СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья "Формирование смыслового чтения как эффективное средство повышения качества обучения на уроках математики в начальной школе".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научная статья поможет учителю начальной школы правильно выстроить работу на уроках математики, поэтапно планировать свою педагогическую деятельность, способствовать формированию универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Формирование смыслового чтения как эффективное средство повышения качества обучения на уроках математики в начальной школе".»

Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики.

МБУ «Школа № 79» Тольятти

учитель начальных классов

Зверева О. И.,

В концепции математического образования в Российской Федерации сказано, что математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Как этого добиться? Каждый учитель ищет свои методы, приёмы, технологии, которые помогли бы ему помочь в формировании у обучающихся математической компетенции. И я хочу остановиться на формировании навыков смыслового чтения. Уметь читать и понимать текст это метапредметный результат обучения, и способствовать формированию этого результата мы должны не только на уроках чтения.

С текстом на уроках математики мы работаем, решая задачи, изучая новый материал, правила.

Учитель должен организовать систематическую работу с учебником математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

• выделение главного в тексте;

• составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

• умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

• грамотно пересказать прочитанный текст;

• умение составить план прочитанного;

• воспроизводить текст по предложенному плану;

• умение пользоваться образцами решения задач;

• запоминание определений, формул;

• работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

• использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях.

Мы работаем по программе « Начальная инновационная школа» третий и четвёртый год обучения. Хотим вам показать некоторые приёмы технологии смыслового чтения на разных этапах работы с текстом на уроках математики.

1 этап – Работа до чтения.

На этом этапе работы с текстом учебника необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться.

Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе при изучении нового материала – это прием «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы. Вот такой банк идей у нас получился при изучении темы «Время». (слайд)

Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” в 4 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю — не верю”:

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пресекающихся прямых

Бывают углы остроумные и тупые

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

Равные углы – это те, у которых равны стороны

Бывает угол прямой

Угол может быть тощим

Острый угол – это угол, который меньше прямого.

Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детейоценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Почти каждый урок математики по программе «НИШ» тематически оформлен, и обучающимся не составляет большого труда не только предположить, но и точно определить тему урока, с какими героями они встретятся и т. д. Так только взглянув на иллюстрацию в учебнике в начале урока учащиеся понимают, что все текстовые задачи будут связаны в первом случае с темой аптека а во втором случае с темой спорт, соревнования. (слайд)

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно. (слайд)

Это само чтение. При изучении нового материала ( введением новых терминов, знакомстве с правилами) необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника,

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. Обучающихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие: 

Знак

Значение знака

V

отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

+

отмечается новое знание, новая информация

отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе

?

отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

(слайд)

Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Вот такие пометки делали ученики третьего класса при изучении темы «Время».

Согласитесь, такой приём сделает зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”.

Одним из необходимых способов обработки информации из книги решая текстовые задачи является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. Это составление краткой записи, по которой ученики легко восстанавливают в памяти содержание прочитанного. Составляя краткую запись, мы анализируем прочитанное:

- что нам известно по условию задачи?

- можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

- что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? И т. д. В большинстве случаев обучающиеся без затруднений переводят текст задачи в план – схемы: чертёж или краткую запись. Таким образом заканчивается второй этап работы с текстом. (слайд)

3 этап- Работа после чтения. 

После изучения на уроке новой темы обучающимся даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» у нас в классе такое дерево есть и используем его мы по-разному. Вот такое дерево знаний может получиться после изучения новой темы. (слайд)

В начале следующего урока с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.

Еще одним приемом является составление маркировочной таблицы. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали




В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один — два тезиса или положения.

Ещё одним несложным приёмом при работе с математическим текстом является создание кластеров. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи,

После изучения темы «время» учениками 3 Г класса были составлены следующие схемы –  кластеры. (слайд)

Создание кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

Применение приёмов технологии осознанного чтения на уроках математики позволило нам заметить, что даже ребята, расположенные более к гуманитарным наукам легче усваивают математический материал. Можно предположить, что работа с обучающимися в этом направлении поможет реализовать одну из ведущих идей математической концепции Российской Федерации

«… понятие ребёнок, неспособный к математике исчезнет из лексикона учителей, родителей и общества.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!