СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья по теме: "Проблема плагиата в образовании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно исследовательская статья по вопросам  плагиата в образовании

Просмотр содержимого документа
«Научная статья по теме: "Проблема плагиата в образовании"»

Интернет-технологии в образовании и проблема плагиата


Е.А. Канатникова

аспирант

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет»


В статье рассматривается проблема плагиата в образовании, связанная с развитием информационных средств коммуникаций. В статье представлены возможные пути решения данного вопроса.

Ключевые слова: плагиат, инновации, Интернет, образование.

The article is devoted to the problem of plagiarism in education, connected with the development of information communications. The article presents possible solutions to this issue.

Keywords: plagiarism, innovation, Internet, education.

В данной статье предлагается осмысление одной из самых актуальных проблем не только современного образования, но и научного познания в целом, проблемы плагиата и авторского права.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время общество стоит на пороге нового этапа информационной революции. Информатизация общества приводит к существенной трансформации всех сфер жизни общества. Эти изменения влекут за собой как негативные, так и позитивные аспекты.

Одним из негативных аспектов новой информационной эпохи, формирующейся с конца ХХ века и связанной с развитием Интернет-технологий, является проблема плагиата.

Интернет открывает огромные возможности в сфере научных коммуникаций, как средств получения, накопления и передачи различной научной информации. В настоящее время следует говорить о формировании и развитии принципиально новых информационных средств научных коммуникаций. Различные Интернет-ресурсы, электронная почта, мультимедийные средства передачи информации, технологии дистанционного общения – все это можно отнести к информационным коммуникациям.

Использование возможности открытого доступа к сети Интернет повлекло за собой проблему бесконтрольного заимствования чужих научных достижений. Проблема плагиата и авторского права, существующая со времен Античности, в настоящее время принимает глобальные масштабы.

В первую очередь это связано с общедоступностью различного рода информации. В глобальной сети можно найти информацию абсолютно любой направленности, «на любой вкус и цвет». Зачем в таких условиях школьнику или студенту самостоятельно выполнять ту или иную работу, заданную преподавателем, если можно просто скачать ее из сети Интернет. В связи с этим возникает проблема, которая имеет катастрофические последствия: проблема будущего системы образования, проблема подготовки квалифицированных специалистов, которые будут учить, лечить, воспитывать, оказывать различные услуги, необходимые для жизнеобеспечения общества.

Несомненно, условия информационного общества заставляют перестраивать все сферы жизнедеятельности человека. Для того, чтобы Россия была конкурентоспособной страной в мировом пространстве, нам необходимо внедрять и разрабатывать инновационные технологии. В связи с этим одной из основных стратегий развития нашего общества, является инновационное развитие. Необходимость реализации этой задачи можно проследить и в образовании.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, содержатся следующие статьи, непосредственно касающиеся обсуждаемого нами вопроса. Так, в статье №16 указанного закона речь идет о возможности электронного обучения, т.е. об организации образовательной деятельности с применением информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимоотношение обучающихся и педагогических работников[2]. В статье №18 данного закона указано, что библиотечный фонд образовательного учреждения должен быть укомплектован не только печатными, но и электронными учебными изданиями[3]. В статье №29 говорится о том, что образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы [4].

Каждое образовательное учреждение нашей страны должно иметь свой сайт, а также личные сайты преподавателей, на которых в открытом доступе представлена соответствующая информация. Все это говорит о том, что мы находимся на волне новой технологической революции, и не один человек не может остаться в стороне от этих изменений.

Как уже было отмечено, любые преобразования влекут за собой как позитивные, так и негативные аспекты. Одной из проблем в сфере образования, приобретающей, все большие масштабы является плагиат.

Использование технических возможностей для того, чтобы найти подходящий текст, скопировать его и выдать его за результат собственного труда, в век информационных технологий доступно всем. Следствием этого является все более широкое распространение феномена плагиата в системе образования.

В связи с этим, в современном научном сообществе заговорили об эпохе цифрового копипаста. Воспользовавшись словарем можно найти следующее толкование данного термина, копипаст – это не авторский текст, — а заимствование или плагиат. Это – текст, полученный путем механического копирования чужого текста в свой пост, комментарий или другое произведение, опубликованное под своим именем[5].

Обратившись к вышеуказанному закону об образовании и к новым Федеральным государственным образовательным стандартам, мы увидим, что в рамках реализации рабочей программы учебной дисциплины, не менее 50% от всего объема учебной нагрузки должно приходится на самостоятельную работу обучающихся.

Одним из наиболее распространенных видов самостоятельной работы обучающегося является подготовка рефератов, докладов, различных сообщений и проектов. Одним из основных этапов проведения данных видов работ, является работа с литературой. В целом, самостоятельная работа обучающихся основывается на работе с литературными источниками. В век информационных технологий, данная работа реализуется преимущественно при помощи различных Интернет-ресурсов.

Именно здесь проблема бесконтрольного заимствования чужих научных трудов проявляется наиболее ярко. Эта проблема заявляет о себе также, когда речь идет о выпускных квалификационных работах.

На страницах сети Интернет можно с легкостью найти не только готовые рефераты и курсовые работы по интересующей теме, но и заказать нужную работу за определенную плату, причем авторы данных объявлений гарантируют высокое качество работ и даже проверку на плагиат. Возникает вопрос, для чего тогда вообще стоит учиться.

Борьба с плагиатом – это проблема не только педагогов, но и проблема общества в целом.

Наряду с осуществлением инновационного развития системы образования, мы должны систематически заниматься борьбой с плагиатом. В противном случае станет просто невозможным формирование высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

В 2005 году на базе вычислительного центра РАН, был создан поисковик для проверки учебных работ. Позднее на его основе была создана программа «Антиплагиат». Данная программа позволяет выявить процент заимствования в тексте работы. Она становится вспомогательным инструментом преподавателя, который определяет, где автор работы приводит цитату и правильно ее оформляет, где включает в работу куски своих предыдущих исследований, а где откровенно выдает чужой текст за свой.

«Антиплагиат» получил широкое распространение. В настоящее время проверка работы при помощи данной программы является обязательным условием для защиты курсовых работ, диссертационных исследований, а также научных статей.

Проблема заключается в том, что курсовые работы и диссертационные исследования, являются, так сказать, лишь вершиной айсберга. Проблема плагиата гораздо шире и состоит как минимум из двух взаимосвязанных явлений разного масштаба: плагиата в науке и «списывания» в образовании. Программа «Антиплагиат» – это бесспорно хороший помощник, можно даже сказать базовый, но проблема в том, что реализуется она преимущественно в трудах, выносимых на обсуждение: курсовых работ, дипломных проектов, научных статей. Что же делать с другими видами работ, которые не требуют оценки высококвалифицированных специалистов. Преподаватель остается один на один с огромным количеством разнообразных работ обучающихся, которые в большинстве случаев являются результатами трудов других людей.

Школа – это та основа, где закладываются основные ценности, ответственность за свои поступки. Это то место, где необходимо учиться думать головой, творить и созидать.

С раннего возраста необходимо формировать правильную культуру научной коммуникации. Доносить до обучающихся, те прописные истины, что заимствование чужих интеллектуальных трудов, является воровством и преследуется по закону. Необходимо учить школьников и студентов правильно делать ссылки на использованные литературные источники.

В школе, при реализации учебных программ по дисциплинам «право» и «обществознание», необходимо больше времени уделять вопросам авторского права.

Кроме того, необходимо создавать банки электронных портфолио обучающихся.

Закон об образовании обязывает учебное учреждение осуществлять открытый доступ к информации о работе организации. Можно сделать обязательным наличие у каждого из обучающихся личного электронного портфолио, находящегося в открытом доступе. Соответственно, все интеллектуальные труды и творческие работы, находящиеся в данном портфолио, будут обязательно проверены преподавателем, а также при помощи программы «Антиплагиат» на предмет заимствования. Мотивацией этому будет служить в первую очередь репутация образовательного учреждения.

В результате использования электронного портфолио будет сформирован огромный банк различных работ. Списывание станет бессмысленным.

У студента появятся научные наработки, копилка его трудов, которые бесспорно будут ему полезны для написания и защиты выпускных квалификационных работ. У работодателя будет возможность познакомиться с трудами своего потенциального работника, и объективно оценить его интеллектуальные способности.

Кроме того, необходимо ужесточение наказания в сфере изготовления и продажи готовых научных работ.

Несомненно, мы не сможем спрятать свои интеллектуальные труды в сундук под тяжелый замок. В таком случае они будут никому не нужны. Любой труд, в том числе и интеллектуальный должен быть в свободном доступе и является общественным достоянием. Важно научиться правильно его использовать.

Что касается сети Интернет, то необходимо ужесточить контроль, а также по возможности предлагать материалы только для чтения, но не для скачивания. Пользоваться преимущественно авторитетными Интернет-ресурсами, такими как электронные библиотеки, например РГБ, ИНИОН, e-library.

Литература

1. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

2. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья №16.

3. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья №18.

4. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья №29.

5. http://www.onlinedics.ru/slovar/

6. http:/www.antiplag.ru

7. В.Н.Финогентов. Философия науки. Орел. 2012 - 318с.

8. Е.А. Жукова "Трансформация системы "наука" в мире High-Tech" М., 2004-с.54-57







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!