СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья " Формирование смыслового чтения как эффективное средство повышения качества обучения на уроках окружающего мира в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет учителям правильно выстроить работу по формированию смыслового чтения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья " Формирование смыслового чтения как эффективное средство повышения качества обучения на уроках окружающего мира в начальной школе"»



«Смысловое чтение на уроках окружающего мира»

Спикер

Учитель начальных классов

Кузнецова Е.В.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроке окружающего мира.


Академик Лев Дмитриевич Кудрявцев писал «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».


Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.

Приёмы обучения на уроках окружающего мира - это выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

Сегодня я хочу рассказать о некоторых приемах по формированию смыслового чтения, которые применяю на уроках окружающего мира. На каждом этапе урока реализуются свои педагогические приёмы.

Слайд 1 Чтение строчек с прикрытой верхней половиной

      Аналогично предыдущему упражнению,только в этом случае чистый лист накладывается на текст так,чтоб верхняя часть строчки была прикрыта,а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв.После того как первая строчка прочтена,чистый лист сдвигается вниз,прикрывая верхнюю половину второй строчки и т. д.

  Откроем секрет: это упражнение с хитринкой! Ребёнок заметит,что,когда читается верхняя строчка по половинкам букв,в это время нижняя,следующая,открыта целиком, и сообразит,что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её,пока она открыта,чтобы потом,когда её закроют,легко выдать уже готовый результат!

     Если при этом ребёнок какое-то слово не успевает прочитать или забудет его,то тогда и только тогда ему придётся восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то,что нужно.


Чтение строчек с прикрытой нижней половиной

       Чистый лист бумаги накладывается на строчку так,чтобы верхние части букв были хорошо видны,т.е.открыты глазу,а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так,чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки,потом третьей и т. д.

  Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки,а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю чсть. Ребёнку предлагается,несмотря на такую деформацию,всё-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки,постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше.

   На начальных этапах это упражнение выполняется не намного знакомом тексте,на последующих же этапах тексты незнакомые.



2 слайд Приём «Корзина идей»

Организую групповую работу. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Тема: «Вода»

Вода – это …

- … туман

- … иней

- … дождь

- …снег,роса, пар, облака

На доске фиксируют все предположения.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое вода. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами тому, что мы узнали из текста.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о воде.

3 и 4 слайд Приём – игра «Верите ли вы?», или «Данетка». Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Тема: «Почва»

Предлагаю детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…»

1

2

3

4

5



















Правила игры:


1. У вас на столах таблица, как у меня на экране. Цифрами указан № вопроса.
2. Я вам буду задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … 1см почвы образуется за 300 лет?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … почва и камень родственники?

Сегодня на уроке вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

5слайд Приём «Фишбоун» Перед ребятами ставится проблема, нужно найти факты,подтверждающие существование этой проблемы ,причины, и сделать вывод, который говорит о том, как избежать данную проблему.

На практических занятиях использую 6 слайд Прием «Сводная таблица» позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию.

Тема: «Полезные ископаемые»

Класс делю на группы. Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу по предложенному плану.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Выясни, из чего образовалось полезное ископаемое. Внимательно прочитай текст.

3. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

4. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

5. Поразмышляй о способах добычи полезного ископаемого? Заполни таблицу.

Название

Основные свойства

Применение



7 слайд Одним из приемов смыслового чтения является «Логика мыслей»

1 способ Деление текста напечатанного без точек и заглавных букв. Детям даю задание

определить границы предложений.: Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни



8слайд Для формирования умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, учиться пересказу применяю приём «Восстанови текст».

Дети читают текст.

Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Камнеломки, белая пушица, осока. На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти.

покрыта густой травой

грибы

грибы, леса

под ногами у тебя растут ивы и березы.

много

темная.

Можно перемешать предложения ,попросить ребят восстановить их последовательность.

На любом этапе урока можно использовать. 9 слайд Прием «Лови ошибку»

Преимущества данного приёма:

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

Составляя задание, продумываю с позиции ученика, по каким признакам учащийся найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

После ответов учеников обязательно на экране предоставляю информацию с правильными вариантами

- Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика выдаётся текст)

Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую часть зоны занимают широколиственные леса. В лесной зоне распространёнными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.

ПРОВЕРКА слайд Учащиеся исправляют ошибки, взаимопроверкой оценивают работы, Лесная зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую часть зоны занимают хвойные леса. В лесной зоне редкими являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес является домом для животных, растений, грибов.



Нравиться ребятам работа 10 слайд Прием «Закрой окно» (Дырявый текст)

Предлагаю на уроке после объяснения материала, для самостоятельной работы. Выполнив данное задание, ребёнку легче составить пересказ статьи, составить план ответа, ответить на вопросы.

Модель Земли называют .... (глобус)

А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... (геогр. карта)

Существует много видов географических карт. Это ... .

На физической карте синим цветом обозначена ..вода., коричневым-горы, желтым-пески, зелены -.леса.., белым - ледники... .

Каждая карта имеет свой .... масштаб

Слайд 11.Ассоциативный куст (читать со слайда)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!