СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальная культура села Николаевское

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, посвященная особенности культуры родного села. 

Просмотр содержимого документа
«Национальная культура села Николаевское»

VIII научно-практическая конференция

«Юные исследователи Забайкалья»

Забайкалье многонациональное

Исследовательская работа

«Национальная культура села Николаевское».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа.





Выполнила: Золотарева Мария Геннадьевна, ученица 10 класса 23. 10. 2001 года рождения

Адрес: Забайкальский край. Улетовский район, село Николаевское, улица Октябрьская 50

Руководитель: Сизикова Анна Ивановна, учитель истории и обществознания Николаевской средней общеобразовательной школы

Телефон: 9245775348





2018 го



Оглавление

  1. Введение. Актуальность темы……………………………………….......3

  2. Теоретическая часть……………………………………………………...5

    1. Особенности возникновения села Николаевское……………......5

    2. Занятия и быт………………………………………………………7

    3. Национальная кухня……………………………………………….9

    4. Одежда……………………………………………………………..10

    5. Обычаи и обряды………………………………………………….11

    6. Игры наших предков……………………………………………...12

  3. Практическая часть……………………………………………………....13

  4. Сохранение национальных традиций в нашем селе сегодня………...13

  5. Выводы…………………………………………………………………....17

  6. Список литературы……………………………………………………....18

  7. Приложения……………………………………………………………....19













  1. Введение.

«Колок у края поляны,

Белая кипень берез.

Картины родины малой

Трогают душу до слез…»

(из стихотворения местной поэтессы Писаренко Татьяны) [ приложение №2]

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Национальная культура моего села весьма разнообразна и уникальна. Развиваясь, она вбирала в себя элементы культуры народов соседних деревень, но все же национальная культура моего села больше близка украинской культуре. Я не отношусь к числу коренных жителей Николаевского, но живу здесь уже без малого 12 лет. Общаясь с местными жителями, я обратила внимание на их странный говор. Диалект села Николаевское – это сочетание русского и украинского языков. Посещая мероприятия в Доме культуры, я обратила внимание на то, что традиции и обычаи имеют много общего с украинскими. Мне стало интересно, что же послужило причиной такого интересного сочетания. Я решила разобраться в этом.

Цель работы

- сформировать представление о национальной культуре моего села с целью ее сохранения.

Задачи исследования

- познакомиться с историей села и его национальной культурой.

- собрать информацию об обычаях, кухне, играх и быте.

- систематизировать собранный материал.

Методы:

- опросы и беседы

- анализ имеющихся информационных сведений, фотодокументов и видеозаписей.

Объект исследования: культура народа села Николаевское.

Предмет исследования: обычаи и традиции народа.

Гипотеза: работая над проектом, я предположила:

- Современное поколение жителей села Николаевское мало знакомо со своей национальной культурой и ее особенностями.





























2.1. Особенности возникновения села Николаевское. [Приложение №1]

17 октября 1799 года царь Павел l подписал указ «О населении Сибирского края…», предусматривающий переселить в Забайкалье до 10 тысяч крестьян. [Слайд2] Переселенными в большей мере оказались крестьяне, приговоренные судом к выселке, и отставные солдаты.

Предполагалось с сентября 1800 года отвести каждому прибывшему до 30 десятин земли, построить за государственный счет до 2 тысяч домов, выделить хлеба на 1,5 года, снабдить сельхозугодиями, семенами и освободить на 10 лет от всяких поборов.

Указ дошел до крестьян Кавказской губернии, и они пожелали поселиться за Байкал добровольно. К лету 1804 года кавказские переселенцы прибыли в Иркутск. 20 августа 1804 года бывший сибирский генерал-губернатор Селфонтов предлагал «По неприятию отысканных в Верхнеуденском уезде земель кавказскими переселенцами…» [4 C. 153] показать им места, уступленные бурятами (по реке Ингода от реки Танга до Читы и вверх по реке Чита). В случае пригодности земель предлагалось произвести окончательное поселение крестьян.

Во исполнении этого были посланы для осмотра «передовые»: Николай Горковенко, Демьян Писаренко, Гаврило Страмило и Степан Кунда.

Вместе с ними поехал уездный землемер Трапезников, которому было предписано те земли «показывать». Возвратясь эти «передовые» письменно объявили, что «по общему их осмотру для заселения следующих с ними двух партиях крестьян вверх по течению реки Ингоды в расстоянии от Доронинска в 15 верстах, начиная от речки Гареки, впадающей в Ингоду, и до речки Танги оказались к хлебопашеству места для них удобные и поселиться на них желают».

5 мая 1805 года Священник Доронинской Богоролской церкви Прокопий Трапезников сообщал нерчинскому духовному правлению «… Честь имею донести по случаю переселения кавказских государственных крестьян, и водворившихся от здешней церкви в 30 верстах вверх по Ингоде или озере Тунгуринском. [Приложение №4.1] Число же оных обоего пола людей простирается до четырех сотен душ, которые и желают быть… в моем приходе». [ 4 С. 153] Таким образом, в 1805 году на карте Забайкалья появилось село вольных государственных крестьян Николаевское, первоначально носившее название – деревня Тунгуринская. [Приложение №3]

По происхождению крестьяне относились к «Малороссиянам», то есть украинцам. На это указывают фамилии переселенцев: Середа, Писаренко, Горлач, Страмило, Романенко, Казаченко, Сиденко, Билиименко, Шульженко, Дорошенко, Саранча, Выскуб, Шведенко, Скубиенко, Коваленко, Сизик, Шептун, Куценко, Головко, Ворона, Гончаренко, Курмаз, Гапченко, Кривоносенко, Горковенко, Мукеев, Тарасов, Чайка, Черной и др.

Именно особенности возникновения села Николаевское повлияли на развитие своеобразной национальной культуры.

















2.2. Занятия и быт.

Дома, в основном были небольшими, неказистыми, с маленькими оконцами, в рамы которых вставлялось по 8 небольших стеклинок. Окна , также как и двери выходили на улицу[Слайд 3]. Но главная особенность этих хат в том, что это одно помещение, посреди которого стояла большая битая печь. Так же своеобразно сделано крыльцо – оно всегда высокое и как бы встроено в хату. Обстановка в жилье, по рассказам, была небогатая: стоял большой стол, а вдоль стен – лавки [Слайд 4,5]. В угол встраивался шкаф, где хранилась посуда [Слайд 6,7] [Приложение №4.2]. С улицы делалась лестница (дробына), которая вела на чердак (горище), где хранили овощи и прочие предметы. И по сей день в Николаевском сохранились такие дома.

Люди жили бедно, но были гостеприимны. [Слайд 8]Николаевские семьи были достаточно большими и трудолюбивыми. [Приложение №4.4] Благосостояние крестьянских семей зависело всегда от числа рабочих рук, поэтому компактная этническая группа выходцев из Малороссии быстро росла, выплескивая избыточное население за берега Тангинского озера и в окрестные села. В Николаевскую волость входили села от Арты и Бальзоя вверх по течению реки Ингоды, в том числе исчезнувшие села Чунгурук, Новопавловск.[Слайд 9]

Через несколько лет после основания села в Николаевском была построена часовня в честь Николая Чудотворца, а в 1832 году и Богородице-Казанская церковь.[Слайд 10] Самый большой пай на покупку купола внес житель села Куценко, за что стоял в церкви на почетном месте.[Слайд 11]

Деревня без школы обречена на вымирание. Поэтому 28 октября 1854 года в Николаевском было открыто Николаевское Казанско-Богородское приходское училище, в котором обучалось первых 11 учеников. В 1898 году на 889 дворов в Николаевской волости был 41 ученик, в том числе одна девочка.[Слайд 12] Приложение №4.3]

В 1912 году в Николаевской волости была одна двухклассная и 5 одноклассных школ (из них 4 церковно-приходские).

В 1919 году жители принимали участие в Ингодинском восстании

Располагая плодородными пахотными угодьями и сенокосами, крестьяне Николаевского успешно развивали хлебопашество, разводили скот. Пахали сохой с одним или двумя сошниками, а кое-где обрабатывали сабаном. Использовались бороны с деревянными или железными зубьями. В селе имелась кузница, водяная мельница, сено косили косами, хлеб жали преимущественно серпами. Молотили на ледяном току цепами. Сеяли пшеницу, рожь, гречиху, просо, ячмень, овес, ярицу, коноплю.

На сегодня, по данным за декабрь 2017 года в селе проживает 1285 жителей, из которых 1008- взрослые, 217-дети.

























2.3 Национальная кухня.

[Слайд 13] Николаевские земли достаточно плодородны: были большие урожаи злаковых культур, преимущественно пшеницы, поэтому на столе стояло много хлебных блюд, в том числе обрядовых. Например, Саламать готовили после завершения большой работы. Способ приготовления следующий: в глубокой чугунной сковороде (чане) на трех ножках кипятили растительное (конопляное) масло. В него медленно засыпали муку, быстро помешивая, не давая пригорать, подсаливали, мешали, пока не загустеет. Подавали, поливая маслом. Одним из самых распространенных блюд была затирка, которую готовили и на свадьбы и как повседневное блюдо. Из пшеничной муки готовилось густое тесто, которое растирали в мелкую крошку. Затем варили, по возможности добавляя мясо. Летом в жару готовили прохладный напиток – кулагу. Готовили солод: заливали кипятком яричную муку, добавляли немного черемухи, ставили в теплое место бродить на 2-3 дня, потом разводили кипятком и ставил еще на 2 дня. Доводили до консистенции жидкого киселя.

Путря – в кулагу добавляли вареную пшеницу, запускали дрожжи и ставили бродить на 2-3 дня. Ели из чашки ложкой

Урда – жаренное конопляное семя, толкли, разводили кипятком и давали отстояться. Этой смесью белили чай, который назывался сливник, также с ней готовили похлебку.

Бурдук (кисель) готовили следующим образом: замачивали отруби, давали отстояться 2 дня. Процеживали, заваривали кипятком и кипятили, пока не загустеет. Добавляли по вкусу или сахар, или молоко, или сливки.

Хотя кухня и не отличалась большим разнообразием, по причине бедности населения, но хлебные блюда снабжали людей достаточным количеством энергии на весь день, что немало важно при тяжелой работе. Сегодня подобные блюда готовят по национальным праздникам и на обряды.

2.4 Одежда.

Из-за недостатка средств одежда была незамысловатая: ее ткали, в основном, из конопли. За другую ткань нужно было платить деньгами, поэтому зерно, мясо, конопляное масло, сало везли в Читу на лошадях.

[ Слайд 14]Женщины шили длинные юбки, состоящие из четырех клиньев, книзу расклешенные. Низ юбки украшали лентами в несколько рядов. Кофта была с глухим воротом, застегивалась на все пуговицы, на груди была обшита рюшками или лентами. Под низ надевали длинную исподнюю рубаху (спидницу) Приложение №4.5]

[Слайд 15] Пожилые женщины носили запоны и платки. На ноги надевали вязаные из бараньей шерсти длинные чулки, летом чиривики. Мужчины носили рубахи косоворотки, суконные широкие брюки и пиджаки. Головной убор – картуз, а зимой – шапка. Зимой носили шубы, полушубки, тулупы, на ногах - унты или ичиги.





















2.5 Обычаи и обряды.

У любой народности есть собственные традиции и обычаи, корнями, уходящие в далекое прошлое, но воскреснувшие сегодня в качестве национальных праздников.

[Слайд 16] Среди старинных обычаев, которые до сих пор справляют в селе – это обряд «Чапа», который проводится во время свадьбы. [Приложение №4.6] Свадьбу гуляют три дня. Первый день гуляют у жениха. Второй день гуляют у невесты. Вечером второго дня тушат свадьбу у жениха. Дружки разлаживают большой костер, и все гости прыгают через него. Хозяева наливают рюмочку на посошок, и все поют и пляшут. [Слайд 17] Если в семье последний ребенок, то исполняется обряд «Чапа» Мать качают на покрывале и бьют пустой горшок на животе. На третий день теща приглашает зятя на блины. После свадьбы родственники невесты везут приданое в дом жениха. Самая красноречивая баба старается подороже продать приданое жениху. Новый год начинается со святок. Вечером перед Рождеством, 6 января, носят «вечерю»: крестник несет пирог крестным родителям, которые должны одарить его подарком. [Слайд 18] А 13 января ряженые ходили «посевали» по домам пшеницей и хозяевам желали добра. За это их одаривали гостинцами. Среди молодежи есть и такой обычай: под крещенскую ночь «бить кутью».18 января молодежь (5-10 человек) «резвилась» по деревне. Брали бревна и били в угол хаты, выбивая нечистую силу и мороз. Хозяева ставят кресты над входом в дом, надворные постройки, в стайки (помещения, в которых содержали животных). Этот обряд считается хорошей приметой, так как он приносит в дом здоровье и благополучие, достаток и удачу. С каждым годом этот обычай становится все популярнее среди молодежи. [Слайд 19, 20, 21] Перед Троицей до сих пор сохранился обряд «Квичитание» - жители украшают ветками березы ворота, палисадники и перед входом в дом ставят березки. Ильин день пробуют молодую картошку и стряпают из нее шаньги. [Приложение №4.7]

2.6 Игры наших предков.

[Слайд 22] Игра бабки это аналог шахмат, только вместо шахматных фигур использовали бараньи лодыжки. Также было две партии: черные и белые.. Для игры в сазык вырезали чурбанок 10 см. и обрезали с обеих сторон в форме ромба. Брали палку (биту), рисовали на земле квадрат 40 Х 40 см. В середину квадрата ставили сызык, один игрок уходил в поле ловить сызык, а второй бил по краю сызыка и он летел в поле. Если тот, кто в поле поймает сызык руками, то становится водящим. А если не поймает, чертится линия от того места, где он упал, и ловящий должен попасть им в квадрат. Если не попал, то водящий бьет им снова, с того места, где он упал. Если сызык упал на бок, а встал на ребро, то водящий имеет право бить еще раз.

Для игры в бырки (лунки ) по числу играющих на земле в один ряд выкручивались лунки, по размеру мяча. Каждый игрок становился напротив своей лунки. Водящий катит по этому ряду мяч. В чью лунку попал мяч, тот должен схватить его и выжечь любого (игроки разбегаются в стороны). Если выжигающий попал в кого-то из игроков, тот кладет в свою лунку камешек. Игра повторяется. Потом считают каждый свои очки (камешки). У кого всех меньше всего очков, тот садится на землю, а ему на голову кладут головные уборы игроков. Первым кладет тот, у кого больше всех камешков. Игроки прыгают через эту пирамиду. Выигрывает тот, кто не сбил ни одного головного убора.

К сожалению, игры наших предков не дошли до сего дня.











3.Практическая часть. Сохранение национальных традиций в

нашем селе сегодня.

В ходе своего исследования я посетила досуговый центр и пообщалась с работниками клуба, с фольклорным коллективом «Россиянка», с женским клубом «Хохлушка» и ребятами, посещающими клуб «Малятко». Я выяснила, что жители нашего села, и старое и новое поколение знают традиции наших предков и сохраняют их. В нашем селе постоянно проходят праздники «масленицы», «троицы», на которые собираются, как говориться, и стар, и млад.

3.1.Фольклорный коллектив «Россиянка».

[Слайд 23] На протяжение многих лет хранителями украинских песен и обычаев в селе Николаевское является фольклорный коллектив «Россиянка», созданный в 1965 году. Первым организатором и руководителем группы была Галина Викторовна Калашникова. В первый состав клуба входили: Куйдина А. В., Богодухова Т. А., Михайлова А. И., Коновалова А. И., Куйдина Е. М., Страмилова А. М., Парфенова Е. Е., Сизикова Н. Е., Курмазова Н. Е., Курмазова Г. П. и Днепровская З. В. [Приложение №4.8]

[Слайд 24, 25] Группа постоянно выступала в доме культуры, участвовала во всех праздничных концертах и смотрах художественной самодеятельности. В таком составе она просуществовала 7 лет. Первыми песнями, исполненными вокальной группой были – «На широких полях, на Смоленщине», «На Мамаевом кургане», «Из-за леса, из-за гор». В 1970-е годы вокальную группу приглашали в город Чита на областное телевидение, группа исполняла украинскую песню «Посадила розу в край викна». «Россиянку» дважды снимали на читинском телевидении. В 1995 году в доме культуры прошел юбилейный вечер «Россиянке – 30 лет». В мае 1998 года вокальная группа побывала в городе Чита на фестивале «Играй, гармонь читинская!» с участием Г. Заволокина. В 2001 году фольклорный коллектив принимал участие в фестивале «150 лет Забайкальской области». На фестивале пели украинские песни: «Варенички», «Час рикою плывэ», «Шумлять вербы», был обыгран свадебный обряд «Чапа». Осенью 2001 года участвовали в районном мероприятии «75 лет Улетовскому району». Осенью 2002 года ездили поздравлять поселок Дровяная со 100-летием. Принимали участие в посиделках на Семенов день. В 2003 году в Николаевском прошел первый Международный фестиваль украинской культуры «Славим ридный край» В сентябре 2003 года коллектив был приглашен в город Нерчинск на празднование 350-летия города. В 2004 году в поселке Дарасун прошел второй фестиваль национальных культур народов Забайкалья. В 2005 году – «Россиянка» принимает участие в межрайонном фестивале казачьей культуры «Казачий переполох» (село Шехолан). Коллектив награжден множеством почетных грамот, дипломами и благодарственными письмами. [Слайд 26] Со временем менялся состав группы, но уже на протяжении 20 лет коллектив остается неизменным. В нем собрались женщины, любящие русскую, украинскую песню. В последние 5 лет в коллектив влились молодые участницы, но стержень группы все же остался прежним.





















3.2 Клуб любителей старины «Малятко».

По сей день в нашем селе сохранилась речь с украинским акцентом или, как у нас говорят: «Хговорю по-хохлятски, ще многхо слив пи, тай пимню, тай гирно…» Подрастающее поколение николаевцев слышат речь взрослых и тоже начинают говорить на местном диалекте.

[Слайд 27] При сельской библиотеке ведет свою работу клуб любителей старины «Малятко» для детей 8-12 лет, организованный в 2008 году. Создателем клуба стали заведующая библиотекой – Дорожкова Валентина Андреевна и библиотекарь – Короченко Галина Прокопьевна. Первый набор куба состоял из 12 человек. Старостой клуба была Бутакова Галина. [Слайд 28 ] В 2011 году был первый выпуск ребят. В 2013 году новой заведующей библиотекой стала Инна Николаевна Лебедева, был набран новый состав участников клуба.

Главным направлением в работе клуба является патриотическое воспитание и сохранение традиционной культуры села Николаевское. [Слайд 29] На занятиях дети знакомятся с историей нашего села, с традициями и обычаями празднования праздников народного календаря, учатся говорить на языке с украинским диалектом, знакомятся с экспонатами музейного уголка, и принимают участие в поисках новых. [Слайд 30] [Приложение №4.9]















3.3 Женский клуб «Хохлушка».

Ныма больше края такого

Скилкы дорох нэ пройты,

Спросы у николаевца любого

Скажэ: «Лучшэ ны дэ ны найты».

[Приложение №2]

Эти слова являются девизом женского клуба «Хохлушка», работающего в досуговом центре. Клуб организован 1 марта 2008 года в день образования Забайкальского края. [Слайд 31] Участницы клуба – женщины разных возрастных категорий, работающие и пенсионеры. Количественный состав клуба «Хохлушка» - 44 женщины.

Главным направлением является сохранение и развитие традиционной и нравственной культуры в селе. Тематика занятий разнообразна: Праздники народного календаря, литературные странички по творчеству писателей, чествование именинников – членов клуба, познавательные часы по различным направлениям, проводятся встречи по обмену опытом с фольклорными группами из соседних деревень, праздники по особо важным и чтимым в нашей стране праздникам: 8 марта. День матери, день пожилого человека и прочие. [Слайд 31] Каждый год «Хохлушки» проводят тематический вечер «Боярыня Масленица». [Слайд 33, 34] Играют в масленичные игры: водили хоровод вокруг чучела Масленицы, пели песни, отгадывали загадки по теме, а в конце вечера вышли на улицу и сожгли чучело Масленицы, при этом говорили заклички, просили: «Зимушку-зиму отступить, а весне-красне быстрее быть! [Слайд 35, 36]





Вывод: Мои односельчане знают и бережно хранят традиции и обычаи своих предков: отмечают национальные праздники, готовят национальные блюда, поют мелодичные украинские песни.

Моя гипотеза не подтвердилась.

Личная значимость: работая над проектом, я узнала интересные факты из истории села Николаевское, познакомилась с особенностями его национальной культуры.

Теоретическая и практическая значимость: данная работа может быть использована на внеклассных мероприятиях в школе, при изучении фольклора Забайкалья, на занятиях кружков и как библиографический материал. Она интересна и познавательна.

Перспективы исследования: меня заинтересовала эта тема. Такое широкое понятие как национальная культура невозможно изложить в одной работе, поэтому я планирую продолжить исследования, собрать сведения о таких составляющих национальной культуры как диалектика, дополнить информацию по темам.

Заключение

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, национальные праздники, кухня, которое за многовековую историю выработало свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа. Наша задача сохранить и преумножить культурное достояние нашего народа.











Список литературы.

  1. Архив сельской библиотеки.

  2. Архив школы.

  3. Климина Л. «Традиции, культура и быт забайкальских украинцев: прошлое и настоящее, 2003 год».

  4. Константинов А. В., Константинова Н.Н. История Забайкалья ( с древнейших времен до 1917 года). – Чита: АНО «ЦНОП»; Издательство ЗабГПУ, 2002.

  5. Лебедева И., Короченко Г. «Село Николаевское», газета «Улетовский вестник» от 28. 01. 2014.

  6. Пищугин В. В. «На Ингоде-реке», ООО «Издательский дом Куприянова», М. 2010.

Информанты:

  1. Лебедева Инна Николаевна – проживает в селе Николаевское,

  2. Печорских Марина Геннадьевна – проживает в селе Николаевское.



















Приложения.

  1. Летопись села Николаевское.

1805г. – Основание села Николаевское.

1805 – 1900 г. – строительство зимовьев, домов.

1919 – создана подпольная большевистская организация.

1922 – в селе был открыт клуб с читальней.

1924 - создана Комсомольская организация.

1925 - 5 семей бедняков и батраков сел Николаевское и Горекацан объединились в комунну «Ленинский путь».

1927 – организована партийная ячейка села.

1929 – организован колхоз «Правильный путь».

1930 – Образовалось несколько колхозов: «Ингодинский коммунар», «Ответ кулаку», «Партизанская жизнь», «Путь партизана», ТОПОЗ.

1930 – открыт первый медпункт.

1932 – открыта семилетняя школа. В ней обучалось 19 человек.

1933 – образование колхоза « Объединение».

1947 – организовано николаевское лестничество

1949 – первые женщины – комбайнеры в Николаевском МТС: Анна Дорожкова, Евдокия Богодухова, Зинаида Щербакова, Лукерья Сизикова, Мария Чайкина, убирали по 20 га в день.

1954 – открыт аптечный пункт.

1958 – установлен памятник героям партизанам.

1959 – открыт сезонный детский сад.

1962 – открыт дом культуры и библиотека.

1973 – открыто новое здание школы.

2004 – открыта пожарная часть № 51.

2.«Колок у края поляны,

Белая кипень берез.

Картины родины малой

Трогают душу до слез…»

Ныма больше края такого

Скилкы дорох нэ пройты,

Спросы у николаевца любого

Скажэ: «Лучшэ ны дэ ны найты».

(из стихотворения местной поэтессы Писаренко Татьяны)

3. Куда ни глянь, кудрявые березы,

В долине озеро широкое.

Остановили мужики обоз.

«Здесь наша долюшка счастливая».

Рубили избы, дебри корчевали,

Осваивали земли, даль звала,

Свое селение Николаевское назвали –

В честь иконы, что в дороге берегла…

Потомки тех первопроходцев

Навеки поселились здесь.

«Пить воду из чужих колодцев зазорно....

И не наша честь….»

Куда б дороги не водили,

И где бы мы только не скитались,

Всегда в Николаевское приходили,

К родным истокам возвращались.

4.Фотографии

4.1. На берегу озера.












4.2. Экспонаты музейного уголка.







4.3. Здание школы в 1930-е годы





4.4. Семья Горковенко



4.5. Женский национальный наряд села Николаевское



















4.6. Фрагмент свадебного обряда «Чапа»



4.7. Фрагмент обряда « Квичитание»



4.8. Первый состав клуба «Россиянка»



4.9. участники клуба «Малятко» на Масленице (2018 год)



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!