СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа на тему «Исторические прототипы литературных героев романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. Несмотря на то, что роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» написан более 188 лет тому назад, интерес к творчеству автора, истории написания литературного произведения не уменьшается. Для исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор остаётся актуальным вопрос: «Кто же является реальным прототипом Евгения Онегина и Татьяны Лариной?».

Цели и задачи исследования. Главной целью данной научно-исследовательской работы является изучение исторических корней написания романа «Евгений Онегин», всевозможных прототипов литературных героев произведения. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с творческой биографией А.С. Пушкина.
  2. Оценить историческую основу романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  3. Проанализировать работы русских литературоведов и критиков относительно возможных прототипов героев романа.
  4. Проанализировать личные взаимоотношения А.С. Пушкина и его современников.

Источниковая база. При написании исследовательской работы использовались как доступные  в электронном виде архивные источники, так и опубликованные материалы. Особую ценность представляли материалы:

1. Лотман М.Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.,     «Азбука», 2014.

2. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., «Наука», 1969. 8.       

3.    Набоков В.В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., «Интелвак», 1999.

4. Никишов Ю.М. Творческая история «Евгения Онегина». М., «Ленанд», 2016.

Структура исследования. Работа состоит из введения и заключения, а также  из пяти разделов, которые   посвящены всевозможным прототипам литературных героев романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского, Ольги Лариной и самого автора произведения.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему «Исторические прототипы литературных героев романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»»

IХ Республиканская научно-практическая конференция «Онегинские чтения»











Научно-исследовательская работа







«Исторические прототипы литературных героев романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»













Выполнила:

Шайхутдинова Айсылу Алмазовна,

учащаяся 10 класса

МБОУ «Шахмайкинская СОШ

Новошешминского района РТ»



Научный руководитель:

Гибадуллина Гульгена Шамиловна,

учительница русского языка и литературы

МБОУ «Шахмайкинская СОШ

Новошешминского района РТ»






2019

Введение.

Почти у каждого литературного персонажа есть свой прототип - реально существовавший человек. Иногда это сам автор, иногда - историческая личность, иногда - знакомый или родственник автора. Часто прочитав то или иное произведение, впечатлившись событиями и героями, описанными автором, хочется знать, а действительно ли существовала эта личность, кем был этот человек на самом деле без вымысла писателя, и какие черты характера приписал ему автор?

Целью моей исследовательской работы стал поиск прототипов  литературных героев романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Но изначально определим, что же такое прототип.

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Значение исследования Прототипа зависит от характера самого Прототипа. Чем более ярким явлением общества и истории является Прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, потому что в таком случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.

В одном из самых значительных произведений русской литературы,  в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. Роман, по словам Пушкина, был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Определение прототипов тех или иных персонажей романа занимало как читателей-современников, так и исследователей. В научной литературе накопился обширный материал, посвящённый попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами.

Многие современники Пушкина находили в героях произведения черты своих знакомых, иногда даже себя самих, среди возможных прототипов Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги назывались самые различные люди той эпохи.

Такие попытки неоднократно делались, причём не только в пушкинскую эпоху: ведь та творческая лаборатория писателя, которая позволяет ему создавать поистине живые образы, по-прежнему остаётся для нас загадкой. 
Условно можно разделить предположения о прототипах героев романа на две группы. К первой относятся весьма наивные высказывания современников Пушкина, а иногда и более поздние свидетельства, о том, что он нарисовал портрет того или иного человека. Ко второй — серьёзные исследования и глубокие суждения знатоков творчества Пушкина о том, что в основу каких-то отдельных черт его героев могли быть положены характерные особенности конкретной личности.


  1. Прототипы Евгения Онегина.

Изучив большой объём материалов историков–литературоведов, я столкнулась с тем, что нет единого мнения о личности прототипа главного героя романа – Евгения Онегина. Это даёт повод согласиться с мнением о том, что образ героя собирательный. Приведу лишь самые часто встречающиеся имена возможных прототипов Евгения Онегина.

Александр Пушкин называл главного героя своего романа в стихах – Евгения - своим приятелем. Поэт даже оставил рисунок, известный многим, на нем поэт изобразил на фоне Петропавловской крепости себя вместе с Онегиным. На вид Евгений старше Пушкина на несколько лет, не худой, носит усы, на нём боливар, виден стоячий воротник. Этот рисованный образ явно не похож на того Онегина, который считается классическим. Рисунок должен был, по замыслу автора, стать основой портрета, который был бы помещён на обложке первой главы романа. Значит, он придавал особое значение этому изображению.


1.1. Павел Александрович Катенин.

По мнению большинства литературоведов прототипом образа главного героя в романе «Евгений Онегин» является русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель, член Российской Академии - Павел Александрович Катенин. Гвардии полковник, участник боевых действий в Отечественную войну 1812, декабрист Павел Катенин ненавидел Александра I и участвовал в разработке планов его убийства, состоял в Союзе Спасения. Летом 1817 года возглавлял одно из двух отделений тайного Военного Общества - промежуточной организации, действовавшей в период между Союзом Спасения и Союзом Благоденствия. Его песня о свободе стала гимном декабристов, за что он и был уволен в отставку в сентябре 1820 года.

Дружба Катенина и Пушкина была хорошей подпиткой для творчества Александра Сергеевича.

П.А. Катенин славился неуживчивым характером и порвал с декабристами, поэтому на Сенатскую площадь не вышел. Был выслан из Петербурга в 1822 году и поселился в своем имении в Костромской губернии, где вёл одинокую жизнь, занимаясь литературной деятельностью.


1.2. Пётр Яковлевич Чаадаев.

Другим, ещё более известным прототипом Евгения Онегина считают Петра Яковлевича Чаадаева, друга Пушкина, упомянутого поэтом в первой главе романа. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева.

Русский философ, публицист, П. Чаадаев родился в Москве в дворянской семье. Его дедом по линии матери был известный историк и публицист князь М. М. Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тётя и дядя. В 1808 году он поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А. С. Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым и другими в последующем видными деятелями своего времени. В 1811 году оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. В 1814 году в Кракове был принят в масонскую ложу. Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу.

 Чаадаев познакомился с Пушкиным еще в 1816 году в Царском Селе, где стоял полк, в котором тогда служил Чаадаев. Дружба с ним продолжалась на протяжении всей жизни Пушкина, но особенно сильное влияние на молодого поэта «вольнолюбивые мечты» Чаадаева оказали в ранний период творчества. Ему посвящено известное послание «К Чаадаеву» (1818) и ряд других стихотворений. Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами «К портрету Чаадаева»:

 «Он вышней волею небес

 Рождён в оковах службы царской;

 Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

 А здесь он – офицер гусарской».

Чаадаев славился среди современников не только свободолюбием, независимостью и остротой суждений, но и утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно в этом последнем качестве он иронически упомянут на страницах «Евгения Онегина». Хотя параллель и здесь может быть проведена на более серьезном уровне. Известно, что Чаадаев был одним из прототипов и другого литературного персонажа — Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Причём считается, что Грибоедов, вводя линию сплетни о сумасшествии героя как выражение борьбы консервативного общества с инакомыслием, в чем-то предвидел судьбу реального человека — Чаадаева. После публикации в 1836 году «Философического письма», в котором содержалась резкая оценка истории России и её современного состояния, Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и помещён под домашний арест. Исходя из этого, сближение Онегина с героем грибоедовской комедии в восьмой главе («…и попал, как Чацкий, с корабля на бал») наводит на размышления о том, что независимость н неординарность умонастроения и поведения Чаадаева также нашли отражение в образе Онегина. 


1.3. Александр Александрович Полторацкий.

Онежское озеро, или Онего, как его называли вплоть до середины ХIХ века, не раз упоминалось в творчестве знаменитой сказительницы Ирины Федосовой, в стихах популярнейшего поэта начала ХIХ века В. Бенедиктова и в поэмах Фёдора Глинки, о которых высоко отзывался А.С. Пушкин. А разве никто из нас ни разу не задумывался о происхождении фамилии главного героя пушкинского романа в стихах? Почему поэт назвал его Онегиным, но подчеркнул, что тот «родился на брегах Невы»?

Есть основания думать, что речь здесь идет о вполне реальном человеке, пушкинском приятеле 1817-1820-х годов, об Александре Александровиче Полторацком. Он действительно родился в северной столице, но всё детство и юность провёл в городе на Онего, в Петрозаводске. Затем, когда его отца генерала Полторацкого перевели в Петербург, с 1808 года стал столичным жителем, участвовал в войне 1812 года, затем служил в гвардии, в знаменитом Семёновском полку. Тогда и познакомились и подружились два Александра. Об офицерском прошлом Онегина говорит последний стих строфы XXXVII первой главы романа: «Но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец».

Что мы ещё знаем о Полторацком? Он был красив и высок (гвардеец), нравился женщинам, был богат и прекрасно воспитан. В 1820 году оставил службу и пару лет вёл вольную холостяцкую жизнь в Петербурге. В него безответно была влюблена Екатерина Бакунина, а небезответно – его кузина А.П. Керн. Более того, та самая Бакунина, которую тайно боготворил 16-летний лицеист Александр Пушкин, через 15 лет дождалась того счастливого дня, когда вдовец А. Полторацкий предложил ей руку и сердце. Правда, это было уже в 1834 году, после окончания знаменитого романа в стихах.

Сам поэт, как известно, в 1820 году был сослан на Юг, где и создал образ некоего баловня судьбы, которых не раз встречал на своём пути. Как правило, это были блестящие молодые снобы, лишь внешне походившие на модных в ту пору романтических героев Байрона. Не зря Татьяна со временем догадывается о внутренней сути Онегина: «Уж не пародия ли он?». Понятно, что в данном случае имеется в виду пародия на Байрона. Одним из таких прототипов «героя нашего времени», с известной долей вероятности, и был Александр Полторацкий, петербуржец с берегов озера Онего.


    1. Александр Сергеевич Грибоедов.

Ещё одним возможным прототипом образа Евгения Онегина можно считать А.С. Грибоедова. Если сравнить портрет Онегина, нарисованный Пушкиным и портрет А.С. Грибоедова, то можно сделать вывод, что совпадают почти совершенно не только черты лица, но и даже одежда. Схожесть была бы ещё больше, если бы не разница в возрасте.

Пушкина и Грибоедова очень многое связывало. «Евгений Онегин» и "Горе от ума" были впервые изданы в один год. Но у Пушкина были копии рукописей комедии «Горе от ума». Он был одним из первых читателей задолго до издания, что и позволило заимствовать отдельные строки, причём без кавычек.

А персонаж по фамилии Ленский впервые появляется в пьесе «Притворная неверность», поставленной ещё в 1818 году. Это французская пьеса, которую перевёл А.С. Грибоедов. Но при постановке в Петербурге французские имена он заменил на русские.

Заимствование речевых оборотов А.С. Грибоедова: "с корабля на бал", "и вот общественное мненье!" ещё раз свидетельствует о том, что он мог являться прототипом образа Евгения Онегина.

1.5. Александр Николаевич Раевский.

Александр Николаевич Раевский тоже выдвигался в качестве прототипа героя романа — Евгения Онегина. Старший сын генерала Н.Н. Раевского, с семьёй которого А.С. Пушкин путешествовал по Крыму в 1820 году, Александр Николаевич имел сильное влияние на молодого поэта-романтика. Ему посвящены многие стихи, самое известное из которых «Демон» (1823), хотя впоследствии дружба Пушкина с ним прекратилась, о чём выразительно, свидетельствует стихотворение «Коварность», написанное осенью 1824 года вскоре после прибытия в Михайловское. Причиной охлаждения между бывшими друзьями явилось то, что, вероятно, именно А.Н. Раевский, как и Пушкин, страстно влюблённый в Е.К. Воронцову, способствовал удалению поэта из Одессы. Черты умного, скептического, байронического разочарованного и опустошённого несчастной любовью Александра Раевского вполне могли быть использованы Пушкиным при создании образа Онегина. 
Важное влияние на образ Онегина также оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые не раз упоминаются самим Пушкиным.

«В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следует сказать и о Татьяне».


2. Прототипы Татьяны Лариной.


2.1. Авдотья Сергеевна Норова.

Одним из прототипов Татьяны Лариной можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины.


2.2. Анна Петровна Керн.

Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».


2.3. Наталья Дмитриевна Фонвизина.

Ещё одной претенденткой на роль прототипа Татьяны Лариной стала Н.Д. Фонвизина - вдова генерала-декабриста Михаила Александровича Фонвизина, проведшая многие годы в сибирской ссылке вместе с мужем. Н.П. Чулков писал: «Таней Фонвизина себя называет потому, что, по её мнению, Пушкин с неё написал свою Татьяну Ларину. Действительно, в её жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у неё был роман с молодым человеком, который от неё отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в неё влюблённого, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в неё влюбился, но был ею отвергнут».


2.4. Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

Предполагается также, что у Татьяны Лариной в современном Пушкину обществе мог быть и другой живой прототип - известная светская дама, красавица - супруга генерал-губернатора Новороссии графа М.С. Воронцова - Елизавета Ксаверьевна, за которой волочился один из друзей Пушкина – также прототип Евгения Онегина. Графиня Воронцова Е.К. - ослепительная мастерица флирта, любящая общество блестящих кавалеров, очаровывала каждого. Её красота, лёгкость и манящая недоступность вскружили голову молодого поэта. Она, по этой версии, и становится прототипом Татьяны Лариной, наброски которой влюблённый Пушкин делает в Гурзуфе. Елизавета отвечает ему взаимностью и дарит знаменитый перстень – «талисман».

Момент знакомства с этой женщиной совпадает с началом работы над «Евгением Онегиным». Судьба Воронцовой и замужество напоминают судьбу Татьяны Лариной.


2.5. Мария Николаевна Волконская.

В этом образе также можно найти черты Марии Волконской, дочери героя войны 1812 года Н.Н. Раевского (у которого Пушкин гостил в Крыму во время южной ссылки) и жены декабриста С.Г. Волконского, друга Пушкина.
Она не была «уездной барышней», но тем не менее Волконская может служить примером стойкости Татьяны.


2.6. Анна Николаевна Вульф.

Прототипом Татьяны Лариной могла быть и одна из барышень Тригорского, например, Анна или Евпраксия Вульф. День именин Евпраксии приходится на Татьянин день 12 января. Но Ольга и Татьяна обрисованы поэтом в Одессе, до его ссылки 1824—1826 годов. До этого он был в Михайловском в июле—августе 1817 года, когда «молодым Вульфам-Осиповым было 8—12 лет; в поле зрения Пушкина могла быть только Анна Николаевна Вульф, но трудно найти женщину, по характеру менее похожую на Татьяну Ларину». Анна — девушка серьёзная, поэтичная, музыкальная, склонная к мечтательности и задумчивости. Она питала к поэту глубокое и серьёзное чувство, которому оставалась верна до конца жизни. Пушкин, не разделяя это чувство, тем не менее, ценил умную, начитанную девушку; зная о её увлечении Байроном, подарил ей портрет поэта. Может быть, слегка ухаживал, как, впрочем, и за другими тригорскими барышнями. Сохранилась их переписка, в которой ярко выразились чувства девушки. Вот отрывок из её послания поэту: «Что сказать вам и с чего начать мое письмо? А вместе с тем я чувствую такую потребность написать вам, что не в состоянии слушаться ни размышлений, ни благоразумия». Вспомним письмо Татьяны: «Я к вам пишу — чего же боле»! Что я могу еще сказать?». Отметим, что Анна Вульф, в письме от 11 сентября 1826 года, из которого приведён отрывок, ещё не могла знать эти страницы романа, но сходство очевидно. Вероятно, здесь, как и в других случаях, речь идёт не о прототипе, а об особом характере творческого процесса писателя-реалиста, переплавлявшего реальные жизненные впечатления в незабываемые образы и характеры. 


2.7. Ольга Сергеевна Пушкина.

Можно также найти интересные параллели между фактами из биографии Татьяны и событиями в жизни девушек из ближайшего окружения А.С. Пушкина. И тут нетрудно обнаружить, что Ольга Пушкина, сестра поэта, зимой 1827/28 года, как и Татьяна, довольно внезапно вышла замуж. Вот что пишет 4 февраля 1828 года В.А. Жуковский: «Пушкина, Ольга Сергеевна, одним утром приходит к брату Александру и говорит ему: милый брат, поди скажи нашим общим родителям, что я вчера вышла замуж... Брат удивился, немного рассердился, но, как умный человек, тотчас увидел, что худой мир лучше доброй ссоры, и понёс известие родителям. Сергею Львовичу сделалось дурно... Теперь все помирились». Пушкин рассказал об этом событии так: «Представляете, какую штуку удрала со мной моя Татьяна... Замуж вышла...». Так вот, если поиск прототипов Татьяны не лишён смысла, то Ольга Сергеевна Павлищева (Пушкина) — вероятная кандидатка на один из прототипов этого собирательного образа.



3. Прототипы Владимира Ленского.


3.1. Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Как все остальные герои романа, Ленский должен был производить на современного читателя двойственное впечатление: казаться узнаваемым и оставаться неузнанным. Его образ будто «списан» с реальности, его прототипом, по мнению известного русского литературоведа и критика Ю.Н. Тынянова, является Вильгельм Кюхельбекер, русский поэт, писатель и общественный деятель, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею. «Я по отцу и по матери точно немец, но не по языку; - до шести лет я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык - русский...». Так писал о себе уроженец Эстонии Вильгельм Карлович Кюхельбекер. С открытием Лицея судьба свела его с Пушкиным, Пущиным, Дельвигом, Малиновским и другими будущими знаменитостями. Вильгельма они любили, но одновременно не упускали случая подразнить долговязого, глуховатого, заикающегося, мечтательного и очень вспыльчивого товарища.


  1. Прототипы Ольги Лариной.

4.1. Евпраксия Николаевна Вульф.

Ольга Ларина — обобщённый образ типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. По словам Алексея Вульфа, брата барышень из Тригорского Анны и Евпраксии (Зизи) Вульф, прототипом Ольги может являться Евпраксия Вульф. Существуют ли реальные основания для проведения таких сопоставлений? Весёлая и шустрая пятнадцатилетняя Зизи была предметом постоянных шуток и розыгрышей Пушкина, его невинного ухаживания. Она отличалась тонкой талией. Однажды в шутку Пушкин решил с ней помериться поясом. «Тальи наши нашлись, одинаковы, - пишет он в письме брату. - Следовательно, одно из двух: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила». Именно эта черта реальной девушки и нашла отражение на страницах «Евгения Онегина››.



  1. Прототип автора романа в стихах «Евгений Онегин».

Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он, отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы «розы» — на, вот, возьми её скорей»). Пушкин даже изобразил себя рядом с Онегиным на берегу Невы и хотел поместить этот и ряд других рисунков в качестве иллюстрации к роману в стихах, но не удалось найти общий язык с издателями «Невского альманаха». Сам Пушкин отозвался на это несколькими ироничными эпиграммами.

Заключение.

По мнению ученых, изучавших творчество Пушкина и находивших все новые и новые параллели между героями его романа и современниками поэта, «главные герои «Евгения Онегина» не имели прямых прообразов». Но зато они сами «сделались для современников психологическими эталонами: сопоставление себя и своих близких с героями романа становилось средством объяснения своего и их характеров». Не случайно Ю.Н. Тынянов, написавший роман о пушкинской эпохе «Кюхля», находит вполне плодотворное сопоставление: он выдвигает версию о том, что в качестве прототипа Ленского мог выступать лицейский друга Пушкина поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер. Пушкин, находясь в Михайловской ссылке, называл его «мой брат родной по музе, по судьбам». Действительно, отдельные черты этого человека могли быть использованы при создании образа Ленского. Но ещё интереснее то, что сам Кюхельбекер, хорошо знавший Пушкина, высказал парадоксальную, но в целом очень правильную мысль: «Поэт в своей 8-й главе похож сам на Татьяну. Везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал весь свет». 
Действительно, все споры о прототипах героев «Евгения Онегина» в конечном итоге разрешаются тем, что это — «самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии». Так писал критик В.Г. Белинский еще в середине ХІХ века, но справедливость его суждений о главном романе великого русского поэта только подтверждается новейшими исследованиями его творчества.





Список использованной литературы.

1. Лотман М.Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., «Азбука», 2014.

2. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., «Наука», 1969.

  1. Набоков В.В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., «Интелвак», 1999.

  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Поэмы. М., «Эксмо», 2017.

  3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., «Советская Россия», 1984.

  4. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М., «Русское слово», 2013.

  5. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. От переезда в Петербург до путешествия в Арзрум (Май 1827 - май 1829). М., «АСТ», 2018.

  6. Никишов Ю.М. Творческая история «Евгения Онегина». М., «Ленанд», 2016.

  7. Орлов В. А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. М., «Просвещение», 1967.

  8. Русские писатели. Библиографический словарь. М., «Просвещение»,1990.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!