Димитрова А. В.
ГПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Плутова Н. А.
Использование информационных технологий в образовании
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей Основные цели информатизации образования:
• повышение эффективности образования (информатизация образования должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного заказа);
• повышение гибкости и доступности образования (информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа);
• развитие информационной культуры (развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности).
Важнейшие задачи информатизации образования
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Проведение внеклассных мероприятий по информатике способствует:
• развитию познавательного интереса учащихся;
• углубленному изучению информатики (на факультативах);
• пропедевтике уроков информатики (на кружках для младших классов);
• расширению кругозора и установлению новых контактов общения (с помощью телекоммуникационных сетей).
Существуют различные формы организации внеклассных занятий: кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы, викторины, работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ. Это и обновляемая школьная страница в сети Интернет, видео выпуски, оформление кабинетов, ежемесячно издаваемая школьная газета «22.RU». Наполнение газеты и ее компьютерная верстка осуществляется самими учащимися. В издательском центре школы также выпускаются журналы по профориентации, каждый журнал посвящён отдельно взятой профессии.
Кружок по информатике предназначен для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. На таких кружках ребята учатся работать в графических редакторах, возможно ознакомление с одним из языков программирования.
Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным.
Все большее значение в организации внеурочной работы со школьниками приобретает участие в телекоммуникационных проектах, конкурсах грантов и пр. Наиболее эффективным методом организации работы учащихся в сетях является метод проектов.
Отрицательные последствия воздействия информационных технологий на образовательную систему:
· Негативное влияние на здоровье.
Использование технологий в процессе обучения предполагает длительное пребывание перед экраном мобильного устройства или компьютера, что приводит к ухудшению как физического, так и психологического здоровья людей. Продолжительная работа за информационным устройством может привести к снижению физической активности, проблемам с опорно-двигательным аппаратом, ухудшению зрения, нарушению сна. Также на психологическом здоровье негативно сказывается избыточность данных в информационных источниках, которая приводит к информационному перенасыщению.
· Недостаток коммуникации.
Онлайн-обучение и использование информационных технологий в образовательном процессе могут привести к снижению уровня коммуникации. Так как обучение становится более изолированным, значительно снижается возможность живого общения между учениками и преподавателями. Человек – социальное существо, поэтому ему необходимо взаимодействием с обществом даже в процессе обучения, потому что оно способствует развитию навыков сотрудничества, эмоциональной поддержки, интеллектуального взаимодействия с людьми.
· Риск ослабления внимания учащегося.
Современные методы обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут привести к перегрузке ученика информацией. На данный момент есть огромное количество ресурсов с большим объемом данных в компактной форме, чрезмерное использование которых приводит к переизбытку знаниями и потери внимания учащегося. Также цифровизация образования может привести к распылению внимания, так как на информационных устройствах существует множество интерактивных и развлекательных возможностей, которые могут отвлекать учащегося от учебной деятельности.