СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему "Развитие мышления у детей с ЗПР с помощью дидактических игр"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья дает определене мышлению, раскрывает виды мышления, способы развития мышления у детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему "Развитие мышления у детей с ЗПР с помощью дидактических игр"»

Научная статья по вопросам образования

Автор статьи: Попова Инна Владимировна

Тема:

«Развитие абстрактно-логического мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр»



Мышление считается высшим интеллектуальным познавательным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. Благодаря мышлению человек может проникнуть в макромир и микромир, познать законы, на базе которых появляются и существуют все предметы и явления в мире. Познание законов с помощью мышления возможно благодаря тому, что оно отражает предметы и явления в отношениях и связях. Отличительной особенностью мышления от других познавательных процессов, является то, что оно отражает обобщенно все, что происходит в окружающем мире и в самом человеке.

Результаты обобщенного познания стали закрепляться в форме мыслей, отражающих в отвлеченном виде существенные свойства и качества, связи и закономерности, присущие предметам и явлениям. Мысли - это отвлеченные знания, которые существуют в форме разнообразных идей в сознании человека и наполнены абстрактным содержанием.

В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются практические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определённый момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами, схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

Все психические процессы оказывают влияние на развитие мышления:

- уровень развития восприятия и представления об окружающем мире (чем больше опыта, тем сложнее выводы может сделать ребенок);

- уровень развития внимания;

- уровень развития речи;

- уровень сформированности механизмов произвольности.

У детей с задержкой психического развития в той или иной степени эти предпосылки развития мышления нарушены. Они имеют в своем арсенале довольно малый опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. У детей с задержкой психического развития нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка; нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи.

Можно выделить недостатки мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Один из них это несформированность поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Второй это отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с задержкой психического развития начинают действовать немедленно. При предъявлении инструкции многие дети не понимают задания, но стремятся побыстрее закончить работу, не обращая внимание на качество выполненного задания. Эти дети не умеют анализировать условия, не понимают значимость ориентировочного этапа и это приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание. Следующий недостаток - это низкая мыслительная активность (дети из-за поспешности действуют наугад, не учитывают в полном объеме заданные условия). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть дают правильный ответ, а объяснить его не могут. И последнее это стереотипность мышления, его шаблонность.

Особенности абстрактно-логического мышления заключаются в том, что дети с задержкой психического развития затрудняются действовать по наглядному образцу, ребенок не может проанализировать, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Значительное своеобразие отмечается в развитие их мыслительной деятельности. Если посмотреть на таких детей с клинической точки зрения, то увидим у детей с задержкой психического развития недоразвитие познавательной деятельности, и более скудный, в отличие от нормально развивающихся их сверстников запас сведений об окружающей действительности. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образцов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо пол функциональным признакам. Однако, дошкольники с задержкой психического развития после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком уровне. Таким образом, у них наблюдается отставание в развитие всех форм мышления: анализ (не может выделить главное, выделяет незначительные признаки); сравнение (сравнивает предметы по несуществующим признакам); классификация (даже если ребенок осуществляет классификацию правильно, он не может объяснить, почему он поступил именно так).

К школьному возрасту фактически не возникает предметной деятельности. Действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в большинстве случаев неспецифических. Интерес детей к предметам в частности к игрушкам оказывается кратковременным, так как побуждается лишь их внешним видом. После пяти лет в игре с игрушками детей с задержкой психического развития все большое место начинают занимать процессуальные действия. Однако подлинная игра не возникает.

Формирование мышления дошкольников с задержкой психического развития нужно начинать с развития абстрактно-логического мышления. Именно на основе этой формы возникают другие виды мышления. Если вовремя начать развивать абстрактно-логическое мышление, то к концу дошкольного возраста дети смогут пользоваться предметами заменителями. Они овладеют пониманием предметной задачи и разными способами ее решения. Своеобразие абстрактно-логического мышления заключается в том, что, решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления, а только по воображению. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью абстрактно-логического мышления, ребенку приходится оперировать лишь образами предметов (т. е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами. Поэтому главная цель развития у детей абстрактно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.

Игра - это важный источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включается игровое действие, игровое употребление предметов, отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организационное начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли.

В раннем возрасте у детей появляется сюжетно-отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. Когда сюжетно-отобразительная игра сформируется, появляется сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками. Доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач. Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает появление деятельности в плане воображения. Так возникает игра.

В структуре игры можно выделить следующие компоненты:

1) роль, которую берут на себя дети,

2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними,

3) игровое употребление предметов, при котором реальные функции предмета замещены игровыми,

4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Главная цель развития у детей абстрактно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Это следует из того, что, оперируя предметами в мыслительном плате, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем, выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

Итак, делая вывод можем сказать о том, что в процессе игры необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы абстрактно-логического мышления, т. е формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Например, такие игры как «Нелепицы», «Времена года», «Найди отличия», «Лишний предмет» и «Изучение уровня овладения логическими операциями».

Итак, для развития абстрактно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития необходимо:

1. Развивать у старших дошкольников логические приемы (анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации).

2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

3. Выравнивать стартовые возможности детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.

4. Создавать условия для опережающего развития одарённых детей

5. Развивать позитивное отношение к школе и себе.

6. Воспитывать любовь к математике.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!