Ежегодная областная научно-практическая конференция «Молодость – науке» памяти А. Л. Чижевского. Секция – «Литературоведение» Научно-исследовательская работа. «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой» Автор: Щербакова Валерия Алексеевна, 9 класс МКОУ "Шайковская СОШ №1" г.Киров Калужской области. Научный руководитель: Стюфеева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Шайковская средняя общеобразовательная школа №1" Шайковка Кировский район Калужской области. 2021 |
Оглавление
Введение.....................................................................................................................................3-4
I. Основная теоретическая часть............................................................................................5
1.1. Путь Анны Ахматовой в литературу....................................................................................5
1.2. «Книга женской души»: ранняя лирика Анны Ахматовой.............................................5-6
1.3. Частичный анализ некоторых стихотворений о любви...................................................6-9
II. Основная практическая часть...........................................................................................10
2.1. Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя ..............................................10-13
2.2. Опрос: Анна Ахматова: поэт и человек. Исследование № 1.......................................13-15
2.3. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой. Исследование № 2...................15-16
2.4. Список рекомендуемых для прочтения произведений Ахматовой.................................16
Заключение.............................................................................................................................17-18
Список использованной литературы......................................................................................19
Приложения...........................................................................................................................20-21
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире планщеты, компьютеры, телефоны и другие гаджеты все сильнее вытесняют книгу. А взрослые все чаще сетуют на детей, что те не читают совсем, у них отсутствует читательская грамотность. Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературы, на которых, казалось бы, можно решать эти проблемы: прививать любовь к книге, учить читать, развивать читательскую грамотность. Но и от учителей все чаще слышна фраза: «Дети не умеют и не хотят читать». Так что же такое читательская грамотность? И нужно ли заставлять ребенка читать?
«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. А значит сформирована она должна быть еще в начальной школе. А дальше что? Какие книги любят читать подростки? И любят ли вообще? Нечасто встретишь подростка, обожающего читать что-то из списка литературы на лето. В приоритете у современного подростка является фэнтези российских и зарубежных авторов, одним из любимых писателей остается Джон Толкин, соперничать с ним может лишь Джоан Роулинг и ее серия книг о Гарри Поттере. Помимо этого, ребята активно читают «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и «Эрагона» Кристофера Паолини. Из российских авторов ребята предпочитают Сергея Лукьяненко, Ника Перумова и Дмитрия Емца. Кстати, интерес к фантастической литературе братьев Стругацких до сих пор силен. Что же касается классической литературы – то есть произведения и авторы, которые тоже интересны современному школьнику. С поэзией дела обстоят сложнее – понять ее дано далеко не каждому.
До девятого класса я, например, терпеть не могла стихи — точнее, не очень понимала их. Да, на литературе обсуждать их было более-менее интересно, но всё это казалось каким-то древним и вообще меня не касающимся. А потом произошло событие, которое изменило мое отношение к поэзии - случайно мне попался в руки томик стихов Анны Ахматовой. Теперь я люблю поэзию (очень) и стараюсь сделать так, чтобы как можно больше людей могли разделить моё чувство.
Актуальность данной работы видим в необходимости нового комплексного подхода к изучению раннего творчества Анны Ахматовой, а именно любовной лирики.
Объект исследования – ранняя лирика Анны Ахматовой.
Предмет –стихотворения: «Мне ни к чему одические рати..»; «Смятение»; баллада «Сероглазый король»; «Так беспомощно грудь холодела»; «Гость»; «Ты пришел меня утешить, милый...» и др.
Цель исследования: выявить особенности ранней лирики Ахматовой, выяснить, знакомы ли с ее творчеством учащиеся старших классов моей школы, если нет – познакомить и попытаться заинтересовать.
Гипотеза: предполагаем, что если заинтересовать старшеклассников некоторыми фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.
Основными задачами нашего исследования являются:
1) изучить литературу, информацию на сайтах сети интернет и найти самые интересные факты из жизни и творчества Ахматовой;
2) изучить некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой;
3) выявить уровень познаний ее поэзии у старшеклассников;
4) подобрать рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: опрос; количественный анализ результатов и качественные (описание, объяснение) методы обработки информации.
I.ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Путь Анны Ахматовой в литературу
На рубеже 19-20 веков возникла и сложилась, быть может, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская поэзия» - поэзия Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Анна Андреевна Горенко, известная в литературе как Анна Ахматова писала о том,что когда ее отец узнал, что дочь пишет стихи, выразил неудовольствие, по его представлениям дворянской дочери не пристало заниматься стихами. И Анне пришло на ум взять себе псевдоним после слов отца: «Не срами мое имя». – «И не надо мне твоего имени!» - ответила она. Так появился псевдоним – фамилия предков по материнской линии – Ахматова, который прославила поэтесса, названная современниками «русской Сафо». Обе великие поэтессы воспевали женскую лирику.
Начало 1910-х годов стало для Ахматовой особенно знаменательным и судьбоносным: она вышла замуж за Николая Гумилева, а в 1912 был выпущен в свет первый сборник ее стихов «Вечер», принесший Ахматовой мгновенную славу. Все последующие ее книги становились важным литературным событием. У Ахматовой появилось даже много подражательниц – как шутил Николай Гумилев - «подахматовок». Сама же Ахматова не отрицала, что научила женщин говорить (женская поэзия в России тогда только зарождалась), но иронизировала на это счет:
Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Она действительно дала язык женской любви, женской душе. А популярность и тайна ее стихов не разгаданы по сей день. Вот и мы попробуем хоть чуть-чуть прикоснуться к этой тайне – к феномену воздействия поэзии Ахматовой на читателя.
1.2 «Книга женской души»: ранняя лирика Анны Ахматовой
Тема любви – наиболее развитая тема стихов Ахматовой, особенно ранних. И самое интересное, что в ее стихах тема любви звучит с точки зрения женщины, раскрывает тайну женской души. А поэзия любви много говорила от лица мужчины и так мало в то время от лица женщины. Любовная поэзия Ахматовой искренняя, лишенная кокетства, игры в чувство, ревности и эгоизма. Любовь у Ахматовой возвышающая, откровенная, очень часто неразделенная.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку?
Анна Андреевна, бросьте! -
Мы разучились летать
в прозе.
Где серебрится поэзии век,
Где квадратура Малевича,
Вводят иную вакцину,
Там еще гордо звучит "Человек",
Здесь - "Циник".
Анна Андреевна, душу в тетрадь,
В рифмы формата FM,
Словно дитя обездоленное,
Жалко сдавать,
больно.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку!
Анна Андреевна, - истина!
Вы не устали пред нами метать
бисер?
Анна Андреевна, с левой руки
Кочует перчатка на правую,
Кровь загустела до патоки...
Вы посадили в землю стихи,
Мы - атомы...
В столь традиционной для поэзии теме любви Анна Ахматова открыла новые оттенки и грани, благодаря которым многие читательницы находили и продолжают находить в ее стихах выражение собственных чувств и эмоций.
1.3. Частичный анализ некоторых стихотворений о любви
В стихах о любви слышится неспешная интонация, как будто ведется доверительная беседа. И хоть в ее стихах нет любви от начала и до конца: или о начале, о зарождении чувства, или о его драматической развязке – говорится в них.
Например стихотворение «Смятение» первая часть – возникший в памяти лирической героини образ первой встречи с любимым:
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Вторая – переживание из-за долгожданной встречи, принесшей не радость, а сознание невозможности счастья:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Третья- снова встреча, но лишь подтвердившая догадку героини о безразличии ее возлюбленного:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Знаменитая баллада «Сероглазый король» - это целая история драматических отношений, повесть о тайной любви:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
Иногда стихотворения Ахматовой похожи не на роман, а на вырванную из него страничку или же на дневниковую запись:
Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!»
-«Да».
Удивительным для нас остается и то, что душевное состояние героини Ахматова передает через деталь, жест, через природу:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
(«Так беспомощно грудь холодела»)
«Перчатка» - деталь, которая невероятным образом передает всю полноту напряжения героины, душевной муки, сосредоточенности девушки на происходящей в ее жизни драме – драме расставания!
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Феномен воздействия поэзии Ахматовой на читателя
Понять этот феномен попробуем, исходя из нескольких предпосылок. Рассмотрим некоторые из них.
Начало 20 столетия – это преобладание символизма, мистицизма в поэзии, противостояние двух миров – реального и идеального. Это поэзия символов, намеков. А стихи Ахматовой сразу поразили тем, что они слишком реальны, непосредственны, сотканы из жизненных впечатлений.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне...
(«Мне ни к чему одические рати...»)
Реальность и непосредственность – это первый признак поэзии Ахматовой.
Первый сборник «Вечер» и поразил всех своей конкретностью, предметностью, цветами, запахами, звуками окружающего мира – это второй признак. Что же касается композиции, то, на наш взгляд, это строгая форма, точность и лаконичность ее произведений, несмотря на парадоксально сочетающийся с этой формой драматизм внутреннего содержания, который сочетается с четким объемным изображением.
Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.
И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: «Seigneur, ayez pitie de nous».
Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи…
Смотрю, блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.
Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.
Недаром Корней Чуковский писал о таланте Ахматовой следующее: «Когда появились первые ее книжки, меня больше всего поразила именно эта материальность, предметность ее поэтической речи, осязаемость ее зорко подмеченных и искусно очерченных образов». Чуковский считал, что власть лирики этой поэтессы была беспредельна. Молодежь влюблялась в ее стихи с первого прочтения, наверное потому, что находили в ее произведениях воплощение собственных чувств. Ее стихи заучивали наизусть, цитировали, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись в любви.
Еще одним признаком, отличавшим лирику Ахматовой, была сюжетность. Ее стихотворения многие литературные критики называли романами, новеллами. Ученый Б. Эйхенбаум писал: «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету – к тому, как развивается этот роман». Наличие романа, повествовательной интонации является решающей для стихов Ахматовой. Это своеобразная ее формула:
Все как раньше: в окна столовой
Бьется мелкий метельный снег,
И сама я не стала новой,
А ко мне приходил человек.
Я спросила: «Чего ты хочешь?»
Он сказал: «Быть с тобой в аду».
Я смеялась: «Ах, напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду».
Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты».
И глаза, глядевшие тускло,
Не сводил с моего кольца.
Ни один не двинулся мускул
Просветленно-злого лица.
О, я знаю: его отрада —
Напряженно и страстно знать,
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать.
(«Гость»)
Ты пришел меня утешить, милый,
Самый нежный, самый кроткий…
От подушки приподняться нету силы,
А на окнах частые решетки.
Мертвой, думал, ты меня застанешь,
И принес веночек неискусный.
Как улыбкой сердце больно ранишь,
Ласковый, насмешливый и грустный.
Что теперь мне смертное томленье!
Если ты еще со мной побудешь,
Я у Бога вымолю прощенье
И тебе, и всем, кого ты любишь.
(«Ты пришел меня утешить, милый...»)
В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! —
Затем что воздух был совсем не наш,
А как подарок Божий – так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.
(«В последний раз мы встретились тогда»)
2.2. Исследование № 1 «Анна Ахматова: поэт и человек»
Исследование проходило на базе двух образовательных учреждений: Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1» и Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шайковская школа №2».
В нем приняли участие 70 школьников (40человек-из «Шайковской школы №2» и 30 – из «Шайковской школы №1»). Пройти опрос было предложено учащимся 9-11 классов. Опрос состоял из 10 вопросов, 4 из которых имели варианты ответа. (Приложение 1)
Вопрос №1
Напишите настоящую фамилию А. А. Ахматовой
Вопрос №2
Напишите имя сына поэтессы?
Вопрос №3
К какому периоду русской литературы относится творчество А. Ахматовой?
Вопрос №4
Как называется первый сборник стихов поэтессы?
Вопрос №5
Как называется последний сборник стихов поэтессы?
Вопрос №6
Перечислите основные темы творчества А. Ахматовой
Вопрос №7
Из какого стихотворения строки: "И не был мил мне голос человека, а голос ветра был понятен мне"?
A) Летний сад"
B) Три осени"
C) Небывалая осень"
D) Ива"
Вопрос №8
Какому стихотворению принадлежат строки: "Там милого сына цветут васильковые очи"?
A) "Бежецк"
B) "Эхо"
C) "Разлука"
D) "Песенка"
Вопрос №9
В какой поэме Ахматова изливает свои переживания из-за ареста сына?
A) "У самого моря"
B) "Путём всея земли"
C) "Реквием"
D) "Русский трианон"
Вопрос №10
Какое произведение стало для А. Ахматовой итогом жизни и поэзии?
A) Поэма без героя"
B) Творчество"
C) Я научилась просто, мудро жить"
D) Приговор"
Правильные ответы, решения к тесту:
Вопрос №1
Правильный ответ — Горенко
Вопрос №2
Правильный ответ — Лев
Вопрос №3
Правильный ответ — Серебряный век
Вопрос №4
Правильный ответ — «Вечер»
Вопрос №5
Правильный ответ — Бег времени
Вопрос №6
Правильный ответ — Любовь, материнское горе, Родина
Вопрос №7
Правильный ответ — Ива
Вопрос №8
Правильный ответ — «Бежецк»
Вопрос №9
Правильный ответ — «Реквием»
Вопрос №10
Правильный ответ — «Поэма без героя»
Результаты представлены на рис. 1 (Приложение 1)
Исходя из результатов можно сказать, что большинство учащихся вообще не знакомы с творчеством Анны Ахматовой. Например, в «Шайковской школе №2» 16 человек из 40 не смогли правильно ответить ни на один из вопросов. В лучшем случае говорят о том, что слышали такую фамилию или называют некоторые ее стихотворения. На вопросы № 1, 4, 6, 10 учащиеся «Шайковской СОШ № 2» дали больше правильных ответов, чем учащиеся «Шайковской СОШ№1». На 7 вопрос не ответил ни один учащийся из двух школ.
2.3. Исследование № 2. Отношение учащихся к ранней поэзии Ахматовой
Перед тем как проводить исследование № 2, мы обратились с просьбой к учителям русского языка и литературы этих школ почитать с учащимися на уроках литературы стихотворения «Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...» Ахматовой.
-
Какое из двух ранних стихотворений Анны Ахматовой понравилось вам больше всего и почему?
-
Продолжите ли свое знакомство с другими произведениями этой поэтессы?
Результаты представлены на рис. 2 (Приложение 1)
Юношам больше понравилось стихотворение «Смятение» - 40%, а «Так беспомощно грудь холодела...» - 60% девушек.
Девушкам стихи Анны Ахматовой понравились больше, нежели юношам – 90 % опрашиваемых девушек ответило, что продолжит знакомство с любовной лирикой Ахматовой. Но это было ожидаемо – ведь в стихотворениях о любви Анны Ахматовой заключен многообразный, неповторимый, удивительный мир женской души. На основании проведенных исследований, мы составили для старшеклассников список рекомендуемых для прочтения стиотворений А. Ахматовой.
-
Список рекомендуемых для прочтения произведений о любви Ахматовой:
-
«На руке его много блестящих колец»
-
"Не любишь, не хочешь смотреть..."
-
"Настоящую нежность не спутаешь..."
-
"Столько просьб у любимой всегда..."
-
"В последний раз мы встретились тогда..."
-
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку?
-
«Смятение»
-
«Сероглазый король»
-
«Хочешь знать, как все это было..»
-
«Так беспомощно грудь холодела»
-
«Я говорю сейчас словами теми..»
-
«Гость»
-
«В последний раз мы встретились тогда...»
-
"Ты пришел меня утешить, милый..."
-
"Ты письмо мое, милый, не комкай..."
-
"Сжала руки под темной вуалью..."
-
"Как соломинкой, пьешь мою душу...»
-
"Я сошла с ума, о мальчик странный..."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив необходимую литературу по нашему вопросу и проведя исследования на базе двух образовательных учреждений, мы пришли к следующим выводам:
-
Нам удалось выявить особенности ранней лирики Ахматовой:
Реальность и непосредственность – это первый признак поэзии Ахматовой. А тема любви – наиболее развитая тема стихов Ахматовой, особенно ранних. Конкретность, предметность, цвета, запахи, звуки окружающего мира – это второй признак. Что же касается композиции, то, на наш взгляд, это строгая форма, точность и лаконичность ее произведений, несмотря на парадоксально сочетающийся с этой формой драматизм внутреннего содержания. Еще одним признаком, отличавшим лирику Ахматовой, была сюжетность. Ее стихотворения многие литературные критики называли романами, новеллами. И все эти признаки и составили феномен воздействия стихов Анны Ахматовой на читателя.
Таким образом, основные черты поэтики Ахматовой сложились уже в первых сборниках. А ее творчество стало высшей точкой развития женской поэзии в России. Многообразный, непонятный, загадочный мир женской души заключен в ранней лирике Анны Ахматовой.
-
Выяснить, насколько хорошо знакомы с ее творчеством учащиеся старших классов. На вопросы № 1, 4, 6, 10 учащиеся «Шайковской СОШ № 2» дали больше правильных ответов, чем учащиеся «Шайковской СОШ№1». На 7 вопрос не ответил ни один учащийся из двух школ.
3. Познакомить учащихся со стихотворениями поэтессы. («Смятение», «Так беспомощно грудь холодела...»).
4. Подтвердить гипотезу нашего исследования: если заинтересовать старшеклассников интересными фактами из жизни и творчества поэтессы, особенностями некоторых ее стихотворений, то ребята захотят познакомиться и с другими стихотворениями Анны Ахматовой.
5.Решить все задачи нашего исследования: изучили литературу, информацию на сайтах сети интернет и нашли интересные факты из жизни и творчества Ахматовой; изучили некоторые особенности произведений ранней лирики Ахматовой; выявили уровень познаний ее поэзии у старшеклассников; подобрали рекомендательный список стихотворений Ахматовой о любви, которые могли бы заинтересовать старшеклассников. (Приложение 2)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юрьева О. Ю. Серебряный век русской поэзии:Учебное пособие. – Иркутск:Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2001.-312с.
2. А.Ахматова «Избранное».- М.: ООО «Хит-книга», 2016.- 320 с.
3. Текстология.ру. Журнал о русском языке и литературе. Электронный ресурс/ http://www.textologia.ru/
4. М.И.Цветаева «Избранное».- М.: ООО «Дом Славянской книги», 2016.-320 с.
5. «Шедевры поэзии Серебряного века».- М.: ООО «Дом Славянской книги»,2016.-320 с.
Приложение 1 (рисунок 1)
Опросник «Жизнь и творчество Анны Ахматовой»
Вопрос №1
Напишите настоящую фамилию А. А. Ахматовой
Вопрос №2
Напишите имя сына поэтессы?
Вопрос №3
К какому периоду русской литературы относится творчество А. Ахматовой?
Вопрос №4
Как называется первый сборник стихов поэтессы?
Вопрос №5
Как называется последний сборник стихов поэтессы?
Вопрос №6
Перечислите основные темы творчества А. Ахматовой
Вопрос №7
Из какого стихотворения строки: "И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне"?
A) Летний сад"
B) Три осени"
C) Небывалая осень"
D) Ива"
Вопрос №8
Какому стихотворению принадлежат строки: "Там милого сына цветут васильковые очи"?
A) "Бежецк"
B) "Эхо"
C) "Разлука"
D) "Песенка"
Вопрос №9
В какой поэме Ахматова изливает свои переживания из-за ареста сына?
A) "У самого моря"
B) "Путём всея земли"
C) "Реквием"
D) "Русский трианон"
Вопрос №10
Какое произведение стало для А. Ахматовой итогом жизни и поэзии?
A) Поэма без героя"
B) Творчество"
C) Я научилась просто, мудро жить"
D) Приговор"
Приложение 1 (рисунок 2)