СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа Эхо

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе исследуется история возникновения слова. Исследуется свойство эха и использование его эффекта.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа Эхо»




План работы:



  1. Актуальность

  2. Цели и задачи

  3. Объект исследования

  4. Исследовательская группа

  5. Метод исследования

  6. Выдвижение гипотезы

  7. Пути решения

  8. Обсуждение результатов

  9. Оформление вывода.



























  1. Актуальность.


Мы с родителями делали ремонт. Из комнаты вынесли всю мебель,

убрали ковёр. И я заметил, что голос стал странно раздаваться в

комнате. Крикнул погромче и услышал эхо. Раньше я такого не замечал.

Точно такое же эхо я слышал в лесу, когда мы ездили за грибами. И я

задумался:

Что такое эхо?

Как появилось слово эхо?

Откуда берётся и куда девается эхо?

Как эхо служит науке?


2. Цель:


Привлечь внимание к изучению лексики русского языка на примере

слова "эхо"


Задачи:


1. Изучить историю возникновения слова;

2. Уточнить значение слова;

3. Изучить феномен эха.


3. Объект исследования.


Слово "эхо"


4.Исследовательская группа


Ученик 4 "а" класса МОУ СОШ №16 города Кузнецка

Барабанов Антон


5.Метод исследования


Поисково-исследовательский:

-наблюдение;

-анализ;

-сбор информации из книг, журналов;

-обобщение информации.


  1. Выдвижение гипотезы



  1. Пути решения


  • Скажите, вы были когда-нибудь в лесу? В горах? На стадионе? В пустой комнате? Тогда ответьте на вопрос: что вы услышите, если громко крикните "ау!"?

  • Конечно, отголосок собственного "ау"!

  • Мы не задумываясь скажем – эхо!

А что такое эхо?

В словаре Владимира Ивановича Даля я нашёл такое объяснение:

Эхо- отбой, отдача голоса, который ударяясь обо что-либо, обращается

и вторит, отголосок, отголосье.

Слово это иноязычное. В русском языке слово "эхо" употребляется с начала 18 века. Встречается в одном из ранних писем Петра 1, причём с начальной буквой "е", которая впоследствии преобразовалась в "э". Пришло из западноевропейских языков, вероятнее всего из немецкого через латинский. Первоисточником является греческое слово со значением "шум", "гул", "звук".



эхо

ехо

нем. Echo

лат. ēсhō

греч. ή χ ώ "отзвук", ή χ ή "звук"


Я подумал, а откуда взялось это слово в греческом языке? Ответ я нашёл в энциклопедии "Мифы народов мира".

Феномен эхо возникал достаточно часто. Ему придумали объяснение в красивом мифе о нимфе Эхо.

Согласно греческой мифологии существовали горные нимфы – ореады, лесные – дриады, океанические – океаниды, нимфы рек и озер – наяды. Нимфа Эхо – божество звукового мира.

Давным- давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо.У неё был лишь один недостаток- она слишком много говорила. В наказание богиня Гера сделала так, что нимфа лишилась дара речи и лишь могла повторять окончания слов, сказанных другими. Однажды Эхо увидала красивого молодого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако Нарцисс не замечал её. Нимфу охватила такая печаль, что стала худеть, её покидали жизненные силы. Она совсем исчахла, напрасно мечтая о Нарциссе, и вскоре от неё ничего не осталось. Сохранился лишь голос, он пережил нимфу и остался в реальном мире без неё.


В римской мифологии горная нимфа Эхо была любимицей верховной богини, но предав её отправилась в лесную глушь, лишенная членораздельной речи. Однажды, встретившись с Нарциссом, воспылала к нему страстью, от которой истаяла.

Сохранилась кровавая история любви Пана к нимфе Эхо. Она вроде бы предпочла ему Сатира, и отвергнутый кавалер поступил крайне жестоко, Он натравил на нее пастухов, растерзавших бедняжку.

У англичан считается, что есть особое эхо, которое раздается вблизи замков и является предупреждением о чьей-то смерти.

А согласно русским преданиям, некоторые виды эха означают пересмешничество лешего, особенно если это эхо – многоголосое. В сказках тоже фигурирует эхо. Например, в сюжете, который присутствует в русском, французском, немецком фольклоре, именами его являются Ох и Ах: дровосек утопил топор, охнул, и ему отозвалось эхо, вслед за которым появился великан, предлагавший поочередно золотой, серебряный и железный инструмент. Честный мужик отказался от драгоценных топоров, и они ему были подарены, а сосед, позарившийся на не принадлежащее имущество, оказался в проигрыше.
Вот сколько разных версий о происхождении эха. В древности эти печальные легенды люди создавали, чтобы объяснить всевозможные события или явления.



  1. Обсуждение результатов.

А в настоящее время, когда нас всё интересует в природе, я хочу получить правильный, научный ответ. Вот когда мы смотримся в зеркало, то видим своё отражение, отражение предметов. Так вот всякое эхо — тоже ... отражение, только не какого-то предмета, а звука. Изображение чего-то отражается от стекла, зеркала, от начищенного до блеска металла или от сверкающей, полированной мебели. А вот звук отражается от любого встретившегося ему на пути препятствия — от деревьев, от скал, от стен, которые для него тоже что-то вроде зеркала.

Точно так же и в просторной комнате. Пусто в комнате - звук долго мечется между стенами и рождает гул, а он не что иное, как «порхающее» от стены к стене эхо. А сделали ремонт, поставили в комнате мебель, разложили по полкам книги, повесили на стенку ковер — все эти вещи звук мигом поглотили, как губка воду, и никакого гула — эха не стало.




















Прочитав "Большую универсальную школьную энциклопедию", я узнал, что звук движется в воздухе со скоростью 335 м/сек. Он переносится волнами наподобие того, как появляются волны в воде от брошенного туда камешка.



Звуковые волны распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки.


При встрече с препятствием звуковая волна отражается наподобие света. При этом мы слышим эхо. Итак, эхо- это отражённый звук.

Но не все препятствия создают эхо. Некоторые предметы поглощают, а не отражают звук. То есть звук не возвращается, эхо не слышно. Но обычно гладкие ровные поверхности, например стены, скалы, перекрытия, создают эхо. Облака тоже отражают звук и создают эхо. Когда мы слышим раскаты грома, это свидетельствует о том, что звук грома многократно отражается от облаков.


Кроме того я узнал, что по эху летучие мыши и дельфины определяют расстояние до объекта. Они ориентируются в пространстве и обнаруживают добычу, испуская высокочастотные звуки. Когда такой звук наталкивается на какой-нибудь объект, он отражается от него и в виде эха возвращается в уши животного.










9. Оформление вывода.


Таким образом, из всего прочитанного можно сделать вывод, что

ЭХО- явление, при котором звуковые волны при встрече

с препятствием больших размеров отражаются и

возвращаются обратно к месту , где они возникли.

Первичный и отражённый звуки доходят до

слушателя не одновременно, поэтому звук

слышится дважды. Звук может испытывать и

несколько отражений. Например, в горах благодаря

многократному отражению звука эхо

иногда длится 5-10 секунд.

Используя свойства отражения звуковой волны ученые изобрели различные приборы, которые помогают ориентироватся в пространстве.

Есть прибор, который так и называется — эхолот. Его устанавливают на кораблях. Он сам издает под водой звуки, отправляет их в морскую пучину и сам же принимает отраженное от морского дна эхо. Эхолот прямо на ходу судна измеряет по курсу корабля глубину морского дна.






Эхолокатор- гидроакустический навигационный прибор для обнаружения и определения местоположения в воде различного рода тел и придметов.

А металлурги, «прозвучивая» эхом всевозможные детали машин, обнаруживают в толще металла даже мельчайшие трещинки, чтобы испорченная деталь, чего доброго, не сломалась во время работы, принеся этим вред.

Литература:





    1. А.Дитрих «Почемучка», Москва, «Педагогика- Пресс», 1993г.

    2. «Большая универсальная школьная энциклопедия», Москва 2006г.

    3. «Мифы народов мира» энциклопедия т.2, Москва, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Олимп 1997г.

    4. Словарь русского языка т.4, Москва, Издательство «Русский язык» 1984г.

    5. Этимологический словарь русского языка в 4 т., т.4, Санкт-Петербург Издательство «Азбука», Издательский центр «Терра» 1996г.

    6. «Хочу все знать» Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва, Эксмо 2005г.

    7. Словарь русского языка В.И.Даль 1982г.

    8. «Удивительный мир животных», Москва «РОСМЕН» 2006г.

    9. Интернет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!