СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Научить помнить. Память о Великой Отечественной Войне направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

.  Сегодня, в эпоху сознательного конструирования представлений, знаний и эмоциональных оценок о событиях прошлого, имеющих решающее значение для развития страны, требуется пристальное внимание за источниками, методами и технологиями формирования исторической памяти. В современной России историческая память о Великой Отечественной войне является мощным ресурсом патриотического и гражданского развития. Основные выводы и положения, сформулированные в исследовательском проекте, получены на основе использования комплекса социологических методов: анкетирования, традиционного и контент анализа документов, анализа рисунков. Систематизация и обобщение эмпирических исследований, анализ вторичных исследований российских социологических организаций позволили выявить особенности формирования и трансформации исторической памяти, рассмотреть феномены воспроизводства и забывания. На воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в первую очередь влияют современные СМИ, технологии и гаджеты. Поэтому для воспроизводства исторической памяти о Великой Отечественной войне целесообразно вести целенаправленную информационно-просветительскую деятельность посредством всех современных информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
««Научить помнить. Память о Великой Отечественной Войне направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России.»

Мирсанов А.В Мирсанов А.В МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 52 ГОРОДА КУРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Исследовательская работа. «Научить помнить. Память о Великой Отечественной Войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Выполнил: ученик 11Б класс Мирсанов Александр Учитель: Цуканова Наталья Ивановна

Мирсанов А.В

Мирсанов А.В

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 52 ГОРОДА КУРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследовательская работа.

«Научить помнить. Память о Великой Отечественной Войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России».

Выполнил: ученик 11Б класс Мирсанов Александр

Учитель: Цуканова Наталья Ивановна

Мирсанов А.В Объект исследования . Опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной Войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Предмет исследования . Формирование патриотизма в молодежной среде России и Беларуси Ключевые слова : Великая Отечественная война, воспроизводство исторической памяти, трагические воспоминания, мемориальные соображения Беларуси и России, патриотическое воспитание.

Мирсанов А.В

Объект исследования . Опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной Войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России».

Предмет исследования . Формирование патриотизма в молодежной среде России и Беларуси

Ключевые слова : Великая Отечественная война, воспроизводство исторической памяти, трагические воспоминания, мемориальные соображения Беларуси и России, патриотическое воспитание.

Минск, 1941 год

Минск, 1941 год

Мирсанов А.В

Актуальность темы исследования . Сегодня, в эпоху сознательного конструирования представлений, знаний и эмоциональных оценок о событиях прошлого, имеющих решающее значение для развития страны, требуется пристальное внимание за источниками, методами и технологиями формирования исторической памяти. В современной России историческая память о Великой Отечественной войне является мощным ресурсом патриотического и гражданского развития. Основные выводы и положения, сформулированные в исследовательском проекте, получены на основе использования комплекса социологических методов: анкетирования, традиционного и контент анализа документов, анализа рисунков. Систематизация и обобщение эмпирических исследований, анализ вторичных исследований российских социологических организаций позволили выявить особенности формирования и трансформации исторической памяти, рассмотреть феномены воспроизводства и забывания. На воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в первую очередь влияют современные СМИ, технологии и гаджеты. Поэтому для воспроизводства исторической памяти о Великой Отечественной войне целесообразно вести целенаправленную информационно-просветительскую деятельность посредством всех современных информационных технологий.

Казнь местного жителя, который убил в Витебске немецкого солдата.

Казнь местного жителя, который убил в Витебске немецкого солдата.

Мирсанов А.В

Одним из важнейших направлений исследований стала разработка вопросов, связанных с исторической памятью. В условиях формирования и развития национальных историографических школ проблемы исторической памяти приобрели особую актуальность и политическую остроту. В последние десятилетия уже накоплен большой объем исследований, посвященных трансформации образов прошлого, исторической политике, практикам мемориализации прошлого. Среди наиболее масштабных следует отметить сборники материалов «Национальные истории на постсоветском пространстве» под редакцией Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова, подготовленные в рамках проекта Фонда Фридриха Науманна и Ассоциации исследователей российского общества ХХ века [2; 3]. Особый интерес применительно к проблематике памяти представляет сравнение опыта «обращения с прошлым» в разных странах постсоветского пространства. Примером такого сравнительного анализа является исследование, осуществляемое в рамках российско-белорусского проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России», получившего финансовую поддержку Российского и Белорусского фондов фундаментальных исследований.

 Казнённые немцами местные жители, которые подозревались в связи с партизанами. Минск, Комаровская площадь, 1941 год.

Казнённые немцами местные жители, которые подозревались в связи с партизанами. Минск, Комаровская площадь, 1941 год.

Мирсанов А.В  Выбирая тему исследования, мы исходили из того, что в формировании исторической памяти народов войнам принадлежит особая роль, поскольку они имеют центральное значение как для индивидуальных, так и для коллективных воспоминаний. Ключевая функция войн для коллективной памяти заключается не только в том, что они находят отражение в официальной картине истории или в исторических исследованиях, но и в том, что они проникают в основную культуру памяти и представлены в самых разных формах воспоминаний: от памятников до исторических романов [10, с. 9].

Мирсанов А.В

Выбирая тему исследования, мы исходили из того, что в формировании исторической памяти народов войнам принадлежит особая роль, поскольку они имеют центральное значение как для индивидуальных, так и для коллективных воспоминаний. Ключевая функция войн для коллективной памяти заключается не только в том, что они находят отражение в официальной картине истории или в исторических исследованиях, но и в том, что они проникают в основную культуру памяти и представлены в самых разных формах воспоминаний: от памятников до исторических романов [10, с. 9].

Руины на углу пл. Свободы и Интернациональной. Лето, 1941 г.

Руины на углу пл. Свободы и Интернациональной. Лето, 1941 г.

Мирсанов А.В Целью исследования стало комплексное изучение и сравнение российского и белорусского опыта мемориализации памяти о Великой Отечественной войне на уровне государственной политики, общественных организаций (в том числе поискового движения), на страницах научной, научно-популярной, мемуарной литературы, средствами публичной истории, в системе образования. Основываясь на системном и аксиологическом подходах и применяя современные междисциплинарные методы исследования (метод дискурсивного анализа, культурно-антропологические методы изучения исторической памяти и т. д.), на основе изучения широкого круга российских и белорусских источников авторами исследования была предпринята попытка выявить основные методологические подходы к определению сущности, функций, структуры коллективной памяти о Великой Отечественной войне в российском и белорусском обществе, а также определить наиболее эффективные методики и формы работы с молодежью, направленные на сохранение исторической памяти о ключевых событиях прошлого.

Мирсанов А.В

Целью исследования стало комплексное изучение и сравнение российского и белорусского опыта мемориализации памяти о Великой Отечественной войне на уровне государственной политики, общественных организаций (в том числе поискового движения), на страницах научной, научно-популярной, мемуарной литературы, средствами публичной истории, в системе образования. Основываясь на системном и аксиологическом подходах и применяя современные междисциплинарные методы исследования (метод дискурсивного анализа, культурно-антропологические методы изучения исторической памяти и т. д.), на основе изучения широкого круга российских и белорусских источников авторами исследования была предпринята попытка выявить основные методологические подходы к определению сущности, функций, структуры коллективной памяти о Великой Отечественной войне в российском и белорусском обществе, а также определить наиболее эффективные методики и формы работы с молодежью, направленные на сохранение исторической памяти о ключевых событиях прошлого.

Мирсанов А.В Отмечу, что в современной науке нет единого подхода к определению терминов «историческая память», «историческая политика», «политика памяти». Наиболее часто под «исторической памятью» понимаются опорные пункты массового знания о прошлом, минимальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, визуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти (не требуется усилий, чтобы вспомнить) [6]. Термины «историческая политика» и «политика памяти» зачастую используются как синонимы. На наш взгляд, обоснованным выглядит мнение российского исследователя Алексея Миллера, который использует термин «политика памяти» для обозначения всей сферы публичных стратегий в отношении прошлого. «Историческая политика» является частным случаем политики памяти. Для нее характерно активное участие властных структур [7].

Мирсанов А.В

Отмечу, что в современной науке нет единого подхода к определению терминов «историческая память», «историческая политика», «политика памяти». Наиболее часто под «исторической памятью» понимаются опорные пункты массового знания о прошлом, минимальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, визуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти (не требуется усилий, чтобы вспомнить) [6]. Термины «историческая политика» и «политика памяти» зачастую используются как синонимы. На наш взгляд, обоснованным выглядит мнение российского исследователя Алексея Миллера, который использует термин «политика памяти» для обозначения всей сферы публичных стратегий в отношении прошлого. «Историческая политика» является частным случаем политики памяти. Для нее характерно активное участие властных структур [7].

Мирсанов А.В В процессе работы был собран широкий круг исторических и историографических источников, необходимых для анализа направлений, тенденций и практик мемориализации Великой Отечественной войны, что позволило сформулировать ряд выводов

Мирсанов А.В

В процессе работы был собран широкий круг исторических и историографических источников, необходимых для анализа направлений, тенденций и практик мемориализации Великой Отечественной войны, что позволило сформулировать ряд выводов

Мирсанов А.В

1. Система государственных мер по сохранению исторической памяти как основы развития гражданского общества является одной из ключевых задач патриотического воспитания и в России, и в Беларуси. В последнее время институты государственной власти в Российской Федерации, уделяют большое внимание проблеме сохранения исторической памяти. В рамках законодательства разработан целый ряд нормативно-правовых документов, ключевой задачей которых является воспитание патриотично настроенной молодежи на основе памяти о значимых событиях истории нашей страны, повлиявших на формирование российской гражданской идентичности. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя комплекс законодательных актов, направленных на определение и совершенствование социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, происходящих во всех сферах жизни страны. На федеральном и региональном уровнях в современной России создана нормативно-правовая база, позволяющая сформировать эффективную систему патриотического воспитания молодежи, направленную на сохранение духовно-нравственных ценностей и исторической памяти нашего многонационального народа; имеется успешный опыт деятельности органов государственной власти, образовательных организаций и общественных объединений в сфере коммеморативных практик [10]. Сохранение памяти о войне и вкладе Беларуси в Победу считается государственной задачей. В стране проводится значительная работа в данной сфере, которая включает как создание монументальных комплексов, так и духовное увековечение героических событий минувшей войны.

Мирсанов А.В

2. Одним из ключевых источников формирования представлений о Второй мировой и Великой Отечественной войнах в условиях, когда свидетелей тех событий уже практически не осталось, являются учебники истории. Мы попробовали проанализировать российский и белорусский опыт преподавания истории Великой Отечественной войны в школах. Установлено, что в России с 1991 г. сменилось 3 «поколения» учебных пособий. В настоящее время в российских школах продолжается процесс реформирования исторического образования. В новом поколении учебников истории Великой Отечественной войны уделяется больше внимания, по сравнению с учебными пособиями предыдущих лет. Материал представлен более ярко и эмоционально, сопровождается большим количеством источников. Сравнительно-исторический анализ белорусских учебных пособий для школ позволяет сделать ряд выводов. Во первых, концепция, представленная в учебной литературе, базируется на ключевом постулате о том, что для СССР это была справедливая, «священная война советского народа за свободу и независимость Отечества», а Победа стала возможна благодаря единству и мужеству всего советского народа. Вместе с тем, авторы учебников стремятся подчеркнуть роль Беларуси в борьбе с фашистской Германией.

Мирсанов А.В

3. Одним из важнейших инструментов сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в России и Беларуси является поисковая деятельность. Были проанализированы тенденции и перспективы развития поискового движения в России. Выявлено, что в настоящее время идет активное развитие студенческих поисковых отрядов, которые не только принимают участие в поисковых экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны, но и реализуют в своей деятельности широкий спектр коммеморативных практик: создание музейных экспозиций и передвижных выставок, организация встреч с ветеранами, агитбригады, исторические квесты и игры, акции «Судьба солдата», «Научись помнить», «Солдатский лес» и т. д. Несмотря на то, что в последние годы поисковое движение активно поддерживается руководством России, существует ряд проблем [1]. В качестве главного субъекта организации и проведения поисковой работы в независимой Беларуси выступает государство, что в свою очередь не исключает участия в ней общественных объединений. Организацией и координацией поисковой работы с 1994 г. занимается Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Активная поисковая работа также проводится общественными поисковыми организациями, деятельность которых координируется 52-м ОСПБ [8; 11].

Мирсанов А.В КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ  ВИККРУ

Мирсанов А.В

КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ

ВИККРУ

Мирсанов А.В

4. Музеи выступают традиционным, хотя и не основным, средством сохранения, репрезентации и формирования памяти о Великой Отечественной войне. Был изучен опыт работы по сохранению памяти о Великой Отечественной войне музеев и мемориальных комплексов России и Беларусь: Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны; Гомельского областного музея военной славы; мемориала «Хатынь», историко-культурного комплекса «Линия Сталина», мемориального комплекса «Тростенец», музея неизвестного солдата (г. Вязьма); музея военной техники «Боевая слава Урала», Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы) г. Москва; исторического парка «Россия – моя история». Большое значение для формирования исторического сознания молодежи имеют экскурсии по историческим местам. Так, в Минске богатым и интересным историческим материалом располагает Музей истории Великой Отечественной войны, в Бресте уникальным по своему учебно-воспитательному значению является мемориальный комплекс «Брестская крепость герой», в России – Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы) г. Москва, Музей заповедник «Сталинградская битва», Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Музей-диорама «Курская дуга. Белгородское направление» и др. Экспозиции музеев на эмоциональном уровне воздействуют на сознание молодежи и способствуют усвоению необходимой информации по военной истории, формированию базовых исторических представлений.

Особую роль в процессе формирования представлений об истории Великой Отечественной войны играют музеи образовательных организаций – школ и вузов. Именно там начинается знакомство с темой через призму локальной истории своего края, учебного учреждения. Проанализирован опыт сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в МБОУ «СОШ» с УИОП № 52 ГОРОДА КУРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Мирсанов А.В

Мирсанов А.В

Мирсанов А.В Выявлены ключевые коммеморативные практики: организация выставок и постоянно действующих экспозиций по истории войны, ведение «Календаря знаменательных дат», организация тематических экскурсий, интерактивных викторин и квестов, проведение «Литературных гостиных» и встреч с ветеранами и т. д. Был проведен социальный опрос по данной теме среди моих одноклассников.

Мирсанов А.В

Выявлены ключевые коммеморативные практики: организация выставок и постоянно действующих экспозиций по истории войны, ведение «Календаря знаменательных дат», организация тематических экскурсий, интерактивных викторин и квестов, проведение «Литературных гостиных» и встреч с ветеранами и т. д.

Был проведен социальный опрос по данной теме среди моих одноклассников.

Мирсанов А.В Значительный вклад в патриотическое воспитание школьников молодежи в Беларусь вносит конкурс «Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа», проходящий в несколько туров. Характерной чертой данного конкурса является тот факт, что на нем представлены работы, руководителями которых являются не только преподаватели истории, но и философии, психологии, литературы, иностранных языков и др., что свидетельствует об актуальности темы Великой Отечественной войны для молодого поколения Беларуси.  Таким образом, работа над совместным российско-белорусским проектом позволила провести исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 1941- 1945 гг. в сравнительной ретроспективе и выявить те ключевые инструменты, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого, обобщить позитивный опыт и наметить пути взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь.

Мирсанов А.В

Значительный вклад в патриотическое воспитание школьников молодежи в Беларусь вносит конкурс «Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа», проходящий в несколько туров. Характерной чертой данного конкурса является тот факт, что на нем представлены работы, руководителями которых являются не только преподаватели истории, но и философии, психологии, литературы, иностранных языков и др., что свидетельствует об актуальности темы Великой Отечественной войны для молодого поколения Беларуси.

Таким образом, работа над совместным российско-белорусским проектом позволила провести исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 1941- 1945 гг. в сравнительной ретроспективе и выявить те ключевые инструменты, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого, обобщить позитивный опыт и наметить пути взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь.

Мирсанов А.В

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты интерпретации Великой Отечественной войны

Выборочная совокупность

Великая победа наших отцов и дедов

(Республика Беларусь)

Выборочная совокупность

36,9

Героический подвиг советского народа

(Курской области)

38,2

25,0

Трагическое событие, унесшее жизни многих людей

Тяжелое испытание для белорусского/русского народа

22,4

29,6

16,7

7,5

Наиболее значимое событие в истории ХХ века

2,8

4,3

Одна из множества войн в истории

6,6

Беларуси/России

2,2

Другое

Затрудняюсь ответить

1,0

5,3

-

0,7

Итого

0,6

100,0

100,0

Варианты ответов

Выборочная совокупность

Чувство благодарности участникам войны, спасшим страну от порабощения

Выборочная совокупность (Орловская область)

38,9

Чувство гордости за страну, победившую фашизм

(Республика Беларусь)

40,8

18,6

Чувство горечи за огромные жертвы, понесенные нашим

27,3

народом

12,1

Чувство радости от того, что живу в мирное время

15,5

12,9

12,2

Таблица 1 – Представления о ВОВ в общественном сознании жителей Беларуси и Курской области (в %)

Таблица 2 – Распределение вариантов ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете в связи с 77-летием освобождения Беларуси/России от немецко-фашистских захватчиков?» (в %)

Мирсанов А.В

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бердников, А. С. Студенческие поисковые отряды в России: проблемы и перспективы развития / А. С. Бердников // Гражданский потенциал современной молодежи : материалы всероссийской научнопрактической конференции. – Екатеринбург, 2018. – С. 2-12.

2. Бомсдорф, Ф. Национальные истории на постсоветском пространстве / Ф. Бомсдорф. – Москва : Фонд Фридриха Науманна ; АИРО-XXI, 2009. – 372 с.

3. Грибан, И. В. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь / И. В. Грибан, Н. Н. Баранов // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 1. – С. 38-50.

4. Грибан, И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов / И. В. Грибан // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 11 (12). – С. 334-342.

5. Докопаться до истины. Особенности поисковой работы. – Текст : электронный // СБ. Беларусь сегодня. ‒ 2013. ‒ URL: https://www.sb.by/articles/dokopat-do-istiny.html (дата обращения: 23.04.2019).

6. Малинова, О. Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности / О. Ю. Малинова. – Москва : Политическая энциклопедия, 2015. – 207 с.

7. Мединский: воевать с культурой и исторической памятью недопустимо. – URL: https://ria.ru/20190912/1558598584.html (дата обращения: 14.09.2019). – Текст : электронный.

8. Миллер, А. Историческая политика в России: новый поворот? / А. Миллер // Историческая политика в XXI веке. – Москва, 2012. – С. 334-338.

9. Павловская, О. П. Спецкурс «Великая Отечественная война как эффективное средство патриотического воспитания молодежи» / О. П. Павловская // Вялікая Перамога: да 60-й гадавіны разгрому нацысцкай Германіі : матэрыялы Рэсп . навук.-тэарэт. канф., Мінск, 29 крас. 2005 г. / Беларус. дзярж. пед. ін-т [і інш.] ; рэдкал.: П. Д. Кухарчык [і інш.]. – Мінск : БДПУ, 2006. – С. 183-186.

10. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. – 2018. –№ 12. – С. 43-50.

11. 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. – Текст : электронный // Армия : журнал Вооруж. Сил Респ. Беларусь. 1 апр. 2003. – URL: http://navynews.ru/?p=311 (дата обращения: 06.04.2019).

12. Романовская, Е. В. Феномен памяти: между историей и традицией / Е. В. Романовская // Филосфия и общество. – 2010. – № 1. – С. 98-109.

13. Сафронова, Ю. А. Историческая память: введение / Ю. А. Сафронова. – Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. – 220 с.

14. Савчук, Т. П. Деятельность государственных органов по увековечению памяти о Великой Отечественной войне в Республике Беларусь в 1990-е – начале 2000-х гг. (на примере Брестской области) / Т. П. Савчук // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 2. Гісторыя. Эканоміка. Права. – 2018. – № 2. – С. 23-28.

15. Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ. Коллективная монография / Под общ. ред. Н. В. Проказиной. – Орел: «Издательство ОФ РАНХиГС». – 2014. – 220 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!