СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Химия на кухне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование и научное обоснование использования химиии в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Химия на кухне"»

Городское бюджетное общеобразовательное учреждение
        средняя общеобразовательная школа № 22

г.о. Чапаевск Самарская область









Секция «Обществознание»



Химия на кухне





Автор: Салмин Максим Александрович

учащийся 1а класса ГБОУ СОШ №22


Руководитель: Вершинина Наталья Викторовна

учитель начальной школы

ГБОУ СОШ №22






Оглавление

страницы


1. Введение___________________________________ 1 - 2

2. Основная часть_____________________________ 3 - 4

3. Практическая часть__________________________ 5 - 6

4. Заключение_________________________________ 7

5. Список литературы___________________________ 8

6. Приложение



































Введение


Большое количество времени, мы проводим именно на кухне. Здесь вкусно пахнет едой и свежезаваренным чаем. Приятно беседовать в тёплой компании. Рядом с мамой на кухне можно рисовать или просто наблюдать за тем, что она делает. Можно узнать много интересного и нужного.


Проблема: мы с братом часто портим вещи жирными пятнами, красками, ржавчиной, зелёной травой и т. д. Однажды я обрезал палец и решил сам обработать рану йодом. Несколько его капель упали мне на майку. Я подумал, что майка испорчена, но мама меня успокоила и сказала, что это легко удалить, и повела меня на кухню в свою маленькую лабораторию.


Актуальность: кухня привычное место в нашей квартире, но именно здесь происходит много важного, интересного и неизвестного.


Гипотеза: продукты питания при взаимодействии друг с другом вступают в различные химические реакции.


Цель: расширить знания в области применения некоторых химических процессов, на основе опытов с продуктами питания, для улучшения жизни человека.


Задачи:

  • изучить особенности продуктов питания, которые могут быть использованы не только для еды;

  • определить химические вещества, с помощью которых можно объяснить некоторые важные процессы;

  • на основе опытов показать химические реакции, происходящие с продуктами питания и практическое применение некоторых из них.


Методы исследования:

  • изучение научно – популярной литературы;

  • беседы и учителем и родителями;

  • проведение опытов.

























Основная часть.

«Кухонная химия» зародилась давно. В XVIII–XIX столетиях изучением проблем, связанных с пищей, всерьёз занимались многие известные учёные, и прежде всего французские химики.

Основатель современной химии Антуан Лоран Лавуазье пришёл к выводу о важности соблюдения баланса калорий, потребляемых человеком с пищей и расходуемых им при физической активности.

Его соотечественник Антуан Огюст Пармантье агитировал за использование сахара, полученного из свёклы, винограда и других овощей и фруктов, предложил способы консервации продуктов питания.

Немецкий химик Юстус фон Либих изобрёл так называемый мясной экстракт, доживший до наших дней под именем «бульонные кубики». Он также разработал молочные смеси — предшественники современного детского питания.

Наконец, знаменитый французский химик Марселен Бертло полагал, что в скором будущем химия избавит человека от тяжёлого сельскохозяйственного труда, заменив привычные хлеб, мясо и овощи специальными таблетками. В их составе будут все необходимые компоненты — белки, жиры, сахара и немного приправ. Какая же скучная жизнь начнётся, когда вместо вкусного борща придётся выпить пилюлю!

Действительно, за прошедшие десятилетия химия в немалой степени изменила ассортимент «скатерти-самобранки» человека. В начале XX века, Владимир Маяковский утверждал, что химия сможет создать даже искусственную пищу. Его предсказания оказались пророческими: современные химики научились «вырабатывать» молоко, сыр, простоквашу и другие продукты.

«Никто не сделал так много для улучшения условий жизни людей, как химики», — справедливо утверждал нобелевский лауреат Гарольд Крото.

Каждый из живущих на земле людей — в той или иной степени химик. Например, когда проводит генеральную уборку, затевает стирку или хлопочет на кухне.

В самом деле, современная кухня во многом напоминает химическую лабораторию. С той лишь разницей, что кухонные полки заняты баночками, наполненными всевозможными крупами и специями, а лабораторные — уставлены склянками с не предназначенными для пищи реактивами. Вместо химических названий «хлорид натрия» или «сахароза» на кухне звучат более привычные слова «соль» и «сахар». Приготовление блюда по кулинарному рецепту можно сравнить с методикой проведения химического эксперимента. Не зря говорят, что женщины-химики часто очень хорошие кулинары.

Вот самые простые примеры химических реакции на кухне: приготовление овощей различными способами, жарка продуктов, добавление уксуса, добавление пищевой соды и так далее. Например, когда хозяйка обжаривает грибы, они изменяют цвет и становятся золотистого цвета, а при их варке - серыми.

Многие знакомы с проблемой того, что пища быстро становится порченой. Это тоже результат химических реакций. Причиной происходящего может быть неправильное хранение, обработка продуктов или многие другие факторы. Приведу пример: бананы испортились буквально за ночь. Причина этого – газ этилен, который выделяется и бананами и яблоками. Если вы хотите быстрого дозревания бананов - оберните их в бумагу и положите туда огрызок яблока.

Вот несколько советов, как отсрочить порчу продуктов. Мясо и рыбу обрабатывайте солью, плоды – сахаром, также можете использовать травы, специи, уксус. С помощью этих небольших и незамысловатых советов вы теперь сможете дольше сохранять вашу пищу в хорошем состоянии и питаться здоровой пищей.

Практическая часть.

Свою работу я начал с рассказа о том, как испачкал майку йодом и, как мама помогла мне её очистить при помощи картофеля. Проверим это на практике.

Опыт «Йод и картофель»

Возьмём лоскут ткани и капнем на неё йод. Затем натрём пятно картофелем и попробуем отстирать. Пятно исчезло.

Вывод: при взаимодействии йода и крахмала образуется новое вещество, которое смывается водой.

Опыт «Волшебное молоко»

Я хочу показать вам, как можно заставить молоко двигаться.

Мне понадобятся: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Налью молоко в тарелку. Добавлю в него по несколько капель каждого красителя. Возьму ватную палочку, окуну ее в средство и прикоснусь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Вывод:

Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Эксперимент «Сладкий хлеб»

Для него потребуется кусочек белого хлеба.

Положите в рот немного хлеба и старательно, несколько минут, разжевывайте. Вы почувствуешь, как на вкус он становится все более сладким.

Вывод: В любом живом организме есть особые природные вещества - ферменты, которые взаимодействуя с крахмалом, разлагают его до глюкозы.


Опыт «Лава»

Нам понадобятся: стакан, растительное масло, сок и шипучая таблетка.

Наливаем в стакан сок, масло. Они не смешиваются. Кидаем шипучку. Что происходит? Пузырьки с соком поднимаются вверх, сквозь масло.

Вывод: сок и масло не могут смешиваться. Когда на дно бросаем шипучку, то образовавшиеся пузырьки воздуха (углекислый газ), захватывают сок и проносят его сквозь масло.

Опыт «Сухие ручки»

Я хочу показать, как можно достать монету из воды не замочив руки.

Понадобятся: свеча, монета, чашка с водой, стакан.

Налью воду в чашку. Опускаю монету. Погружаю горящую свечу в воду. Накрываю ее стаканом. Что происходит? Вода поднимается в стакане, и я могу взять монетку.

Вывод: при горении свечи расходуется кислород. Его место занимает вода.

Опыт «Чай и сода»

Понадобятся: 2 стакана чая, сода, лимон.

В первый стакан чая положу лимон. Чай меняет свой цвет на более светлый. Во второй стакан положу соду. Чай стал более тёмным.

Вывод: есть вещества – индикаторы. Они меняют свой цвет, в зависимости от среды, в которую попадают.











Заключение

Многие не знают, как устроен телевизор, но успешно пользуются им. Однако знание устройства телевизора никогда и никому не помешает в правильной его эксплуатации.

Так и с химией. Проведя исследование по теме «Химия на кухне», я понял, что продукты питания при взаимодействии друг с другом вступают в различные химические реакции.

Выполняя ежедневно привычные и необходимые для жизни действия, мы не задумываемся о том, что на самом деле проводим химические эксперименты. Понимание сущности химических процессов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, может принести человеку только пользу.

Вывод: если к тому, что происходит на кухне, относится, как к научному исследованию, то можно получить:

  • хороший запас первоначальных химических знаний;

  • опыт правильного использования химических веществ, при решении возникших проблем;

  • понимание опасности некоторых продуктов и осторожного их применения.

Всё же мы имеем дело с химическими веществами.








Литература.


  1. Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология"


  1. Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет".


  1. Е. Качур «Увлекательная химия».


  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml


  1. http://www.tavika.ru/2011/04/blog-post_13.html


  1. http://allforchildren.ru/sci/


  1. http://www.7ya.ru/article/Opyty-dlya-detej-urok-himii-dlya-samyh-malenkih/


  1. http://www.dusha1.ru/geniuses/lavoisier.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!