделировали и изготавливали платье, шаровары женские и мужской костюм.
Русский костюм
Схема кроя сарафан
Схема кроя портов
Схема кроя рубахи
Вот, что у нас получилось!
Казахи украинцы русские
Корейцы греки цыгане
Немцы казашка татары
Грузины армяне чечены
Экологическое обоснование
Наш проект хорош тем, что мы используем игрушки и материалы, которые уже сыграли свою роль в нашей жизни. А мы даем им возможность радовать нас снова и снова. При утилизации игрушек из пластмассы в воздух выбрасываются вредные вещества, а мы должны охранять и не засорять нашу природу. Давая игрушкам вторую жизнь, мы сохраняем экологию. Мы находим применение лоскуткам различных тканей, кусочкам меха, ленточкам, тесемочкам, бусинкам и др. Наши изделия не наносят вред окружающей среде, так как мы используем экологически чистые материалы. Эти материалы куплены в магазине и все они имеют сертификаты.
Экономический расчет
Каждая девочка нашего класса выполнила костюм какой-нибудь национальности для 2 кукол (Барби и Кена). Куклы покупались по 400тенге, или девочки находили кукол дома. Для пошива костюмов использовались лоскуты тканей из домашнего архива. Декорировали костюмы тесьмой и лентами (стоимость фурнитуры различная – от 25тенге за метр до 300тенге за метр). Подставки для кукол выполнили наши мальчики на уроках технологии. Так что затраты на создание одной пары в национальных костюмах не превысили 1000 тенге. Для семейного бюджета это необременительно.
Реклама
Приходите в магазин,
Кукол мы вам продадим,
Здесь живёт дружный народ,
Вместе водят хоровод,
А костюмы просто класс!!!
Увлекут они всех вас.
И казахи, и уйгуры,
Немец, русский и таджик
Все народности тут есть,
Можно их здесь встретить всех.
Наш адрес:
Гульдер 1, дом 1, школа-лицей № 101, телефон 333120.
Заключение
При выполнении этого проекта мы узнали много нового об Ассамблее народа Казахстана, познакомились с чудесными людьми из национальных центров нашего города, изучили народные костюмы многих национальностей, проживающих в Карагандинской области, посетили ряд городских мероприятий с участием национальных центров, сделали много фотографий, связанных с этнокультурным наследием. Приняли участие в создании школьной кукольной коллекции «Ассамблея народа Казахстана». Эта работа нас так увлекла, что мы планируем продолжить работу по этой теме, посетить другие этноцентры, изучить особенности одежды оставшихся народов и пополнить нашу коллекцию. Наши куклы нашли широкое применение на внеклассных мероприятиях (выступление на линейках, классных часах, кукольном театре, открытых мероприятиях, а также во всех выставках), и в урочной деятельности (на уроках познания мира, технологии, изо, истории, географии, литературы). Особо актуальными они были при праздновании 20-летия Ассамблеи народа Казахстана.
Список источников
- http :// azbyka . kz / vneklassnoe - meropriyatie - pod - edinym - shanyrakom
- http :// sc 0019. bulandy . akmoedu . kz / documents / view / ADF 9 E 6 DF 8 DE 48612. html http :// m . pavlodar . gov . kz / page . php ? page _ id =3642& lang =1
- http :// www . regnum . ru / news / polit /1844588. html
- http :// www . meta . kz / novosti / kazakhstan /206890- prezident - rk - otkroet - v - astane -16- ju - sessiju . html http :// sc 0013. astrahanka . akmoedu . kz / documents / view / A 56 D 9 A 4392 ACE 91 D /
- http :// golose . kz / index . php ? option = com _ content & view = article & id =881:----15--& catid =926:----15-
- http :// www . liveinternet . ru / users / len / post 229810529
- http :// nazaccent . ru / content /5442- ukrainskij - nacionalnyj - kostyum . html
- http :// womanadvice . ru / ukrainskiy - narodnyy - kostyum
- https://ru.wikipedia.org/
- http :// etno - centr . kz / page . php ?28
- Методический сборник об опыте работы областной Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных объединений в сфере межэтнических отношений и межкофессиональной толерантности за годы Независимости Республики Казахстан . Караганда :ПК»Экожан»,2011.
- Под общим шаныраком. Сост.Бокаева А.К., Умирзакова Б.Е.-Караганда;Экожан, 2010.
- А. Шульгина, Л. Томилина,Л. Замалина Советы костюмера. Профиздат. 1968
- Использованы фотографии из семейного архива Гумовских
- Использованы фотографии из архива Немецкого, Румынского, Еврейского, Украинского и Литовского центров.