СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Математика в моей жизни"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа моего ученика

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Математика в моей жизни"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с. Елань-Чишма муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан











Секция: ”Прорыв в науку”

Направление: ”Математика”



Тема научно-исследовательской работы

Математика в моей жизни”


Выполнил: Илларионова Лиана Вячеславовна

Учащаяся 5 класса МОБУ ООШ с.Елань-Чишма.

Научный руководитель:Сидорова Светлана Геннадиевна,учитель математики,

МОБУ ООШ с.Елань-Чишма.





с.Елань-Чишма 2020г.









Оглавление



1.Аннотация………………………………………………………………3стр.

2.Введение……………………………………………………………….4 стр.

3.Роль математики в жизни ……………………………………………… 6 стр.

4. Практическая часть …………………………………………………….6 стр.

4.А.Виды деятельности повседневной жизни…………………………. 6 стр.

4.Б. Результаты наблюдения ………………………………………6 стр.

5. Анализ анкетирования учащихся школы…………………………… 9 стр.

6. Заключение ……………………………………………………………12 стр.

7. Список использованной литературы…………………………………13стр.

8. Приложение……………………………………………….....................13 стр.









Аннотация


Данная исследовательская работа призвана ответить на вопросы необходимости математики в жизни человека, не связанного с наукой . Для исследования я рассмотрела свою жизнь, профессии членов моей семьи с точки зрения математики , провела опросы в школе.

Актуальность темы: Математика в жизни каждого человека играет важнейшую роль. Это язык, на котором говорит наука. Она является основным предметом изучения в школе. Она учит размышлять.

Гипотеза: ежедневно, независимо от профессии, каждый человек сталкивается с математикой

Предмет исследования: математика.

Объект исследования: моя жизнь.

Цель: доказать присутствие математики во всех видах деятельности любого человека, следовательно, владение предметом облегчает жизнь.

Задачи:

-выяснить, в каких областях жизни и деятельности присутствует математика;

-на примере моей жизни и жизни членов моей семьи доказать вездесущность математики;

-ответить на вопрос: “Возможно ли прожить жизнь, не используя математику?”

Методы исследования: анкетирование, опрос, беседа, сбор информации из различных источников(книги, “всемирная паутина”)

















1.Введение

На первых уроках математики в 5 классе нам задали вопрос : ”Есть ли область жизни человека, где нет математики? “ Вопрос показался глупым. Мы начали давать огромное количество ответов. Но неизменно получали возражения от учителя. С удивлением узнали, например, что даже в поэзии присутствует математика (стихотворный размер).Казалось, откуда в музыке математика?!(такты). Стоит оглядеться вокруг, и можно увидеть вокруг себя фигуры (парта- это прямоугольник, солнце-круг) и т.д. Всё самое прекрасное, что создала природа или человек, подчинено правилу “золотого сечения”(великие картины, статуи, объекты архитектуры, листья деревьев и т.д.).К сожалению, мне сложно пока это объяснить. Я понимаю, что речь идёт о пропорциях.

Оказывается, математика-самая древняя наука на Земле. Задолго до появления письменности люди делали зарубки, обозначая счёт. Об этом свидетельствуют результаты раскопок. В 1950г.бельгийский геолог Ж.Х. де Брокур на территории стоянки Ишанго в верховьях Нила под слоями вулканического пепла обнаружил кость с чёткими зарубками. Этот артефакт выставляется в музее в Европе. Предположительное время создания-от 9000 до 6500 лет назад. Некоторые учёны считают ,что историческая находка намного старше, и ей более 20000лет.Есть учёные, которые сомневаются в назначении инструмента. Мне кажется, зарубки нанесены упорядоченно, и это говорит в пользу мнения о том, что это инструмент для арифметических подсчётов.

Математика-будоражащая ум наука. И я в этой области делаю только первые шаги. Какой-то мудрец сказал, что любая дорога начинается с первого шага. Интерес к предмету подпитывают высказывания выдающихся учёных. Хочу внести в работу понравившиеся мне цитаты, которые я нашёл:


*  Математика – это язык, на котором написана книга природы . (Г. Галилей)

* Числа управляют миром. ( Пифагорейцы)

* Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев)

* Полет – это математика. (В. Чкалов)

* Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли.         

* Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)

* Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер)

* Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов)

* Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

* Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. (Ж. Фурье)

И самое моё любимое:

*Математика-царица наук, арифметика-царица математики.(К. Ф.Гаусс)








3. Роль математики в жизни


Мне не нужна математика! Это я довольно часто слышу от учащихся нашей школы .Даже некоторые родители, утверждают, будто это совсем не важный предмет, они не знают математику, и их дети тоже прекрасно обойдутся. Будто есть много профессий, где знание математики не нужно. Иногда я позволяю себе вежливо заметить, что хотя бы в магазин они ходят(как рассчитать возможность покупки? проверить сдачу?)Мне кажется, все взрослые знают таблицу умножения, различают квадрат и овал. А это уже математика. Человеку необходимо уметь определять время, оплачивать счета, рассчитывать количество кирпичей для постройки дома и опять рассчитать стоимость своих покупок. Таких примеров можно привести очень много. Ещё особенно хочу отметить ,математика вырабатывает логическое мышление. Последнее время ,наблюдая разные явления, часто задаю себе вопрос: ”Как это может объяснить наука?” Решение логических , занимательных задач, задач с подвохом доставляет особенное удовольствие. Можно сказать, математика способствует общему развитию человека, выполнение сложных заданий формирует характер, знание законов ”Золотого сечения”, например, помогает видеть красоту окружающего мира.

В доказательство своей гипотезы, решила проанализировать свою жизнь и жизнь моей семьи. Настолько ли математика присутствует в жизни на самом деле.



4. Практическая часть

4.1 .Виды деятельности в моей жизни, где я столкнулась с математикой.

Наблюдение и фиксирование результатов длилось 30 дней. Я обращала внимание на появление каждой цифры, любого знака действия, слова “больше” и “меньше”. Я не сомневалась в своей гипотезе. Но удивилась количеству пунктов.


4.2. Результаты моего наблюдения.

Ситуации, когда столкнулась с математикой:

  • Поход в магазин. (Мама просила сходить в магазин за покупками. В списке значились:2 булки хлеба по 32 рубля,1 килограмм огурцов по 140 рублей, пакет майонеза по 78 рублей. Ещё нужно было купить стиральный порошок по 320 рублей. Мама дала мне 650 рублей, сказав, что на сдачу могу купить мороженое. Я посчитала и поняла, что могу полакомиться мороженым за 48 рублей. Возможно, чуть больше или чуть меньше, т.к. огурцы продаются на вес).

2.Медицинский осмотр. (Родители решили меня и младшего брата отправить в санаторий. Для этого нужно пройти медосмотр. Педиатр нас взвешивал, измерял рост. В результатах анализов целый столбик различных чисел. Ещё масса ребёнка должна соответствовать росту и возрасту. На основе этих данных определили, что мы здоровы).

3. Заправка машины бензином. (В предыдущем пункте написала про медосмотр. Его мы проходили в нашем райцентре Ермекеево. Он находится в 15 километрах от нашего села. На обратном пути мы заехали на заправку. Компьютер в машине показывал остаток 9л бензина. Решили залить полный бак, его объём 35 литров. Папа любит задавать мне разные задачки. Я должна была посчитать, на какую сумму мы заправимся. Сначала я посчитала, сколько надо залить бензина:35-9=26 литров. Потом для определения стоимости цену умножила на количество литров:42 р70к x 26=1110 р20к.Вторая задача от папы была сложнее. Если мы сегодня съездим в гости к родственникам, проживающим в 92 км от нас, сколько литров бензина останется в баке? Для расчета нужно знать о расходе бензина на километр. Наша машина расходует примерно 6 литров на 100 км. Сначала нужно вычислить длину всего пути. К 15 км сейчас до дома прибавить дорогу в гости и обратно:15+92+92=199км. Если на 100 км расход топлива 6 л, то на 199 км примерно равно12л. Осталось из объёма полного бака 35л вычесть 12л.Остаток составил бы примерно 23л )

4.Ремонт комнаты.( Перед Новым годом сделали в родительской спальне. Перед покупкой обоев посчитали площадь, которую придётся обклеить. Потом на выбранных рулонах смотрели метраж и вычислили количество необходимых рулонов).

5.Приготовление пищи.(Тут и пропорции, и масса продуктов. Я уже несколько лет помогаю маме в готовке. По выходным самостоятельно накрываю стол)

6.Расчеты за коммунальные услуги.(Моя мама почтовый работник. Помимо того ,что она раздаёт газеты, она ещё оказывает услуги по оплате коммунальных услуг. Я понимаю, как рассчитываются платежи. Расчет наших квитанций мама доверяет мне. Конечно, проверяет за мной.)

7.Кредиты в банке.(Недавно наша семья расплатилась за кредит. Пока я понимаю этот вопрос только в общих чертах. Наверное, поэтому у многих проблемы с кредитами. Совершенно точно ,что в этой области необходимо твёрдое знание математики)

8. Скидки .(Целый день по телевизору идёт реклама, кричащая о скидках. Иногда мне интересно посчитать предполагаемую выгоду. Например, новый ноутбук стоит 45000рублей.Если на него будет действовать скидка 20%, можно сэкономить: 45000/100 х 20=9000 р! И ноутбук обойдётся покупателю всего в :45000-9000=36000р)

  • Семейный бюджет. Моя мама ведет наш семейный бюджет. Она заранее планирует, на что мы потратим деньги. Сначала она вычисляет обязательные платежи:

  • коммунальные услуги,

  • расходы на продукты питания нашей семьи.

  • Расходы на одежду и канцелярские товары(это довольно большая сумма-в школе учимся я и мой младший брат, ещё один брат студент)

Затем мама понимает, какой остаток денег мы можем потратить на дополнительные расходы.

10.Занятия спортом. Я занимаюсь лыжным спортом. Имею прямое отношение к расчету скорости, времени и расстояния. Знаю, какую мазь для лыж использовать в зависимости от температуры .Знаю, сколько секунд отделяет меня от конкурентов в гонках и т. д.



Так как папа водит машину, он должен уметь правильно рассчитывать расход топлива, среднюю скорость и расстояние.

Моя мама почтовый работник. Каждый месяц она оказывает услуги по оплате коммунальных платежей, занимается подпиской на газеты и журналы. Ошибки в расчетах могут привести к большим проблемам.

Мой старший брат учится на строительном факультете, когда я смотрю, как он выполняет чертежи и проводит свои расчеты, то я вижу, что без хороших и прочных знаний по математике не обойтись. Получается, что математика нам нужна везде и всегда.

5. Анализ анкетирования учащихся нашей школы.


Я провела опрос среди учащихся нашей школы. По классам не получилось-слишком малочисленные . (анкета – см. приложение №1) А какое мнение у них? Итак, на вопрос “Нужна ли математика?” ответы меня очень удивили. ”Нет”,-ответили 9 человек(это 27%).”Не знаю”,-ответили 2(6%).”Да,”-сказали 19 учащихся(67%).(смотри диаграмму №1). На вопрос «Зачем нужна математика?» большинство учащихся ответили, что математика нужна в работе. Одинаковое количество учеников ответили, что математика нужна в жизни и чтобы «деньги считать». И лишь небольшое количество ребят ответили, что математика всё-таки нужна в учёбе (смотри диаграмму №2. Вот что получилось:

Вопросы.

Учащиеся школы

1.Нужна ли математика?


А)да

67%

Б)нет

27%

В)не знаю

6%



2.Любите ли вы математику?


А)да;

60%

Б)нет.

40%




Я опросила в школе 30 учащихся.











По результатам опроса я сделала следующие выводы:

-большинство детей считает знание математики необходимым;

-мои сверстники понимают, что владение математикой поможет в быту, в будущем при поступлении в ВУЗ и устройстве на работу;

-все без исключения дети и взрослые применяют математику ежедневно;

-в нашем классе на “отлично” по математике учусь я, один одноклассник -на “хорошо” и “отлично”. Остальные, к сожалению, особого интереса не проявляют.


6. Заключение

Невозможно представить современную жизнь без математики.Если недостаточно хорошо буду разбираться в этой науке, я буду испытывать сложности при решении даже самых простых бытовых задач, окажусь в зависимости от окружающих людей, различных гаджетов. Знание математики является ключевым, и, следовательно, необходимым.

Математика присутствует везде, она помогает мне в жизни, объясняет многие явления и процессы.Занятия математикой развивают логическое, критическое мышление.Человек, познавший математику, сможет понять и все остальные науки.

Мои наблюдения и анализ подтвердили заявленную гипотезу.Независимо от профессии человек пользуется этой величайшей наукой каждый день.

Вывод: Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. И школьники, и студенты должны все-таки почувствовать важность математики и относиться к ней с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей своей деятельности, так и для жизни человеческого общества в целом.


7. Список использованной литературы


1.К.А.Рыбников «Профессия – математик» (о профессиях, производстве и людях труда), Москва, «Просвещение», 1989г.

2.Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Авантаж, 1998. - 688 с.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.

4.  Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П.Савин.- .:Педагогика,2013.

5.Интернет-ресурсы:

wwwHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html".HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"uvlekatHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"-HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"matemHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html".HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"narodHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html".HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"ruHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"/HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"docHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"2.HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"html

http://www.sgau.ru/

http://www.irbis-edu.ru:8001/

http://www.seun.ru/




8. Приложение


Приложение 1




Анкета


  • Почему вы изучаете математику?

A)Нравится предмет

B)Заставляют родители

C)Потому что преподают в школе

D)Иное_______________________


  • Пригодится вам математика в жизни?

A)Да

B)Нет

C)Не знаю


  • Для чего нужна математика в жизни?

_________________________________

_________________________________


  • Как часто применяете математику в жизни?

A)Каждый день

B)Два раза в неделю

C)Реже чем два раза в неделю


  • Какая у вас оценка по математике?

___________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!