СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья по теме: "Разработка части адаптированной образовательной программы по письму и развитию речи для ребёнка c умственной отсталостью

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

выпускная квалификационная работа показывает, как работать с ребёнком с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Научная статья по теме: "Разработка части адаптированной образовательной программы по письму и развитию речи для ребёнка c умственной отсталостью»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Максютова Ольга Михайловна


(МБОУ СОШ №1, Александровск –Сахалинский, Сахалинская область)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Разработка части адаптированной образовательной программы по письму и развитию речи для ребёнка c умственной отсталостью



по программе повышения квалификации для педагогов, учителей –предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»













1

Введение.

В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.

Современная государственная система образования предполагает создание условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Цель инклюзивного образования:

обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной социализации в обществе.

Задачи инклюзивного образования:

  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в образовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

  • освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

  • формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели:

  1. полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по

2

индивидуальным учебным планам,  которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;

2)  частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии;

3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап системы образования в любой стране мира, процесс в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Цель данной работы: составить часть адаптированной программы для ребёнка с ОВЗ по письму и развитию речи

Задачи работы:

1.Ознакомиться с теоретическими основами инклюзивного образования.

2. Изучить категорию обучающихся с умственной отсталостью.

3.Создать часть адаптированной образовательной программы через раскрытие практических аспектов деятельности учителя –предметника по письму и развитию речи для детей с умственной отсталостью.

Практическая значимость данной работы опирается на скоординированное взаимодействие учителя-предметника со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, обучающимся) и может быть использована в работе по детей с ОВЗ и инвалидностью учителем –предметником по письму и развитию речи

3

Глава 1. Категории детей с ОВЗ

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, включая детский аутизм, множественными нарушениями развития

1.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Своеобразие развития детей с умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной


4

активности. Знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом в процессе школьного обучения.

В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно действенное, наглядно образное и словесно логическое) в большей степени на рушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов.

Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся

5

умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Глава 2. Теоретические и практические аспекты деятельности учителя –предметника в образовательной организации по индивидуальному сопровождению ребенка с ОВЗ в рамках создания инклюзивной образовательной среды

2.1 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

6

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью, характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;

  • наглядно действенный характер содержания образования, упрощение системы учебно- познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально бытовых навыков;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • обеспечение обязательности профильного трудового образования;

  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;


7

  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

2.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью в адаптированной основной образовательной программе общего образования

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АОП общего образования включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения адаптированной программы должны отражать:

  1. осознание себя как гражданина России;

  2. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мир



8

  1. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  2. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;

  3. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной Предметные результаты освоения АОП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по дан ному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант образовательной программы.

Письмо и развитие речи

9

Минимальный уровень: принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; оформлять все виды деловых бумаг с опорой на представленный образец; знание отличительных признаков основных частей слова; умение производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; представления о грамматических разрядах слов; уметь различать части речи по вопросу и значению; использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50 -55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень: знание о составе слова; умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем; образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов; дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя; отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания; определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью; определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя); находить и решать орографические задачи; писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов); оформлять все виды деловых бумаг; писать сочинения повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного коллективного

10

разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80 слов)

2.3 Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:

11

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно

12

относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны;

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

13

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп

БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

14

  1. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

2.4 Программы учебных предметов.

Письмо и развитие речи

Подготовка освоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма Развитие зри тельных представлений и пространственной ориентировки на плоскости лис та. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалоги ческой речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.

Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места

15

звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из од ной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёх буквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предвари тельной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущен ной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча ща чу щу жи ши)

16

Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Фонетика, графика, грамматика, правописание и развитие речи

Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Разделительный. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

«Слова друзья». «Слова враги».

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов действий со словами предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

17

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3 4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и

18

этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и пр.). Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио носителей.

Повторение отдельных слогов, слов, предложений. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. Составление диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания

19

высказывания. Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.

Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного и письменного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Заключение.

Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.

Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.

20

Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).

Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Образовательная инклюзия – системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.

Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, работающих в едином «ключе».

Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.

Создание в нашей школе психолого-медико-педагогического консилиума, на наш взгляд, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду школы совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет

21

разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ для успешной адаптации в условия современного социума.




22

Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

  7. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.

  8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

  9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.



22


  1. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

  2. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.

  3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

  6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  7. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  8. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

  9. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной

23

  1. школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

  2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

  3. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

  4. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.

  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.

  6. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

  7. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.

  9. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.



УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1




РАССМОТРЕНА

методсоветом

протокол № _____

от «_____»____________20__г.



УТВЕРЖДЕНО

приказом № ___ от «____» ______ 20___ г.

Директор МБОУ СОШ № 1

___________ /_Г.В.Крутых


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

2 ступень базовый уровень

для 7 класса (обучение на дому)

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва, ВЛАДОС, 2011г. ), под редакцией В.В.Воронковой.

Срок реализации программы – 2015 – 2016 учебный год.

Составила:

Максютова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.


Александровск –Сахалинский

2015



Письмо и развитие речи – 7 класс, 68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часов в неделю в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения, так как ученица обучается на дому

Для реализации программы необходим учебно–методический комплекс.

Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2012 г. ), под редакцией В.В.Воронковой .

Учебник «Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных (школ) учреждений 8 вида. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2012г.

Авторы: Н.Г. Галунчикова, Н.Г.Якубовская

















Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2011г. ), под редакцией В.В.Воронковой.

Цели курса:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

  • Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

  • Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.


Задачи курса:

  • Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • Обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

  • Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.


Особенности курса

Программа для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

Программа учитывает особенности познавательной деятельнос­ти этих учащихся, направлена на разностороннее раз­витие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогаю­щий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения имеет прак­тическую направленность.

В программе принцип коррекционной направленности обуче­ния является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания детей VIIIвида в процессе овладения каждым учебным предметом.

Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характе­ра и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

СЛОВО. Основные темы- состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. В процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме ограничены. В начальных классах ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений. Эти упражнения позволяют учащимся старших классов овладеть такими видами работы, как изложение и сочинение.

Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражнения в оформлении деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Особенность контингента учащихся.

В 7 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида обучается 1 ученица. Обучение инклюзивное, на дому. Ученица владеет учебным материалом на низком уровне. При этом только фронтального обучения для нее явно недостаточно. Она нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт сложно. Ученице требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Она не видит ошибок в работе, требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Испытывает большие трудности при звуко-буквенном анализе, допускается много орфографических ошибок. Особенно затрудняется в усвоении правил правописания, которые не может использовать на практике. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные.

Технология обучения: урок изучения нового материала, вводный урок, тренировочный урок, контрольный урок, урок самостоятельной работы, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков, комбинированный урок.

Виды и формы контроля:

текущий контроль: устный опрос, тестирование, контрольные вопросы и задания по теме, самостоятельная работа;

итоговая контрольная работа: диктанты.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • различать части речи;

  • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

  • писать изложение и сочинение;

  • оформлять деловые бумаги;

  • пользоваться словарем.

Обучающиеся должны знать:

  • главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

  • простое и сложное предложения;

  • обращения, знаки при них;

  • названия частей речи, их значение;

  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Тематический план по письму и развитию речи


Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе на лабораторные и практические занятия

1

Повторение

5

1 –РР,1 - контрольный диктант

2

Слово



2.1.

Состав слова

16

3-РР, диктант

2.2.

Имя существительное

15

2-рр,1-диктант

2.3.

Имя прилагательное

15

2-РР,1 –контрольная работа

2.4.

Местоимение

6

1-контрольная работа

2.5.

Глагол

7

1 –контрольный диктант

3

Предложение

4

1 –контрольный диктант

Виды и формы контроля:

Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа, словарный диктант, контрольные вопросы и задания.

Итоговая контрольная работа: диктанты. контрольные работы

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.

Написать диктантов -5 Контрольная работа -2 Работы по развитию связной речи -8


Календарно –тематическое планирование в 7 классе по письму и развитию речи

Всего -68 часов, 2 часа в неделю


Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата

план

факт


Повторение – 5 часов




1

Предложение. Простое предложение с однородными членами.

1



2

Простое предложение с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

1



3

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

1



4

РР Телеграмма. Написание текста телеграммы.

1



5

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

1



Слово

Состав слова -16 часов

6

Корень – главная часть слова.

1



7

Приставка. Суффикс.

1



8

Окончание.

1



9

Единообразное написание безударных гласных в корне.

1



10

Звонкие и глухие согласные в корне

1



11

Непроизносимые согласные в корне.

1



12

Проверочный диктант на тему «Состав слова».

1



13

РР Самостоятельное написание рассказа с опорой на текст.

1



14

Гласные и согласные в приставках.

1



15

Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок.

1



16

Приставка и предлог

1



17

РР Изложение текста (упр.77).

1



18

Сложные слова.

1



19

РР Объяснительная записка.

1



20

Повторение и обобщение изученного

1



21

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

1



Имя существительное – 15 часов

22

Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории.

1



23

Правописание существительных с шипящей на конце.

1



24-25

Склонение имён существительных в единственном числе

2



26-27

Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонений.

2



28-29

Склонение имён существительных во множественном числе.

2



30

Окончания существительных множественного числа.

1



31

Правописание существительных множественного числа с основой на шипящую.

1



32-33

Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или во множественном числе

2



34

Рр. Краткий письменный пересказ статьи (упр.132).

1



35

РР Заявление. Написание заявления.

1



36

Диктант с заданием по теме «Имя существительное»

1



Имя прилагательное – 12 часов

37

Имя прилагательное как часть речи. Группы прилагательных.

1



38

Изменение прилагательных по родам и числам.

1



39-40

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

2



41

РР Письменный пересказ текста (упр. 152).

1



42

Склонение имён прилагательных женского рода.

1



43-44

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном множественном числе.

2



45-46

Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

2



47

РР Заметка в стенгазету

1



48

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

1



Местоимение – 6 часов

50

Местоимение как часть речи.

1



51

Личные местоимения 1-го лица.

1



52

Личные местоимения 2-го лица.

1



53

Личные местоимения 3-го лица.

1



54

Обобщение изученного по теме: «Местоимение»

1



55

Контрольная работа по теме: «Местоимение»

1



Глагол -7 часов

56

Глагол как часть речи.

1



57

Изменение глаголов по временам и числам

1



58

Не - с глаголами

1



59

Изменение глаголов по лицам.

1



60

Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.

1



61

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

1



62

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1



Предложение -4 часа

63

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в предложении

1



64

Бессоюзное перечисление однородных членов, с союзами, одиночным и повторяющимся союзом И

1



65

Сложное предложение с союзами А, И, НО и без союзов

1



66

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1



67

Итоговый диктант

1



68

Работа над ошибками

1





68




Программно-методическое обеспечение:

М.Ф. Гнездилов. «Методика русского языка во вспомогательной школе». Москва. Просвещение. 1965 г.

А.К. Аксенова. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». Москва. Просвещение. 1986 г.

Н.М. Барская, Л.А. Нисневич. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». Москва. Просвещение. 1992 г.

Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков. «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». Москва. Просвещение 1978 г.

Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова. «Уроки русского языка во вспомогательной школе». Москва. Просвещение. 1970 г.

В.П. Свириденков. «Сборник упражнений по русскому языку (для 5-8 классов вспомогательной школы)». Москва. Просвещение 1969 г.

Г.Т. Дьячкова. «Диктанты». Волгоград. Учитель. 2009 г.

Н.Н. Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе». Москва. Просвещение. 1978 г.

Е.М. Минскин. «От игры к знаниям». Москва. Просвещение. 1982 г.

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. «Русский язык (дидактический материал)». Москва. Просвещение. 2008 г.

Л.А. Виноградова, А.Н. Горчак. «сборник текстов для изложений». Москва. Просвещение. 1981 г.

Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. «Занимательная грамматика». Ростов-на-Дону. ООО ИКЦ «Кредо» . 2006 г.

В.Волина. «1000 игр с буквами и словами». Москва. «АСТ-ПРЕСС».

1996 г.

К. Люцис. «Грамматика в картинках». Москва. Русское энциклопедическое товарищество. 2005 г.

«1000 загадок (пособие)». Ярославль. Академия развития. 1997 г.

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Москва. «Интеллект-Центр». 2008 г.

Журналы: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».













УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1





РАССМОТРЕНА

методсоветом

протокол № _____

от «_____»____________20__г.



УТВЕРЖДЕНО

приказом № ___ от «____» ______ 20___ г.

Директор МБОУ СОШ № 1

___________ /________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

2 ступень базовый уровень

для 9 класса

(обучение на дому

с использованием дистационных образовательных технологий)

Срок реализации программы – 1 год

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2011г. ), под редакцией В.В.Воронковой.

Составила:

Максютова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.


Александровск –Сахалинский

2015

Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 68 часов из расчёта:

1 час в неделю -обучение на дому,

1 час в неделю -дистационно


УМК:

  1. Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2012 г. ), под редакцией В.В.Воронковой .

  1. Учебник «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных (школ) учреждений 8 вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2010 г. Авторы: Н.Г. Галунчикова, ЭВ.Якубовская

















Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2011, г. ), под редакцией В.В.Воронковой.

Программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю на дому, 1 час в неделю дистационно в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения.

Цели обучения:

Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

•        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы

Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее написать высказывания других.

В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:

  1. Грамматика, правописание, развитие речи.

  2. Чтение и развитие речи.

Названные разделы включают учебные темы, а так же перечень умений, которыми должен овладеть учащийся к концу каждого года обучения.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями- в зависимости от учебных возможностей школьников.

Срок реализации программы – 2015 – 2016учебный год.

Для реализации программы необходим учебно – методический комплекс.

Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2012 г. ), под редакцией В.В.Воронковой .

Учебник «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных (школ) учреждений 8 вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2010г. Авторы: Н.Г. Галунчикова, ЭВ.Якубовская

Особенность контингента учащихся.

В 9 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида обучается 1 ученик. Обучение инклюзивное, по решению ВК ученик обучается на дому, с использованием дистационных образовательных технологий. Ученик владеет учебным материалом на низком уровне. Он нуждается в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт сложно. Ученику требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Он не видит ошибок в работе, требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Испытывает большие трудности при звуко-буквенном анализе, синтаксическом разборе, допускается много орфографических ошибок. Особенно затрудняются в усвоении правил правописания, которые он не может использовать на практике. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью.

Ведущие формы и методы обучения:

Практикум, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, работа в порах.

Основные требования к умениям учащихся 9 класса.

Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

  • писать под диктовку текст с изученной орфограммой 75-80 слов;

  • оформлять все виды деловых бумаг;

  • пользоваться школьным орфографическим словарем;

  • составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию;

  • подбирать однокоренные слова и следить за единообразием написания орфограмм в различных частях слова;

  • Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого

  • характера;

  • оформлять все виды деловых бумаг;

  • части речи, использовать их в речи;

применять наиболее распространенные правила правописания слов.

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;

  • составлять короткие тексты по плану, опорными словами по картине и без нее (40-45 слов);

  • составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);

  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Связная речь.

  • Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.

  • Составление автобиографии по данному плану.

  • Изложение статьи учебника географии или естествознания.

  • Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картин.

  • Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительным отбором материала.

  • Сочинение-повествование по картине известного художника.

  • Сочинение по картине с описанием пейзажа. Составление плана описания.

  • Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда.

  • Сочинение творческого характера «Мой лучший друг», «Моя цель в жизни».

Тематический план по письму и развитию речи для 9 класса (34 +34)

Название раздела

Количество часов

Их них на развитие речи, списывание, контрольные диктанты

1.

Повторение изученного в 5 – 8 классах.

6

1 – контрольное списывание

2.

Звуки и буквы.

8

1 –контрольный диктант

3.

Слово.



3.1.

Состав слова.

8

1 – контрольный диктант

3.2.

Имя существительное.

8

1 –контрольный диктант

3.3.

Имя прилагательное

4

1 –контрольная работа

3.4.

Личные местоимения.

5

1 –изложение от 3 лица

3.5.

Глагол.

11

1 –сжатое изложение

1 –контрольный диктант

3.6.

Наречие.

4

1 –сочинение с творческим заданием

1 –контрольная работа

3.7.

Имя числительное

8

1 –контрольный диктант

4.

Предложение.

8

1 –контрольный диктант


Итого:

68 часов


Перечень обязательных работ в 9 классе.

Контрольных диктантов -6

Контрольных списываний – 1

Контрольных работ- 2

Сочинений -1

Изложений -1

Список литературы.

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку.

Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ.

Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 6 классе составляет 65-70 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».


При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения.

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные слова записать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты объемом в 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное последовательное изложение авторского текста, без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного текста; без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.



Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи в 9 классе



Тема урока

Количество часов

По плану

Фактически дано

Форма (очно,

ДО)


Повторение

6




1

Простое предложение.

1



очно

2

Простое предложение с однородными членами.




1ДО

3

Обращение.

1



2ДО

4-5

Сложное предложение с союзами и, а, но. Со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

2



очно

6

Повторение и обобщение по теме «Повторение».

1



3ДО

7

Контрольное списывание по теме «Повторение

1



очно


Звуки и буквы

8




8

Звуки гласные и согласные

1



5ДО

9

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1



очно

10

Гласные ударные и безударные.

1



6ДО

11

Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме

1



очно

12

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

1



7ДО

13

Разделительные Ъ и Ь знаки. Количество букв и звуков.

1



очно

14

Обобщение по теме «Звуки и буквы».

1



очно

15

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

1



очно


Состав слова

8




16

Разбор слова по составу.

1



9ДО

17

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

1



10ДО

18

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения

1



очно

19

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без -(бес), воз -(вос), из -(ис), раз - (рас).

1



11ДО

20

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных

1



очно

21

Сложносокращенные слова.

1



12ДО

22

Обобщение по теме «Состав слова».

1



13ДО

23

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1



очно


Имя существительное

8




24

Роль существительного в речи.

1



14ДО

25

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1



16ДО

26

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



17ДО

27

Склонение имен существительных.

1



очно

28

Правописание падежных окончаний имен существительных.

1



очно

29

Существительные с шипящей на конце. Несклоняемые имена существительные.

1



18ДО

30

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

1



20ДО

31

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1



очно


Имя прилагательное

4




32

Роль имени прилагательного в речи. Признаки, свойства, качества предмета

1



21ДО

33

Безударные окончания прилагательных. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Имена прилагательные на -ий, -ья,

1



очно

34

Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное».

1



22ДО

35

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1



очно


Личные местоимения

5




36

Роль личных местоимений в речи. Лицо и число местоимений.

1



очно

37

Склонение личных местоимений

1



24ДО

38

Правописание личных местоимений. Личные местоимения с предлогом.

1



очно

39

Правописание личных местоимений 3-го лица.

1



25ДО

40

Изложение (от 3-го лица) с изменением лица.

1



очно


Глагол

11




41

Роль глагола в речи. Различие глаголов по значению.

1



26ДО

42

Грамматические признаки глагола. «Не» с глаголами.

1



очно

43

Время, род и число глагола.

1



27ДО

44

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глагола.

1



очно

45

1 и 2 спряжение глагола.

1



28ДО

46

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа

1



очно

47

Мягкий знак в глаголах.

1



29ДО

48

Сжатое изложение (по вопросам)

1



очно

49

Повторение и обобщение по теме «Глагол».

1



30ДО

50

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1



очно


Наречие

4




51

Понятие о наречии

1



31ДО

52

Правописание наречий с а и о на конце.

1



очно

53

Повторение и обобщение по теме «Наречие». Обобщающие упражнения.

1



очно

54

Контрольная работа по теме «Наречие».

1



очно


Имя числительное

6




55

Понятие об имени числительном.

1



32ДО

56

Числительные количественные и порядковые.

1



очно

57

Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 800.

1



очно

58

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1



очно

59

Повторение и обобщение по теме «Имя числительное».

1



очно

60

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1



очно


Предложение

8




61

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

1



очно

62

Предложения с однородными членами.

1



очно

63

Обращения. Предложения с обращением. Диалог.

1



34ДО

64

Сложное предложение. Предложение с союзами и, а, и без союзов.

1



очно

65

Предложение со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1



очно

66

Повторение и обобщение по теме «Предложение».

1



очно

67

Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 9 классе».

1



очно

68

Работа над ошибками

1



очно


Всего:

68


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!