СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная конференция школьников Название работы: " ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ КОВРОВОЙ ВЫШИВКИ В ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Просмотр содержимого документа
«научная конференция школьников Название работы: " ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ КОВРОВОЙ ВЫШИВКИ В ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ"»

IX Грачёвская районная научная конференция школьников









Секция: Прикладное творчество

Название работы: " ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ КОВРОВОЙ ВЫШИВКИ

В ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ"





Автор работы: учащаяся

10 класса МКОУ СОШ № 5

Кузнецова Валерия

Руководитель работы:

Зайцева Ирина Викторовна

учитель технологии

МКОУ СОШ №5







с. Сергиевское

2012



Оглавление


I.

Введение 3

II.Теоретическая часть………………………………………………………………………...5

Глава 1. Русское ковроделие 5

1. История русского ковроделия 5

Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………………................8

2.1. Техника изготовления ковров………………………………………………………………8

2.2. Инструменты и материалы………………………………………………………………...11

2.3 Результаты анкетирования………………………………………………………………...12

III. Заключение 13

3.1 Выводы………………………………………………………………………………………13

3.2.Рекомендации……………………………………………………………………………….14


IV.Список литературы 15

V. Приложение…………………………………………………………………………………16


I. Введение

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой – результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.


Гипотеза: действительно ли ковровая вышивка занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве?


Цель работы:

Изучить историю ковровой вышивки, понять её многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.




Задачи:

  1. Изучить литературные источники.
2. Раскрыть понятие ковровой вышивки, историю её открытия.
  1. Обработать и проанализировать полученные данные.
  2. Предложить пути решения проблемы на основе проведенных исследований .
  3. Сделать соответствующие выводы .


Предмет исследования: ковровая вышивка Объект исследования: ковровые изделия Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ информации по теме с использованием различных литературных источников, статистических данных.


II. Теоретическая часть

Глава 1. Русское ковроделие

1. История русского ковроделия


Русское ручное ковроделие развивалось на протяжении многих веков, находясь в неразрывной связи с другими видами художественных ремёсел и отражая как общерусские, так и местные традиции народного декоративного искусства. С давних времён ковровые изделия широко вошли в быт нашего народа. Это определило то огромное разнообразие композиций, которое наблюдается в русских коврах как современных, так и старинных, сохранившихся до наших дней. В прошлом русские народные мастера ткали главным образом махровые и гладкие безворсовые ковры; в советское время большая часть артелей освоила производство высокоплотных ворсовых ковров.

Как давно зародилось на Руси ковроделие, определить трудно из-за отсутствия документальных данных. Однако обнаруженные при раскопках славянских захоронений XI-XII веков цветные шерстяные узорные ткани местного изготовления указывают на то, что в Киевской Руси узорное ткачество имело повсеместное распространение и было на высоком для того времени техническом уровне.

Обращаясь к истории славянских народов до монгольского ига, заселявших восточную и западную Европу, обнаруживаем ряд общих черт в их быту, обычаях, обрядах, в частности, общим для них являлось широкое применение узорных тканей и ковров при различных обрядовых церемониях. В летописях и других литературных источниках XI-XII веков в описании предметов домашнего убранства также чаще всего упоминается ковёр.

Известно также, что, представляя большую ценность, ковры были предметом торговли с Западом и Востоком, входили в число посольских даров и наряду с другими художественными изделиями изымались как дань.

Ковры широко применялись для убранства жилищ и украшения храмов, причём обычай этот сохранился и в последующем столетии. Узорными тканями и коврами покрывали буквально всё: столы, лавки, укладки, сундуки, завешивали стены, устилали полы.

Большая потребность во всевозможных текстильных изделиях повсеместно вызвала к жизни различные мастерские. Известно, что в России задолго до появления мануфактурно-фабричного производства тканей и ковров при монастырских хозяйствах и крупных вотчинах существовали специальные вышивальные, ткацкие, ковровые домашние мастерские – так называемые светлицы, в которых крепостные мастера-умельцы делали всевозможные скатерти, убрусы (платок, полотенце), одеяла, ковры и другие изделия, необходимые для убранства дома.

В истории русского ковроделия ковры XVI в. занимают значительное место. По ним мы можем познакомиться с творчеством художников и мастеров, выполнивших шитые и тканые ковры для убранства княжеских и боярских хором; с ними связано рождение русского национального цветочного ковра, получившего развитие в последующие столетия.

Не меньший интерес представляют указания о производстве в XVI-XVII веках гладких и махровых санных ковров, попон и тому подобных изделий. Так, английский путешественник Антоний Дженкинсон, посетивший Россию в 1557-58 годах, указывает на традиционный обычай покрывать сани ковром.

Немало вырабатывали крестьяне ковров, попон, дорожек, тропинок, предназначенных для украшения дома и исполнения различных обрядовых церемоний. Известно, например, что в ковры заворачивали тело умершего, на коврах благословляли невесту или крестили новорождённого ребёнка, желая предохранить его от злых духов. Специальные ритуальные ковры и по сей день можно встретить в отдалённых сёлах России, Украины, Белоруссии.

О художественном оформлении изделий крестьянского и ремесленного производства XVI-XVII веков можно судить лишь по крайне скупым упоминаниям современников, а также по сохранившимся в архивах описям имущества монастырей и частных лиц. Однако тот факт, что дошедшие до наших дней крестьянские ковры первой половины XVI в. близки по своему художественному оформлению указанным в описях, позволяет установить характер для крестьянского искусства преемственность узоров, которая, очевидно. Существовала и в более ранние периоды. Эта преемственность обнаруживается и в орнаментальных мотивах, и в принципах композиции, и в колорите народных тканей и вышивок.

Крестьянские ковры представляли массовую дешёвую продукцию, потребляемую ямщиками и извозчиками, а также используемую для украшения жилища. В их оформлении можно увидеть связь с домашними узорными тканями и вышивками.

Весьма важным событием в истории русского ковроделия XVIII столетия была организация Петром I в Петербурге в 1717 г. Императорской шпалерной мануфактуру, которая положила начало мануфакторно-фабричному производству ручных ковров в России. В городах и помещичьих усадьбах возникает большое число ковровых фабрик.

Наиболее крупные фабрики были в Москве, Курске, Тамбове, Туле, Петербурге, Нижнем Новгороде, Арзамасе и других городах.

Усадебные и ковровые мастерские представляли собой производство мануфактурного типа, основанные на ручном труде. В них изготовлялось несколько видов ковров: гладкие, махровые, «бархатные», и булавчатые (выполнялись на ручных горизонтальных станках, при этом ворс получался за счёт основы при помощи прутков).

Ковры усадебных и городских фабрик и мастерских по технике исполнения выглядели значительно проще изделий Императорской шпалерной мануфактуры. Однако их производство было весьма трудоёмким, требующим кропотливого труда и больших профессиональных навыков, умения выткать рисунок, подготовить соответствующую цветовую пряжу.

Изготовление ковров из пряжи собственного домашнего производства и окраска её местными и покупными растительными красителями было характерно для многих мелких помещичьих мастерских, в то время как более крупные заведения и мануфактуры наряду с употреблением отечественного сырья выписывали пряжу и красители для особо дорогих ковров из-за границы. Некоторая попытка механизации производства ковров была предпринята в начале XIX в. крестьянином Андреевым, который сам изобрел, пять многоосновных станков. На этих станках вырабатывалось до 1500 аршин ковров. К сожалению, в 1812 г. фабрика Андреева сгорела и не была восстановлена.

Сохраняя общие черты стиля декоративного искусства конца XVIII – первой половины XIX веков, выражающиеся в художественной ясности и простоте архитектурного оформления интерьера, в строгих очертаниях мебели, ярких лаконичных рисунках тканей, ковры в отличие от других видов декоративного искусства были наиболее красочными и узорными. Их композиции, основывающиеся на принципах классического искусства, отличались выразительностью рисунка растительного орнамента, необычайной красотой цветовых сочетаний.

Наиболее типичными для фабричных ковров конца XVIII – начала XIX вв. являются плафонные композиции с выделенным в центре овалом или кругом. По основным членениям плоскости, орнаментальным мотивам и колориту они близки к росписям на потолках. Использование в коврах, расстилавшихся на полу, плафонных композиций не было случайностью. Это подсказывалось принципами оформления интерьера.

Наряду с помещичьими и купеческими ковровыми фабриками, на которых работали в первую очередь приписные крестьяне и отчасти вольнонаёмные рабочие, производство ковров существовало во многих женских монастырях, среди городских мещан и сельского населения. В деревнях до отмены крепостного права ковроделие было развито главным образом среди государственных и монастырских крестьян.

Распространение ковроделия именно в среде русского крестьянства объяснялось тем, что государственные и монастырские крестьяне жили более обеспеченно, чем крепостные, имели некоторые запасы собственного сырья – шерсти, льна, конопли, для организации всевозможных домашних ремёсел: ткачества, вязания, вышивок, ковроделия как для собственного употребления, так и на продажу. Развитие побочных сельскому хозяйству отхожих промыслов и домашних ремёсел вызывало отчасти необходимостью уплаты государству денежных налогов.

Глава 2. Материалы и методы исследования

2.1 Техника изготовления ковров


Для ткачества ковра нужен такой же станок и приспособления, как и для изготовление гобелена.

Среди ковровых изделий ручной выработки в русском ковроделии дореволюционного времени чаще всего встречаются безворсовые гладкие и высоковорсовые махровые ковры. В советское время наряду с традиционными гладкими махровыми коврами значительно распространилось изготовление ворсовых ковров.

Безворсовые гладкие ковры чаще всего представляют плотную толстую ткань, сделанную из льняной или конопляной основы и пушистого шерстяного утка, которые соединяются простым полотняным переплетением. Гладкая двухсторонняя шерстяная поверхность ковра получается путём плотной пробивки уточных нитей, которые, прилегая, друг к другу, прикрывают своими ворсинками выступающие над утком тонкие нити основы. Узор в ткани получается путём смены цветных утков, прокладываемых между нитями основы согласно задуманному рисунку. По принципу выкладывания узора безворсовые ковры делятся на счётные и шаблонные.

В счётных коврах рисунок выбирается по счёту основных нитей, то есть каждый раз, начиная новый уточный ряд, мастерица точно отсчитывает число нитей основы, приходящихся на тот или иной цвет согласно специальному техническому рисунку, исполненному на клетчатой бумаге и представляющему графическое изображение узора ковра в определённом масштабе.

Каждый горизонтальный ряд такого рисунка имеет столько мелких клеточек, сколько пар основных нитей находиться по ширине ткани, количество же горизонтальных рядов по вертикали зависит от заданной плотности и длины ковра. При этом одна маленькая клеточка рисунка графически равна одной паре основных нитей, переплетающихся с одной прокладкой утка (прокладка – уточная нить, проложенная по ширине ткани или цветового участка слева направо и обратно справа налево). Чтобы ткань была прочной и не расползалась на цветовых границах, уточные нити особым образом закрепляют в ткани, что делает незаметным смену утков.

В счётных коврах закрепление утка производиться следующими способами:

  1. При переплетении без сцепления разноцветных уточин с образованием вертикальных просветов-щелей в ткани ковра уточные нити на границе цветовых участках рисунка не сцепляются между собой, а отбивают при смене направления соседние основные нити, не образуя сцепления с утком соседнего участка и оставляя на границе цветов просветы-щели. Этот вид переплетения часто называют паласным, закладным. При этом переплетении получается чёткий по контуру рисунок. Этим переплетением обычно выполняют дорожки, тропинки, попонки с геометрическим рисунком. Кроме того, в совокупности с другими переплетениями этот способ применяется при выполнении сложных гобеленовых композиций. Подобный способ создания рисунка характерен и для народного ткачества на закладных тканях.

  2. При переплетении с закрепом цветных утков на общую нить уточные нити соседних цветовых участков, доходя до смежной границы, перед поворотом в обратную сторону обвивают общую основную нить, не образуя при этом сцепления (перевивки) между собой, но и не оставляя щели. При таком переплетении границы цветовых участков менее чётки, так как контуры каждой фигуры образуют, перемежаясь между собой, два соседний цвета. Таким переплётом выполнена большая часть безворсовых ковров, как с геометрическим, так и с растительным орнаментом.

  3. В современных курских коврах применяется местное суджанское переплетение, представляющее среднее между переплетение с закрепом на соседней нити и переплетением на общую нить. Такое переплетение позволяет сохранить большую чёткость рисунка и избежать широких щелей в ткани.

  4. В отдельных гладких коврах встречаются переплетения со сцеплением разноцветных утков, когда цветные уточины на границе цветовых участков перед поворотом в обратном направлении сцепляются (перевиваются) между собой. Подобное переплетение чаще всего встречается в счётных коврах с растительным рисунком. Ткань этого типа более плотная, ровная, без просветов, контур рисунка чёткий, плавный.

Ковры шаблонной техники в отличие от счётных ковров выполняются не по счётному техническому рисунку, а по специальному шаблону, представляющему контурный рисунок ковра в натуральную величину с выделением границ каждого цветового участка и указанием номера цвета, которым он должен быть выполнен. контурный шаблон либо укрепляется за основой так, что, раздвинув нити, мастерица может видеть рисунок, либо наносится прямо на основу. Указание расцветок в шаблоне соответствует раскраске картона, то есть проекту ковра в натуральную величину в цвете. Согласно рисунку шаблона мастерица полотняным переплетением выбирает по контуру каждый цветовой участок, скрепляя границы отдельных частей узора либо сцеплением уточин между собой, либо закрепом на общую нить.

Особенностью шаблонной техники является однониточный уступ, позволяющий при передаче наклонных и кривых линий достигать большей плавности и подвижности контура. В счётных коврах с двуниточным уступом рисунок всегда имеет большую уступчатость контура, при этом, чем реже ковёр, тем крупнее уступ, чем плотнее, тем уступ меньше и линия становится плавне.

Махровые ковры являются одной из разновидностей ворсовых ковров, характерных для русского ковроделия; они выполняются на льняной или конопляной основе. В качестве закрепляющего каркаса ткани употребляется шерстяной или хлопчатобумажный уток, для ворса – шерстяная кручёная пряжа или шерстяная волна. Ворсовая поверхность ковра получается путём навязывания на каждой паре основных нитей двойных ковровых узлов, кончики которых, вытянутые на лицевую сторону, образуют ровную пушистую поверхность. Узлы вяжутся из равных отрезков пряжи, поэтому ворсовая поверхность имеет определённую высоту и по окончании ковра только немного подравнивается.

Чтобы узлы не расползались, в начале и в конце каждого ковра делают закрепительную паласную полоску, а между рядами узлов прокладывают несколько прокладок закрепляющего утка.

Крестьянские ковры этого типа имеют невысокую плотность, в пределах от 13 до 22 узлов на 10 см. Помещичьи махровые ковры были большей плотности и по качеству ткани близки к ворсовым коврам, однако способ вязки узла из обрезков кручёной пряжи сближает их с махровыми коврами.

Ворсовые русские ковры по технике исполнения близки к коврам кавказкой группы. Они выполняются из хлопчатобумажной кручёной основы, хлопчатобумажного утка и шерстяного ворса. Ворсовые узлы вяжутся из трощёной шерстяной нити. По плотности русские ковры колеблются от 90 до 140 тыс. узлов на 1 кв м. ворсовая поверхность образуется навязанием двойных ковровых узлов на каждой паре основных нитей. После навязания каждого ворсового ряда узлы подравниваются до заданной высоты ворса специальными ножницами. Чтобы ткань ковра была прочной, в начале и в конце ковра должна быть выткана прочная паласная полоса. Крайние кромочные нити обвиваются прочным кромочным переплетением. После каждого ворсового ряда прокладываются две прокладки закрепляющего утка.

Рисунок, как и при вышивке гладью, наносится карандашом прямо на ткань (или переводится через копирку).

Процесс вышивания коверной иглой происходит с изнаночной стороны. Игла пробивает ткань образовывая петли на лицевой стороне. Чем мельче стежки, тем плотнее петельки. На ручке иглы есть колесико, регулирующее их длину.

Для того чтобы приступить к игольному ткачеству, нужно заправить специальную иглу швейной иглой, начиная с обратной стороны к ушку. Затем на конец нити завязать нить и вытянуть ниточку так, чтобы основная нить прошла через полную часть иглы, заправить в ушко и сделать узелок. Вышивать по рисунку мелкими стежками длиной 2-3 мм.

Изделие выглядит красивым сразу с обеих сторон: с лицевой это петельчатый коврик, а с изнанки - вышивка гладью. Если петли коротко подстричь, получится бархатная поверхность.

В готовой вышивке различают лицевую и изнаночную стороны. Изнаночную сторону покрывают стежки, по внешнему виду напоминающие стежки "назад иголку». (см. приложение №1). Лицевую сторону вышивки покрывают петельки, или ворс, из-за которой вышивку и называют ковровой - за внешнее сходство с ковровыми покрытиями. На фотографиях видно, как ворс покрывает ткань. Длина ворса регулируется длиной иглы. Можно покрывать ворсом всё изделие, а можно только отдельные элементы схемы вышивки. Ковровая вышивка создает все условия для свободы выбора материалов и полета фантазии. (см. приложение №2)


2.2. Инструменты и материалы.

Для изготовления ковровой вышивки (вышивки в стиле needle punch от английского "пробивать, прокалывать"):

1.Ковровая игла - главный инструмент, с помощью которого выполняется вышивка. Именно этот инструмент классифицирует данный вид вышивки. На фото приведен один из вариантов иглы. Приобрести иглу (не ковровый крючок, а именно иглу!) можно в специализированных магазинах рукоделия. Иглы могут быть разной длины и диаметра (см. приложение № 3)

Ковровая игла (игла для продергивания нити) состоит из полой трубки с острым косым срезом, в которую вставляется с помощью нитковдевателя нить; пластмассовой ручки и прижимного винта, который используется для фиксирования трубки внутри ручки при выборе длины ворса. Длина ворса зависит от длины части трубки от центра косого среза до прижимного винта. Для определения длины ворса это расстояние надо поделить на 2.

2. Ткань. Рекомендую использовать льняное полотно для панно с фоном, заполненным ковровым рисунком. Для панно без фона можно использовать портьерную ткань, шерстяные ткани, саржевую и другие ткани средней плотности. Трикотажное полотно не выдерживает нажатий иглой и рвется, то же относится к тканям высокой плотности (свыше 150 нитей на кв. см). Игла просто будет рвать нити при нажатии, вместо того, чтобы проходить между ними. Ткани с низкой плотностью (20-30 нитей на кв. см) не выдержат нажатий иглой уже по причине своей тонкости и легкости. Впрочем, креативные эксперименты ещё никто не отменял :)

3. Калька (плотная прозрачная пленка) для перерисовывания понравившегося рисунка или схема с уже нанесенным рисунком.

4. Копировальная бумага, которая кладется красящей стороной вниз между тканью и схемой для нанесения рисунка на ткань. Копировальная бумага нужна минимум двух цветов - черного для перерисовывания на светлые ткани и желтого для перерисовывания на темные (черные) ткани.

5. Твердый карандаш или ручка для перевода рисунка на ткань (обведения рисунка на схеме по контуру).

6. Рама для натягивания ткани с нанесенным рисунком. Это могут быть пяльцы, пяльцы с опорой, станок для вышивания. При выборе этого инструмента учитывайте нагрузку на руки при многократных нажатиях на ткань, локти в таком положении не должны свисать, должны иметь опору, иначе Вы быстро устанете.

7. Нитки для вышивания подбираются под иглу. Нить должна свободно скользить в игле. Нитки могут быть самыми различными по составу. Лучше использовать тонкие нитки, смотанные в несколько раз, чем одну нить идентичной толщины, потому что в первом случае ворс получается более густым и пушистым.

8. Нитковдеватель. Им может служить толстая леска или тонкая проволока (под диаметр иглы), которые должна свободно скользить вдоль иглы. Иногда иглы в специализированных магазинах уже снабжаются нитковдевателем.


2.3. Результаты анкетирования.

Исследование основано на результатах анкетирования учащихся 5-11 классов (120 человек) и были получены следующие данные. Из числа опрошенных детей : (см. приложение № 4)

1. Ковры дома имеют 90% .

2. Преобладания цвета в коврах:

Классы

зелёный

Коричневый

синий

бордовый

красный

белый

желтый

вишнёвый

2-4

20%

75%

7,1%

50%

12%

2%

0%

24%

5-7

27,7%

44,8%

17,2%

10,3%

3%

2,5%

2%

17,3%

8-9

25%

58%

8,3%

15%

6%

4%

0,5%

11%

10-11

30,8%

53,7%

15,4%

5%

11%

0%

1%

23%


3. Разновидности ковров:

Классы

Искусственные ковры

Натуральные ковры

Ковры ручной работы

2-4

90%

10%

---

5-8

80%

19%

1%

9-11

98%

2%

1%


4. Традиционный (геометрический) орнамент 80%, растительный 45%, узорные 10% пейзажный 7-5%

5. Безворсовые гладкие 75% , высоковорсовые махровые ковры 25%.

6. Формы ковров: овальные-2%, круглые -0,5%, прямоугольные-17,5%, квадратные-80%

Заключение

В результате работы нами представлена краткая характеристика роли ковровой вышивки в декоративно- прикладном искусстве. Было проведено анкетирование, собрана и проанализирована информация по теме с использованием различных литературных источников, статистических данных.

Искусство ковровой вышивки предстаёт перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление нашей современной русской культуры. Его произведения разнообразны: от маленьких попон, до громадных ковров. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Окружая себя красивыми бытовыми предметами, мы создаём близкую нам эстетическую атмосферу среды, в которой живём. Это во многом определяет и настроение, влияет на взаимоотношения между людьми, в известной мере формирует моральный климат. Очень существенны и сегодня те качества, которые неоднократно отмечались в народном искусстве прошлого, а именно: единство в нём эстетического и этического начал; доброе отношение к окружающей природе и к людям; пожелание семейного счастья; радостный взгляд на мир. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Искусство ковровой вышивки сохраняет и продолжает развитие замечательных традиций народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного.

2. Изделия народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой – результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых мастеров.

3. Сегодня ковры дома имеют 90% респондентов. Наиболее популярны искусственные ковры с традиционным геометрическим орнаментом.

4. Преобладающие цвета в коврах: зелёный, коричневый, синий, бордовый.

5. В быту чаще используются безворсовые гладкие ковры, так как за ними легче осуществлять уход.

6. Анализируя результаты исследования мы выявили, что ковры, с одной стороны, создают уют, тепло, эстетичность в доме, но с другой стороны, они – пылеёмки, теряют своё качество в помещениях с повышенной влажностью и сохраняют след от тяжёлой мебели .

Исходя из этого, мы рекомендуем:

Периодически чистите ковер мягкой щеткой или пылесосом.

Несильные загрязнения с ковра можно удалять влажной щеткой. После этого обязательно на некоторое время приподнимите ковер с пола, чтобы под ним мог свободно циркулировать воздух и он побыстрее просох.

Чтобы уберечь ворс от моли, полезно каждые несколько месяцев попросту выбивать ковер. Помните: моль чаще заводится в коврах, повешенных на стену или скатанных в рулоны. Ковер, который используют по назначению – кладут на пол и ходят по нему – страдает от моли куда реже.









Список литературы


  1. Бардина Р. Художественные промыслы России. Ярославль, 1975.

  2. Барадулин В.А, Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. М.: Россельхозиздат, 1983.

  3. Камай В.И. Дом. М.: Центр ПРО, 1993.

  4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной ковровой вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.

  5. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Советская Россия, 1983.

  6. Орлова В.К. Русское ковроделие// ж. Народное творчество, - №4, 2007.

  7. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.

  8. Проблемы народного искусства: Сб. статей – М.: Изобразительное искусство, 1982.

  9. Рукоделие: Популярная энциклопедия/гл. ред. И.А. Андреева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

  10. Фалеева В.А. Русское народное кружево. Л., 1983.

  11. Яковлева Е.Г. Русские ковры. М., 1959.



















Приложение


Приложение№1

В готовой вышивке различают лицевую и изнаночную стороны. Изнаночную сторону покрывают стежки, по внешнему виду напоминающие стежки "назад иголку".


Приложение №2

Ковровая вышивка создает все условия для свободы выбора материалов и полета фантазии.










Приложение № 3

Ковровая игла - главный инструмент, с помощью которого выполняется вышивка. Именно этот инструмент классифицирует данный вид вышивки. На фото приведен один из вариантов иглы.









Приложение 4


Ковры (напольные, настенные) и ковровые дорожки дома имеют :















Преобладания цвета в коврах:




















Орнамент в коврах:



















Разновидности ковров у опрашиваемых:




19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!