СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Лариса Сахьянова – легенда бурятского балета."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа направлена на исследование жизненного и творческого пути балерины Ларисы Сахьяновой.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Лариса Сахьянова – легенда бурятского балета."»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «Гимназия №33»

II городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку-2023»









Направление: эстетическое, секция «Искусство»

Тема: Лариса Сахьянова – легенда бурятского балета»

















Выполнила: Шакталаева Айлина,

ученица 1 «Е» класса МАОУ «Гимназия №33»



Научный руководитель: Норбоева И. Л.,

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Гимназия №33»











г. Улан-Удэ

2023 г.

Оглавление
  1. Введение 3

  2. Основная часть 5

    1. Что такое балет? 5

    2. Краткая история балета 5

    3. Жизненный и творческий путь легенды бурятского балета – Л. П. Сахьяновой 6

  3. Практическая часть 9

    1. Посещение библиотеки 9

    2. Просмотр документальных фильмов и архивного видео 9

    3. Посещение БРХК им. Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева 9

    4. Анкетирование первоклассников, выводы 9

    5. Изготовление балерины на картине своими руками 10

  4. Заключение 11

  5. Список использованной литературы 12

  6. Приложения 13



  1. Введение

Меня зовут Шакталаева Айлина, я учусь в 1 «Е» классе гимназии №33. Занимаюсь балетом с пяти лет в балетной школе Морихиро Ивата. Моего педагога зовут Цыбенова Анастасия Анатольевна, она – ведущая солистка театра оперы и балета, заслуженная артистка Республики Бурятия. Мне очень нравится этот вид искусства, я с удовольствием хожу на тренировки и стараюсь выкладываться на них по максимуму. Благодаря занятиям по балету у меня развивается выносливость, трудолюбие, дисциплина и желание учиться новому. Также мне нравится, что я могу выступать на сцене в спектаклях и концертах. Например, я принимала участие в таких постановках нашей школы как «Щелкунчик», «Дюймовочка» и «12 месяцев» на сцене театра оперы и балета.

Меня также радует, что в балетном классе со мной занимаются моя одноклассница Злата и подруга из 1 «А» класса Амирлана. Мы с девочками заняли первое место в конкурсе «Звёзды гимназии». Эта победа придала нам ещё больше сил и стремления заниматься любимым делом.

Я очень люблю смотреть представления из зрительного зала, поэтому мы с родителями стараемся чаще посещать театр. У меня даже есть мечта – посетить Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге.

Однажды при очередном посещении театра оперы и балета я обратила внимание на красивый памятник перед зданием. В скульптуре на миг застыла балетная пара, танцующая спектакль «Красавица Ангара». Мне стало очень интересно, кто эти прекрасные артисты, а особенно захотелось узнать об изящной балерине. Поэтому мы с мамой решили исследовать жизненный и творческий путь моей землячки Ларисы Сахьяновой.

Так как мне интересно всё, что связано с балетом, я обращаю внимание на книги, фильмы, картины, фигурки с балеринами. Поэтому я также решила сделать своими руками картину с балериной в свою комнату и показать это в данной работе.

Меня стало очень интересно, как мои сверстники относятся к театру. Хотелось бы узнать, на сколько они информированы о балете, как часто посещают театр, является ли он для детей способом проведения досуга, ведь роль театра в духовном развитии личности доказана.

Театр – это отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их, спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, я проведу небольшое анкетирование среди первоклассников.



Цель исследования: узнать больше о балете и изучить творческий путь балерины Ларисы Сахьяновой.

Задачи:

  • изучить историю балета, в частности, бурятского балета;

  • найти биографические сведения о Ларисе Сахьяновой, посетив библиотеку;

  • просмотр документальных фильмов о балерине, архивных видео с её выступлениями;

  • посмотреть балет «Красавица Ангара»;

  • встретиться с действующими артистами балета, узнать об их опыте;

  • посетить Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева, поговорить со студентами;

  • провести опрос среди моих сверстников, с помощью которого смогу узнать, интересуются ли они театром, знакомы ли с балетом.

Гипотеза: Путь к признанию труден, но благодаря таланту и работоспособности можно добиться огромных успехов.

Методы исследования: поиск информации в разных источниках, сбор и анализ документов, фотографий, просмотр видео, интервьюирование, анкетирование.

Актуальность работы в том, что она познакомит нас с землячкой, внёсшей весомый вклад в развитие бурятского и отечественного балета, которой мы можем и должны гордиться.

2. Основная часть

2.1. Что такое балет?

Балет – это особый вид искусства, в котором танцоры с помощью движений, музыки, декораций и костюмов вот уже более 400 лет рассказывают разные истории, зажигая воображение зрителей. Чтобы научиться правильно выполнять балетные движения, нужно долго и упорно тренироваться, но танцевать балет – это весело и увлекательно, а смотреть его очень интересно.

Заниматься балетом может каждый, хотя не каждый захочет стать профессиональным танцором. Балет развивает память, помогает быть в хорошей форме, придаёт уверенность в себе.

Существует множество прекрасных балетов. Некоторые из них поставлены по сюжетам волшебных сказок, а другие – по рассказам и пьесам. Они наполняют сцены движением, цветом и музыкой и радуют зрителей во всём мире.

Несколько известных классических балетов:

  1. «Лебединое озеро», композитор Пётр Ильич Чайковский, премьера состоялась в марте 1877 года в московском Большом театре.

  2. «Щелкунчик», композитор П. И. Чайковский, премьера была в декабре 1892 года в Мариинском театре.

  3. «Жизель», композитор Адольф Адан, премьера состоялась в 1841 году в Париже.

  4. «Дон Кихот», композитор Людвиг Минкус, впервые был поставлен в Большом театре в декабре 1869 года.

  5. «Баядерка», композитор Людвиг Минкус, премьера состоялась в 1877 году в Санкт-Петербурге.

И многие другие.



2.2. Краткая история балета

Балет зародился в Италии в 15 веке: самый первый балет был поставлен в 1459 году на королевской свадьбе. Затем широкое развитие получил в 17 веке во Франции при короле Людовике 14, который сам выступал на сцене в качестве танцора. Он основал первую в мире балетную школу – Королевскую академию танца в Париже.

В России первое балетное представление состоялось на масленицу в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенском.

В 1937 году в Улан-Удэ прибыл опытный балетмейстер Михаил Сергеевич Арсеньев, получивший образование в училище при Большом театре. Он явился основоположником профессионального балетного искусства нашей республики. В 1943 году Арсеньев поставил первый в республике классический балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан». А первые национальные балеты в Бурятии появились в конце 50-х годов 20 века. Это балет «Во имя любви» Жигжита Батуева и Бориса Майзеля, который был поставлен в 1957 году, и «Красавица Ангара» Льва Книппера и Бау Ямпилова, премьера состоялась в январе 1959 года. Главные роли в обоих постановках исполняли легендарные Петр Абашеев и Лариса Сахьянова, чьё имя навсегда связано с историей бурятского балета. Считается, что именно с неё он и начался.



2.3. Жизненный и творческий путь легенды бурятского балета – Л. П. Сахьяновой

«Женщина с поющими руками», «настоящая Дочь Байкала» – так называли одну из самых знаменитых бурятских балерин – Ларису Петровну Сахьянову.

Её имя стало легендой при жизни, талант Сахьяновой вызывал восторг и поклонение. Первая профессиональная бурятская балерина, единственная, удостоенная высокого звания народной артистки СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, она больше половины жизни провела на сцене, и каждое выступление становилось событием театральной жизни республики. Искусствоведы писали о ней как об одной из наиболее ярких балерин в стране, поэты называли бурятской Улановой, зрители не уставали восхищаться её талантом, выражая свой восторг аплодисментами и цветами.

Будущая великая балерина родилась 13 февраля 1930 года в с. Кырен республики Бурятия. Родители девочки были работниками Коминтерна, часто бывали в разъездах. И с шести лет маленькая Лариса воспитывалась в Москве у тёти – известного бурятского политика Марии Михайловны Сахьяновой. Кстати, именно в её в честь названа одна из улиц столицы Бурятии.

В возрасте семи лет Лариса Сахьянова по настоянию тёти поступила в Московское хореографическое училище при Большом театре СССР. Конкурс был велик, но она его выдержала. Лариса не знала тогда, как много для неё будет значить эта победа. Осознанное отношение к искусству, любовь к театру пришли значительно позднее. Училась она у известных педагогов. Сохранились воспоминания педагога Суламифи Михайловны Мессерер, в которых она отмечала, что девочка великолепно танцевала. В то время с Сахьяновой училась Майя Плисецкая, но уже в 1942 году из-за начавшейся войны и слабого здоровья обучение пришлось прервать. В 1946 году балерина окончила училище экстерном, после чего была принята в труппу Бурятского театра оперы и балета в Улан-Удэ. В первые сезоны участвовала в массовых сценах, исполняла небольшие сольные партии. Но было что-то необъяснимое, выделявшее её из общего танцевального ансамбля. Наверное, то, что впоследствии назовут «магией подлинного таланта». В 1948 году Сахьяновой поручили ведущую партию Одетты-Одиллии в спектакле «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, и с этого момента началась её головокружительная история, она стала бессменной прима-балериной.

Позже, в 1960-е годы, блистательный дуэт Лариса Сахьянова и Пётр Абашеев первым из представителей хореографического искусства Бурятии танцевал балетную классику на сценах Европы. Сахьянова и Абашеев были мужем и женой. Когда они шли по улице, люди оглядывались – настолько необычной, красивой была балетная пара.

Ларисе Сахьяновой всегда давали ведущие партии: в «Лебедином озере», «Раймонде», «Каменном цветке», «Жизели», «Бахчисарайском фонтане», «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Гаянэ», «Лауренсии», в «Голубом Дунае», «Баядерке», «Спартаке», «Дон Кихоте», «Кармен-Сюите». И, конечно же, в бурятских балетах: «Красавица Ангара», который она станцевала 400 раз, «Во имя любви», «Гэсэр», «Свет над долиной», «Сын земли». Её уникальные природные данные, высочайший профессионализм, потрясающая артистичность и музыкальная одарённость позволяли воплощать разные характеры и обогащать образы своих героинь.

С 1970 года и до окончания сценической деятельности балерина танцевала с Алексеем Николаевичем Павленко. В театре Лариса Петровна проработала 40 лет, многократно представляла Россию за границей, танцевала более чем в 30 странах. Ей присвоены множество наград и званий, была депутатом.

Творчество Ларисы Сахьяновой – это не только история бурятского балета, это и его настоящее. В 1961 году было основано Бурятское государственное хореографическое училище, где Сахьянова и Абашеев преподавали классический танец. Ныне носит название Бурятского республиканского хореографического колледжа имени Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева. Лариса Петровна стала первым художественным руководителем училища и возглавляла его с 1961 по 1983 годы. Ярчайшая звезда бурятского балета воспитала множество талантливых учеников. В училище был настоящий культ личности великой балерины. Когда она шла по коридору, все выстраивались по стенкам, приседая в поклонах. Всё, к чему прикасалась педагог, казалось ученицам почти священным. «Она подарила мне свои пуанты, но я никогда не надевала их и берегла как реликвию», – говорит выпускница 1981 года Зоя Ильина.

«С виду Лариса Петровна была мягкой, женственной, но она имела жёсткий характер», – вспоминают её ученицы.

«Вы должны любить балет больше, чем жизнь», – говорила Лариса Петровна своим ученикам. Её жизнь была полностью подчинена балету. У неё не осталось наследников. И это была их общая с Петром Абашеевым боль до конца дней.

В 90-е годы из энциклопедии русского балета убрали информацию об артистах автономных республик, перечеркнув их значение и роль в истории отечественного балета. Сегодня молодое поколение не знает, за что именно Лариса Сахьянова была названа великой. Только редкая кинохроника хранит волшебство её движений и изящество «поющих рук».

Совершенное владение мастерством балета, артистическая одарённость, самобытность личности сделали её одной из самых замечательных представителей культуры Бурятии. Несмотря на кажущуюся лёгкость её танца, весь путь в искусстве – это неустанный, ежедневный, систематический труд, поиск новых творческих возможностей.

«Такого уровня балерин на нашей сцене больше нет», – говорят ученицы и концертмейстер, с которой, как они признаются, им посчастливилось соприкоснуться.

Выдающаяся балерина ушла из жизни 8 июля 2001 года. Похоронена на Центральном городском кладбище г. Улан-Удэ.







3. Практическая часть

3.1. Посещение библиотеки

Для того, чтобы узнать, что такое балет, откуда он к нам пришёл, как давно появился, а также чтобы изучить жизнь и творчество Ларисы Сахьяновой, мы с мамой пошли в Республиканскую детско-юношескую библиотеку и Национальную библиотеку Бурятии. Там нам помогли подобрать необходимую литературу про балет, книги с биографией и фотографиями Л. Сахьяновой.



3.2. Просмотр документальных фильмов и архивного видео

В интернете мы нашли документальные фильмы «Дни, часы, минуты Ларисы Сахьяновой» (1975) и «Дочь Байкала – Лариса Петровна Сахьянова» (2013), архивные видео с выступлениями балерины, посмотрели передачу «Абсолютный слух» на сайте телеканала «Культура», посвященную Сахьяновой. Также нашли интервью её ученицы, известной балерины Лии Балдановой, из которого узнали, что Лариса Сахьянова в детстве дружила с дочерью И. В. Сталина Светланой Аллилуевой.



3.3. Посещение БРХК им. Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева

Мы решили также сходить в Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева, который находится на ул. Ербанова, 3, чтобы увидеть, как занимаются будущие балерины и артисты балета. Пообщавшись со студентами, мы узнали, с какими трудностями они сталкиваются в процессе обучения – это выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Поэтому профессиональными балеринами становятся немногие. Я ещё раз убедилась, что труд балерины – это очень сложное, требующее больших физических и моральных усилий занятие.



3.4. Анкетирование первоклассников, выводы

Мы провели опрос среди учеников первого класса, раздав им анкеты с вопросами о театре и балете. Благодаря анкетированию нам удалось выяснить, что интерес к театру среди подрастающего поколения является невысоким. На вопрос «Часто ли ты посещаешь театр?» лишь 19 человек из 62 ответили «да», то есть 30% опрашиваемых, среди которых большая часть – это девочки. О том, что такое «балет», знают 72%, я считаю, что это неплохой результат. В вопросе о любимом театре города все театры набрали примерно одинаковые голоса, но лидером для моих сверстников всё же оказался Русский драматический театр – 37%. Причиной нечастого посещения спектаклей почти больше половины опрошенных указали недостаток свободного времени – 37 детей, 18 – отдалённость от дома, 3 отметили занятость родителей, лишь 4 девочки написали, что ничего не мешает посещать театр.

На основании данного опроса могу сделать выводы, что всё индивидуально, зависит от интересов человека, его потребностей. Тем не менее, проблема небольшой популярности театра среди детей всё же наблюдается, в наше время дети больше увлечены гаджетами, нежели искусством, также многое зависит от самих родителей. То есть нужно прививать любовь к театру в семье и школе.



3.5. Изготовление балерины на картине своими руками

Мы решили сделать панно «балерина». Для его создания необходимо сначала подобрать шаблон, изготовить который можно самостоятельно, либо взять из интернета и распечатать, что мы и сделали. Как правило, настенное панно выполняется на однотонном фоне, для которого лучше подбирать пастельные тона. Мы взяли белый холст и покрасили акриловыми красками в нежно-розовый цвет. Сам силуэт балерины должен быть либо чёрным, либо белым. Тогда картина смотрится наиболее эффектно. Мы взяли самоклеющуюся чёрную пористую резину с блёстками и вырезали по шаблону на ней балеринок.

Ярким акцентом любой балерины является её необычная юбка – пачка или шопенка. Мы использовали небольшой кусок фатина нежно-голубого цвета, сделали немного сборок и приклеили юбочку с помощью клеевого пистолета. И последние штрихи – украшаем пучок на голове и юбку балерины бусинами.

Прекрасные балеринки готовы украшать мою комнату!

4. Заключение

Изучив жизненный и творческий путь Ларисы Сахьяновой, мы пришли к выводу, что моя гипотеза потвердилась. Путь к признанию труден, но благодаря таланту и работоспособности можно добиться огромных успехов.

В своём последнем интервью балерина сказала: «Я живу надеждами, что страшное время для моей страны, народа минует. Мне же всю свою жизнь приходилось преодолевать трудности. Но всё проходит и жизнь продолжается…». А продолжается она сегодня в её учениках, в учениках её учеников. На своём примере она доказала, что несмотря на тяжёлое время, военные и послевоенные годы, слабое здоровье в детстве, можно добиться успехов, стать великой балериной.

Возможно и мой интерес к балету, мои старание и трудолюбие приведут меня к высоким результатам! И у меня появится возможность прославлять и далее наш бурятский балет!



  1. Список использованной литературы

  1. Батудаева Д. «Таких балерин больше нет». Имя Ларисы Сахьяновой навсегда связано с историей бурятского балета // Номер один. – 2018. – Дек. (№50).

  2. Ильин С. Судьба балерины // Байкал. – 1969. – №1.

  3. Касл К.; перевод с англ. Д. В. Дубишкина. Моя первая книга про балет. – Москва: АСТ, 2014. – 48 с.

  4. Киселёва П. А. Что такое балет? – Москва: АСТ, 2017. – 46, [2] с.: ил.

  5. Ли Л.; перевод с англ. П. А. Киселёвой. Детская энциклопедия балета: история, музыка и волшебство классического танца. – Москва: Астрель, 2012. – 95, [1] с.: ил.

  6. Мартыненко Л. Прощаясь с Ларисой Сахьяновой // Балет. – 2002. – Янв.-февр. (№1). – с. 28.

  7. Мэрдыгеева С. В честь 90-летия Ларисы Сахьяновой: Несколько фактов о женщине с поющими руками // ТК Аригус. – 2018. – Дек.

  8. Протасова Л. И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца. – Улан-Удэ, 2007.

  9. Хабаева И. М. Артисты бурятского балета (Творческие портреты). – Улан-Удэ, 1959.

  1. Приложения

Приложение 1

Л. П. Сахьянова































































































Приложение 2

Посещение библиотеки





Приложение 3

Я – балерина

































Приложение 4

В театре оперы и балета





























Приложение 5

Балеринки на картинке





19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!