Национальные религии
Основу иудаизма составляют:
Тора (Пятикнижие Моисея )
Танах (Священное писание, в которое входит Тора)
Талмуд (Мишна и Гемара – Сб. правовых норм, Устная Тора)
Иудаизм.
Три фундаментальных верования (строгий монотеизм ,
Бог-Творец ;
Тора -слово Бога человечеству.
Главной идеей иудаизма является вера в единого Бога. Он бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Человек создан по образу и подобию Бога, т.е. наделен разумом и душой, а значит человеческая душа бессмертна.
Синагога в Санкт-Петербурге
Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору (Пятикнижие Моисея).
Иудаизм проповедует концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Именно этот народ был избран Богом, именно из этого народа должен был выйти Мессия (посланник или помазанник Бога).
В настоящее время большая, часть иудеев соблюдает только те положения Торы и Талмуда, которые касаются праздников и некоторых предписаний и запретов. Праздники: соблюдение субботы – время отдыха и запрета на любую деятельность;
рош-га-шана – еврейский Новый год ; йом-кипур – день всепрощения; пасха – праздник в честь свобождения евреев из египетского плена; шву от и суккот – праздники урожая ; Ханукка – праздник зажигания свечей в честь освобождения Храма в Иерусалиме.
Учение о пищевых запретах – запрет употребления в пищу нечистых животных
Индуизм
Дхарма в индуизме понимается как долг, т.е. совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сословия.
Сансара – учение о переселении душ. Карма – это неотвратимость наказания за содеянное в данной жизни. Карма определяет сансару человека, т.е. определяет, в какое существо будет вселена душа в следующей жизни.
В индуизме два основных направления – вишнуизм и шиваизм . В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива , который одновременно является и разрушителем и созидателем мира. Вишнуизм выдвигает на первый план образ бога Вишну – хранителя мирового порядка.
Даосизм
Конфуцианство
Конфуцианство возникло в Китае
в VI-V вв. до н. э. Его основателем был Конфуций (Кон Фу Цзы, Кун Цзы, ).
В настоящее время конфуцианство распространено в Китае, Корее и Японии.
Конфуцианство не является религией в полном смысле слова, это философско-этическое учение. В нем нет таких понятий, как Бог, рай, ад, грех, покаяние и т.д.
Главным в конфуцианстве является провозглашение идеала социальной гармонии и поиск средств достижения этого идеала.
Конфуцианство дает комплекс установлений, определяющих систему жизненных ценностей, правила жизни общества и поведения человека .
Главными среди них являются :
- необходимость соблюдения всеми принятых норм жизни в стране ;
- повиновение младших старшим .
Согласно учению Конфуция семейное счастье – это главное.
Правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства и попытался применить принципы семейственности к государственным отношениям.
Конфуций сформулировал основные требования к руководителю и подчиненному .
Управленец к народу должен быть добр, справедлив и снисходителен, он должен уметь «спрашивать нижестоящих», на службе он исполнен чувства самоуважения и ответственности, основная его цель - избежать напряженности и конфликтов между управляемыми и управленцами.
Конфуций сформулировал идеал, на который должны были ориентироваться люди:
- высокие моральные качества ,
- обостренное чувство долга ,
- желание всего себя отдать на благо общества,
- постоянное стремление к постижению истины,
- верность и благородство .
Одно из основных положений конфуцианства – идея гармонии в мире .
Человек должен жить в гармонии с обществом, а общество - в гармонии с природой, в одном с ней ритме .
Гармония должна быть во всем :
- Важную роль в достижении такой гармонии Конфуций отводил ритуалу и воспитанию в людях чувства меры в большом и малом.
- Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития потребительства в ущерб духовности
Даосизм
- возник в Китае в IV – II вв. до н. э.
- Его основателем считается мудрец Лао-цзы .
- Даосизм - это религиозно-философско-этическое учение .
- Основной категорией даосизма является понятие «Дао» – это вездесущий закон природы, это закон спонтанного бытия Космоса, начало, порождающее мир форм .
- Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться .
- Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия .
- Дао - это также и путь, дорога , которую проходит человек в течение своей жизни. Проходя свой дорогу жизни, человек познает Дао, т.е. вечный закон Космоса ;
- познавая Дао, человек должен встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» – слияние человека с природой .
- Предельная простота проблемы зла:
- все природное – благо ( все естественное хорошо),
- зло – в отступление от Дао – мирового первопринципа - гармонического мира природы.
- Добро и зло - пара взаимообусловленных противоположностей.
Мистическое направление даосизма – поклонение богам.
Три главных бога счастья:
Представление о счастье – оно здесь, на земле, в жизни.
Нет веры в бессмертие души;
Концепция бессмертия тела (эликсир жизни)
- Даосизм оказал сильное влияние на культуру, традиции Китая.
- Учение даосов о бессмертии обернулось у китайцев культом долголетия, а доктрина Дао как источника жизни – культом многодетности, богатства.
- Занятия даосов науками привели, в частности, к накоплению богатого эмпирического материала в области химии, а в традиционной медицине к развитию в теории и практике иглотерапии и фармакологии .
- Синтоизм (от «синто» – «путь богов») сложился в VI – VII вв. н.э . и в настоящее время является государственной религией Японии.
- Синтоизм представляет синкретическую религию ; он сформировался на основе языческой религии древних японцев синто, вобрав в себя важнейшие положения конфуцианства и буддизма.
- Верховным божеством являлась «солнечная» богиня Аматэрасу (создавшая японские острова) , она явилась прародительницей Ниниги, отправившегося на землю и положившего начало «божественной» императорской династии.
- С конца VI в. в Японии начинается широкое распространение буддизма , строятся многочисленные буддийские храмы и монастыри, им предоставляются земли, рабы, финансовые средства.
- Японцы включили в свой пантеон богов Будд и бодхисаттв и стали их наделять теми же магическими свойствами, что и камни.
- Со временем происходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов , многие синтоистские церемонии стали проходить с приглашением буддийских монахов
«Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек еще может пройти, но целый народ ухнет в бездну» (Фрэнсис Бэкон ).