СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальные отношения. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Национальные отношения. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Урок № 37-38 Обществознание, 10 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Д.З.: § 17, ?? (с.194), задания (с.195-196) . Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления». © ред. А.И. Колмаков

Урок № 37-38

Обществознание, 10

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Д.З.: § 17, ?? (с.194), задания (с.195-196) . Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления».

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Содействовать пониманию особенностей межнациональных отношений, целей и задач национальной политики; продолжить формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения; содействовать выработке собственных оценочных суждений о современной национальной политике на основе сопоставления источников и их интерпретации

Цели урока

  • Содействовать пониманию особенностей межнациональных отношений, целей и задач национальной политики;
  • продолжить формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения;
  • содействовать выработке собственных оценочных суждений о современной национальной политике на основе сопоставления источников и их интерпретации
Понятия, термины род, племя, народности, нации этнос; национальное самосознание; национальная политика; национализм; геноцид; толерантность

Понятия, термины

  • род, племя, народности, нации
  • этнос;
  • национальное самосознание;
  • национальная политика;
  • национализм;
  • геноцид;
  • толерантность
Знать и уметь Знать, что представляют собой межнациональные отношения. Уметь: разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными на родами; уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе.

Знать и уметь

  • Знать, что представляют собой межнациональные отношения.
  • Уметь:
  • разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры;
  • пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными на родами;
  • уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе.
Изучение нового материала Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Изучение нового материала

  • Национальные отношения.
  • Этнические общности.
  • Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.
  • Национальная политика.
  • Культура межнациональных отношений.
Актуализация проблемы Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

Актуализация проблемы

  • Что составляет величие человека: национальность или культура?
  • Может ли какая-либо нация осчастливить человечество?
  • Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
Этнические общности Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей , обладающих общими , относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнические общности

  • Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей , обладающих общими , относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
  Черты этноса: язык нации, народности; общая историческая судьба; семейно-бытовое поведение; нормы повседневного поведения; специфическая материальная и духовная культура.

Черты этноса:

  • язык нации, народности;
  • общая историческая судьба;
  • семейно-бытовое поведение;
  • нормы повседневного поведения;
  • специфическая материальная и духовная культура.
Генезис этноса: род, племя, народность, нация Род, племя  – объединяют родственников и соответствуют первобытнообщинным отношениям. Народность – для неё характерны общность истории, территории, языка, культуры.  Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.

Генезис этноса: род, племя, народность, нация

  • Род, племя – объединяют родственников и соответствуют первобытнообщинным отношениям.
  • Народность – для неё характерны общность истории, территории, языка, культуры.

Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.

  • Нация – это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
В развитии наций есть две объективные тенденции : 1) сближение, межнациональная интеграция; 2) стремление к отделению, межнациональная дифференциация. Межнациональная интеграция  – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов. Формы интеграции:  Экономические и политические союзы Транснациональные корпорации международные культурные центры Взаимопроникновение религий, культур Назовите примеры интеграции:  политической;  экономической;  социальной;  культурной
  • В развитии наций есть две объективные тенденции :
  • 1) сближение, межнациональная интеграция;
  • 2) стремление к отделению, межнациональная дифференциация.

Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.

Формы интеграции:

  • Экономические и политические союзы
  • Транснациональные корпорации
  • международные культурные центры
  • Взаимопроникновение религий, культур

Назовите примеры интеграции:

  • политической;
  • экономической;
  • социальной;
  • культурной
Межнациональная дифференциация  – процесс разъединения, разделения. Формы:  религиозный фанатизм национализм протекционизм в экономике самоизоляция в целом  идеологии расизма и шовинизма. Национальная самостоятельность Ломка национальных перегородок

Межнациональная дифференциацияпроцесс разъединения, разделения.

Формы:

  • религиозный фанатизм
  • национализм
  • протекционизм в экономике
  • самоизоляция в целом
  • идеологии расизма и шовинизма.

Национальная

самостоятельность

Ломка национальных

перегородок

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание национальных государств. Вторая тенденция  – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречия между ними является основным противоречием в сфере национальных отношений.

Внутри каждой нации также действуют две тенденции.

  • Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание национальных государств.
  • Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречия между ними является основным противоречием в сфере национальных отношений.
ТУРКМЕНИЯ УЗБЕКИСТАН УКРАИНА Взаимоотношения русской нации с другими этническими группами строятся на основе: 4.Белоруссия 5.Молдавия 6.Литва 7.Латвия 8.Эстония 9.Таджикистан 8 7 6 4 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5 1.Грузия 2.Азербайджан 3.Армения КАЗАХСТАН 1 3 2 КИРГИЗИЯ Утрата прежнего высокого статуса русской нации. Рост сепаратистских тенденций на территории России. Демографические и миграционные процессы. 9

ТУРКМЕНИЯ

УЗБЕКИСТАН

УКРАИНА

Взаимоотношения русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

4.Белоруссия

5.Молдавия

6.Литва

7.Латвия

8.Эстония

9.Таджикистан

8

7

6

4

РОССИЙСКАЯ

ФЕДЕРАЦИЯ

5

1.Грузия

2.Азербайджан

3.Армения

КАЗАХСТАН

1

3

2

КИРГИЗИЯ

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

  • Рост сепаратистских тенденций на территории России.
  • Демографические и миграционные процессы.

9

Вопрос для размышления : Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране?

Вопрос для размышления :

  • Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране?
4 июля 2009 года Днепропетровский филиал Института Горшенина провел экспресс-опрос на тему «Межнациональные отношения глазами жителей»  1. Три четверти опрошенных (77,1%) считают, что в нашем обществе распространена неприязнь к людям других наций и народов. При этом 62,3% считают, что такая неприязнь «скорее распространена», а 14,8% - «очень распространена». Только каждый пятый респондент (20,6%) считает, что такое явление не распространено: 19,3% - «скорее не распространено», 1,3%, - «не распространено вообще».

4 июля 2009 года Днепропетровский филиал Института Горшенина провел экспресс-опрос на тему «Межнациональные отношения глазами жителей»

1. Три четверти опрошенных (77,1%) считают, что в нашем обществе распространена неприязнь к людям других наций и народов. При этом 62,3% считают, что такая неприязнь «скорее распространена», а 14,8% - «очень распространена». Только каждый пятый респондент (20,6%) считает, что такое явление не распространено: 19,3% - «скорее не распространено», 1,3%, - «не распространено вообще».

4 июля 2009 года Днепропетровский филиал Института Горшенина провел экспресс-опрос на тему «Межнациональные отношения глазами жителей» Неприязнь к гражданам других национальностей почти половина опрошенных(49,5%) связывает с их внешностью, манерой поведения и чертами характера. Почти такому же количеству респондентов (45,8%) не нравится то, что представители некоторых наций и народов контролируют определенные сферы бизнеса, а 45,5% лиц опасаются представителей других наций и народов в связи с угрозой терроризма. Также у некоторых респондентов вызывает раздражение то, что лица других национальностей «отнимают рабочие места у местного населения» - 36,8%, «связаны с криминалом» - 36,5%, «исповедуют другую религию» - 27,8%. Четверть опрошенных (26,8%) недовольны тем, что представители других народов не считаются с принятыми нормами поведения, а еще четверть (25,8%) видят с их стороны угрозу для своего здоровья или имущества.

4 июля 2009 года Днепропетровский филиал Института Горшенина провел экспресс-опрос на тему «Межнациональные отношения глазами жителей»

  • Неприязнь к гражданам других национальностей почти половина опрошенных(49,5%) связывает с их внешностью, манерой поведения и чертами характера.
  • Почти такому же количеству респондентов (45,8%) не нравится то, что представители некоторых наций и народов контролируют определенные сферы бизнеса, а 45,5% лиц опасаются представителей других наций и народов в связи с угрозой терроризма.
  • Также у некоторых респондентов вызывает раздражение то, что лица других национальностей «отнимают рабочие места у местного населения» - 36,8%, «связаны с криминалом» - 36,5%, «исповедуют другую религию» - 27,8%.
  • Четверть опрошенных (26,8%) недовольны тем, что представители других народов не считаются с принятыми нормами поведения, а еще четверть (25,8%) видят с их стороны угрозу для своего здоровья или имущества.
Развитие межнациональных отношений в современной России По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)

Развитие межнациональных отношений в современной России

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ).

  • Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%,
  • другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)
Типы межнациональных конфликтов: 1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). 2. Этнотерриториальный (определение границ нации). 3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности). 4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Типы межнациональных конфликтов: противостояние между арабскими военизированными радикальными группировками и сионистским движением евреев Религиозный, культурный, территориальный Арабо-израильский в 1937 году франкистским декретом ликвидирована автономия басков на севере Испании. Ц ель сепаратистов - создание независимой

Типы межнациональных конфликтов:

  • противостояние между арабскими военизированными радикальными группировками и сионистским движением евреев
  • Религиозный, культурный, территориальный

Арабо-израильский

  • в 1937 году франкистским декретом ликвидирована автономия басков на севере Испании. Ц ель сепаратистов - создание независимой "Великой Эускади - Страны басков».
Типы межнациональных конфликтов: Грузино-абхазский конфликт - этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и руководством автономной республики Абхазия. Курдское национальное движение - борьба курдов за создание суверенного курдского государства. На сегодняшний день курды остаются самым многочисленным народом, не имеющим своей государственности.

Типы межнациональных конфликтов:

  • Грузино-абхазский конфликт - этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и руководством автономной республики Абхазия.
  • Курдское национальное движение - борьба курдов за создание суверенного курдского государства. На сегодняшний день курды остаются самым многочисленным народом, не имеющим своей государственности.
Пути разрешения национальных конфликтов дружба между народами; взаимопонимание; сотрудничество (политическое, экономическое, культурное) поиск компромиссов; взаимные уступки; толерантность;

Пути разрешения национальных конфликтов

  • дружба между народами;
  • взаимопонимание;
  • сотрудничество (политическое, экономическое, культурное)
  • поиск компромиссов;
  • взаимные уступки;
  • толерантность;
Пути разрешения межнациональных конфликтов: Осознание всеми людьми неприемлемости насилия , выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп; Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. Создание эффективно действующих международных комиссий , советов, других организаций для мирного решения национальных споров; Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия , выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
  • Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
  • Создание эффективно действующих международных комиссий , советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
  • Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов: Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:  Использование экономических рычагов для нормализации ситуации. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

  • Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
  • Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

А1. Назовите общности людей: 1). Итальянцы, 2).кривичи, 3). саксонцы, 4). эвенки, 5).радимичи, 6). баски, 7). русские, 8). ирландцы, 9). дреговичи, 10).англичане, 11).вятичи, 12).испанцы ПЛЕМЕНА НАРОДНОСТИ НАЦИИ А2. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку 1) православные 2) французы 3) католики 4) мусульмане

А1. Назовите общности людей:

1). Итальянцы, 2).кривичи, 3). саксонцы, 4). эвенки, 5).радимичи, 6). баски, 7). русские, 8). ирландцы, 9). дреговичи, 10).англичане, 11).вятичи, 12).испанцы

ПЛЕМЕНА

НАРОДНОСТИ

НАЦИИ

А2. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку

1) православные

2) французы

3) католики

4) мусульмане

А 3 . Какую социальную общность выделяют по этническому признаку 1) православные 2) французы 3) католики 4) мусульмане А 4 .Верны ли следующие суждения о нации А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены экономическими связями. Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.  1) верно только А, 2) верно только Б,  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 

А 3 . Какую социальную общность выделяют по этническому признаку

1) православные

2) французы

3) католики

4) мусульмане

А 4 .Верны ли следующие суждения о нации

А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены экономическими связями.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 

А 5 . Верны ли следующие суждения о национальных интересах А. Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности. Б. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами. верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны    А6. Тенденцию к национальной интеграции отражает 1)сепаратизм 2)сближение народов 3)национальная изоляция 4)национальная дифференциация

А 5 . Верны ли следующие суждения о национальных интересах

А. Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.

Б. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами.

верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А6. Тенденцию к национальной интеграции отражает

1)сепаратизм

2)сближение народов

3)национальная изоляция

4)национальная дифференциация

А7. Какие конституционные положения отражают принципы национальной политики? Принцип уважения к людям всех наций Принцип равенства Принцип толерантности(терпимости)  Принцип сотрудничества и демократизации национальной политики В 1. Установите соответствие между Примеры проявления А)транснациональные корпорации Б) протекционизм в экономике В) религиозный фанатизм Г)экономические и политические союзы Д) национализм в политике и культуре Основные тенденции развития наций 1)межнациональная дифференциация 2)межнациональная интеграция

А7. Какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?

  • Принцип уважения к людям всех наций
  • Принцип равенства
  • Принцип толерантности(терпимости)
  • Принцип сотрудничества и демократизации национальной политики

В 1. Установите соответствие между

Примеры проявления

А)транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г)экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре

Основные тенденции развития наций

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на национально-психических образованиях. (3) Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в некоторую совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления закреплены некритически воспринятым ответом негативного отношения к представителям других социально­этнических общностей. Определите, какие положения текста носят  А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на национально-психических образованиях. (3) Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в некоторую совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления закреплены некритически воспринятым ответом негативного отношения к представителям других социально­этнических общностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия «_______________1) и "этнос" сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин "этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ______________ (2) главное основание объединения людей в одну _____ ______(3) - кровно-родственные связи и общее ________________(4). С возникновением государств появляются ________________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйст­венно-культурными отношениями территориально-со­седского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются _______________(6) - этносоциальный организм, объединенный связями куль­турного, языкового, исторического, территориально-по­литического характера и имеющих, по словам англий­ского историка Д. Хоскинга, "единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единст­венном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение Е) народность

Б) племя Ж)национальность

В) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

Д) народ

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Использованы материалы: Стрижанова А.Ю., МОУ «ФМЛ МО», г. Сергиев Посад Сарф Галина Владимировна, учитель истории МОУ «СОШ № 142», г. Омск http://900igr.net/  http://erido.ru/  http://nabat.my1.ru/publ/russkij_mir/rossija/mezhnacionalnye_konflikty_poslednjaja_karta_rezhima/ http:// files.kob.su/kpe.ru / http:// www.rusedu.ru /

Использованы материалы:

  • Стрижанова А.Ю., МОУ «ФМЛ МО», г. Сергиев Посад
  • Сарф Галина Владимировна, учитель истории МОУ «СОШ № 142», г. Омск
  • http://900igr.net/
  • http://erido.ru/
  • http://nabat.my1.ru/publ/russkij_mir/rossija/mezhnacionalnye_konflikty_poslednjaja_karta_rezhima/
  • http:// files.kob.su/kpe.ru /
  • http:// www.rusedu.ru /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!