СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной задачей гармоничного развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Народные игры, сказки, потешки, пестушки играют особую роль в воспитании детей, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Просмотр содержимого документа
««Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»»

Каширова Ольга Владимировна

педагог-психолог


Из опыта работы в рамках сетевой проектной деятельности

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

города Ростова-на-Дону «Детский сад №304»

по направлению

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский



Одной из проблем современного общества является искажение связи с национальными традициями народа – основой духовной культуры, нравственности и внутренней силы человека. В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Какие игры были у детей? Отвечая на эти вопросы, мы восстанавливаем связь времен, возвращаем утраченные ценности внутренней духовной основы человека.

Важной задачей гармоничного развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Народные игры, сказки, потешки, пестушки играют особую роль в воспитании детей, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, национальному фольклору, родному очагу, выступает ведущей идеей нашего педагогического коллектива, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать и понять свое прошлое, свои истоки. Основой проектной деятельности педагогического коллектива выступает знакомство детей с народными традициями, творчеством, играми.

Дошкольный возраст - особенный отрезок жизни ребенка, когда рамки его внутреннего мира раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Совсем непросто осуществить такие желания в современном мире, который меняется стремительно. Ребенок воспринимает большой объем информации, в котором вынужден сам ориентироваться, осваиваться, разбираться, чтобы гармонично реализовываться. Становятся актуальны не сами знания, а умения эти знания дифференцировать, анализировать и применять, чтобы стать полноправным успешным человеком в обществе.

В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной.

А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Игра – своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту, индивидуальный способ усвоения общественного опыта. Игра во всевозможных видах проявления, в процессе которой формируется и развивается активный импульс познания окружающего мира, законов природы, человеческих отношений, помогает ребенку раскрыть в полной мере все свои личностные качества. В процессе игры ребенок не просто слушает, не просто воспринимает, он сам становится активным участником процесса познания.

В игре у ребенка обнажаются психофизиологические и интеллектуальные ресурсы, естественная потребность в активном движении и творчестве.

Воспитывая подрастающее поколение, наш педагогический коллектив ориентирует задачи на становление гражданина Отечества, любящего свой народ, знающего народную культуру, традиции и обычаи, на обеспечение равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Ведь основы внутренней культуры, основы духовных ценностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Народные игры являются методом естественного вовлечения детей в творческую деятельность, стимулирующую их активность.


Издавна в народных играх наших народов отражался образ жизни людей, смена времен года, смена деятельности. их представления о чести и смелости, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, выносливостью, проявлять стремление к победе. Народные игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие. Главное преимущество таких игр- лаконичность, выразительность, доступность.

Именно сейчас, во время бурного развития цифровых технологий, где информация становится главным ресурсом, у детей ослабевает потребность в движении. Но ведь, движение необходимо для усвоения и закрепления полученных знаний.

У современных детей иначе работают тактильные ощущения, уровень сенсорных способностей снижается. Дети не только меньше движутся, но и постепенно утрачивают навыки игры, так необходимых для формирования критериев и ориентиров внутреннего мира.

Именно национальные игровые традиции являются одной из прогрессивных систем воспитания дошкольников, помогают восстановить баланс организма, равновесие между мышлением, чувствами, движением и ощущениями тела

Это процесс познания, помогающий активно воспринимать, перерабатывать и использовать новую информацию. Такое интересное направление формирует у ребенка единство эмоционального и двигательного интеллекта, синхронизирует развитие всех систем организма . Развитие через игру дает возможность познавать мир через личные ощущения всех органов восприятия.

Неотъемлемой частью сетевого проекта, является формирование менталитета семьи в вопросах народной культуры, как совокупности традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса.


Для гармоничного, всестороннего развития здорового и успешного ребенка, в первую очередь, необходима крепкая, дружная семья. С семьи начинается малая Родина! С семьи начинается Родина!

Для родителей проводятся мастер-классы, семинары и семинары-практикумы, где они совместно с детьми систематизируют свои знания о народных традициях, в сочетании с двигательной активностью, исходя из потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Жизнь ребенка-дошкольника - это много свободы воображения, творчества, движения, это жизнь тела и чувств в гармоничном взаимодополнении. Играя в народные игры, водя хороводы, исполняя песни, ребенок познает окружающий мир, ценности и символы культуры своего народа, учится общению со сверстниками и взрослыми, которые являются партнерами игры, учится находить оптимальные пути решения поставленных задач, возникающих проблем.

Внутри каждого человека живет стремление к духовным ценностям, к источнику, дающему силы строить свое будущее.. Как замечательно, что в нашей России началось активное возрождение народных традиций! Как замечательно, что есть возможность объединяться в команды единомышленников, движущихся в одном направлении, объединенных единым порывом, расширяющим горизонты педагогической работы!

«Юбилейный X Федеральный научно-общественный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования-2023», в номинации «Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста» объединяет участников восьми дошкольных образовательных учреждений из разных регионов России сетевым проектом «Игропутешествие по России». Цель данного сетевого проекта - ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДЕТЯМ!


Радостные, горящие задором глаза детей! Растущий у них интерес к народным традициям, желание играть в народные игры, желание естественно двигаться, общаться! Народные игры и выполнение упражнений детьми самостоятельно в свободной деятельности. благодарные отзывы родителей, теплые посиделки с родителями и детьми, дружеские обсуждения в рамках «Круглого стола» с педагогами дошкольных учреждений– вот плоды нашей работы, наших совместных усилий!

Вот источник вдохновения для дальнейшей работы!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!