СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа "Современные психолого-физиологические аспекты лени"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная работа "Современные психолого-физиологические аспекты лени"»


Современные психолого-физиологические аспекты лени.


Содержание:

1) Введение……………………………………………………………………….2-4

2) Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………….5-20

1.1 Определение лени с точки зрения психологии и физиологии………..….5-12

1.2 Лень – хорошо или плохо?..........................................................................13-14

1.3 Признаки и виды лени, способы борьбы с ней……….…………………15-16

1.4 Физиологические особенности подростков………….………………….17-18

1.5 Причины лени на физкультуре…………...………………………………….19

1.6 Пути решения проблемы……………………………………………………..20

3) Глава 2. Практическая часть……………………………………………….21-22

2.1 Практическое проведение экспериментальной работы…………......…..21-22

4) Заключение………………………………………………………………….23-24

5) Список используемой литературы………………….………………………...25

















Введение

XXI век богат своими информационными технологиями (телевизоры, компьютеры, смартфоны). Несмотря на то, что интернет может быть хорошим источником нужной информации, а также предоставлять прекрасную возможность для общения, многие люди часто проводят время в интернете за бездумным прокручиванием ленты новостей, листают видеоролики, проводят онлайн сражения. Пользователи начинают эмоционально и физически страдать от побочных эффектов чрезмерного использования компьютера, статического образа жизни, впустую потраченного времени. Иными словами они ленятся. Часто причина лени - отсутствие мотивации. Австралийские учёные утверждают, что лень - не что иное, как синдром мотивационной недостаточности. Это болезненное состояние поражает каждого пятого жителя нашей планеты.

Как выяснила наука, лень - это неотъемлемая часть нашей жизни. Лень имеет физиологическую и психологическую природу и нуждается в дальнейшем изучении. В основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты.

С точки зрения физиологии, лень - один из природных предохранительных клапанов от разрушения здоровья и психики человека. Это - внутренний сберегатель энергии, сигнализатор о необходимости отдыха, предохранитель от эмоционального выгорания, настройщик творческого начала.

С точки зрения психологии, лень - это психологическая защитная реакция организма, которая проявляется, когда мы не замотивированы, когда идем за интуицией вопреки здравому смыслу.


Актуальность.

Люди начали больше времени проводить с компьютерной техникой, из-за этого у взрослого населения и школьников начинают проявляться различные заболевания, такие как нарушение осанки, ухудшение зрения, ожирение, проблемы с дыхательной системой, геморрой и даже психические заболевания.

По статистическим данным у 53 % детей в России ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания. На этом фоне снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи.

Многие люди пытались найти способы борьбы с ленью. Самый эффективный способ, на сегодняшний день – заниматься физической культурой и спортом.


Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное, устойчивое личностное качество. Несмотря на то, что к вопросам о лени и лености обращались ученые, достаточно остро стоит проблема поиска путей устранения неблагоприятных последствий лени. Обеспокоенность негативными последствиями лени на результаты деятельности побуждает специалистов разных отраслей научного знания более тщательно изучить леность как свойство личности.


Проблема:

Современное общество подвергнуто большому проценту заболеваемости, из-за сидячего образа жизни.

Гипотеза:

Использование различных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в урочной и внеурочной деятельности со школьниками, будет способствовать противостоянию лени и ведению ЗОЖ.


Цель исследования:

1) Изучить лень в аспектах нарушения саморегуляции и выявить факторы, влияющие на появление лени; поиск способов решения для искоренения лени у подростков.


Задачи исследования:


1) изучение литературы по вопросу о лени и лености;

2) исследование структуры лени у подростков;

3) изучение нарушений саморегуляции у подростков с различными видами лени;

4) изучение факторов, влияющих на появление лени в подростковом возрасте;

5) составление рекомендаций для преподавателей с целью уменьшения числа ленивых подростков;

6) организация недели физической культуры в образовательных учреждениях для искоренения эмоциональной лени;

7) Проведение в середине дня оздоровительной гимнастики.






















Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Определение лени с точки зрения психологии и физиологии

Что такое лень? Отсутствие мотивации, нежелание работать, апатия, неуверенность, слабость, недостаток трудолюбия или все сразу? Или же «лень – двигатель прогресса»? С этим мы постараемся разобраться в данной работе. Но еще важнее найти ответ на вопрос о том, как преодолеть лень и позволить себе полноценно раскрыться. Предлагаю перейти к делу.

«Проклятая лень! Какой бы я был славный человек, если бы она мне не мешала», – писал Лев Николаевич Толстой. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что лень – ограничивающий развитие личности фактор. Каждый из нас представляет и ощущает лень, но мало кто знает, о чем на самом деле идет речь. Предлагаю рассмотреть лень с позиции психологии.

Лень – отсутствие побуждений человека к активной деятельности. Это отказ от собственного успеха и саморазвития, удовлетворения актуальных потребностей. В основе лени может лежать:

Отсутствие мотивации;

         Нереальные ожидания;

         Психические расстройства и состояния (депрессия, апатия);

Ошибки в воспитании;

        Завышенные требования к себе или со стороны других;

       Эмоциональное выгорание, усталость;

        Неудача;

        Индивидуальные психологические особенности.

Лень проявляется в склонности человека к пассивной деятельности (лежать на диване) или наоборот активному, но беззаботному времяпрепровождению. Как правило, лень бывает только учиться, работать, развиваться, но не гулять, играть, выпивать. Таким образом, можно сказать, что лень – дефицит деятельности, вызванный несформированностью системы потребностей и жизненных целей.

Лень – ответ психики на то, что она подсознательно считает бессмысленным времяпрепровождением. Итак, в основе лени и избавления от нее лежит работа с мотивационно-волевой сферой личности и мировоззрением.

Лень — защитное состояние слабости воли, возникающее при наличии предписанных ценностей, в котором человек стремится сохранить свободу и соотнесённость со своими ценностями. 

В этом свете лень не может рассматриваться как нечто порицаемое, как нежелательное состояние, с которым следует бороться. Человек нуждается в лени как в одном из средств сохранить Диалог; лень – неперсональный (и потому неэффективный) способ «выкроить» себе досуг. Поэтому лень требует понимания, персонального обхождения, поскольку в ней содержится экзистенциально значимая информация.

Лень с точки зрения психологии.

    Лень, как психологическое явление, присуща всем. Отличается она только наличием мотивации в большей или меньшей степени у того или иного человека, которая и заставляет его действовать. Есть талантливые и активные люди от природы, но у некоторых из них повышен уровень лени. Эта лень не даёт им раскрыть себя в полной мере, получить высокие результаты.  Анализируя и обобщая тот материал, который я смогла найти в Интернете, можно выделить несколько видов лени с точки зрения нашей психики.

   1.Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо.

    Первая ситуация: человек не видит личностного смысла в том, что надо сделать, т.е. ему это не нужно. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться.

Вторая ситуация: от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке "Кто делать горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?

Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот - немотивированная личность. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.

  Четвертая ситуация: лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если общительного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми – у них вскоре пропадет желание заниматься этой деятельностью. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

2.Лень как слабая волевая сфера

 Лень в этом случае означает стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается, и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. Этот вид лени формируется в тех семьях, где с детства оберегали ребенка от трудностей, не давали возможности быть самостоятельным, брали ответственность на себя.

  3.Лень как индивидуальный стиль деятельности.

  В одной из американских фирм к генеральному директору обратились работники с вопросом: почему их коллеге установили большее, чем им, жалование, в то время, как он несколько дней подряд может ничего не делать, а лишь сидеть и смотреть в окно. Ответ директора был примерно, следующим: «Он может неделями смотреть в окно, после чего выдвигает рационализаторское предложение, которое приносит мне доход в несколько раз больший, чем ваша повседневная деятельность в течение нескольких месяцев». Таким образом, лень – это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое. Другими словами, в этом случае проявляется лень тела, но не лень ума – мозг постоянно работает.

   4. Лень как интуиция

    Иногда бывает, что не хочешь по тем или иным причинам что-нибудь делать и не делаешь, а потом оказывается, что и не надо было. В данном случае можно говорить о лени с позиции интуиции. Т.к. «интуиция, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. Она представлена в виде известной выжидательной установки – состояния созерцания, всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, насколько верной была интуиция. Однако такое иррациональное восприятие ситуации и ее последующая оценка не всегда может привести к желаемым результатам, хотя, если попытка интуиции окажется удачной, то будет сэкономлено немало сил. Такое понимание лени может трактоваться как прислушивание и следование своему внутреннему голосу 

  5. Лень как инфантильное состояние.

Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного к утробному».

   С другой стороны, лень можно трактовать и как детский негативизм, который могут проявлять и взрослые люди. Своим бездействием, или неделанием назло, внутренний ребенок противостоит «родителю» другого человека, от которого исходит стимул к деятельности. Такой вид лени чаще встречается у людей, которые хотят занять свое место, доказать другим что-то, выйти из-под опеки, т.е. самоутвердиться.


  6. Лень как стремление к удовольствию.

   С точки зрения классического психоанализа, лень – это вполне нормальный и объяснимый феномен – получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия. С другой стороны, можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя.   В противовес принципу удовольствия, который достаточно популярен в наши дни, можно поставить идеи Франкла о том, что люди, считающие, что смысл их жизни заключается в получении удовольствий, скорее всего имеют искаженную иерархию ценностей и поэтому часто сталкиваются с осознанием бессмысленности своего существования.

   7. Лень как боязнь ответственности.

  Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений, девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает излишняя опека (гиперопека), то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным, и ему ничего не нужно, и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любой ситуации, связанной с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.

 8. Лень как психологическая защитная реакция.

  Иногда нежелание что-либо делать бывает защитной реакцией от физической или умственной перегрузки.  Например, синдром приобретенной беспомощности, когда человек не чувствует возможности взять под контроль повторяющиеся неприятные события. Это своего рода "лежачая забастовка". Она обычна для детей и супругов деспотичных, активных членов семьи, подавляющих желания и волю окружающих. Это нормальное стремление избегать психотравмирующих ситуаций. Это своеобразный протест - бездеятельность - против насилия над их личностью. В этом случае лень является показателем какой-либо психической травмы и является психологической защитой.

   9. Лень как ресурсное состояние

 Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное. Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.

  10. Лень как деятельность

  Этот вид лени проявляется следующим образом. Допустим, человеку надо сделать какую-то важную работу, но он ленится её делать и заменяет другой деятельностью. Например, надо выполнить домашнее задание по нелюбимому предмету. У ленивого подростка с таким типом лени сразу найдется куча других тоже очень важных дел. Ребенок может начать укладывать в стопку тетради, книги, наводить порядок и т.п., т.е. «тянуть время». Эта другая деятельность (менее значимая, актуальная для данного субъекта) и будет ленью как самостоятельной деятельностью в этой ситуации.

 Под такое определение лени могут подойти множество различных деятельностей, причем у каждой из них будут свои мотивы, цели, задачи и т.д., но объединяющей их сущностью является то, что реализация необходимого дела оставляется на потом. Вернуться к ней он сможет либо когда его вынудят внешние условия, либо когда обнаружится новый личностный смысл. В любом случае, когда он вернется к первоначальной деятельности, то завершится лень как деятельность.

 Лень с точки зрения физиологии.

 Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное предназначение лени – экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого – и на оленя поохотиться, и сделать новый каменный топор, и пещеру расписать картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи, секса и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека. Поэтому можно сделать вывод, что лень - это один из генетически заложенных в людях природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность.

   С точки зрения биологии в основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты. Эти инстинкты расположены в бессознательной части нашей психики, а правильно обращаться с подсознанием, чтобы не разрушить свое здоровье и психику, нужно учиться.

   Под словом «Лень» также подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. Как утверждает Галина Колпакова, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать семь дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно - уже подвиг! «В этом случае, - советует психолог, - не стоит грызть себя за бездеятельность - на это тоже расходуется энергия! Необходимо проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше» 

  Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Тогда лень выступает как защитная реакция организма.  У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил – организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, просто поспать в дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" – по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик винит себя в том, что он "лентяй", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают.

 Очень часто защитной реакцией организма как у подростка, так и у взрослого человека выступает болезнь. Поначалу недуг бывает пустяковым, а то и вовсе надуманным, но постепенно недомогание может принять затяжной характер и начнет переходить в депрессию, у этого человека никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать. В школе мы часто сталкиваемся с этим феноменом, когда ученик постоянно заболевает именно тогда, когда на него ложится повышенная ответственность: выступить на уроке с докладом, контрольная работа и т.п.






1.2 Лень – хорошо или плохо?

Думаю, если вы сейчас попробуете вспомнить свои чувства, которые возникают в состоянии лени, то преобладать будут негативные ; наверное, больше всего – стыд, недовольство собой, самоедство, может быть, тревога. Хотя у кого-то лень ассоциируется и с чем-то приятным («приятно полениться в выходной день»). То есть, лень – это нечто плохое вообще-то. «Лениться – плохо». Ленивый не заслуживает уважения, напротив, он заслуживает порицания. Хотя у нас в России, в Православии с этим ещё не так всё плохо. Лень – это нравственный порок, с ним надо бороться. А в католичестве, например, ситуация жёстче: лень – один из смертных грехов.

Но так было не всегда. Говорят, труд стал высшей добродетелью только с развитием Протестантства; Протестантская этика стала основой капитализма, в котором от твоего труда напрямую зависит твой успех. В соответствии с этим, лень (как мешающая труду) стала нагружаться негативным оттенком. Некоторые исследователи указывают на то, что в список смертных грехов лень вошла только в 17 веке. Будто бы Мартин Лютер повинен в том, что лень стала греховной. На самом деле, мы должны понимать, что само по себе протестантское движение не смогло бы так на весь мир повлиять, чтобы лень всюду стала порицаемой. Протестанты распространяли грамотность, грамотность обеспечила развитие капитализма, а дальше уже изменялось общественное сознание.

До возникновения протестантской этики и капитализма высшей ценностью был досуг. В Античной Греции к досугу стремились, потому что в досуге можно было учиться, заниматься собой, заниматься важными делами, которым препятствовала работа. Работали ровно столько, сколько того требовали насущные потребности. А в латинском языке слово «дело» образовано через отрицание слова «досуг» .

Интересный факт: существует мнение, что лень в принципе свойственна русскому человеку. Возможно, отчасти это и так, если сравнивать нас, например, с трудоголиками-японцами. Мы склонны к торжествам с размахом души. Но с другой стороны, если русскому человеку что-то нужно, то он добьется этого любой ценой. Так что если рассматривать с позиции мотивов, то нас вряд ли можно назвать народом со слабой волей.




























1.3 Признаки и виды лени, способы борьбы с ней.

Едва ли найдётся в мире хоть один человек, которому лень не знакома, который бы ни разу не ленился. Скорее, наоборот. Многие от лени страдают. Даже приходят на консультации и говорят: я ленивый, мне лень делать то-то и то-то. Сегодня вообще важно быть не ленивым, активным – всё успевать, всем заниматься, заполнять любую свободную минутку полезным делом. Если человек в свободное время «валяет дурака» — играет в телефон или компьютерные игры, читает беллетристику, смотрит сериалы или телевизор, «сёрфит» в соцсетях и т.п., то это обычно называют ленью, и к человеку этому относятся с лёгким пренебрежением. Близкие призывают его заняться чем-либо (как правило, ведущим к материальному успеху) и жалуются психологу на то, что «он ничего не хочет», пытаясь разобраться в её причинах.

Лень как комплекс слабых личностных характеристик и недоразвитых сфер проявляется следующими феноменами:

1.     Отсутствие высоких социальных потребностей в саморазвитии, труде, активности, самоактуализации.

2.     Слабость воли и саморегуляции.

3.     Отсутствие стремления к успеху и соревнованию («и так сойдет», «мне другого не надо», то есть приевшаяся зона комфорта).

4.     Неспособность мыслить обширно, прогнозировать, выстраивать связь во времени (жизнь одним днем и примитивными желаниями, инстинктами).

5.     Полное равнодушие к внешним условиям и изменениям («меня это не касается»).

Лень – состояние безволия. Как мы знаем, воля начинается с затронутости ценностью или воздействия дефицита. С этого начинается Арка воли. Ценность или дефицит. Предписать себе ни то, ни другое невозможно («мы не можем захотеть хотеть», как выражается Альфрид Лэнгле). Однако это постоянно происходит, сплошь и рядом. Нам с детства внушают ценности: что хорошо, а что – нет, кто молодец, а кто – неудачник. Реклама и общественные стереотипы внушают ценности (и формируют дефициты ФМ, конечно же). Человек обманывает себя, но при этом постоянно стремится к свободе и отвергает выполнение дел, в которых не проживает истинные ценности. Это и есть лень: не делать то, что для меня не ценно, ради сохранения своей свободы.

Основные виды лени.

Гедоническая лень – спутница избалованных комфортом людей. Возникает из-за привычки жить в свое удовольствие на всем готовеньком. Этим видом лени очень часто страдают дети богатых родителей, привыкшие получать от жизни все, не прилагая к этому никаких усилий. Самый яркий пример – герой романа Ивана Гончарова Обломов.

Негативистская лень возникает из-за нежелания подчиняться чьей-либо воле и признавать иерархию. С ней знакомы все подростки. Вот вроде ты сам знал, что пора убраться в своей комнате, и даже собирался уже приступить, но тут пришла мама и сформулировала это в форме приказа. Все рвение тут же куда-то улетучилось.

Демотивная лень – лень из-за недостатка мотивации. Человек не понимает, зачем ему что-то делать, если это можно не делать. Первопричина ее – кризис смысла жизни, внутреннее бездорожье личности. Если вовремя не найти внутренних или внешних ориентиров, лень может перейти в хроническую форму.

Астеническая лень является следствием пониженного тонуса организма. Человек как бы постоянно находится в полурасслабленном состоянии и не может собраться. Причины могут быть банальными – недостаток физической активности и дефицит витаминов. Кроме того, пониженный тонус бывает при некоторых физиологических состояниях, например, беременности.






1.4 Физиологические особенности подростков

Подростками принято считать детей в возрасте 11-18 лет. В период взросления в организме подростка проходят разные изменения, которые подготавливают организм к взрослой жизни.

В физиологии процесс изменения организма делят на фазы:

  1. Подготовительный период

  2. Период полового, эмоционального и мышечного созревания.

  3. Период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

В период подросткового возраста наблюдается:

  • Рост тела.

  • Увеличение массы тела.

  • Увеличение окружности грудной клетки.

  • Развитие подкожной жировой клетчатки.

  • Развитие мускулатуры.

Период взросления у юношей и у девушек начинается и протекает по-разному. У девушек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится короче, чем у юношей.

Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков, период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин.

Физиологические и психологические процессы тесно связанны между собой, ведь от физического состояние зависит наше настроение и наоборот.

Психологические особенности подростков

Подростковый возраст - самый долгий переходный период. В это время происходит интенсивное развитие личности.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".

Проявление подросткового комплекса:

  • Чувствительность к оценке своей внешности.

  • Крайняя самонадеянность и стойкие суждения в отношении с окружающими.

  • Подросток может быть как внимательным, так и черствым в одной                  и той же ситуации.

  • Застенчивость, часто соперничает с развязностью.

  • Появляется желанием быть признанным и оцененным другими.

  • Борьба с общепринятыми правилами, проявление своего характера.

  • Примыкание к распространенным идеалам.

  • Обожествление случайных кумиров.

Для подростков характерно развитее психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность.

  • Настойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать.

  • Быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться.

  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом.

  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Отсюда и появляются атрибуты "псевдо взрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Все вышеперечисленные особенности нужно учитывать при работе с детьми и внедрению новых проектов.





1.5 Причины лени на физкультуре

Физкультура является важной составляющей здорового образа жизни и физического развития человека. Однако, многие люди сталкиваются с проблемой лени на физкультуре, что может негативно сказываться на их физическом состоянии и общем самочувствии. 


Лень на занятиях физкультурой может быть вызвана несколькими причинами:

  1. Недостаток мотивации: многие люди не осознают важность физической активности и не видят в ней прямой пользы для себя. Они могут считать занятия физкультурой скучными и непривлекательными.

  2. Низкая самооценка: некоторые люди имеют негативное отношение к своему телу и не уверены в своих физических способностях. Это может вызывать страх рассматривать своё тело в зеркале или привлекать внимание других людей на тренировках.

  3. Отсутствие времени: современный образ жизни часто характеризуется повышенной занятостью, и у людей может просто не хватать времени на проведение тренировок.













1.6 Пути решения проблемы

Существует несколько способов преодоления лени на физкультуре:

  1. Поиск мотивации: важно осознать, что физическая активность положительно влияет на здоровье и самочувствие. Можно найти интересные виды спорта или занятий, которые будут приносить удовольствие и помогут поддерживать мотивацию.

  2. Постепенное начало: если физическая форма недостаточна, чтобы присоединиться к сложной тренировке, можно начать с простых и доступных упражнений. Постепенно уровень тренировок можно будет повышать по мере улучшения физической подготовки.

  3. Планирование времени: необходимо включить занятия физкультурой в расписание и придерживаться его. Если нет возможности посещать тренировки в тренажерном зале или заниматься на открытом воздухе, можно проводить домашние тренировки или заниматься физической активностью в свободное время.

  4. Поддержка окружения: стимулировать себя будет легче, если у вас есть друзья или семья, которые разделяют ваши убеждения о необходимости физической активности. Вы можете проводить тренировки вместе или делиться успехами и впечатлениями от занятий.











Глава 2. Практическая часть

2.1   Практическое проведение экспериментальной работы.

Анализ и обобщение полученных результатов

Среди студентов 3 курса группы 21ФЗК32к специальности «Физическая культура», было проведено тестирование «Методика Незаконченные предложения», основанная на принципе вербального завершения, предназначена для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появления.

Результат показал, что у 16 тестируемых лень возникает из-за:

1.Особенности состояния (усталость, желание отдохнуть, сонливость, нет настроения, плохое самочувствие, скука и т. п.) у 54% .

2.Дефицит возможностей (нет усидчивости, не умею, нет времени, сложное задание, другие проблемы, которые отвлекают) у 14%.

3.Отсутствие интереса борьбы с ленью у 15%.

4.Практически отсутствует лень у 1%.

5.Считают, что с ленью нужно бороться 16%.


Методика «Самооценка лени»

Из 16 тестируемых:

1) 9 человек считает себя трудолюбивыми.

2) 4 человека оценили себя как что-то между трудолюбивым человеком и лентяем.

3) 3 человека затрудняются в ответе.

По ходу анализа было выявлено, что 8 человек в тестировании «Самооценка лени» ответили не достоверно, так как произошли разногласия с методикой «Незаконченное предложение»

Вывод: Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Особенно сильно проявляется физическая лень. Это связанно с тем, что тестирование проводилось в группе специальности «Физическая культура». Гипотезы моего исследования были подтверждены, а именно:

1.Чем интереснее вид деятельности человека, тем выше его активность, соответственно лень проявляется гораздо слабее.

2. Чаще всего подростки проявляю лень в учебе и домашних делах

 

 























Заключение

 Результаты исследования обучающихся показали. Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень, чаще проявляется в том, что ему не интересно, не входит в его планы. Особенно сильно проявляется физическая лень, т.к. это наиболее сложный вид деятельности.

Лень является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и обретения счастья. Недаром в православии она считается серьезным грехом. Тем не менее победить ее под силу каждому человеку.

В результате исследования мы достигли главной цели:

Изучили лень в аспектах нарушения саморегуляции и выявили факторы, влияющие на появление лени; поиск способов решения для искоренения лени у подростков и справились с рядом задач научной работы.

Рекомендации.

1. Главное — не переоцените свои возможности.

2. Не ждите всю жизнь идею, которая «взорвет» вашу повседневность, вместо этого действуйте постепенно, достигая все новых и новых вершин.

3. Разнообразьте свой труд. Если вам неинтересна рутинная работа, делайте два разных дела одновременно: например, 15 минут вы пишете отчет, затем 15 минут моете посуду (поливаете цветы и др.) , потом опять за отчет.
4. Разбейте на части. Часто нас отпугивают большие дела. Разбейте его на маленькие части - так намного проще.
5. Пять минут. Если вас пугает перспектива заниматься чем-то целый день, уговорите себя заниматься этим заданием 5-10 минут. Вы можете всерьез увлечься процессом и не заметить, как сделаете все дело целиком.
6. Начните прямо сейчас. Не откладывайте начало "священной войны" с ленью на завтра - начните меняться прямо сегодня.

 

После ознакомления с моей работой, человек будет иметь первоначальные знания о природе лени как явлении, сможет понять причины своей собственной лени, узнает о способах её преодоления, а значит, сможет «договориться» с ней, заняться самовоспитанием и самосовершенствованием.

 

























Список используемой литературы

1. Лень в представлениях обыденного сознания / Михайлова Е. Л. // 2.Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылёвой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

3.Инна Иголкина. Открой для себя мир. – изд…КРПА «Олимп», АСТ, Астрель, 2007.

4. Михайлова Е.Л. Лень в представлениях обыденного сознания Психологические проблемы самореализации личности. – Изд – во С. – Петербург, 2004.

5. http://hyaenidae.narod.ru/story2/087/html

6. www.slovopedia.com

7. http://www.redom.ru/pubs/283/ru.wikipedia.org/wikiped..

8. Интернет ресурсы Мануковская Е. Вся правда о лени http://www.planetapsy.ru/psihicheskie-sostoyaniya/vsy..

9. ru.wikipedia.org/wiki/

 


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!