СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа. «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой». Секция "Литературоведение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была представлена на областной научно – практической конференции «Молодость науке» памяти А.Л. Чижевского и заняла призовое место.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа. «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой». Секция "Литературоведение"»




Ежегодная областная научно-практическая конференция «Молодость – науке» памяти А. Л. Чижевского.











Секция – «Литературоведение»



Научно-исследовательская работа.



«Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»











Автор: Щербакова Валерия Алексеевна,

9 класс МКОУ "Шайковская СОШ №1"

г.Киров Калужской области.



Научный руководитель: Стюфеева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Шайковская средняя общеобразовательная школа №1" Шайковка Кировский район Калужской области.







2021

Оглавление

Введение.....................................................................................................................................3-4

I. Основная теоретическая часть............................................................................................5

1.1. Путь Анны Ахматовой в литературу....................................................................................5

1.2. «Книга женской души»: ранняя лирика Анны Ахматовой.............................................5-6

1.3. Частичный анализ некоторых стихотворений о любви...................................................6-9

II. Основная практическая часть...........................................................................................10

2.1. Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя ..............................................10-13

2.2. Опрос: Анна Ахматова: поэт и человек. Исследование № 1.......................................13-15

2.3. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой. Исследование № 2...................15-16

2.4. Список рекомендуемых для прочтения произведений Ахматовой.................................16

Заключение.............................................................................................................................17-18

Список использованной литературы......................................................................................19

Приложения...........................................................................................................................20-21























ВВЕДЕНИЕ

В современном мире планщеты, компьютеры, телефоны и другие гаджеты все сильнее вытесняют книгу. А взрослые все чаще сетуют на детей, что те не читают совсем, у них отсутствует читательская грамотность. Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературы, на которых, казалось бы, можно решать эти проблемы: прививать любовь к книге, учить читать, развивать читательскую грамотность. Но и от учителей все чаще слышна фраза: «Дети не умеют и не хотят читать». Так что же такое читательская грамотность? И нужно ли заставлять ребенка читать?

«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А значит сформирована она должна быть еще в начальной школе. А дальше что? Какие книги любят читать подростки? И любят ли вообще? Нечасто встретишь подростка, обожающего читать что-то из списка литературы на лето. В приоритете у современного подростка является фэнтези российских и зарубежных авторов, одним из любимых писателей остается Джон Толкин, соперничать с ним может лишь Джоан Роулинг и ее серия книг о Гарри Поттере. Помимо этого, ребята активно читают «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и «Эрагона» Кристофера Паолини. Из российских авторов ребята предпочитают Сергея Лукьяненко, Ника Перумова и Дмитрия Емца. Кстати, интерес к фантастической литературе братьев Стругацких до сих пор силен. Что же касается классической литературы – то есть произведения и авторы, которые тоже интересны современному школьнику. С поэзией дела обстоят сложнее – понять ее дано далеко не каждому.

До девятого класса я, например, терпеть не могла стихи — точнее, не очень понимала их. Да, на литературе обсуждать их было более-менее интересно, но всё это казалось каким-то древним и вообще меня не касающимся. А потом произошло событие, которое изменило мое отношение к поэзии - случайно мне попался в руки томик стихов Анны Ахматовой. Теперь я люблю поэзию (очень) и стараюсь сделать так, чтобы как можно больше людей могли разделить моё чувство.

Актуальность данной работы видим в необходимости нового комплексного подхода к изучению раннего творчества Анны Ахматовой, а именно любовной лирики.

Объект исследования – ранняя лирика Анны Ахматовой.

Предмет –стихотворения: «Мне ни к чему одические рати..»; «Смятение»; баллада «Сероглазый король»; «Так беспомощно грудь холодела»; «Гость»; «Ты пришел меня утешить, милый...» и др.

Цель исследования: выявить особенности ранней лирики Ахматовой, выяснить, знакомы ли с ее творчеством учащиеся старших классов моей школы, если нет – познакомить и попытаться заинтересовать.

Гипотеза: предполагаем, что если заинтересовать старшеклассников некоторыми фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.

Основными задачами нашего исследования являются:

1) изучить литературу, информацию на сайтах сети интернет и найти самые интересные факты из жизни и творчества Ахматовой;

2) изучить некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой;

3) выявить уровень познаний ее поэзии у старшеклассников;

4) подобрать рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников.

Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: опрос; количественный анализ результатов и качественные (описание, объяснение) методы обработки информации.



















I.ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Путь Анны Ахматовой в литературу

На рубеже 19-20 веков возникла и сложилась, быть может, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская поэзия» - поэзия Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Анна Андреевна Горенко, известная в литературе как Анна Ахматова писала о том,что когда ее отец узнал, что дочь пишет стихи, выразил неудовольствие, по его представлениям дворянской дочери не пристало заниматься стихами. И Анне пришло на ум взять себе псевдоним после слов отца: «Не срами мое имя». – «И не надо мне твоего имени!» - ответила она. Так появился псевдоним – фамилия предков по материнской линии – Ахматова, который прославила поэтесса, названная современниками «русской Сафо». Обе великие поэтессы воспевали женскую лирику.

Начало 1910-х годов стало для Ахматовой особенно знаменательным и судьбоносным: она вышла замуж за Николая Гумилева, а в 1912 был выпущен в свет первый сборник ее стихов «Вечер», принесший Ахматовой мгновенную славу. Все последующие ее книги становились важным литературным событием. У Ахматовой появилось даже много подражательниц – как шутил Николай Гумилев - «подахматовок». Сама же Ахматова не отрицала, что научила женщин говорить (женская поэзия в России тогда только зарождалась), но иронизировала на это счет:

Я научила женщин говорить...

Но, Боже, как их замолчать заставить!

Она действительно дала язык женской любви, женской душе. А популярность и тайна ее стихов не разгаданы по сей день. Вот и мы попробуем хоть чуть-чуть прикоснуться к этой тайне – к феномену воздействия поэзии Ахматовой на читателя.

1.2 «Книга женской души»: ранняя лирика Анны Ахматовой

Тема любви – наиболее развитая тема стихов Ахматовой, особенно ранних. И самое интересное, что в ее стихах тема любви звучит с точки зрения женщины, раскрывает тайну женской души. А поэзия любви много говорила от лица мужчины и так мало в то время от лица женщины. Любовная поэзия Ахматовой искренняя, лишенная кокетства, игры в чувство, ревности и эгоизма. Любовь у Ахматовой возвышающая, откровенная, очень часто неразделенная.

Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку?
Анна Андреевна, бросьте! -
Мы разучились летать
в прозе.
Где серебрится поэзии век,
Где квадратура Малевича,
Вводят иную вакцину,
Там еще гордо звучит "Человек",
Здесь - "Циник".
Анна Андреевна, душу в тетрадь,
В рифмы формата FM,
Словно дитя обездоленное,
Жалко сдавать,
больно.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку!
Анна Андреевна, - истина!
Вы не устали пред нами метать
бисер?
Анна Андреевна, с левой руки
Кочует перчатка на правую,
Кровь загустела до патоки...
Вы посадили в землю стихи,
Мы - атомы...

В столь традиционной для поэзии теме любви Анна Ахматова открыла новые оттенки и грани, благодаря которым многие читательницы находили и продолжают находить в ее стихах выражение собственных чувств и эмоций.

1.3. Частичный анализ некоторых стихотворений о любви

В стихах о любви слышится неспешная интонация, как будто ведется доверительная беседа. И хоть в ее стихах нет любви от начала и до конца: или о начале, о зарождении чувства, или о его драматической развязке – говорится в них.

Например стихотворение «Смятение» первая часть – возникший в памяти лирической героини образ первой встречи с любимым:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Вторая – переживание из-за долгожданной встречи, принесшей не радость, а сознание невозможности счастья:

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Третья- снова встреча, но лишь подтвердившая догадку героини о безразличии ее возлюбленного:

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Знаменитая баллада «Сероглазый король» - это целая история драматических отношений, повесть о тайной любви:

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Иногда стихотворения Ахматовой похожи не на роман, а на вырванную из него страничку или же на дневниковую запись:

Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!»
-«Да».







Удивительным для нас остается и то, что душевное состояние героини Ахматова передает через деталь, жест, через природу:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

(«Так беспомощно грудь холодела»)

«Перчатка» - деталь, которая невероятным образом передает всю полноту напряжения героины, душевной муки, сосредоточенности девушки на происходящей в ее жизни драме – драме расставания!













II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя

Понять этот феномен попробуем, исходя из нескольких предпосылок. Рассмотрим некоторые из них.

Начало 20 столетия – это преобладание символизма, мистицизма в поэзии, противостояние двух миров – реального и идеального. Это поэзия символов, намеков. А стихи Ахматовой сразу поразили тем, что они слишком реальны, непосредственны, сотканы из жизненных впечатлений.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне...

(«Мне ни к чему одические рати...»)

Реальность и непосредственность – это первый признак поэзии Ахматовой.

Первый сборник «Вечер» и поразил всех своей конкретностью, предметностью, цветами, запахами, звуками окружающего мира – это второй признак. Что же касается композиции, то, на наш взгляд, это строгая форма, точность и лаконичность ее произведений, несмотря на парадоксально сочетающийся с этой формой драматизм внутреннего содержания, который сочетается с четким объемным изображением.

Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.

И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: «Seigneur, ayez pitie de nous».

Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи…
Смотрю, блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.

Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин
.

Недаром Корней Чуковский писал о таланте Ахматовой следующее: «Когда появились первые ее книжки, меня больше всего поразила именно эта материальность, предметность ее поэтической речи, осязаемость ее зорко подмеченных и искусно очерченных образов». Чуковский считал, что власть лирики этой поэтессы была беспредельна. Молодежь влюблялась в ее стихи с первого прочтения, наверное потому, что находили в ее произведениях воплощение собственных чувств. Ее стихи заучивали наизусть, цитировали, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись в любви.

Еще одним признаком, отличавшим лирику Ахматовой, была сюжетность. Ее стихотворения многие литературные критики называли романами, новеллами. Ученый Б. Эйхенбаум писал: «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету – к тому, как развивается этот роман». Наличие романа, повествовательной интонации является решающей для стихов Ахматовой. Это своеобразная ее формула:

Все как раньше: в окна столовой
Бьется мелкий метельный снег,
И сама я не стала новой,
А ко мне приходил человек.

Я спросила: «Чего ты хочешь?»
Он сказал: «Быть с тобой в аду».
Я смеялась: «Ах, напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду».

Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты».

И глаза, глядевшие тускло,
Не сводил с моего кольца.
Ни один не двинулся мускул
Просветленно-злого лица.

О, я знаю: его отрада —
Напряженно и страстно знать,
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать.

(«Гость»)

Ты пришел меня утешить, милый,
Самый нежный, самый кроткий…
От подушки приподняться нету силы,
А на окнах частые решетки.

Мертвой, думал, ты меня застанешь,
И принес веночек неискусный.
Как улыбкой сердце больно ранишь,
Ласковый, насмешливый и грустный.

Что теперь мне смертное томленье!
Если ты еще со мной побудешь,
Я у Бога вымолю прощенье
И тебе, и всем, кого ты любишь.

(«Ты пришел меня утешить, милый...»)

В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.

Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! —

Затем что воздух был совсем не наш,
А как подарок Божий – так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.

(«В последний раз мы встретились тогда»)



2.2. Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»

Исследование проходило на базе двух образовательных учреждений: Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1» и Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шайковская школа №2».

В нем приняли участие 70 школьников (40человек-из «Шайковской школы №2» и 30 – из «Шайковской школы №1»). Пройти опрос было предложено учащимся 9-11 классов. Опрос состоял из 10 вопросов, 4 из которых имели варианты ответа. (Приложение 1)

Вопрос №1

Напишите настоящую фамилию А. А. Ахматовой

Вопрос №2

Напишите имя сына поэтессы?

Вопрос №3

К какому периоду русской литературы относится творчество А. Ахматовой?

Вопрос №4

Как называется первый сборник стихов поэтессы?

Вопрос №5

Как называется последний сборник стихов поэтессы?

Вопрос №6

Перечислите основные темы творчества А. Ахматовой

Вопрос №7

Из какого стихотворения строки: "И не был мил мне голос человека, а голос ветра был понятен мне"?

A) Летний сад"

B) Три осени"

C) Небывалая осень"

D) Ива"

Вопрос №8

Какому стихотворению принадлежат строки: "Там милого сына цветут васильковые очи"?

A) "Бежецк"

B) "Эхо"

C) "Разлука"

D) "Песенка"

Вопрос №9

В какой поэме Ахматова изливает свои переживания из-за ареста сына?

A) "У самого моря"

B) "Путём всея земли"

C) "Реквием"

D) "Русский трианон"

Вопрос №10

Какое произведение стало для А. Ахматовой итогом жизни и поэзии?

A) Поэма без героя"

B) Творчество"

C) Я научилась просто, мудро жить"

D) Приговор"

Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1

Правильный ответ — Горенко

Вопрос №2

Правильный ответ — Лев

Вопрос №3

Правильный ответ — Серебряный век

Вопрос №4

Правильный ответ — «Вечер»

Вопрос №5

Правильный ответ — Бег времени

Вопрос №6

Правильный ответ — Любовь, материнское горе, Родина

Вопрос №7

Правильный ответ — Ива

Вопрос №8

Правильный ответ — «Бежецк»

Вопрос №9

Правильный ответ — «Реквием»

Вопрос №10

Правильный ответ — «Поэма без героя»

Результаты представлены на рис. 1 (Приложение 1)

Исходя из результатов можно сказать, что большинство учащихся вообще не знакомы с творчеством Анны Ахматовой. Например, в «Шайковской школе №2» 16 человек из 40 не смогли правильно ответить ни на один из вопросов. В лучшем случае говорят о том, что слышали такую фамилию или называют некоторые ее стихотворения. На вопросы № 1, 4, 6, 10 учащиеся «Шайковской СОШ № 2» дали больше правильных ответов, чем учащиеся «Шайковской СОШ№1». На 7 вопрос не ответил ни один учащийся из двух школ.

2.3. Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой

Перед тем как проводить исследование № 2, мы обратились с просьбой к учителям русского языка и литературы этих школ почитать с учащимися на уроках литературы стихотворения «Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...» Ахматовой.

  1. Какое из двух ранних стихотворений Анны Ахматовой понравилось вам больше всего и почему?

  2. Продолжите ли свое знакомство с другими произведениями этой поэтессы?

Результаты представлены на рис. 2 (Приложение 1)

Юношам больше понравилось стихотворение «Смятение» - 40%, а «Так беспомощно грудь холодела...» - 60% девушек.

Девушкам стихи Анны Ахматовой понравились больше, нежели юношам – 90 % опрашиваемых девушек ответило, что продолжит знакомство с любовной лирикой Ахматовой. Но это было ожидаемо – ведь в стихотворениях о любви Анны Ахматовой заключен многообразный, неповторимый, удивительный мир женской души. На основании проведенных исследований, мы составили для старшеклассников список рекомендуемых для прочтения стиотворений А. Ахматовой.

    1. Список рекомендуемых для прочтения произведений о любви Ахматовой:

  1. «На руке его много блестящих колец»

  2. "Не любишь, не хочешь смотреть..."

  3. "Настоящую нежность не спутаешь..."

  4. "Столько просьб у любимой всегда..."

  5. "В последний раз мы встретились тогда..."

  6. Должен на этой земле испытать
    Каждый любовную пытку?

  7. «Смятение»

  8. «Сероглазый король»

  9. «Хочешь знать, как все это было..»

  10. «Так беспомощно грудь холодела»

  11. «Я говорю сейчас словами теми..»

  12. «Гость»

  13. «В последний раз мы встретились тогда...»

  14. "Ты пришел меня утешить, милый..."

  15. "Ты письмо мое, милый, не комкай..."

  16. "Сжала руки под темной вуалью..."

  17. "Как соломинкой, пьешь мою душу...»

  18. "Я сошла с ума, о мальчик странный..."












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив необходимую литературу по нашему вопросу и проведя исследования на базе двух образовательных учреждений, мы пришли к следующим выводам:

  1. Нам удалось выявить особенности ранней лирики Ахматовой:

Реальность и непосредственность – это первый признак поэзии Ахматовой. А тема любви – наиболее развитая тема стихов Ахматовой, особенно ранних. Конкретность, предметность, цвета, запахи, звуки окружающего мира – это второй признак. Что же касается композиции, то, на наш взгляд, это строгая форма, точность и лаконичность ее произведений, несмотря на парадоксально сочетающийся с этой формой драматизм внутреннего содержания. Еще одним признаком, отличавшим лирику Ахматовой, была сюжетность. Ее стихотворения многие литературные критики называли романами, новеллами. И все эти признаки и составили феномен воздействия стихов Анны Ахматовой на читателя.

Таким образом, основные черты поэтики Ахматовой сложились уже в первых сборниках. А ее творчество стало высшей точкой развития женской поэзии в России. Многообразный, непонятный, загадочный мир женской души заключен в ранней лирике Анны Ахматовой.

  1. Выяснить, насколько хорошо знакомы с ее творчеством учащиеся старших классов. На вопросы № 1, 4, 6, 10 учащиеся «Шайковской СОШ № 2» дали больше правильных ответов, чем учащиеся «Шайковской СОШ№1». На 7 вопрос не ответил ни один учащийся из двух школ.

3. Познакомить учащихся со стихотворениями поэтессы. («Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...»).

4. Подтвердить гипотезу нашего исследования: если заинтересовать старшеклассников интересными фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями некоторых ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.

5.Решить все задачи нашего исследования: изучили литературу, информацию на сайтах сети интернет и нашли интересные факты из жизни и творчества Ахматовой; изучили некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой; выявили уровень познаний ее поэзии у старшеклассников; подобрали рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников. (Приложение 2)

































































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юрьева О. Ю. Серебряный век русской поэзии:Учебное пособие. – Иркутск:Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2001.-312с.

2. А.Ахматова «Избранное».- М.: ООО «Хит-книга», 2016.- 320 с.

3. Текстология.ру. Журнал о русском языке и литературе. Электронный ресурс/ http://www.textologia.ru/

4. М.И.Цветаева «Избранное».- М.: ООО «Дом Славянской книги», 2016.-320 с.

5. «Шедевры поэзии Серебряного века».- М.: ООО «Дом Славянской книги»,2016.-320 с.







































Приложение 1 (рисунок 1)

Опросник «Жизнь и творчество Анны Ахматовой»

Вопрос №1

Напишите настоящую фамилию А. А. Ахматовой

Вопрос №2

Напишите имя сына поэтессы?

Вопрос №3

К какому периоду русской литературы относится творчество А. Ахматовой?

Вопрос №4

Как называется первый сборник стихов поэтессы?

Вопрос №5

Как называется последний сборник стихов поэтессы?

Вопрос №6

Перечислите основные темы творчества А. Ахматовой

Вопрос №7

Из какого стихотворения строки: "И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне"?

A) Летний сад"

B) Три осени"

C) Небывалая осень"

D) Ива"

Вопрос №8

Какому стихотворению принадлежат строки: "Там милого сына цветут васильковые очи"?

A) "Бежецк"

B) "Эхо"

C) "Разлука"

D) "Песенка"

Вопрос №9

В какой поэме Ахматова изливает свои переживания из-за ареста сына?

A) "У самого моря"

B) "Путём всея земли"

C) "Реквием"

D) "Русский трианон"

Вопрос №10

Какое произведение стало для А. Ахматовой итогом жизни и поэзии?

A) Поэма без героя"

B) Творчество"

C) Я научилась просто, мудро жить"

D) Приговор"


Приложение 1 (рисунок 2)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!