СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа. "Батарейка. Вред или польза?"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В батарейках содержится множество различных металлов: ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа. "Батарейка. Вред или польза?"»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных натуралистов

Областная научно- практическая конференция «Исследователи природы»















Научно-исследовательская работа

Батарейка. Вред или польза?






Выполнил: Никишин Виталий. 4 класс

Руководитель: Беспалова М.В.

Педагог дополнительного образования















г. Тюкалинск 2020






Содержание:

Введение. 3

1.Основная часть. 4

1.1.Что такое батарейка? 4

1.2. Виды батареек. 4

1.3. Кто изобрел первую батарейку? 5

1.4. Состав и строение батарейки. 5

2. Польза и вред пальчиковой батарейки. 6

2.1.Польза, которую приносит батарейка человеку. 6

2.2. Вред, оказываемый батарейкой человеку и окружающей среде. 7

3. Исследовательская часть. 8

3.1 Результаты анализа мест приемки утилизированных батареек в Тюкалинске. 8

3.2 Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.

4. Заключение. 9

5.Список использованных источников и литературы. 10

6. Приложение 1. 11

7. Приложение2. 12

8. Приложение 3. 13


































Введение

Актуальность 

В батарейках содержится множество различных металлов: ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

Ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, в подземные воды, попадают в реки и в водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения (из батарейки, выброшенной в мусоропровод) с кипячением не исчезают. Этим и обуславливается актуальность моего исследования, насколько высока степень загрязнения окружающей среды от простой батарейки.

Кроме того, актуальность обусловлена недостаточным информированием населения о действиях по сбору и утилизации отработанных батареек.

Цель: изучение влияния пальчиковой батарейки на окружающую среду.

Задачи:

1. Изучить классификацию и состав батареек.

2.Изучить литературу и материалы интернет ресурсов по теме исследовательской работы.

3. Описать влияние батареек на окружающую среду.

4.Систематизировать полученные материалы.

5. Провести анкетирование.

6. Определить, существуют ли Тюкалинске официальные пункты по приёмке отработанных батареек и составить перечень адресов.

Объект исследования: учащиеся 3-4 классов МОБУ «Гимназия г. Тюкалинска».

 Предмет исследования : пальчиковая батарейка.

Место проведения исследования: МОБУ «Гимназии г. Тюкалинска».

Сроки проведения исследования: август – октябрь 2020-2021 учебный год.

Методика исследования:

- изучение литературы;

- изучение интернет-источников

- анкетирование учащихся

Гипотеза исследования: пальчиковая батарейка при не соблюдении правил утилизации негативно влияет на окружающую среду.

Практическое применение заключается в том, что, углубившись в изучение темы, мы можем не только расширить свои знания о пользе и вреде пальчиковой батарейки, но и ознакомить с результатами своего исследования других ребят на уроках окружающего мира, классных часах.


1. Основная часть.

1.1.Что такое батарейка?

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вопросом замены батарейки. Часы, калькулятор, фотоаппарат, фонарик, радио, детские игрушки и многое другое работает от батареек, и это очень удобно. Иначе пришлось бы включать их в розетку, путаться в длинных проводах. Батарейки компактны и универсальны. Они дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность, и это так приятно! Батарейка дает электрический ток: крутятся колеса у машинки, ходят часы, играет радио, светит фонарик. В наше время батарейки являются самыми распространенными источниками питания для электроники и мелкой техники.

Так что же такое батарейка? (См. Приложение 1,фото№2)

В Википедии мы прочитали, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств. 

Из учебника «Физика. 8 класс», автор А.В. Перышкин - такой источник тока называется гальванический элемент.

Из толкового словаря С.И. Ожегова мы узнали значение слова гальванический –получение электрического тока путем химических реакций.



1.2. Виды батареек.

Элементы питания могут быть разных размеров и типов. При этом они могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми.

Первый тип - солевые батарейки. Они имеют небольшой срок действия, так как быстро теряют свой заряд.

Второй тип - батарейки алкалиновые или щелочные. Эти батарейки служат дольше и имеют лучшее качество по сравнению с солевыми.

Третий тип - ртутные батарейки, заправлены ртутью. Эти батарейки имеют большие размеры и более длительный срок своей службы. Но из-за вредности ртути особой популярности не имеют.

Четвертый тип - батарейки литиевые, они имеют маленькие размеры и сохраняют долго хорошее напряжение. Такие батарейки служат намного дольше других, обладают повышенной стойкостью к перепадам температур и более качественны в отличие от других. Но они очень редкие, применяются в крайних особых случаях и достаточно дорогие, как для среднего покупателя. Поэтому в бытовом применении не используются.

Пятый тип – батарейки серебряные - для производства анода используется цинк, для катода – оксид серебра; их характеризует то, что они гораздо дольше других служат и хранятся.

Батарейки бывают разной формы и размеров: большие и маленькие, круглые и квадратные.

Различные устройства работают с различным напряжением, поэтому и у батареек оно должно быть разным. Напряжение разных типов батареек зависит от используемого электролита. Например – 1,5V,3V.

Так же существуют аккумуляторы. Они внешне очень похожи на обычные батарейки, однако аккумуляторы можно перезаряжать, а батарейку нет.


1.3. Кто изобрел первую батарейку?

Первую батарейку сделали в Италии в 1800 г. Ее изобретателем считается известный физик Алессандро Вольта (1745-1827),(см. Приложение1,фото1).В основе первой батарейки лежит устройство: в соляной раствор, который является электролитом, поместили две пластины, сделанных из разных металлов: меди и цинка, а между ними кожаную прокладку, пропитанную лимонным соком. За счет различной природы этих материалов, при их погружении в электролит возникает напряжение, и получается электрический ток. Именем этого ученого назвали единицу измерения электрического тока – вольт.

Современные батарейки внешне имеют мало общего с устройством, созданным Алессандро Вольтом, но принцип работы остался тот же.

1.4. Состав и строение батарейки.(см.Приложение3,фото№ 3)

Внутри современной батарейки - два цилиндра, вставленные один в другой - положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними специальный раствор или паста (электролит), который хорошо проводит электрический ток. От одного цилиндра к другому и течет электрический ток. Например, от одного цилиндра по проводу ток идёт в моторчик машинки, крутит колёса, и дальше по проводу подходит к другому цилиндру.

Батарейки довольно сложно устроены. Это высокотехнологичные элементы, в которых в результате химических реакций выделяется электрическая энергия. Классификация батареек осуществляется в зависимости от материалов, из которых изготовлены их активные компоненты. Самое сложное в создании батареек - это подобрать материал для цилиндров и раствора между ними. Обычно это редкие тяжелые металлы: кадмий, свинец, литий, ртуть.














2.Польза и вред пальчиковой батарейки.

2.1. Польза, которую приносит батарейка человеку.

Электрические батарейки - очень полезная вещь. Многие игрушки работают от батареек, и это очень удобно. А то пришлось бы включать их в розетку, путаться в длинных проводах. К тому же электрический ток из сети не подходит для игрушек, понадобилась бы ещё специальная коробочка для его исправления. Батарейки дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность и это так приятно.

2.2.Вред, оказываемый батарейкой человеку и окружающей среде.

Батарейка делает электрический ток: крутятся колёса у машинки, ходят часы, играет магнитофон…

А батарейка "садится". Что значит "садится"? Такое слово используют, чтобы показать, что батарейка расходует свою энергию. Так человек, когда начинает уставать, стремится куда-нибудь присесть. Когда всю энергию батарейка истратит, то перестанет работать, больше не сможет электрический ток делать.

Куда девать старые батарейки? Выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где в процессе разрушения, либо в результате горения выделяет вредные вещества. В батарейках содержится множество различных металлов - ртуть, никель, кадмий, свинец, цинк.

Об опасности этих тяжёлых металлов, содержащихся в батарейках, информацию мы прочитали в Интернете.

Свинец накапливается в почках, вызывает нервные расстройства и заболевание мозга.

Ртуть влияет на нервную систему, мозг, почки, печень. Вызывает ухудшение зрения, слуха, нервные расстройства, заболевания дыхательной системы, нарушения двигательного аппарата. Ртуть – самое опасное вещество, относится к 1-му классу опасности.

Кадмий накапливается в печени, почках, щитовидной железе, костях. Вызывает дерматит, провоцирует развитие рака.

Никель и цинк — наиболее часто повреждают поджелудочную железу, кишечник, печень, головной мозг;

Щелочи — прожигают слизистые оболочки и кожу.

Марганец. Избыточное накопление марганца в организме сказывается, в первую очередь, на центральную нервную систему. Это проявляется в утомляемости, сонливости, ухудшении функций памяти. Марганец является ядом, поражающим также легкие, сердечно — сосудистую систему, вызывает аллергический эффект.

Ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, грунтовые воды, попадают в реки и озера, водохранилища. Одна единственная батарейка способна отравить около 400 л. воды и 20 квадратных метров почвы. Далее эти вещества вместе с водой и едой попадают к нам на стол, загрязняют воздух, которым мы дышим. Ядовитые элементы имеют свойство накапливаться в организме человека, и поэтому, даже в небольших количествах, вызывать серьезные заболевания. Но страдает не только человек, и деревья, растения. По исследованиям экологов одна батарейка загрязняет территорию, пригодную для обитания двух кротов, несколько тысяч дождевых червей и одного ежика. Заражение окружающей среды происходит в течение целого века, и остановить этот процесс невозможно.

На каждой батарейке производителями указывается специальный знак о запрете выброса батарейки в мусорное ведро. Это значит, что маркированный таким образом продукт, нельзя выбрасывать обычным способом. Вместо этого, он подлежит обязательной утилизации. Но мало, кто слышал о том, где можно утилизировать батарейки правильно.









































3. Исследовательская часть.

3.1. Результаты анализа мест приемки для утилизации батареек в Тюкалинске.

Во время проведения исследования мы составили перечень специализированных мест для сборки батареек, подлежащих утилизации в Тюкалинске.

Перечень специализированных мест для сборки мусора в районе гимназии города Тюкалинска:

1.Ул. Калинина – нет ёмкости для батареек ( см. Приложение 3фото№ 4).

2.Ул. Островского – нет ёмкости для батареек (см. Приложение 3,фото №5).

3.Ул. Зелёная нет ёмкости для батареек (см.Приложение3, фото№6 ).

4.Ул.30 лет Победы – нет ёмкости для батареек.

5.Ул. Луначарского – нет ёмкости для батареек.

6.Ул. Ленина – нет ёмкости для батареек.

7.Ул. Октябрьская – нет ёмкости для батареек.

8.Ул. Больничная – нет ёмкости для батареек.

9.Ул. Кооперативная – нет ёмкости для батареек.

10.Ул. Береговая– нет ёмкости для батареек .

11.Ул.Чехова (многоквартирный дом) – имеются небольшие ёмкости для батареек в подъездах дома в кол-ве 3 шт.( приложение 3,фото№ 7)

3.2. Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.

В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди учащихся 3-4 классов МБОУ «Гимназии г. Тюкалинска» для выяснения частоты использования ими батареек и их способами утилизации, см. Приложение 2. В анкетировании участвовали 50 человек. Результаты анкетирования отобразили в таблице


«Имеются ли в вашем доме предметы, работающие на батарейках?»

Да – 50 учащихся.

«Можно ли батарейки выкидывать в мусор?»


Да – 3человека,

Нет- 47 учеников.

«Сколько, в среднем, батареек выбрасывается в вашей семье в год?

От 50-100 штук.

«Куда вы деваете использованные батарейки?»


Выбрасывают куда придется-20уч.

Складывают дома в мешок – 25

Не знают куда-5 человек.

Нас порадовало, что основная масса детей не выкидывает батарейки в мусор, а готова сдавать в специальные пункты приема, если таковые будут находиться, например, в школе. Следовательно, они готовы заботиться об охране окружающей среды и своего здоровья в частности.


Заключение.

Гипотеза, которую мы выдвинули подтвердилась полностью.

Вывод: Проблема загрязнения окружающей среды не решится сама собой, пока человечество не поймет, что выбрасывать в мусорное ведро батарейки нельзя. Ведь вся отрава, которую мы беспечно отправили на свалку, возвращается к нам – с водой из-под крана, с дымом горящей свалки, с рыбой, выловленной в реках и озёрах. Во всём мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Давайте и мы будем поступать так же. И тогда, при правильной утилизации любая батарейка принесёт пользу, а не вред. Собирая батарейки, мы не просто на время сделаем наш город чище, мы смотрим в будущее. И именно правильные действия сделают наше будущее светлее и чище.
































Список использованных источников и литературы.

1. Большая книга «Почему»/ пер. с итальянского О. Живаго – М.2012

2. Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю.Н. Касаткиной, Д.С. Щигеля – М.2010

3. Перельман Я.И. Научные фокусы и загадки. Издательство АСТ Москва, 2009

4. Ленгли Э. Оксфорд. Первая энциклопедия / пер. с англ. А.В. Мясникова – Издательство ЗАО «Росмен-пресс», М.2010 г.

5. Энциклопедия «История открытий». Издательство «Росмен», М.2008

6.Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М6Аванта+, 2001г

7. Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М6Аванта+, 2000г

8. Интернет-ресурсы:


- ru.wikipedia.org › wiki › - Википедия,


- school-science.ru › ...- Польза или вред. Старт в науке.


https://3dnews.ru/168022 -Прошлое или будущее за батарейкой.





























Приложение 1


Фото №1 Алессандро Вольт, изобретатель первой батарейки, физик.






Фото № 2 Пальчиковая батарейка










Приложение2

Анкета «Использованная батарейка»

1.Имеются ли в вашем доме предметы, работающие на

батарейках?

Да

нет

2.Можно ли, батарейки выкидывать в мусор?

Да

нет


3. Сколько, в среднем, батареек выбрасывается в вашей семье в год?

Количество.

4.Куда вы деваете использованные батарейки?

- выбрасываем в мусор

- сдаём в пункт приёма

- другой ответ

3. Будете ли вы сдавать батарейки, если в школе установят специальный контейнер?

Да

нет































Приложение 3

Фото №3 Строение батарейки.

Фото №4Место для сборки бытовых отходов в г. Тюкалинске.

Фото№5Место для сборки бытовых отходов в г. Тюкалинске.

Фото№6Место для сборки бытовых отходов в г. Тюкалинске.











Фото№ 7 Ёмкость для сбора батареек в подъездах многоэтажки г. Тюкалинска по ул. Чехова.

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!