СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа обучающегося 5 класса "История русских немцев на примере семей Гесс и Грош"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная работа обучающегося 5-ого класса историко-краеведческого направления "История русских немцев на примере семей Гесс и Грош с. Устюг Емельяновского района Красноярского края"

Просмотр содержимого документа
«Научная работа обучающегося 5 класса "История русских немцев на примере семей Гесс и Грош"»





ТЕЗИСЫ

- Гипотеза: на чужбине российских немцев ждала тяжёлая судьба.

Цель работы: доказать или опровергнуть гипотезу.

Задачи:

  1. Изучить историю появления немцев в России.

  2. Проследить судьбу семей Гесс и Грош.

  3. Составить родословную.

Работа актуальна, так как, изучая судьбы людей, мы изучаем историю своего Отечества.

- Первый контакт немцев и русских был установлен в 959 году. Княгиня Ольга отправила германскому королю Оттону I послов с просьбой отправить в Киевскую Русь миссионеров.

- Первые немцы в Поволжье переехали в Россию в начале 17 века.

- После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР.

- Согласно указу в сентябре-октябре 1941 г. немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Моим родным повезло: они попали в село Устюг Емельяновского района.

- Русские немцы всегда помнили доброе отношение к ним селян, постепенно привыкали к новому месту, традициям и культуре.

- В 80-х годах принят закон «о воссоединении немецких семей».

- Многие русские немцы возвращаются на историческую родину.

«Живем мы здесь, а думаем очень много и переживаем о России, да и сны видим на русском языке» (В. Шмидт).

- Гипотеза доказана частично: для большинства русских немцев Россия стала настоящей Родиной.

Литература

1. Герман А.А., Плеве И.Р.

Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк. –Саратов, 2002 . -144 с.

2. Кольман Ю. Сны нам снятся на русском. / газета «Емельяновские веси», 23.11.2017.

3. Плеве И.Р.т Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. – 3-е изд. – М.: АОО "Международный союз немецкой культуры", 2008. – 400 с.

3.Приб А. Немецкие колонисты России 1763-2006. Исторический очерк. (A. Prieb. Deutsche Kolonisten Russlands 1763-2006. Kurze historische Skizze). Издательство Waldemar Weber Verlag, Augsburg, 2009.

Содержание

Введение

1. Немецкие колонисты России

    1. Из истории немецких поселений в России

    2. История немцев Поволжья

    3. Депортация 1941 года и ликвидация немцев Поволжья

2. Судьба семей Гесс и Грош в Емельяноском районе

    1. Русские немцы в Емельяновском районе после депортации

    2. Жизнь семей Гесс и Грош в селе Устюг

    3. Российские немцы сегодня

Заключение

Литература

Приложение


Введение

Как и во всех семьях, в моей семье существуют свои традиции. С самого раннего детства 6 декабря я нахожу сладкие подарки, которые приносит мне Николаус за хорошее поведение. Каждый год, 24 декабря, мы всей семьёй собираемся за большим столом встретить der Weinachten (католическое рождество). Но 7 января мы также радуемся светлому празднику Рождества Христова. А деда часто задаёт мне немного странные вопросы: «Was wollen sie? Wie geht es? Wie Schmekt es?». Когда я стал взрослеть, у меня появились вопросы: почему в нашей семье отмечается Рождество и Пасха дважды? Разве так бывает? Оказывается, кроме православных событий, мы, соблюдая традиции, отмечаем немецкие праздники. Я решил разобраться в этом вопросе.

Писать историю своей семьи – задача нелегкая. Для этого необходимо изучение самых разных источников: семейных документов, архивных материалов, воспоминаний и т.д. После детального изучения моей родословной оказалось, что история моей семьи (по линии мамы) тесно связана с историей российских немцев. Мои предки – немцы. Российские немцы. Я начал своё исследование.

Для начала мне необходимо было найти свидетелей и взять у них интервью, исследовать материалы семейного и сельского архивов, ознакомиться с семейными фотографиями, реликвиями. Хранителем воспоминаний семейных документов и традиций является мой дедушка Гесс Виктор Карлович, который направлял меня в этой работе. Большую помощь мне оказали мои двоюродные дедушки: Гесс Андрей Карлович (предоставил фотографии и сведения) и Гесс Александр Карлович (проживает в Германии; помог собрать семейный архив).

Начал я с моей родословной. Вместе с мамой и дедушкой построил генеалогическое древо (Приложение №1) и нашел предков.

Затем занимался поиском материалов, связанных с историей и судьбой моей семьи и российских немцев в Емельяновском районе. Для этого необходимо было выяснить: как и почему они приехали сюда. Поэтому мне необходимо было изучить судьбу российских немцев в Поволжье, где существовали немецкие колонии.

Гипотеза: на чужбине российских немцев ждала тяжёлая судьба.

Цель работы: доказать или опровергнуть гипотезу.

Задачи:

  1. Изучить историю появления немцев в России.

  2. Проследить судьбу семей Гесс и Грош.

  3. Составить родословную.

Методы, которыми я пользовался в ходе исследования:

1.Анализ исторических источников, научно-публицистической литературы.

2.Работа с историческими материалами из семейного и сельского архивов.

3.Интервью.

Считаю, что моя биографическая исследовательская работа актуальна, так как, изучая судьбы людей, мы изучаем историю своего Отечества.

Немецкие колонисты России

Из истории немецких поселений в России

Принято считать, что историю свою российские немцы ведут от Екатерины II (годы правления 1762–1796) и её указов, позвавших на обширные безлюдные пространства России жителей Германии и других стран Западной Европы. Такое суждение не совсем верно. Первый контакт был установлен в 959 году. Княгиня Ольга отправила германскому королю Оттону I послов с просьбой отправить в Киевскую Русь миссионеров. И хотя миссионерские старания не принесли успехов, дальновидная политика браков привела к первым родственным связям между правителями Киевской Руси и германской императорской фамилией. Однако постепенно эти связи в XII - XIII веках постепенно оборвались. В XVI веке северогерманские князья отвоевали важные портовые города, а Петру Великому удалось выйти к Балтийскому морю и «прорубить окно в Европу». К опыту иностранных, особенно немецких, специалистов в военной и гражданской области обращались еще предшественники Петра. При Петре Великом в России уже постоянно проживали 18 тыс. немцев. Немецкие советники, благодаря тесным узам царской фамилии с немецкими княжескими домами, стали обладать огромным влиянием при дворе.

Мысль организовать земледельческие колонии впервые явилась ещё в конце царствования Елизаветы Петровны (года правления 1741–1761), однако осуществила её Екатерина II. Одним из первых манифестов, собственноручно подготовленных молодой императрицей после вступления на российский престол, был т.н. «вызывной» манифест от 4 декабря 1762, который и послужил сигналом для начала исторического переселения немцев в Россию. [3; 44]

22 июля 1763 года Екатерина II издаёт Манифест «о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правам».

Иностранным переселенцам были обещаны значительные привилегии и денежные пособия. Вызов, заселение и обустройство происходило с 1763 по 1772 год. Немцы осваивали российские территории, организовывая колонии. Колонисты распределялись в местностях, представлявших некоторое сходство с их родиной. Поселялись там, где нужны были хлебопашцы, а также в местностях удобных для занятия скотоводством, садоводством и огородничеством. Благодаря их трудолюбию и бережливости места заселения превращались в цветущие нивы. Как и планировалось, колонисты окультурили южные границы Российской империи, создали образцовые хозяйства фермерского типа. На их долю приходилась значительная часть сельскохозяйственного экспорта России. [4; 58]

История немцев Поволжья

Первые немцы в Поволжье переехали в начале 17 века. Уезжая из Германии, они спаслись от преследования за религиозные убеждения и из-за нежелания участвовать в шедшей тогда войне между Пруссией и Францией.

"Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию никаких в казну нашу податей и платить и никаких обыкновенных службе служить". Кто селился в необжитых землях, освобождался от налогов на срок 30 лет, в других областях - на срок от 5 до 10 лет.

Решающее значение для будущего колонистов имели дополнительные распоряжения по поводу землевладения и землепользования:

1. Все отведённые колонистам Поволжья земли передавались им в неприкосновенное и наследуемое владение на вечные времена, но ни как личная, а как общинная собственность каждой колонии.

2. Эти земли нельзя было ни продавать, ни передавать без ведома и согласия вышестоящего высшего управления.

3. Для расширения и улучшения своих хозяйств колонистам разрешалось приобретать земельные участки.

4. Выделением государством государственные наделы наследовал обычно младший сын (минорат).

В первые годы после переселения колонистов ожидали неимоверные трудности: в первую очередь, дикая необузданная природа, необработанная земля, набеги кочевников и другое. Обстановка, в которой они поначалу жили, была жестокой, но вера в будущее вливала в них силы.

Большую поддержку им оказывала их религия. В большинстве своём они принадлежали протестантским направлениям христианства – лютеранам и меннонитам. Религия давала колонистам огромный духовный заряд.

Основным занятием колонистов стало земледелие. Поначалу оно велось примитивным способом: пахали сохой, жали серпом, молотили цепами. Колонисты впервые начали разводить табак, лен. Именно немцы впервые стали использовать многопольную систему земледелия с использованием травосеяния, вводились в оборот новые культуры, такие как кунжут, горчица, рис, индиго.

Больших успехов достигли колонисты и в развитии животноводства.

Прибывших на Волгу колонистов селили округами. Каждый округ в диаметре был не менее 60 и не более 70 верст, и в нем должны были жить до тысячи семейств.

На каждую семью, независимо от ее численности, планировалось выделить 30 десятин удобной земли, в том числе 15 десятин пашенной земли, 5 десятин сенокосной, 5 десятин леса и 5 десятин на усадебную, огородную землю. В действительности каждая семья получила приблизительно 36,2-36,3 десятины удобной для использования земли.

Был разработан и стал осуществляться типовой план застройки колоний. Дома-пятистенки, рубленные в угол, строились на две семьи. Каждая квартира была размером 6 на 10 метров. Во дворе, размером 25 на 35 метров, рядом с домом располагались сараи, а в глубине находились конюшня и амбар. Дома располагались вдоль главной улицы шириной 30-32 метра. Главную улицу пересекали небольшие поперечные шириной 6 метров. В центре колонии, на пересечении главной улицы широкой (30 метров) поперечной, планировалось сооружение церкви, школы или других общественных зданий. Одним из главных условий застройки было наличие водных источников — рек, родников.

Дома были в большинстве одноэтажными. После того как колонисты обустраивали жильё, они брались за озеленение. Зелёные насаждения не только придавали сёлам незнакомую этим местам красоту и уют, но и защищали их от знойных степных суховеев. Средняя немецкая колония состояла из 50-70 дворов. [Приложение № 2] [4; 58]

Колонистам предоставлялось право на общинное самоуправление. Они подчинялись непосредственно Престолу, а не внутреннему управлению империи. Нельзя не упомянуть и заверение властей о том, что колонисты могли в любое время покинуть царскую империю. В отличие от крестьян Германии и от местных крестьян, колонисты не были крепостными, они были свободны. Манифест Александра I от 20 февраля 1804 года особо выделял "поселенцев, которые могли служить образцом в крестьянском деле и в ремесле... хороших землевладельцев, знавших толк в виноградарстве, в выращивании тутовника и других полезных растений или имевших опыт в скотоводстве, особенно в разведении овец улучшенных пород, крестьян, обладающих необходимыми знаниями для рационального ведения хозяйства.."

В так называемой Всемилостивейшей Привилегии Павла I от 6 сентября 1 800 колонистам определялись дополнительные права (освобождение от военной и гражданской службы на все времена, освобождение от присяги перед судом, свобода ремесел и др.) Привилегии, обещанные царём, казались людям, жившим в нужде и лишения, особенно привлекательными в среднем течении Волги за период с 1764 по 1768 годы образовалась немецкая колония с населением 27000 человек. После революции (1917г) преобразована в областную автономию немцев Поволжья (" Трудовая коммуна" 1918 г.), а затем в Автономную Социалистическую Советскую Республику немцев Поволжья (АССР НП 1924 г) со столицей г. Энгельс (бывший Покровск), которая к середине 30-х годов стала образцовой. Ко времени образования АССР НП в колонии проживало уже 450000 немцев. [3; 159]

Депортация 1941 года и ликвидация немцев Поволжья

В 1941 –ом году началась Великая Отечественная война. СССР вступил в войну с Германией. Российские немцы не имели никакого отношения к гитлеровским войскам.

Но особого доверия к немцам со стороны власти и так уж не было, а когда началась война, все они автоматически были зачислены в разряд потенциальных врагов государства. Уже в августе 1941 года немцы-военнослужащие были уволены из армии, многие из них были расстреляны или заключены в тюрьмы за шпионаж. [4; 115]

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. [Приложение № 3]

Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП, ещё 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора.

Судьба семей Гесс и Грош в Емельяноском районе

Русские немцы в Емельяновском районе после депортации

Мои предки: семья Гесс Андрея Ивановича в составе пяти человек: отец, мать, две дочери и сын (мой прадед: Гесс К.А.) и семья Грош Андрея Андреевича в составе шести человек: мать, отец, два сына и две дочери (одна из них моя прабабушка: Грош Э.А.) в то время проживали в посёлке Грим АССР немцев Поволжья, недалеко от города Энгельс. [Приложение № 3]

Вспоминает Эмилия Грош (со слов внука: Гесс Виктора): «На сборы нам дали всего 3 дня. Мы успели собрать только самое необходимое. Причём не понимали: что происходит, куда нас направляют, на какой срок и что будет с нашими домами и имуществом… Добирались до места очень тяжело: нас перевозили в товарных вагонах, предназначенных для перевозки скота: без удобств, без еды, без лекарств… Многие до места не доехали. Нашу семью спасало то, что из нашего посёлка уехало много семей в одном направлении. Мы друг друга поддерживали».

Согласно указу в сентябре-октябре 1941 г. немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Всего было депортировано 446 480 советских немцев (по другим данным 438 280).

В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья, не занятых фашистами. Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.

Я считаю, что моим предкам повезло: они попали в Емельяновский район, в село Устюг. Немцам было запрещено выезжать на другие территории из места, определённого для их проживания государством.

Только 29 августа 1964 года вышло Постановление "Об изменении Постановления от 28 августа 1941 года", где сказано, что все обвинения безосновательны, и, потому сняты, но о возврате в довоенные места проживания, как и о восстановлении автономии, Постановление не предусматривает. В ноябре 1972 года вышло Постановление об отмене прежних ограничений по выбору места жительства. Российские немцы получили это право спустя 31 год после депортации.

За это время выросло несколько поколений российских немцев на другой земле, впитывая другой язык и культуру.

Жизнь семей Гесс и Грош в селе Устюг

Мои будущие прабабушки и прадедушки попали после депортации в село Устюг. Их семьи знали друг друга, дружили. В первое время пришлось очень тяжело. Они оставили свои дома, имущество, налаженную и благоустроенную жизнь. Сейчас нужно было начинать всё сначала.

В село Устюг в сентябре 1941-го года было привезено 40 семей российских немцев. Отношение к ним было настороженное. Это и понятно: идёт война с Германией, не каждый сельский житель понимал, что перед ними – не фашисты, а люди, оказавшиеся в трудной ситуации и которым нужна помощь.

Эльвира Гесс (моя прабабушка) вспоминала, что семьи стали расселять по домам устюжан по желанию: кто может, кто хочет помочь нуждающимся. Люди, проявив милосердие, несмотря на различие в языке, культуре, национальности, порой сами не имея достатка, помогали российским немцам. Абсолютно все семьи были обеспечены крышей над головой.

Моя прабабушка всегда помнила доброту устюжан (в то время ей было всего 6 лет). Она вспоминала, как играла с русскими детьми, не понимая ни слова, и как учила их немецким стишкам и молитвам.

Постепенно немцы стали привыкать к другой жизни. Государство стало выплачивать денежную компенсацию за оставленные дома в Поволжье.

Мой прапрадед дед Кайзер в Поволжье имел большое хозяйство: дом, земельный участок, 17 лошадей. Получив компенсацию в 1942-ом году, он построил дом для своей семьи (семьи Грош, в которой родилась моя прабабушка). Но жили в этом доме 3 семьи российских немцев.

Практически сразу после приезда обоих прадедов забрали в трудармию (немцам нельзя было служить в советской Армии). Вернулись они только в 1947-ом году. Но старались об этом времени не рассказывать. Когда внуки спрашивали об этом, они только плакали и молчали.

Моим прадедам очень пригодились специальности, полученные в городе Энгельсе: прапрадед Гесс был токарем, прапрадед Грош – столяром. Не имея постоянной работы (в колхозы сначала немцев не брали, только женщин на сезонные работы), они выживали благодаря заказам от сельчан: хороших специалистов на селе практически не было.

Дети в школу пошли не сразу. Так, прабабушка Эльвира пошла в первый класс только в 9 лет, так как не было одежды, не на что было приобрести школьные принадлежности, и она не умела говорить на русском языке. Дети осваивались быстрее: выучились русскому, стали посещать школу и дружить с местными детьми.

Но угнетение и притеснение ещё ощущались. Особенно после войны. Потеряв близких на фронте, многие обыватели не сомневались в том, что перед ними фашисты, которые повинны в смерти их отцов, сыновей, братьев. Это чувствовали на себе дети даже в 50-х годах. Когда в школе их дразнили «фашистами».

Но в большей степени русские, особенно в сёлах, благосклонно относились к своим новым односельчанам. Мой дедушка вспоминает, как его одноклассники просили научить их немецким словам или тайком взять со стола такие ароматные и недоступные кребли (немецкие пончики) или немецкие мятные пряники, приготовленные его мамой.

Обустраивая свою жизнь в новых условиях, благодаря своим качествам: трудолюбию, прилежанию и усидчивости русские немцы быстро обустроили свой быт. Конечно, у них не было возможности наладить жизнь, как в Поволжье, но в их теперешних домах всегда царили чистота, комфорт и уют.

Прабабушка (со слов моей мамы) всегда вспоминала, как русские женщины хотели научиться у немцев ведению хозяйства и приходили к её маме (Эмилии Грош): то посмотреть, как обустроен дом, то узнать рецепт вафель или краутсупа (суп с капустой) или просто спросить бытового совета.

В своих семьях немцы воспитывали детей в соответствие с немецкой культурой и лютеранской верой, между собой говорили только на немецком языке. (Но на улице чаще молчали, пытаясь не выдавать своего происхождения). Так, мой дедушка родился в конце 60-х годов, но до 3-х лет говорил только на немецком языке, и окрестные мальчишки думали, что его зовут Кайвек (от немецкого «geh weg» - «отойди», так его на улице предостерегала бабушка).

Всегда отмечались немецкие религиозные праздники: der Weinachten, Advent, der Ostern, Nicolaustag и т.д. На ночь читались молитвы на немецком языке.

Моя мама вспоминает, как в 90-х годах со своей бабушкой и двумя сёстрам участвовали в семейном фестивале Емельяновского района и исполняли песню на немецком языке: «Alle Jahre wieder».

Русские немцы всё больше привыкали к жизни в русской деревни. Но жениться могли только на своих. (Только через 2 поколения родители перестали настаивать на этом. Поэтому мой дедушка женился на русской.)

Мой прадедушка Гесс Карл Андреевич женился на моей прабабушке Грош Эльвире Андреевне. Их семьи многое связывало. Не только культура, вера и язык. Но и то, что они вместе пережили депортацию и вместе налаживали жизнь на чужбине. У новой семьи Гесс появилось четверо детей: Виктор, Александр, Андрей и Ольга. Имена для детей выбирались по принципу: чтобы одинаково звучали и на немецком, и на русском. Дети воспитывались в немецких традициях, но, конечно же, огромное влияние на них оказывала и русская культура.

Моя прабабушка очень любила русские песни и пела в нашем практически легендарном сельском ансамбле при Доме культуры «Родники». Мама вспоминает, что её бабушка Эльвира (её все звали Верой) очень любила по вечерам собираться с подругами на лавочке возле дома и петь русские народные песни.

Моя мама сейчас продолжает её дело и поёт в том же ансамбле.

Российские немцы сегодня

Живя в России, немцы всегда мечтали о возвращении к своим историческим корням. 28 августа 1986 года в СССР был принят закон, который значительно облегчил немцам выезд в ФРГ.

В 80-х годах принят закон «о воссоединении немецких семей». По этому закону уезжает сначала в Рыбинский район, затем в Казахстан родная сестра моей прабабушки Эмилия Грош (по мужу Миллер), другая сестра – Роза Грош (по мужу Циммерман) возвращается в Волгоградскую область, Поласовский район.

В 90-х годах начинается возвращение немцев в Германию. В Германии создаётся общество «Возрождение», проповедавшее идею воссоздания утерянной в годы войны российско-немецкой государственности. Цель этой организации: возродить немецкую диаспору. [4;169]

Мои родственники тоже начинают покидать Россию. Так, в 1990-ом году уезжает в Германию семья Миллер. В 1992-ом году – Грош Александр (родной брат прабабушки). В 1996 –ом году семья двоюродного дедушки: Гесс Александра и семья моей мамы: Гесс Виктора. В 2001-ом году уезжают моя двоюродная бабушка Ольга Гесс и прабабушка Эльвира Гесс. (Прадедушка Гесс Карл к тому времени уже умер: в 2000-ом году. Но очень важно знать: он не хотел ехать в Германию).

Семья моей мамы, прожив в Германии один год, вернулась обратно: в Устюг. Маме в то время было 13 лет. Я ей задал вопрос: «Почему вы не остались в Германии? Ведь немцы так стремились вернуться на историческую родину». Мама ответила: «Действительно, немцы всегда хотели вернуться к корням. Именно немцы. Прожив в России столько лет, впитав русскую культуру, мы стали утрачивать немецкую. И самое главное: душа у нас стала русской. В Германии с русской душой жить тяжело: болит душа, домой просится».

В настоящее время в селе Устюг из тех немцев проживает 3 семьи: Гесс, Фрицлер – потомки немцев Поволжья и Гергенрейдер – потомки немцев Крыма.

У меня очень много родственников в Германии. Я хорошо знаю и общаюсь со своими троюродными братьями Ником и Кристианом.

Прабабушка Эльвира в течение 10 лет по полгода жила в России и в Германии. Когда заболела, перестала прилетать в Россию. Но, когда звонила по телефону моей маме, всегда пела песню: «А я в Россию, домой хочу. Я так давно не видел маму…». В мае 2016 года она умерла в Германии.

Двоюродный дедушка регулярно приезжает в гости, и мы общаемся через интернет. Вся его семья живёт в Германии, но, по его словам, всё равно сердце болит о России, которая тоже является их родиной.

Моё исследование хотелось бы завершить стихами нашего земляка, русского немца, который сейчас проживает в Германии, Владимира Шмидта:

Много лет, лет, лет, лет, лет, лет, лет,

много лет мы в Россию шли.

Счастья нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет

счастья нет, счастья не нашли.

Много лет, лет, лет, лет, лет, лет, лет

много лет из России шли,

счастья нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет

счастья нет, счастья не нашли.

И языки - первый, второй -

русский родной, немецкий родной.

И старики вечный покой

в странах нашли в той и другой.

…………………………………..

На заре, по весне, тянет ре, тянет ре,

тянет ревность к облакам.

...и мы летим опять туда -

на Родину, на Родину!

и мы летим опять сюда -

из Родины, из Родины!

«Живем мы здесь, а думаем очень много и переживаем о России, да и сны видим на русском языке» (В. Шмидт) [2; 8]

Заключение

Исследуя данную тему, я много узнал об истории переселения немцев в Россию, об истории появления и судьбе семей Гесс и Грош и российских немцев в Емельяновском районе, научился находить информацию в различных источниках, систематизировать и обобщать материал. Моя работа еще не окончена, планирую составить список русских немцев нашего района, собрать о них материал, исследовать их культуру.

Я уважаю моих бабушек и дедушек, представителей моего рода, горжусь ими. Все они достойно жили и живут на родной земле. Мои предки хотели, чтобы я и мой брат знали и помнили свое прошлое, традиции своей семьи. Мне очень хочется верить, что наше поколение сможет восстановить все те ниточки, которые нас связывают с нашими предками. И в этом всегда будут надежными помощниками наши родители, бабушки и дедушки.

Сейчас у меня огромное желание продолжать изучать немецкую культуру, быт, традиции. Я хочу побывать в Поволжье, посмотреть места, где жили мои предки.

Я считаю, что гипотеза, которую я высказал в начале работы, доказана частично: оказавшись на чужбине, российских немцев действительно ждала тяжёлая судьба. Но это только в начале своего пути. И нужно учесть, что вообще для всей страны это было очень сложное время. В дальнейшем, когда российские немцы освоились, привыкли, полюбили русскую культуру, для многих из них Россия стала настоящей родиной.

Я считаю, что моё исследование станет полезно не только мне и моей семье: его можно использовать на уроках истории и обществознания как дополнительный исторический и очень познавательный материал. Нам всем необходимо извлекать уроки из истории и стараться не повторять ошибок.

Литература

1. Герман А.А., Плеве И.Р.

Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк. –Саратов, 2002 . -144 с.

2. Кольман Ю. Сны нам снятся на русском. / газета «Емельяновские веси», 23.11.2017.

3. Плеве И.Р.т Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. – 3-е изд. – М.: АОО "Международный союз немецкой культуры", 2008. – 400 с.

3.Приб А. Немецкие колонисты России 1763-2006. Исторический очерк. (A. Prieb. Deutsche Kolonisten Russlands 1763-2006. Kurze historische Skizze). Издательство Waldemar Weber Verlag, Augsburg.


Приложение № 1



Приложение № 2 Приложение № 3

Немецкие колонии Поволжья АССР немцев Поволжья

Приложение № 4

Гесс Карл Андреевич и Гесс (Грош) Свадьба Гесс К.А. и Гесс Э.А. с семьёй сына Эльвира Андреевна Грош Э.А. (1957г.) Александра (Германия, 2016 г.)


Грош А.А. Грош Э.А. (Кайзер), Грош А.А., Гесс Ф.А., семья Гесс (1987 г.)

Гесс Л.А., Гесс А.А., Гесс К.А., Гесс Э.А. (Грош);

дети: Гесс Владимир, Гесс Виктор, Гесс Александр,

Гесс Андрей (1960 г.) мой дедушка с внуками (2020 г.)

м оя семья (2019 г.)

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!