СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа."Деньги-"это так пошло, простите...." (А.П.Чехов "Вишневый сад" 1903 год.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межрегиональная научно-практическая конференция школьников "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев".

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа."Деньги-"это так пошло, простите...." (А.П.Чехов "Вишневый сад" 1903 год.)»

2Межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»




Номинация: «Научно-исследовательская работа»








« Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»















Выполнил:


Беков Берс Исаевич,

ученик 8 « А» класса

ГБОУ Школа №2

города Карабулак

Научный руководитель:

Хамчиева Зарема Магомедовна,

Учитель

русского языка и литературы.







Содержание



Введение………………………………………………………………………3



Глава 1. Художественная функция денег в романе «Преступление и наказание»


…………………………………………………………………………………4-6


Глава 2. Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"…………………….7-9






Глава 3. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»………………….10-11






Заключение ………………………………………………………12-15




Список использованных источников……………………………………...16











Введение



Как мы видим, все герои романа, так или иначе охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны - страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.


В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них - главная забота бедных и обездоленных.


Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи - этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры, порабощенная стихией денег:
















Глава 1 . Художественная функция денег в романе «Преступление и наказание»

На наш взгляд, важную роль в организации подтекста романа «Преступление и наказание» играет такая художественная деталь, как деньги. Покажем это на конкретных сюжетных ситуациях.


Когда Раскольников первый раз оказался у Мармеладовых, он достал из кармана, сколько пришлось медных денег и неприметно положил на окошко. Однако расценил акт своей доброты герой гордо и надменно, отождествив себя с неким провидением, без денег которого (47-50 копеек – гигантская, конечно, сумма!) Мармеладовы останутся «на бобах». То есть первое подаяние, сделанное Раскольниковым, имеет и оборотную сторону, так как ложно утверждает дающего в ранге могущего спасти мир, при этом сознанием героя игнорируется тот факт, что он сам находится в роли берущего (у матери и сестры!), а не дающего. Потом он будет пересчитывать, сколько потратил на каждый акт доброты, не понимая, что добро не имеет количественного измерения и намного дороже своего денежного эквивалента.


Деньги в романе являются не принадлежностью финансовой сферы, не экономической мерой жизни, но мерой человечности в человеческом обществе. В начале романа Мармеладов поясняет Раскольникову, что значит «испрашивать денег взаймы безнадежно» [Достоевский: 14]. К Соне Мармеладов идет не безнадежно – не потому, что она дала, а потому, что из сострадания. Этот эпизод сопрягается с эпизодом прихода Раскольникова к Соне, ибо он тоже идет к ней потому, что «некуда больше идти», и потому, что не безнадежно. Только здесь проблема нищеты материальной перерастает в проблему нищеты духовной. Соня способна пожалеть – то есть проявить небезразличие к человеку, стать со-участником его судьбы. Раскольников же не может допустить со-участия другого в своей судьбе, потому что не чувствует себя частью единого человечества, он – над «тварями дрожащими» (по крайней мере, очень хочется ему быть над). И к Разумихину он решает идти после того, когда он станет дающим своему приятелю, но в действительности… приходит после символичного поступка – хоронения (реплика Раскольникова: «Схоронены концы!») награбленного под камень. Рассудочной логикой такая последовательность действий (хоронение – буквально похороны – преступных денег и приход к Разумихину с прошением дать возможность заработать деньги праведные) необъяснима, здесь действует логика духовная: нечистые деньги не дают жизни.


Однако помощь товарища Раскольников не принял. Символично, что от денег соучастия герой отказывается трижды: когда возвращает Разумихину аванс за перевод, когда бросает двугривенный – подаяние купчихи, когда говорит: «Не надо… денег…», присланных матерью. Трехкратный отказ от помощи подчеркивает его состояние отъединенности от людей. Но есть и еще один смысл этого действия. Раскольников озлоблен на мир и не может простить миру существующее в нем добро: ведь такое простое бескорыстное добро, милосердие (даже от незнакомых людей) разрушает его убедительную логику о ненормальности миропорядка, не укладывается в рамки его теории о «материале», с которым поступают по своему произволу избранные личности.


Интересный подтекст, на наш взгляд, имеют подаяния, сделанные Раскольниковым: один пятак – уличной певице, три – женщине, просящей на выпивку, четыре – в качестве чаевых работнику трактира. Во всех этих случаях герой подает не из острого чувства сострадания. Данные проявления доброты совсем необязательны со стороны Раскольникова, но они обязательны – остро необходимы – для Раскольникова, потому что дают почувствовать ему то, что он еще не умер для этого мира, даруют ему чувство связанности с человеческим обществом. Подаяния вырывают Раскольникова из небытия, в которое погружает его собственная теория. Таким образом он помогает себе, ища способы заглушить боль духовной муки.


Последний случай подаяния (герой дает пятак нищей на Сенной) является зеркальной параллелью к эпизоду с купчихой, которая дала Раскольникову двугривенный, после чего он, зайдя на мост, бросил монету вниз. Теперь он, сойдя с моста, монету «возвращает», метафорически восстанавливая связь с человеческим обществом – однако не полностью, потому что формально: он дал меньше, нежели дали ему, духовно: он не раскаялся, не признав еще неправоту своего преступления.


Идея духовного воссоединения героя с миром реализуется, полагаем, и через подтекстово присутствующее в романе поверье о неразменном рубле. Созданный народной мудростью сюжет о неразменном рубле – универсальный закон человеческого бытия, ибо отдавая другим, приобретаешь сам; более того, тебе возвращается в многократном количестве. И Раскольников, и Миколка разменивают рубль, покупая пиво. Миколка весь рубль потратил на себя (на выпивку). Не зная того, он тратил дьявольский, преступный, рубль. Бесполезную трату должно искупить вдвойне – он и искупает, беря на себя чужую вину. Рубль Миколки становится неразменным с точки зрения духовной. Раскольников половину рубля и все деньги, присланные матерью, потратил не на себя, поэтому символично, что по дороге к Порфирию он сообщает Разумихину: у него «опять всего только рубль серебром» – после того, как он отдал всё (это местоимение не раз употребляется в тексте). С этим неразменным рублем он идет к Порфирию, т. е. туда, где должно произойти признание, которое даст возможность со-единения с миром, где рубль должен стать неразменным в духовном смысле. Ведь герой не способен еще принимать возвращающееся к нему добро. И именно та, которая способна (Соня принимает свидригайловские деньги, которые отверг Раскольников), приведет его к духовно «неразменному» бытию. И пока добро возвращается добром, а зло искупается, не может умереть мир. В этом – идея романа и вообще идея Достоевского… в эпоху тотального увлечения экономическими правдами материального мира.





































Глава 2 .Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"




Как мы видим, все герои романа, так или иначе охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны - страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.


В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них - главная забота бедных и обездоленных.


Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи - этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры, порабощенная стихией денег:


«Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души».


Но спасет ли душу, переполненную одной жаждой наживы, вечный помин? И имеет ли право Раскольников самовольно восстанавливать социальную справедливость, совершая убийство и грабеж?

«..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна…» - так горячо выкрикивает Раскольников.


И в этом выступлении главного героя усматривается главная проблематика денег. Достоевский, будучи ориентирован на социалистические и гуманистические идеалы во многих произведениях размышлял над тем, почему так много в России людей работающих, но доведенных до крайне нищеты и поставленных у грани закона, и поему в то же время другие, богатеют день ото дня, ведя праздный образ жизни. Он не дает четкого ответа в «Преступлении и наказании», но через слова главного героя дает понять, что разумное распределение денег в обществе может уменьшить их негативное влияние, равное разрушительное и в крайней бедности и в чрезмерном богатстве стяжателя.


Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании» - статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867-1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова - прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его «теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева. - М.:, Просвещение, 1990. - 432 с.



Этот нигилизм есть следствие несправедливого общественного устройства, тотального морально разложения, вызванного нездоровым отношением к деньгам. Да, благодаря деньгам можно накормить голодных и вылечить больных, благодаря им можно удовлетворить основные и естественные потребности человека, и они не есть зло сами по себе, таковым их дело человеческое отношение.


Развивая тематику никчемности жизни отдельных людей Раскольников переходит все границы, деля людей на низших и высших, и вторые по его мнению для достижения своих целей имеют право на преступление, даже на убийство.


А ведь изначально все эти мысли вызваны отчаянием в душе Раскольникова, который по своей бедности обрекает близких людей на страдания:


«Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет?» - с горечью спрашивает Раскольников самого себя.


Главный герой преднамеренно сравнивается с древнегреческим богом Зевсом для описания того масштаба стихии денег, в котором человек становится жалкой песчинкой, не способной что-либо улучшить в своей жизни.


«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. В этой художественной системе он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и незавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла:- «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире...»










Глава 3. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»


«Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души».

Но спасет ли душу, переполненную одной жаждой наживы, вечный помин? И имеет ли право Раскольников самовольно восстанавливать социальную справедливость, совершая убийство и грабеж?

«..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна…» - так горячо выкрикивает Раскольников.

И в этом выступлении главного героя усматривается главная проблематика денег. Достоевский, будучи ориентирован на социалистические и гуманистические идеалы во многих произведениях размышлял над тем, почему так много в России людей работающих, но доведенных до крайне нищеты и поставленных у грани закона, и поему в то же время другие, богатеют день ото дня, ведя праздный образ жизни. Он не дает четкого ответа в «Преступлении и наказании», но через слова главного героя дает понять, что разумное распределение денег в обществе может уменьшить их негативное влияние, равное разрушительное и в крайней бедности и в чрезмерном богатстве стяжателя.

Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании» - статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867-1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова - прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его «теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.[6]

Этот нигилизм есть следствие несправедливого общественного устройства, тотального морально разложения, вызванного нездоровым отношением к деньгам. Да, благодаря деньгам можно накормить голодных и вылечить больных, благодаря им можно удовлетворить основные и естественные потребности человека, и они не есть зло сами по себе, таковым их дело человеческое отношение.


Развивая тематику никчемности жизни отдельных людей Раскольников переходит все границы, деля людей на низших и высших, и вторые по его мнению для достижения своих целей имеют право на преступление, даже на убийство.

А ведь изначально все эти мысли вызваны отчаянием в душе Раскольникова, который по своей бедности обрекает близких людей на страдания:

«Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет?» - с горечью спрашивает Раскольников самого себя.

Главный герой преднамеренно сравнивается с древнегреческим богом Зевсом для описания того масштаба стихии денег, в котором человек становится жалкой песчинкой, не способной что-либо улучшить в своей жизни.

«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. В этой художественной системе он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и незавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла: «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире...»








ЗАКЛЮЧЕНИЕ





В «Преступлении и наказании» речь постоянно идет о деньгах. Голова идет кругом от цифр, подсчетов, и точных сумм, символично убийство не кого-нибудь, а процентщицы (и процентщица в романе не одна). Деньгами в романе владеют преимущественно женщины, мужчины же по большей части бедны: Раскольников, Мармеладов, Разумихин. Небогат и Порфирий Петрович, хотя он носит чистое белье и пользуется казенной квартирой. (Признаки богатства – у Заметова, Лужина и Свидригайлова, и про каждого из них ясно, что деньги нажиты нечестным путем).

В шестидесятые годы позапрошлого века женщины не имели права на высшее образование и государственную службу; выучиться можно было на учительницу и акушерку, но отношение к таковым было настороженным (в конце «Преступления и наказания» поручик Порох возмущается: «…ну скажите, я вот заболею, ну позову ли я девицу лечить себя?» (с.492)). Женщины содержали пансионы (мечта Катерины Ивановны), служили гувернантками, компаньонками. В 1866, когда в «Русском вестнике» впервые был напечатан роман, Н.С. Лесков написал повесть «Воительница», героиня которого перепробовала многие области заработка городской жительницы. В основном, это обслуживание различных областей бытовой «низкой» жизни – шитье, вязание, вышивание, продажа и перепродажа одежды, мебели, утвари; сдача помещений, обслуживание постояльцев; кулинария, торговля продуктами питания; сватовство, сводничество, проституция. Ростовщичеством занимались определенные слои населения; это занятие числилось в категории неженских, поэтому «процентщиц» не жаловали. Еще одна «мелкая процентщица» - приятельница Свидригайлова Гертруда Карловна Ресслих –попутно занимается еще менее уважаемым ремеслом (сводничесвом).

Как бы то ни было, в романе трудятся и зарабатывают почти все женщины (кроме Марфы Петровны и Катерины Ивановны, но последняя с тремя малыми детьми и без того «в работе с утра до ночи» (с.42)):

- Пульхерия Раскольникова подрабатывает к своему пенсиону («косыночки она там зимние вяжет да нарукавнички вышивает» (с.66));

- Дуня, как точно заметил Свидригайлов Раскольникову: «…живет трудами рук своих (…) у ней на содержании мать и вы» (с.445-446).

- Соня живет по желтому билету. Заработок швеи помогает ей в Сибири, но в Петербурге для шести человек этих денег мало;

- Коллежская регистраторша Алена Ивановна и Гертруда Карловна Ресслих («мелкая процентщица» с.288) дают деньги под процент;

- Лизавета перепродает подержанные вещи («брала комиссии ходила по делам и имела большую практику, потому что была очень честна» (с.84));

- Ресслих, Амалия Липпевехзель и Зарницына сдают комнаты.

Не работают и находятся на содержании у женщин – Раскольников, Мармеладов, Свидригайлов.

Используя деньги, женщины унижают и мучают мужчин. Унизительные крохи, высылаемые Раскольникову из дому, приобретают смысл мучительства и контроля. Сопротивляясь, Раскольников иррационально тратит деньги матери и сестры (другой вариант - пропивать как Мармеладов). Этой иррациональности он не замечает, иногда сожалеет о деньгах и безуспешно пытается хоть как-то их рассчитать:

- В первой части, получив рубль пятнадцать копеек с Алены Ивановны за часы, он идет в распивочную, где встречается с Мармеладовым. Далее он провожает его и оставляет немного медных денег на подоконнике, пожалев при этом: «…тут у них Соня есть, а мне самому надо» (с.52).

- Получив деньги от матери (25 рублей), дает 20 копеек городовому, чтобы тот проводил поруганную девочку.

«Раз он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек. «Двадцать городовому, три Настасье за письмо, — значит, Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят», — подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана» (с.76)

- После удара кнутом Раскольников получает милостыню в размере двадцати копеек. Выбрасываетих в Неву, хотя на эту сумму можно, например, поесть или отдать ее в качестве милостыни.

- Во второй части Раскольников, едва вырвавшись из-под присмотра Разумихина, дает деньги уличной певичке, так много, что она прекращает петь и идет в другое место.

- Подает Дуклиде, просившей шесть копеек на выпивку, пятнадцать копеек.

- Наконец, дразня в распивочной Заметова, платит за свой чай тридцать копеек и еще на чай подает двадцать.

За темой денег стоят власть и агрессия, а еще нарциссическое достраивание себя до желаемой фигуры. Отцу Раскольникова не удалось ни обеспечить семью, ни напечатать в журналах свои произведения. Его пример не помогает совершить великое путешествие жизни. И Родион обращается к образу архетипического отца, своему герою, Наполеону, тому, у кого было все – и слава, и деньги: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается!» (с.267-268)

Ключевые слова – «забывает» и «тратит». Наполеон, по мнению Раскольникова, забывал и тратил людей, людишек, Раскольников может позволить себе проделывать это только с деньгами. Деньги из материнского пенсиона и сестринских подачек, столь ничтожны, что нет смысла обращаться с ними бережно, их малое количество умаляет его достоинство.

Тратя малые деньги, он постоянно размышляет, как осчастливил бы человечество, имея большие. Первой, кому он излагал свои величественные замыслы, была его невеста – дочь госпожи Зарницыной. Разговоры о том, как можно добыть деньги у старушки, заменяли разговоры о любви. («Деньги и секс взаимосвязаны. Нарушения нормы в одной из этих областей жизни одновременно проявляются и в виде нарушений в другой. Причина, возможно, кроется в том, что, когда в какой-то одной области нарушаются правила этики, разрушается вся этическая структура семьи» (Маданес Клу, Маданес Клаудио «Тайное значение денег», М, 1998 с.37-38)) Раскольников сексуализирует деньги. В своей статье, написанной в период нарциссической грандиозности, он доказал, что «право имеет», как Наполеон. Стать таким, как его архетипический отец, ему должны помочь деньги, отобранные у архетипической матери. Для этого нужно ее убить.

Наступивший затем период опустошенности описывается на первых страницах романа. Нищий, голодный бывший студент, живущий в комнатушке, похожей на гроб, обесценивает все вокруг себя настолько, что даже и в том, что он «право имеет», начинает сомневаться. Вдруг он - «тварь дрожащая»?

В один из таких моментов он и подслушивает разговор двух посетителей старухи-процентщицы Алены Ивановны:

«…Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!» (с.85-87)

Важны ощущения Раскольникова, словно ему «кто-то подслуживается» (с.85): он слышит разговор этих студентов, только выйдя от Алены Ивановны. Как раз к этому времени он «стал суеверен»: «наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений» (с.84). Значительность этого подслушанного разговора, случайного для самих говоривших, ставшего для него «предопределением», свидетельствует о начале психоза, о выплескивании психической жизни вовне, о невозможности пережить все эти чувства внутри. Именно эта невозможность и толкает Раскольникова к тому, чтобы убить во внешней, а не во внутренней реальности.

Случайное подтверждение собственных мыслей извне возвращает Раскольникова в состояние грандиозности, аффекта, придает ему силы для убийства Алены Ивановны и Лизаветы. Но сразу же после убийства снова мерцает нарциссическая диада, и Родион Романович становится «тварью дрожащей». В ужасе от содеянного и страхе, что придется за это отвечать, он прячет награбленное – сначала в дыру за обоями, затем в отхожее место.

Деньги в романе – часть негативного материнского комплекса, символически воплощенного в процентщице Алене Ивановне. Трикстерная энергия денег толкает Раскольникова на убийство. Умаленность, униженность отцовского в сознании Раскольникова делает его этически несостоятельным, позволяя пойти на тяжкое преступление.

Психоаналитик И. Ермаков считает, что источником всех деяний Раскольникова являются две противоположные бессознательные тенденции: отождествление себя с ребенком (отсюда симпатия и любовь ко всем слабым, несчастным, безответным) и агрессия по отношению к матери (отождествление себя с отцом): «Эти два начала, два образа, которые независимо от него всплывают и обусловливают особенности его поведения, вызывают в нем, во-первых, агрессивные, жестокие желания, находящие в его литературной работе свое культурное выражение и некультурное – в преступлении, убийстве старухи; и во-вторых, преклонение перед человеческим страданием в лице тихой Сони (…) Как ни старается он осознать и понять эти два противоположные начала, ему не удается этого сделать, так как в основе их лежит нечто уже совершенно недоступное для его сознания, и потому все его попытки заранее обречены на неудачу, они могут привести его только к формальному оправданию и к посильному осмысливанию поступков» (с.420-421)













Список использованных источников:

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.:, Просвещение, 1979. - 176 с.


  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом. М.: Художественная литература, 1970 г.

  2. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский. М.: Новое литературное обозрение, 1999 (сер. Филологическое наследие).

  3. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала Х1Х века. В книге: Лотман Ю.М. Пушкин. СПб: Искусство-СПБ, 2000 г.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!