СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно- исследовательская работа на тему: «Математика и шахматы»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы : найти связь между математикой и шахматами. Научиться решать математические задачи , главными членами  которых являются шахматная доска, фигуры.

Просмотр содержимого документа
«Научно- исследовательская работа на тему: «Математика и шахматы»»

Научно- исследовательская работа на тему:   «Математика и шахматы»              2021г        

Научно- исследовательская работа на тему:

«Математика и шахматы»

 

 

 

2021г

 

 

 

 

Цель работы :  найти связь между математикой и шахматами. Научиться решать математические задачи , главными членами которых являются шахматная доска, фигуры.     Задачи:  -познакомиться с историей шахмат;  -установить связь между шахматами и математикой;  -узнать о математиках-шахматистах;  -разгадать некоторые шахматные задачи ,головоломки;  - сделать вывод на основе своего исследования .     Объект и предмет исследования :  Шахматная доска, математические задачи     Гипотеза:  В наше время эта тема актуальна, ведь шахматы, это не просто игра ,а вид спорта в котором участвует логика и мышление. Шахматы помогают лучше усвоить учебную программу в школе, быть внимательным и терпеливым.     Методом исследования моей работы является наблюдение, логика и мышление   

Цель работы : найти связь между математикой и шахматами. Научиться решать математические задачи , главными членами которых являются шахматная доска, фигуры.   Задачи: -познакомиться с историей шахмат; -установить связь между шахматами и математикой; -узнать о математиках-шахматистах; -разгадать некоторые шахматные задачи ,головоломки; - сделать вывод на основе своего исследования .   Объект и предмет исследования : Шахматная доска, математические задачи   Гипотеза: В наше время эта тема актуальна, ведь шахматы, это не просто игра ,а вид спорта в котором участвует логика и мышление. Шахматы помогают лучше усвоить учебную программу в школе, быть внимательным и терпеливым.   Методом исследования моей работы является наблюдение, логика и мышление  

История шахмат   Шахматы –одна из самых увлекательных и древних игр. Шахматы давно являются видом спорта и искусства. Но где же родина этой игры и кто ее придумал? Единого мнения до сих пор нет. Одни ученые говорят, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. На самом деле, изобрели игру именно в то время и в той стране, но придумали ее намного раньше. По другим сведениям появилась она в Индостане в 1250 году до н. э. Точно установить это невозможно, т.к. в то время под словом шахматы люди имели в виду и кости, и нарды и другие. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам же остается только догадываться, что из них было первым. К нам игра пришла в 820 году. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Их путь движения начинается в Персии, после чего - Кавказ, а оттуда уже к нам. Русское название происходит от персидского

История шахмат

 

Шахматы –одна из самых увлекательных и древних игр. Шахматы

давно являются видом спорта и искусства. Но где же родина этой

игры и кто ее придумал?

Единого мнения до сих пор нет. Одни ученые говорят, что шахматы

появились в Индии где-то в VI веке н. э. На самом деле, изобрели игру

именно в то время и в той стране, но придумали ее намного раньше.

По другим сведениям появилась она в Индостане в 1250 году до н. э.

Точно установить это невозможно, т.к. в то время под словом шахматы

люди имели в виду и кости, и нарды и другие. У всех этих вариантов

есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам же

остается только догадываться, что из них было первым.

К нам игра пришла в 820 году. Для благозвучия их стали называть

привычным для всех словом – шахматы. Их путь движения начинается

в Персии, после чего - Кавказ, а оттуда уже к нам. Русское название

происходит от персидского "шах мат"; — властитель побежден.

Шахматы - настольная игра с фигурами для двух соперников на 64-клеточной доске. Каждая клетка имеет свое название. Клетки обозначаются : по горизонтали латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх.

Шахматы - настольная игра с фигурами для двух

соперников на 64-клеточной доске. Каждая клетка

имеет свое название. Клетки обозначаются : по

горизонтали латинскими буквами от a до h, по

вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх.

Пешка – 1 очко  Слово

Пешка – 1 очко Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".целеустремлённая фигура.

Конь  – 3 очка

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. У нас она называется просто "конь". Это самая прыгучая фигура.

Ладья – 5очков На Руси получила свое имя ладья.  А внешний вид и другое название этой фигуры - тура , - пришло к нам из Европы. По- французски оно означает

Ладья – 5очков

На Руси получила свое имя ладья.  А внешний вид и другое название этой фигуры - тура , - пришло к нам из Европы. По- французски оно означает "башня-укрепление».Это самая прямолинейная фигура.

Слон – 3 очка

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон". Это самая верная одному цвету фигура

Ферзь – 9 очков Слово

Ферзь – 9 очков

Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой.

В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Это самая сильная фигура.

Король – 0 очков

Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя. Это самая главная фигура, все остальные фигуры работают на её защиту

Основные Правила игры Основные Правила игры 1. У каждой фигуры свой ход. 2. «Взять» фигуру соперника – значит убрать её с доски, а на её место поставить свою фигуру. 3. Тронул – ходи.
  • Основные Правила игры
  • Основные Правила игры

1. У каждой фигуры свой ход.

2. «Взять» фигуру соперника – значит убрать её с доски, а на её место поставить свою фигуру.

3. Тронул – ходи.

3 . Связь между математикой и шахматами

В книге математика , кандидата технических наук и мастера по шахматам Гик Евгения

Яковлевича были описаны математические возможности, которые скрываются в

шахматах.

Симметрия – это деление какого-либо объекта на равные части линией проходящей

через него от края до края. В данном случае можно говорить о таком математическом

явлении, как осевая симметрия, где осями будут являться прямые, разделяющие

фланги и горизонтали.

Система координат- Это описание расположение какого-либо объекта на

определённой плоскости с определёнными границами. В нашем случае описание того,

где и как расположены фигуры, описание места расположения и др.

Чётность и нечётность в шахматах как и в математике :2,4,6,8- четные числа ; 1,3,5,7-

нечетные. Чётность и нечетность в проделанных ходах . Например, конь первый ход

делал чётным, второй- нечётным.

Если все таки есть связь между математикой и шахматами, то можно сказать, что

шахматы являются игрой ,которая решает математические задачи. Математика имеет

огромное значение в развитии интеллекта, поэтому многие шахматисты увлекались

решением математических задач. Такими являются : 2-ой чемпион мира - Эммануил

Ласкер, 5-ый чемпион мира - Макс Эйве,6-ой чемпион мира - Михаил Ботвинник.

Практические задания Задача 1.

Практические задания

Задача 1.

Задача 2. Художник-авангардист Змий Клеточкин покрасил несколько клеток доски размером 8х8, соблюдая правило: каждая следующая закрашиваемая клетка должна соседствовать по стороне с предыдущей закрашенной клеткой, но не должна — ни с одной другой ранее закрашенной клеткой. Ему удалось покрасить 36 клеток. Побейте его рекорд!

Задача 2. Художник-авангардист Змий Клеточкин покрасил несколько клеток доски размером 8х8, соблюдая правило: каждая следующая закрашиваемая клетка должна соседствовать по стороне с предыдущей закрашенной клеткой, но не должна — ни с одной другой ранее закрашенной клеткой. Ему удалось покрасить 36 клеток. Побейте его рекорд!

Задача 3. Сколькими способами можно расставить на шахматной доске восемь ферзей, чтобы они не угрожали друг другу, то есть никакие два не стояли на одной вертикали, горизонтали и диагонали? Решение

Задача 3. Сколькими способами можно расставить на шахматной доске восемь ферзей, чтобы они не угрожали друг другу, то есть никакие два не стояли на одной вертикали, горизонтали и диагонали?

Решение

Заключение В данной работе моей целью было найти связь между математикой и шахматами. Думаю у меня это получилось. Наверное это связано с тем , что математика и шахматы мои любимые увлечения, которые приносят мне удовольствие. Шахматы относятся к спорту, а спорт- значит стремиться к вершинам, тренировать ум и быть терпеливым, анализировать свои ошибки и признавать их. Математика в свою очередь помогает играть и выигрывать. С каждой игрой чувствую уверенность в том, что я делаю, интерес к тому, что я еще не знаю. Я только начинающий игрок, но у меня уже имеются грамоты . Моей целью можно назвать стремление к познанию в мире шахмат .

Заключение

В данной работе моей целью было найти связь между математикой и шахматами. Думаю у меня это получилось. Наверное это связано с тем , что математика и шахматы мои любимые увлечения, которые приносят мне удовольствие.

Шахматы относятся к спорту, а спорт- значит стремиться к вершинам, тренировать ум и быть терпеливым, анализировать свои ошибки и признавать их. Математика в свою очередь помогает играть и выигрывать.

С каждой игрой чувствую уверенность в том, что я делаю, интерес к тому, что я еще не знаю. Я только начинающий игрок, но у меня уже имеются грамоты . Моей целью можно назвать стремление к познанию в мире шахмат .

«Общее у науки и шахмат то, что оба занятия требуют дисциплинированности и последовательности в достижении поставленной цели» (М. Эйве)

«Общее у науки и шахмат то, что оба занятия требуют дисциплинированности и последовательности в достижении поставленной цели» (М. Эйве)

Мои достижения

Мои достижения

Используемая литература Б.Туров «13 шахматных королей» Энциклопедия «Шахматы» Гик Е. Я. «Шахматы и математика» Материал из интернета Энциклопедический словарь «Шахматы»

Используемая литература

Б.Туров «13 шахматных королей»

Энциклопедия «Шахматы»

Гик Е. Я. «Шахматы и математика»

Материал из интернета

Энциклопедический словарь «Шахматы»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!