СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Бегущая строка как отражение общей и лингвистической культуры региона или следствие вели ученики»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа по выявлению и классифицированию ошибок в объявлениях бегущей строки по местному телеканалу.

Просмотр содержимого документа
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Бегущая строка как отражение общей и лингвистической культуры региона или следствие вели ученики»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи

Общешкольная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Бегущая строка как отражение общей и лингвистической культуры региона или следствие вели ученики»









Терентьева Екатерина, ученица 7 б класса

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи



Медведская Т. В., учитель литературы

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи





г. Сегежа

2018





ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Актуализация исследуемой проблемы. Цели и задачи работы…………………………………………………………………………………..

  2. Бегущая строка.

  1. Бегущая строка на телевидении. Требования к бегущей строке.…………………………………………………………………………………

2.Бегущая строка на региональном канале. «Пятница» или «РенTV»?.............................................................................

3. Классификация ошибок…………………………………………………..

4. Анализ объявлений на «РенTV» и «Пятнице»………………

5. «НикаПлюс» и «ТВ - Контакт». Правила подачи объявления. Эксперимент…………………………………………………..

6.Результаты анкетирования населения…………………………….

  1. Заключение. Бегущая строка как показатель лингвистической культуры региона………………………………………..

  2. Список литературы………………………………………………………………..

  3. Приложение. Разработка лингвистической игры «Сто рублей»…………………………………………………………………..











































  1. Актуализация исследуемой проблемы. Цели и задачи.

Ни для кого не секрет, что информационным ресурсом номер один как по популярности, так и по степени воздействия на аудиторию, является телевидение. Именно за «голубыми» экранами многомиллионная армия телезрителей проводит большую часть своего свободного времени. Таким числом потенциальных покупателей не могли не заинтересоваться функционеры рекламного бизнеса. Реклама стала неотъемлемой частью современного телевидения. Нас постоянно убеждают, что реклама – двигатель прогресса. Утверждение спорное, к тому же «недобросовестная», «некачественная» подобная продукция может запустить противоположный процесс. Рекламные ошибки, неточности, недочеты зачастую телезрителями воспринимаются как норма, и, как следствие, снижается уровень общей и лингвистической культуры.

Реклама на телевидении бывает различных видов. В нашей работе мы хотим исследовать такую ее разновидность, как бегущая строка.

Бегущей строкой называется текст, появляющийся в нижней части экрана. С помощью такого текста заказчики поздравляют друзей с праздниками, повествуют об изменениях в личной жизни, сообщают об открытии новых магазинов, выставках, о желании продать какой-либо товар и т. д. Почему же нас заинтересовал именно этот вид рекламы? Бегущая строка, как правило, наиболее популярна на региональных каналах. К тому же она востребована не среди крупных и известных производителей, а в кругах небольших частных компаний и физических лиц города или района. Работники агентств или обычные люди, непосредственно сочиняющие рекламные тексты ,не всегда сведущи в вопросах орфографии, стилистики, пунктуации. Их основная задача – придумать креативный текст. Проверять их работу с точки зрения русского языка – задача корректоров. Проблема в том, что грамотных корректоров зачастую в рекламных фирмах нет, либо вообще такие специалисты отсутствуют. В итоге ошибки остаются незамеченными, и в эфир попадает «неправильная», неграмотная реклама. Ошибки в тексте видят также далеко не все телезрители, все зависит от уровня лингвистической грамотности того или иного человека. Запуск в региональный эфир бегущей строки с неграмотными объявлениями обусловливает укоренение в массовом сознании местных жителей всех видов допущенных ошибок, причем, чаще всего, человек даже не осознает, что то или иное слово произносит и пишет неправильно. По телевизору-то это звучало (писалось) именно так!

Таким образом, бегущая строка локальна, качество процесса ее создания, корректуры и восприятия отражает общую и лингвистическую культуру конкретного региона.

Мы задумались, а каково же качество телевидения г. Сегежи? Характеризует ли наша бегущая строка общую и лингвистическую грамотность жителей?

Сформулируем рабочую гипотезу: бегущая строка отражает общую и лингвистическую культуру региона.

Чтобы проверить данное утверждение, поставим цель: выявить и проанализировать ошибки в объявлениях бегущей строки на телеканалах «РенТV» и «Пятница» и определить уровень лингвистической зоркости сегежанина.



Итак, объектом нашего исследования являются объявления бегущей строки на телеканалах «РенТV» и «Пятница».

Предмет исследования – ошибки (грамматические, лексические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

Для достижения цели поставим следующие задачи:

  1. Изучить нормативные акты и иные источники, определяющие понятие «бегущая строка» и ее регламент;

  2. Выяснить порядок и правила подачи объявления на местном телеканале;

  3. Подать объявление с запланированной ошибкой в раздел «бегущая строка» и проверить его в эфире на наличие исправлений;

  4. Изучить научную литературу с целью выявления универсальной классификации видов ошибок;

  5. Собрать материал для исследования путем просмотра телеканала и выписывания объявлений;

  6. Проанализировать собранный материал с точки зрения грамотности по имеющейся классификации;

  7. Выявить наиболее часто повторяющиеся ошибки;

  8. Определить количественное соотношение грамотных и неграмотных объявлений в рамках одной бегущей строки путем подсчета и построения диаграммы;

  9. Провести анкетирование жителей города с целью выяснения их лингвистической зоркости;

  10. Сформулировать вывод об общей и лингвистической культуре современного общества.



В своем исследовании мы будем использовать такие методы, как наблюдение, анализ, синтез, сравнение, классификация, эксперимент, анкетирование, интервью, работа с научной литературой.

Все мы являемся жителями г. Сегежи. Именно с заботы о малой родине начинается истинная любовь к Отечеству. Нам необходимо следить за состоянием нашей культуры и иметь возможность влиять на уровень грамотности населения. В этом мы видим актуальность нашей работы. Практическая значимость исследования заключается в развитии собственной лингвистической зоркости и в стимулировании подобного процесса среди жителей города.











  1. Бегущая строка.

  1. Бегущая строка на телевидении. Требования к бегущей строке

В настоящее время реклама на телевидении привлекает заказчиков своей эффективностью, способностью воздействовать на целевую аудиторию.

Бегущая строка – один из видов такой рекламы. Это текст, появляющийся в нижней части экрана, информирующий потенциальных покупателей о своих продуктах и услугах либо сообщающий аудитории об общественно важных новостях или объявлениях. На телевидении бегущую рекламную строку называют более ласково - «бегушка». В последнее время бегущая строка становится все более популярной на региональных каналах, так как востребована не только среди крупных и известных производителей и фирм, но и небольших частных компаний и физических лиц. И на сегодняшний день такой инструмент в рекламной сфере является одним из самых эффективных, поэтому и очень популярным.

Бегущая строка бывает двух разновидностей:

  1. Некоммерческая;

  2. Коммерческая.

Некоммерческая - позволяет сообщать целевой аудитории об общественно важных новостях или объявлениях. Ее часто используют в качестве средства поиска и найма сотрудников на работу.

Вторая её разновидность - коммерческая бегущая строка. Коммерческой она является потому, что направлена на извлечение прибыли.

Рекламную продукцию изготавливают три лица: рекламодатель, производитель и распространитель. Лица, чье внимание было привлечено к объекту рекламирования, именуются потребителями. За качеством формирования и распространения рекламы следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В России рекламу регламентирует одноименный Федеральный закон (Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.10.2008), принятый ГД ФС РФ 22.02.2006). В нем дается характеристика основным формам рекламной продукции. Составителю текста объявления необходимо обратить внимание на статьи, в которых даются определения запрещенных видов рекламы.

Согласно Федеральному закону РФ № 108-ФЗ от 18.07.95 «О рекламе», в России не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама. Рассмотрим эти виды подробнее.

  1. Недобросовестной (ст. 6 закона РФ) является реклама, которая:

дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие достоинство и честь или деловую репутацию конкурента (конкурентов); вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображения, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатка у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

2. Недостоверной (ст. 7 закона РФ) является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения.

3. Неэтичной (ст. 8 закона РФ) является реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиоз­ных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Кроме того, неэтичной является реклама, которая порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или валюту иного государства, религиозные символы. Неэтичной реклама признается также тогда, когда она порочит физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

4. Заведомо ложной (ст. 9 закона РФ) является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

5. Скрытая реклама (ст. 10 закона РФ) — реклама, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, например, путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и т.д.

Так к какому же виду относятся объявления с ошибками? Обратимся еще раз к Закону «О рекламе». В части 11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ читаем: «При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».

Проанализировав найденную информацию, мы пришли к выводу, что любая реклама, в том числе и бегущая строка, обязана подчиняться Закону "О государственном языке". В Федеральном законе от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации" в статье 1. (Русский язык как государственный язык Российской Федерации) в пункте 6 говорится о том, что «при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке».

Таким образом, рекламные тексты должны быть грамотными. Так как мы рассматриваем бегущую строку с точки зрения текстовой информации, нарушающей общепринятые языковые нормы, не соответствующие нормам современного литературного языка, любое объявление с ошибками будем считать неэтичной рекламой. Помним, что неэтичная реклама – это правонарушение. Заглянем в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018). В статье 14.3, п. 1 «Нарушение законодательства о рекламе» (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) читаем: «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».

Подводя итоги главы, можно ответить на три закономерно возникающих вопроса.

Итак, объявления с ошибками – это неэтичная реклама, правонарушение.

Кто виноват? Ответственность за размещаемый в «бегущих строках» контент несет редакция регионального средства массовой информации и/или вещатель.

Что делать? Для борьбы с нарушениями в области рекламы необходимо подать заявление в Федеральную антимонопольную службу РФ.

Почему жители нашего района в течение нескольких лет терпят (или не замечают?) подобные нарушения?

  1. Бегущая строка на региональном канале. «Пятница» или «РенTV»?

Сразу возникает вопрос: почему бегущая строка сразу на двух каналах?

Читаем «Википедию», добавляем самостоятельно найденные сведения.

В Сегеже и в Сегежском районе работает телерадиокомпания «ТВ-Сегежа» ЗАО «ТВ-Контакт». С 1992 года телекомпания «ТВ-Сегежа» ЗАО «ТВ-Контакт» осуществляла вещание на 6 телевизионном канале на основании лицензии связи по договору с московским каналом «ТВЦ» на территории Сегежи. Впоследствии (из-за коммерческих соображений) «ТВ – Контакт» заключил договор о трансляции с телеканалом «Пятница».

В соответствие с сеткой вещания телекомпания «ТВ-Сегежа» производит и выпускает в эфир собственные информационные программы: «Вести Сегежи», «Тема дня», «Власть и мы» и др. Аудитория телеканала «ТВ-Сегежа» — население города Сегежи. Также здесь работает телекомпания «Ника Плюс Сегежа», которая выпускает рекламу собственного производства.

Мы посетили обе организации и выяснили, что на данный момент лицензия на телевещание есть только у «ТВ-Контакта» (директор – Попов В. И., канал «Пятница»), а «Ника Плюс» (директор - Банова Ольга Владимировна, канал «РЕНTV») работает по лицензии рекламного агенства. Таким образом, право на бегущую строку имеют обе телекомпании. Однако телевидение на «ТВ-Контакте» имеет больше информативную, социально-общественную направленность, бегущая строка там носит второстепенный характер, а на «Нике Плюс» она является одним из основных видов деятельности. Также мы узнали, что для подачи объявления нужно предоставить его текст любым удобным способом: прийти, позвонить, отправить в СМС или по электронной почте. Бегущая строка на обоих телеканалах делается с помощью специальной программы «Dig TV», все объявления проверяются на предмет ошибок и достоверности и набираются вручную специально обученными сотрудниками. На «ТВ-Контакте» этим видом рекламы занимаются два человека, а на «Нике Плюс» существует целый рекламный отдел.



  1. Классификация ошибок.

Мы провели большую работу по анализу бегущих строк на каналах «Ника Плюс» и «Пятница». Временной промежуток отбора материала составил пять месяцев (с июля по октябрь 2018 г.) За это время было выписано более пятидесяти объявлений с ошибками. Чтобы определить типы этих ошибок, нам понадобилась универсальная классификация. Изучив классификации, имеющиеся в научной литературе, мы нашли наиболее подходящую, дополнили ее, усовершенствовали и применили к собранному материалу.

Классификация ошибок.

  1. І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография).

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

  1. V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис).

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным.

  1. Г – грамматическая ошибка

 Это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.



Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.







  1. Р – речевая ошибка

Это употребление несоответствующих смыслу слов или форм слова (Лексика). Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.



Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

  1. С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важный компонент любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, люди используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

  1. Л – логическая ошибка

Ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.



Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею.

Л2

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.



В представленной классификации мы постарались максимально точно и подробно отразить все виды ошибок, которые могут встретиться при анализе объявлений бегущей строки. Также в целях экономии рабочего времени каждому типу ошибки мы присвоили графическое обозначение.



  1. Анализ объявлений на «РенTV» и «Пятнице».

Вспомним, что право на бегущую строку имеют обе телекомпании; бегущая строка на обоих телеканалах делается с помощью специальной программы «Dig TV», все объявления проверяются на предмет ошибок и достоверности и набираются вручную специально обученными сотрудниками… Несмотря на то, что на «ТВ-Контакте» бегущая строка носит второстепенный характер и этим видом рекламы занимаются всего два человека, ни одной ошибки в выпускаемых объявлениях мы не нашли. Единственное замечание - вся строка написана большими буквами, как нам объяснили сотрудники, «чтобы ее лучше было видно». Парадокс в том, что на «Нике Плюс», бегущая строка которой является одним из основных видов деятельности, осуществляемой целым рекламным отделом, ошибки допускаются в среднем в каждом четвертом объявлении.

Итак, приступим к анализу собранного материала. Сразу оговоримся, что все представленные объявления заключены в кавычки, так как они выписаны дословно, с сохранением исходной орфографии и пунктуации.

  1. І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография). Группа представлена широко и разнообразно. Так как подобных объявлений великое множество, рассмотрим некоторые из них.

- «Продам комноту в общежитии в г. Петрозаводск»

Правильно: комнату (слово с непроверяемой гласной в корне, нужно запомнить).

-«Требуются автослесори грузовых автомобилей (лесовозы)».

Правильно: автослесарь. Суффикс –арь- (звонарь).

-Сообщается, что в магазине «Оптика» большой ассортимент очков. «Так же имеются в продаже контактные линзы…»

«Также» в этом случае является союзом и пишется слитно.

-«Продам стиральную машинку автомат «Аристон».

-«В салон сотовой связи требуется продавец консультант».

Сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово, пишутся через дефис ( машинку-автомат, продавец-консультант).

-«Услуги экскаватор-погрузчика…»

Сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово, употребляются в одном падеже (правильно: экскаватора-погрузчика).

-«Продам мясо свинины. По пол туши, под заказ».

Сложные существительные с первым элементом ПОЛ- пишутся слитно, если вторая часть слова начинается с согласной (полтуши).



-«Куплю Москвич 401 в любом состоянии». «МАГАЗИН МАЛЮТКА, С 1 ИЮНЯ работает по новому адресу…».

Имена собственные (названия марки автомобилей и бытовой техники) заключаются в кавычки («Москвич», «Малютка»).

-«По дороге на Старую Сегежу пропал козел породы Камерунец (черно-белого окраса). Если видели, позвоните пожалуйста по телефону…»

Породы животных пишутся с маленькой буквы.

-«Закажи мечту! Производство корпусной мебели по вашему эскизу в быстрые сроки. Изготовление в сегеже ( ул. антикайнена….) Магазин «Фантазии».

-«ООО ПКХ «Водоснабжение» информирует: В ночь на 15 августа с 00.00 до 05.00 будет отключено холодное водоснабжение».

- «Водные горки, большой бассейн и жаркая парная: Сауна «Акватория» ждет Вас ( по летним сниженым ценам)».

«Требуется Водитель…»

Имена собственные пишутся с большой буквы (Сегежа, Антикайнена). Почему в объявлении «В ночь на…» предлог пишется с большой буквы? Загадка… Слово «Водитель» и «Сауна» также пишутся с маленькой буквы, так как являются нарицательными существительными. Причастие «сниженным» - с НН, т. к. оно совершенного вида.

«Требуется продавец пром. товаров (не курящий)».

«Промтовары» - сложносокращенное существительное, пишется слитно. Причастие «некурящий» пишется слитно, т. к. нет зависимых слов, нет противопоставления с союзом а, нет слов, усиливающих отрицание.

Анализируя представленные примеры, можно сделать вывод о том, что основные трудности у сотрудников рекламного отдела вызывает правописание безударных гласных, сложных существительных и имен собственных.

  1. V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис).

Пунктуационных ошибок в объявлениях было очень много. Мы не стали выписывать все примеры с неоправданными, незавершенными знаками препинания. Приведем некоторые из них.

-« МАГАЗИН МАЛЮТКА, С 1 ИЮНЯ работает по новому адресу:…»

Запятая между подлежащим и сказуемым не нужна. Знаков препинания не требуется и в следующем предложении:

-«Организации на постоянную работу, требуется бухгалтер».

Создается впечатление, что сотрудники рекламного отдела не знают простейших правил синтаксиса и ставят знаки препинания наугад.

-« А в сауне «Теплом месте» для Вас и Ваших детей: очень большой и чистый бассейн, крытый мангал и жаркая парная. Ваша любимая сауна «Теплое место».

В представленном примере двоеточие уместно, если перед ним вставить обобщающее слово; можно вообще этот знак убрать, если вместо него добавить пропущенное сказуемое.

-«В удобное время для вас – установим счетчики на электричество и газ.

В данном случае кавычки поставлены только в начале предложения. Уместность постановки тире также вызывает большие сомнения, но в следующем примере этот пунктуационный знак необходим:

-«Такси «Эконом». Поездки по городу от 70 р., при предъявлении пенсионного удостоверения от 60 р».

Позабавило объявление, в котором сообщалось, что организации требуется «секретарь-электрик». Понятно, что такой профессии не существует, видимо, «специалисты» рекламного отдела «перепутали» дефис и запятую. Также мы выписали объявление, в котором сегежане приглашаются на трехдневную ярмарку за следующими товарами: «колбасы, мало, верхняя одежда…» Мало колбас или пропущена буква?

Мы проанализировали все выписанные объявления с пунктуационными ошибками и пришли к выводу, что основные и непреодолимые сложности для сотрудников телеканала содержатся в правильном обособлении вводных слов и причастных оборотов. Рассмотрим примеры.

-«По дороге на Старую Сегежу пропал козел породы Камерунец (черно-белого окраса). Если видели, позвоните пожалуйста по телефону».

«Пожалуйста» - вводное слово, выделяется запятыми с двух сторон.

-«Ищем творческих людей владеющих компьютерными программами ( видео, фотошоп и др.)»

-«Для облагораживания территории ищем человека умеющего вырезать фигуры из автомобильных колес».

«Владеющих компьютерными программами» и « умеющего вырезать фигуры из автомобильных колес» - причастные обороты, стоящие после главных слов, выделяются запятыми с двух сторон.



  1. Г – грамматическая ошибка

 Это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Распространенная группа объявлений. Рассмотрим примеры.

-«Филиал АО «Сегежский ЦБК» приглашает на работу: начальник лесного участка; технолог; начальник материально-технического обеспечения…»

-« В магазине «Буттекс» поступление футболок, костюмов, сорочек и многое другое».

В представленных примерах находим ошибку Г3 (нарушение норм управления). При данных главных словах, глаголах, зависимые существительные должны быть употреблены в родительном падеже (приглашает начальника, поступление многого другого).

Следующие объявления демонстрируют абсолютное незнание правил согласования имен собственных.

- «А в сауне «Теплом месте» для Вас и Ваших детей: очень большой и чистый бассейн, крытый мангал и жаркая парная. Ваша любимая сауна «Теплое место».

Правильно: в сауне «Теплое место».

-«Большое поступление игрушек в «Мире Детства»: куклы «Лол», «Сказочный патруль», трансформеры и многое другое. Магазин «Мира Детства».

Правильно: магазин «Мир Детства».

Имена собственные не согласуются с родовым понятием, если имеют форму мужского рода или представляют собой составное название.

И наоборот, имена собственные, обозначающие названия географических объектов, согласуются со словом «город».

-«Продам дачу в 15 км. от г. Сегежа».

-«Реклама на придорожных билбордах г. Сегежа»

-«Продам комноту в общежитии в г. Петрозаводск»

Правильно: от города Сегежи, города Сегежи, в городе Петрозаводске.



  1. Р – речевая ошибка

Это употребление несоответствующих смыслу слов или форм слова (Лексика). Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т. д.

Группа объявлений с речевыми ошибками менее многочисленна, но тоже имеет место быть. Обратимся к примерам.

Начнем с ошибки Р1 (употребление слова в несвойственном ему значении, непонимание лексического значения слова).

-«Для облагораживания территории ищем человека умеющего вырезать фигуры из автомобильных колес».

Все знают, что подобные «фигуры» вырезаются из автомобильных шин («Викисловарь»: шина – это «надеваемая поверх камеры конструкция из твёрдой резины», а колесо – «одно из основных механических приспособлений, круглая плоская деталь, закрепляемая на оси и способная вращаться»).

В следующих объявлениях находим ошибку Р6 (неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте и т. д.).

-«Закажи мечту! Производство корпусной мебели по вашему эскизу в быстрые сроки. Изготовление в сегеже ( ул. антикайнена….) Магазин «Фантазии».

-«Дачное предложение – парная под заказ! Изготовление в Сегеже в быстрые сроки».

В данных примерах в сочетании с существительным «сроки» логичнее употребить прилагательное «кратчайшие».

-«Продам мясо свинины. По пол туши, под заказ».

Уникальный текст. В любом толковом словаре лексическое значение слова «свинина» трактуется как « мясо свиньи как пища». Правильно: «Продам мясо свиньи…» или «Продам свинину…»

Опять же «порадовало» объявление, в котором некая организация приглашает сегежан для проведения досуга «ежедневно и круглосуточно».

Это также ошибка Р6.



  1. С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Нарушение единства стиля.

Самая малочисленная группа объявлений. Рассмотрим примеры.

Та же организация, которая работает «ежедневно и круглосуточно», предлагает сегежанам комплекс услуг «для уютного осеннего времяпровождения».

«Времяпровождение» - разговорное слово. В данном предложении уместно употребить нейтральное - «времяпрепровождение».

-«Гарант. Цены ниже некуда».

Выражение «ниже некуда» также является разговорным. Можно было написать иначе: «цены вас приятно удивят».

В то же время в знакомом нам уже объявлении («Для облагораживания территории ищем человека умеющего вырезать фигуры из автомобильных колес») пафосное слово «облагораживание» можно было заменить на более привычное – «благоустройство».



  1. Л – логическая ошибка

Ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Это вторая по малочисленности группа. Обратимся к примерам.

Начнем с ошибки Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении.

-« Дачное предложение! Компактная баня-бочка на дровах. Привезли и паришься».

Наиболее часто встречается ошибка Л6. Сопоставление логически несопоставимых понятий в одном ряду.

-«Мастер на час». Сантехник, электрик, мелкий ремонт».

Ряд одушевленных существительных, обозначающих профессию, заканчивается неодушевленным существительным, хотя и обозначающим вид деятельности.

-«Окна Люкс» - окна, лоджии и двери».

Сразу обращаем внимание на повтор в рамках одного предложения («окна – окна»). Далее возникает закономерный вопрос: почему в «Окнах» продаются еще лоджии и двери? Потому что они «Люкс»?



Подводя итоги анализа «творчества» сотрудников телеканала «Ника Плюс» в рамках бегущей строки, можно сказать, что все виды ошибок, обозначенные в классификации, присутствуют в исследуемых нами объявлениях. Чтобы установить наиболее часто повторяющийся вид ошибки, подсчитаем количество примеров в каждой группе и построим диаграмму.



Из полученных данных видно, что самыми распространенными видами ошибок являются пунктуационные, орфографические и грамматические; речевые, лексические и стилистические недочеты встречаются реже. Следует отметить, что в рамках одного объявления можно обнаружить от трех – четырех ошибок различного вида.

Также, для «полноты картины», считаем необходимым выявить в бегущей строке среднее количественное соотношение грамотных и неграмотных объявлений опять же путем подсчета и построения диаграммы. В связи с тем, что рабочий материал собирался в течение пяти месяцев (июнь, июль, август, сентябрь, октябрь), количество грамотных и неграмотных объявлений менялось. Так, в начале лета неграмотные объявления составляли четверть бегущей строки. К концу октября ошибок стало меньше. Вычислим среднее значение и внесем данные в диаграмму. Таким образом, большинство (70%) объявлений грамотные. Тенденция к исправлению ошибок в полученных текстах, конечно, радует, но 30 % неграмотных объявлений – это все же много.





  1. «НикаПлюс» и «ТВ - Контакт». Правила подачи объявления. Эксперимент.

Напомним, что нам удалось побеседовать с представителями обоих телеканалов. Мы выяснили, что правила подачи объявлений в бегущую строку одинаковые. Нужно составить текст и передать его любым удобным способом: прийти, позвонить, отправить в СМС или по электронной почте.

В рамках нашей исследовательской работы мы решились на эксперимент: подать одно и то же объявление на оба телеканала, сделав в тексте несколько «запланированных» ошибок. Сначала составили объявление с достоверной информацией, но с ошибками: «Куплю дачу, расмотрю все, предложеные варианты. Тел. ХХХХХХХХХХХХХХХХ». В данном предложении три ошибки: две орфографические (правильно - «рассмотрю», «предложенные) и одна пунктуационная (вторая запятая не нужна). Далее, для «чистоты» эксперимента, мы нашли «агента», который это объявление подал. Результаты эксперимента мы получили сразу, в день подачи объявления (22. 11. 2018). Удивило, но и порадовало, что сотрудники и «Ники Плюс», и «ТВ-Контакта» продемонстрировали качественную работу, выпустив в эфир отредактированные грамотные объявления. Отрицательный результат – тоже результат. Так как мы несколько месяцев у означенных телекомпаний активно интересовались бегущей строкой на предмет ее грамотности, снижение количества ошибок в объявлениях считаем своей заслугой. Сотрудники стали более внимательно относиться к своим обязанностям. Можно только предположить, как бы выглядело поданное нами объявление летом или в начале сентября… Заметим также, что на «Нике Плюс» в бегущей строке после нашего «грамотного» объявления следует «Требуется Водитель…» (имя нарицательное с большой буквы); предлагается купить «золотые и серебрянные украшения, а так же колье» (прилагательное «серебрянные» пишется с одной Н, союз «так же» - слитно), подробности этой акции мы можем узнать «в ювелирном «Золотой Телец» (правильно – в ювелирном «Золотом Тельце»)… Имеются и другие ошибки. В целях профилактики безграмотности вышлем нашу работу на оба телеканала.

  1. Результаты анкетирования населения.

В анкетировании на наличие лингвистической зоркости в рамках бегущей строки приняли участие более восьмидесяти человек. Это и наши одноклассники, и преподаватели, и родственники, и случайные люди, которых мы опрашивали на улицах города. Результаты анкетирования представим в следующей диаграмме.

Анализ результата опроса показывает, что, к сожалению, лингвистической зоркостью обладает меньшая часть опрашиваемых (21человек), остальные опрашиваемые (51 человек) – либо не находят ошибок в объявлениях (18 человек), либо не обращают на них внимания и не задумываются над этой проблемой (41 человек).



  1. Заключение. Бегущая строка как показатель лингвистической культуры региона.

Подведем итоги работы. Рассмотрим, удалось ли нам достичь поставленной цели, получилось ли выявить и проанализировать ошибки в объявлениях бегущей строки на телеканалах «РенТV» и «Пятница» и определить уровень лингвистической зоркости?

Неграмотные объявления в бегущей строке мы выявили только на телеканале «РЕНTV», выписали их и проанализировали обнаруженные ошибки по имеющейся классификации. Из полученных данных сделали вывод о том, что самыми распространенными видами ошибок являются пунктуационные (постановка немотивированных знаков препинания, незнание правил обособления), орфографические (незнание правил написания безударных гласных в корне слова, сложных существительных и имен собственных) и грамматические (незнание правил управления и согласования имен собственных). Речевые (непонимание лексического значения слова, неразличение синонимичных слов), лексические (сопоставление логически несопоставимых понятий в одном ряду) и стилистические недочеты (употребление стилистически окрашенных слов в инородном стиле) встречаются реже. Следует отметить, что в рамках одного объявления можно обнаружить от трех – четырех ошибок различного вида. Печальная картина. Однако, анализируя частоту появления неграмотных объявлений в одной бегущей строке, мы обнаружили, что с момента нашего повышенного внимания к ее качеству, количество ошибок стало уменьшаться. Если в июне, июле, августе неэтичная реклама составляла 30 %, то уже в ноябре ее количество снизилось до 20 %. Этот факт подтверждается и результатом эксперимента.

Что касается определения приблизительного уровня лингвистической зоркости сегежанина, то результаты анкетирования показали, что, к сожалению, этой ценной способностью обладает меньшая часть населения города, остальные опрашиваемые – либо не находят ошибок в объявлениях, либо не обращают на них внимания и не задумываются над этой проблемой.

В заключение обратимся к рабочей гипотезе. Так как же бегущая строка отражает общую и лингвистическую культуру региона? Перечислим имеющиеся факты. В телекомпании «Ника Плюс» работают неграмотные сотрудники, не знающие элементарных правил пунктуации, орфографии, стилистики. В эфир в большом количестве попадает неэтичная, неграмотная реклама. В культурном, образованном, развитом обществе подобная ситуация недопустима. Ошибки в тексте видят также далеко не все телезрители. Это говорит о том, что большинство горожан либо не знакомы с правилами русского языка, либо проблема общей и лингвистической культуры общества их не интересует. Количество людей с низкой лингвистической зоркостью растет, потому что запуск в региональный эфир бегущей строки с неграмотными объявлениями обусловливает укоренение в массовом сознании местных жителей всех видов допущенных ошибок, причем, чаще всего, человек даже не осознает, что то или иное слово произносит и пишет неправильно. Приведенные факты свидетельствуют о снижении общей и лингвистической культуры общества, о равнодушии горожан к «культурному лицу» города, и подтверждают нашу рабочую гипотезу.

К телекомпании «ТВ-Контакт» претензий с точки зрения грамотного оформления текстов нет. Это радует, потому что качество работы регионального канала отражает нашу культуру, степень образованности нашего общества.

А что же подумают о Сегеже гости нашего города, включив телеканал «РЕНTV» и обнаружив в рекламных текстах массу ошибок? А подумают они, что население г. Сегежи такое же неграмотное и необразованное, как и сотрудники упомянутой телекомпании. Мы рады, что наше внимание к качеству бегущей строки привело к снижению количества неэтичной рекламы.

Закончить главу и всю работу хочется строчками из стихотворения М. Ю. Лермонтова («А. О. Смирновой»):



Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...



Спасибо за внимание!



Работа с Интернет-источниками:

  1. Рекламная бегущая строка: секреты её популярности

http://www.vectracom.ru/articles/reklamnaya_begushchaya_stroka_sekrety_ee_populyarnosti/


  1. Бегущая строка на телевидении — эффективная реклама для товаров и услуг

http://mixstuff.ru/archives/64660

  1. Задача тв рекламы: формирование устойчивого узнавания рекламируемого товара представителями целевой аудитории

https://studopedia.ru/9_215125_zadacha-tv-reklami-formirovanie-ustoychivogo-uznavaniya-reklamiruemogo-tovara-predstavitelyami-tselevoy-auditorii.html

  1. Рекомендации по «бегущей строке», размещаемой в эфире телеканалов

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70707352/

  1. Википедия.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бегущая_строка

  1. Реклама на телевидении, закон рекламы - нарушение рекламы

http://www.ukon.su/article/article_41125_reklama-na-televidenii-zakon-reklama-narushenie-reklamyi/

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) Рекомендации по «бегущей строке», размещаемой в эфире телеканалов

http://rkn.gov.ru/docstore/doc2225.htm

  1. Бегущая строка на телевидении – действенный способ распространения рекламной и нерекламной информации заказчика.

https://telebegun.ru/articles/beguschaya-stroka-na-tv-zakony-pravovye-akty-rekomendacii


  1. Закон о рекламе  38-ФЗ последняя редакция с изменениями, вступившими в силу с 03.08.2018 года. ... 10 июля 2017.

http://logos-pravo.ru/zakon-o-reklame-no-38-fz

  1. Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (последняя редакция) Недобросовестная реклама - определение, виды и особенности - Читайте подробнее на FB.ru:

 http://fb.ru/article/42075/nedobrosovestnaya-reklama


  1. Сегежа-Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сегежа


  1. Рекламная бегущая строка: секреты её популярности

http://www.vectracom.ru/articles/reklamnaya_begushchaya_stroka_sekrety_ee_populyarnosti/

  1. Бегущая строка на телевидении — эффективная реклама для товаров и услуг

http://mixstuff.ru/archives/64660

  1. Александр Назайкин РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ в современных СМИ

http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/ad/r_text_na_tv.htm

  1. Задача тв рекламы: формирование устойчивого узнавания рекламируемого товара представителями целевой аудитории

https://studopedia.ru/9_215125_zadacha-tv-reklami-formirovanie-ustoychivogo-uznavaniya-reklamiruemogo-tovara-predstavitelyami-tselevoy-auditorii.html


Список использованной литературы:

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. 

  2. Розенталь, Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. С. Розенталь. – М. : Гамма - С , 2010. – 368 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!