СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

31.01.2020г. прошла научно-исследовательская конференция на базе нашей школы.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бурашевская средняя общеобразовательная школа»











Исследовательская работа

«Вода – источник жизни на Земле»














Подготовили:

Пушкарева Софя и

Фазтдинов Кирилл ,

ученики 2 а класса.

Руководитель:

Смакотина Ирина

Александровна

учитель начальных классов.










с.Бурашево 2019г.


Содержание:

I. Введение …………………………………………………………………………...3

II. Актуальность проблем..…………………………………………………….…..4

III. Основная часть.………………………………………………………………...5

3.1 История возникновения "Голубой планеты"………….….…………………….5

3.2 Удивительные свойства воды …………………………………………………..5

3.3 Наблюдения ……………………………………………………………………...6

3.4 Значение воды для человека, животных и растений…………………………..7

3.5 Экология воды …………………………………………………………………...8

IV. Выводы…………………………………………………………………………10

V. Список литературы …………………………………………………………...11





































I Введение

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Пушкарева София и Фазтдинов Кирилл. Мы ученики 2-а класса. Представляем вашему вниманию исследовательскую работу «Вода - источник жизни на Земле».


Нет на Земле напитка лучше,

Чем стакан чистой холодной воды.

В. Песков

Вода – это не просто обычная жидкость. Это одно из главных богатств на Земле. Она входит в состав любого живого организма, который постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода используется везде: в сельском хозяйстве, в промышленности, в быту. Земля давно бы превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода.

Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.

А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озёра, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.


























II Актуальность проблемы

Мы выбрали эту тему потому, что вода является одним из главных источников жизни на Земле, и невозможно представить всё живое без её существования. Я считаю, что эта тема важна, так как в настоящее время остро ощущается дефицит чистой воды.

Гипотезая предполагаю, что для существования живых организмов на Земле жизненно необходима вода.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: качество воды и ее свойства.

Цель: выяснить роль воды в жизни любого живого организма, уточнить и расширить знания о свойствах воды, чтобы доказать её уникальность.

Для того чтобы раскрыть цель, я ставила перед собой следующие

Задачи:

- найти и проанализировать данные из различных информационных источников;

- провести исследовательские эксперименты, чтобы узнать о свойствах воды;

- изучить роль воды в жизни человека, растений и животных;

- рассмотреть проблемы загрязнения и охраны вод.

Методы исследования:

– анализ;

– наблюдение;

– сбор информации из различных информационных источников;

– сравнение;

– обобщение.

Сначала мы вспомнили то, что изучали на уроках по этой теме, посмотрели энциклопедию, воспользовалась информацией сети Интернет. Мы были удивлены огромному количеству предоставленного материала, эта тема волнует очень многих.























III Основная часть

3.1 История возникновения "Голубой планеты"

Из детской энциклопедии «Хочу всё знать» мы узнали, что вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия. Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом.

Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми, водными просторами и покрывали большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют – «Голубой планетой». Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода.


3.2 Удивительные свойства воды

Ещё в первом классе на уроке окружающего мира мы знакомились с удивительными свойствами воды, чтобы узнать о них более подробно я решила провести собственные наблюдения.

Эксперимент №1.

а) Сначала мы налили в один стакан воду, а в другой – молоко. При помощи органов чувств сравнили воду и молоко, определили цвет, вкус и запах воды.

Вывод: вода бесцветна, без вкуса, без запаха.

Опустили одну ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

Вывод: вода прозрачна.

б) Накапали воду на поверхность стола. Посмотрели на ее форму. Добавили еще три-четыре капли. Что произошло? Большая капля воды растеклась.

Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.

в) В стакан с водой, добавили ложку сахарного песка и размешали. Вода стала сладкой. В воде растворяются другие вещества. Минеральные вещества могут всасываться корнями растений, только растворившись в воде.

Вывод: вода - растворитель.

Но вода способна растворить не все вещества. Если влить в стакан с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.

г) Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, который заполняет.




Эксперимент№2.

Для эксперимента мы выбрали емкость для нагрева. Ознакомились с правилами пользования электроплитой. Попросили родителей проконтролировать наши действия.

Поставили пустой металлический ковшик на газовую плиту. Через 10 секунд его нельзя было взять в руки – он был раскаленным. В тот же холодный ковшик налила стакан воды и поставила на газовую плиту. Довела воду до кипения, на что потребовалось уже больше времени. Перелила горячую воду из ковша в стакан, предварительно положив в него ложку. Через десять минут ковш остыл, а стакан нельзя было взять в руки. Вода нагрела и ложку, и стенки стакана.

Вывод: вода способна долго удерживать тепло. Это свойство называется теплоемкостью. Именно оно помогло зародиться и развиться в ней живым организмам. Они не испытывали резкого перегрева летом и резкого переохлаждения зимой.

Эксперимент №3.

Если налить в чайник воды и довести до кипения, товода при кипении превратится в прозрачный водяной пар, который невидим. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится над кипящей водой, у самого основания носика. Остывая на воздухе, пар превращается в туман. А туман – это мельчайшие капельки жидкой воды. Его то мы и видим, когда он струей вырывается из носика чайника вверх.

К носику чайника я поднесла холодную ложку. Она мгновенно покрылась мельчайшими капельками воды. Положила ложку с каплями в морозильник – ложка покрылась ледяной коркой. Внесла ее в теплую комнату – в ложке вновь оказалась вода. Я вернула воду в начальное состояние. Везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения – ее превращения в водяной пар.

Вывод: вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трех различных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Эксперимент №4.

Одно из свойств воды полностью противоречит всем законам природы и в то же время является одним из важнейших ее законов. Мы знаем, что при нагревании все вещества расширяются, при охлаждении – сжимаются.

Если налить в бутылочку воду по горлышко, плотно закрыть и положить в морозильную камеру, бутылочка через некоторое время раздуется. Значит, при замерзании воды стало не меньше, а больше! Увеличилось расстояние между молекулами замерзшей воды, и лед в бутылке стал занимать больше места, чем жидкая вода. При этом он стал и легче. Проверим это. Бросим в стакан воды кусок льда. И что мы увидим? Лед плавает в стакане с водой.






3.3 Наблюдения.

Важнейшим показателем качества воды является её чистота. Проведя наблюдения с 3-мя компонентами: талый снег с дороги, талый чистый снег и вода из крана, мы обнаружили, что талый снег с дороги не пригоден для употребления. Вода из крана и чистый талый снег, визуально не отличаются.

Снег у дома тоже употреблять нельзя, хотя на вид он чистый. В талом снегу я обнаружила частицы грязи и пыли.



3.4 Значение воды для человека, животных и растений

«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь», - так сказал Антуан де Сент-Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем, не особенно задумываясь. Вода наиболее ценный для человека продукт, наш организм на 60-70% состоит из воды. Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпить более 1,5 – 2 литра в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Все врачи рекомендуют во время простудных заболеваний или отравления пить больше жидкости.

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». Об этих двух вариантах использования воды человеком мы сейчас и поговорим.

а) вода «пищевая» - сама по себе не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме:

- регулирует температуру тела;

- увлажняет воздух, поступающий в наш организм, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго;

- помогает организму усваивать питательные вещества;

- защищает жизненно важные органы;

- смазывает суставы;

- помогает преобразовать пищу в энергию;

- участвует в обмене веществ;

- выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины.

б) вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:

- она используется для утоления жажды в сыром виде;

- для приготовления компотов, чая, кофе и собственно основой практически всех блюд питания является всё та же вода;

- вода – незаменимое средство гигиены и закаливания организма;

- поливка цветов и домашние питомцы;

- для влажной уборки дома и мытья посуды опять – так же необходима вода.

И это далеко не все полезные свойства воды.

Вода всегда привлекает людей и животных. Люди стараются отдохнуть на берегу реки, какого – либо водоёма. Спросом пользуются те курорты, где человек может вдоволь покупаться.

Животные тоже многие с удовольствием купаются в жаркую погоду, а для некоторых вода является еще и местом обитания. Домашние питомцы даже любят мыться в ванной. Любой добрый хозяин побеспокоится о том, чтобы миска его любимца всегда была наполнена чистой питьевой водой.

Пушкарева Соня: Я решила провести эксперимент: покормила своего котика рыбкой, но воды в миску ему не налила. Через какое-то время он сидел около раковины и ждал, пока кто-то откроет ему кран, чтобы напиться.

Вывод: животным, также, как и человеку, вода жизненно необходима!

Растения тоже нуждаются в воде. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений; испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева в летний зной. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода. Каждый огородник в первую очередь будет заботиться о том, чтобы полить свои растения.

Для доказательства нашей гипотезы мы провели еще одно исследование:

Мы взяли луковицы лука и посадила их в четыре одинаковых стакана, которые заранее пронумеровала, с одинаковой почвой и одинаковыми условиями освещения, поместили их на подоконник. Однако условия полива для четырёх стаканов были разными:

- стакан № 1 не поливали;

- стакан № 2 поливали умеренно;

- стакан № 3 поливали в два раза меньше, чем стакан № 2;

- стакан № 4 был только с водой и луковицей.

Со 2 дня по 9 день не было никаких изменений. Только на 10 день в стакане № 2 появились зеленые листья, а в стакане № 3 зелёные листья появились только на 13 день. В стакане № 1 луковица засохла. В стакане № 4 был избыток воды, и луковица сгнила.

Вывод: вода нужна растениям для их роста, все растения «пьют» воду и с ней получают питательные вещества. Без воды растения погибают.





















3.5 Экология воды

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем современности. Жидкие отходы производства, сбрасываемые в реки, отравляют всё живое и представляют опасность для людей, если попадают в водопровод. Попавшие в воду удобрения могут вызвать бурный рост сине - зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.

На классном часе, посвящённом году Экологии, мы более подробно познакомились с причинами загрязнения водоёмов, поговорили о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем селе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.  Вместе мы составили ряд охранных мероприятий, которые хотим представить вашему вниманию:

1. Не сбрасывать в реку и не складировать в посёлке и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;

2. Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;

3. Не мыть автотранспортные средства у реки;

4. Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц от бытового мусора;

5. Не оставлять без надобности открытым водопроводный кран, беречь и экономить каждую каплю воды;

6. Если вода течёт из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду, ту самую простую воду, что течет из водопроводного крана, плещется в реках и озерах, ту, что мы пьем из чистого родника, ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!



















IV. Выводы

Таким образом, изучив и проанализировав данные из различных информационных источников, на основании проведённых экспериментов мы пришли к таким выводам: Наша гипотеза подтвердилась:

  • Вода – неотделимая часть от всего живого;

  • Питьевая вода – это, прежде всего, здоровье человека;

  • Вода восполняет недостаток жидкости в каждой клетке нашего организма;

  • Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания;

  • Без воды погибнут и растения;

  • Вода обладает уникальными свойствами, которые не присущи другим веществам;

  • Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь;

  • Жизнь без воды невозможна.

Следовательно, вода действительно является источником жизни на Земле – ни одна клетка живого организма не может без неё существовать.

Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу "Голубую планету", а значить и нас самих.































V. Список литературы

1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М.: ООО Издательство Росмэн,2005, с. 52-55.

2. Голубев М.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М.: Просвещение, 1985, с. 78-104.

3. «Вулканы»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 124с., ил.


4. «Мир моря»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.


5. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519, [1] с.: ил.


6. Что такое. Кто такой.: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.


7. Детская энциклопедия «Я познаю мир»,1999. 











 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!