СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Секрет успеха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа "Секрет успеха" представляет собой результат детельности научного общества "Эврика" и отвечает требованиям, предъявляемым к выполнению исследовательских работ учащимися. 

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Секрет успеха"»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

Секция: психология, социология







Тема работы:
«СЕКРЕТ УСПЕХА»











Автор:

Научный руководитель: Котаева Светлана Николаевна

Место выполнения работы: г. Белгород,

МБОУ СОШ № 18













2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое исследование социального интеллекта в психологии.……………………………………………….………….....................6

1.1. Социальный интеллект в исследованиях зарубежных и отечественных психологов ………..................................................................................................6

1.2 Особенности коммуникативной сферы подростков………………..……..9

1.3. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта и других сторон жизни подростков…………………………..........................................................13

Глава 2. Эмпирическое исследование развития социального интеллекта и уровня успешности в группе сверстников………………………………………….………………..………….17

2.1 Организация и методы исследования…………..………………………….17

2.1.2. Методика Дж. Морено «Социометрический тест»…………………….17

2.1.1. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»....18

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования………..20

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы …………………………………………..35

Приложение……………………………………………………………………..36







Введение

В современном мире многие процессы ускоряются с колоссальной скоростью. Информатизация мира науки и различных сфер жизнедеятельности набирает обороты с каждым днем. И лишь одно остается неизменным и незаменимым для любой сферы деятельности – важность степени умения грамотно общаться, конструктивно вести беседы, уметь слушать и достоверно понимать собеседника, правильно воспринимать чужие эмоции. Комплекс таких свойств в психологии получил название социального интеллекта.

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей).

Социальный интеллект является относительно «молодым» термином, использующимся в психологии. Более распространенным является употребление понятия интеллекта в общем смысле – как характеристики умственных способностей, логического, абстрактного и пространственного мышления. Однако при детальном изучении людей с высоким уровнем IQ было установлено, что далеко не у всех респондентов социальный интеллект развит в достаточной степени.

Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности. Психологическая культура рассматривается в аспекте компетентности в общении, интеллектуальной компетентности, ценностно-смысловых образований, самосознания, в контексте субъективного переживания времени жизни, генезиса психологической культуры. В то же время, особенности взаимосвязи между социальным интеллектом и коммуникативной компетентностью личности только в последние десятилетия становятся объектом исследований.

Актуальность данного исследования очень велика, ведь проблема качественного и конструктивного общения занимает особое место в современном мире, влияя на успешность учебной или профессиональной деятельности, личных и дружеских взаимоотношений.

Целью данной работы является изучение связи между особенностями сформированности социального интеллекта в подростковом возрасте и уровнем их успешности в группе сверстников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.

2. Подобрать методики для изучения уровня развития социального интеллекта и успешности в группе сверстников.

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение уровня сформированности социального интеллекта.

Объектом исследования является уровень сформированности социального интеллекта.

Предметом исследования является взаимосвязь уровня развития социального интеллекта у подростков и уровня успешности в коллективе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальный интеллект, являясь ключевым средством понимания других людей, определяет успех личности в группе сверстников и принятие её в коллективе.

Методики исследования:

1. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»

2. Методика Дж. Морено «Социометрический тест»

В рамках проведения тестирования был исследован уровень социального интеллекта и степень успешности в группе сверстников обучающихся 8 и 10 классов МБОУ СОШ № 18 г. Белгорода в количестве 23 человек. Выбор респондентов основан на следующих критериях: респонденты должны быть подростками, представлять собой коллектив и иметь разрешение от родителей (опекунов) на участие в психологическом тестировании и обработку персональных данных.



Глава 1. Проблема социального интеллекта в психологии

1.1. Понятие социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии

В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки. Указанная неоднозначность еще больше проявляется в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в психологии, которое  находится в процессе развития, уточнения, верификации.

Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". [6] В 1937 г. Г. Оллпорт описывал социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми [4]. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не оперирование понятиями. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Г. Айзенк указывал, что во многом трудности определения интеллекта вытекают из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепции интеллекта. В то же время он не противопоставляет  их. Биологический интеллект, по его мнению, – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным [1]. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (G). Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Дж. Гилфорд (1960), создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации, включая невербальный компонент. Факторно-аналитические исследования, которые проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации:

  • содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);

  • операции по обработке информации (умственные действия);

  • результаты обработки информации.

Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.

Впервые попытку определения социального интеллекта в отечественной психологии предложил Ю.Н. Емельянов, тесно связав его с понятием «социальная сензитивность». Он считал, что на основе интуиции у человека формируются индивидуальные «эвристики», которые человек использует для умозаключений и выводов относительно межличностного взаимодействия. Они обладают надежностью и достаточным прогностическим эффектом (1987). Автор под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует наличие сензитивности, эмпатия онтогенетически лежит в основе социального интеллекта. Социальный интеллект рассматривается здесь с позиций базовых характеристик, способствующих его формированию [2].

Таким образом, социальный интеллект – относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального «мышления, проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем интеллекта является достаточная социальная компетентность во всех её аспектах. Анализ истории изучения социального интеллекта свидетельствует о том, что социальный интеллект — достаточно сложное, неоднозначно трактуемое психологическое явление. Однако его характеристики отражены в имплицитных теориях, что позволяет утвердительно отвечать на вопрос о реальности существования феномена, обозначаемого как социальный интеллект. С одной стороны, отсутствие целостного подхода к пониманию социального интеллекта отражает его сложность, но одновременно открывает перед учеными и более широкие возможности в поиске путей исследования социального интеллекта, рассмотрения его различных аспектов и проявлений. К таким активно изучаемым характеристикам относятся социальная компетентность, социальная перцепция, понимание людей, социальная адаптация и адаптивность, построение жизненных стратегий и решение проблем бытия и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «социальный интеллект» широко изучалось в зарубежной и отечественной психологии и этот термин является относительно «молодым». В общем, социальный интеллект - система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации, включая невербальный компонент. Дж. Гилфорд и М. Саллеван являются создателями первой надежной методики диагностики социального интеллекта. Е.С. Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Саллевана для измерения социального интеллекта. [3]


1.2 Особенности коммуникативной сферы подростков

Согласно А. А. Реану границы подросткового возраста примерно определяются от 11 до 15 лет. Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и когнитивного развития. Ведь новообразования и трудности подросткового возраста не исчерпываются физиологией – меняются мышление, способности, интересы, познание себя, отношение к сверстникам, место в семье и место в обществе, ожидания окружающих, права и обязанности - и многое другое. [5]

Одной из главных составляющих видов деятельности подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в школе. Здесь, стремясь к индивидуализации и самореализации, подросток начинает демонстрировать определенные успехи в каких-либо узких видах деятельности, задумываясь о выборе профессии. Одновременно с этими процессами подросток выходит на новый уровень взаимодействия с обществом, расширяется круг его контактов, происходит стремительное развитие психических познавательных процессов, они становятся более сложными и устойчивыми одновременно, оттесняя учебные интересы с пьедестала первостепенной значимости. Другими словами, подросток начинает «ориентироваться на взрослую жизнь».

Некоторые психологи утверждают, что пик интеллектуального развития приходится именно на подростковый период становления личности.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек – 13–15 лет.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа – это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, – то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания. [5]

Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», – заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.

Таким образом, переходя из детского мира во взрослый, у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным становится для них общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Зачастую, социальный опыт, полученный в подростковом возрасте, остается «базовым» на всю жизнь, поэтому своевременная диагностика уровня сформированности социального интеллекта позволит выявить и скорректировать необходимые умения и навыки коммуникативной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11 до 14 – 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Причина психологических трудностей в подростковом периоде тесно связана с половым созреванием, а это означает неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

1.3. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта и других сторон жизни подростков

Социальный интеллект понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств [7].

Очевидно, что социальный интеллект учащихся, и подростков в том числе, способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.

Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием истины. Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в учебных программах.

Перемены в социальном интеллекте зависят от таких новообразований, как стремление к взрослости и стремление к идентичности, которые, в свою очередь, ведут к смене избирательности и смене ведущего вида деятельности. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия приобретают качественно иной характер. Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В прямой связи с этим в содержании социального интеллекта актуализируются аналитические способности. Так, подросток начинает сравнивать основания товарищеских и дружеских отношений, которые возникают среди взрослых и среди детей; он сосредоточивает внимание на сходстве и различиях эмоциональных выражений при одной и той же ситуации у детей и взрослых; он выделяет и классифицирует особые стили поведения и общения в среде взрослых. Подростки стремятся не столько вслушиваться, сколько «всматриваться» в человеческие отношения. Следовательно, происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению. Меняется и качество социального интеллекта. Он начинает работать по принципу дистилляции: из отношений выбирается то, что предлагается подростку как взрослому, а не как ребенку.

Качественно иным становится социальный интеллект, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Подростки, стремящиеся к взрослости, побуждаются использовать задатки социального интеллекта для решения более сложных проблем, чем младшие школьники. Если в младшем школьном возрасте прогнозирование ситуаций проходило в однолинейной схеме «если – то», то подростки начинают замечать, что в одних и тех же ситуациях следствия наступают различные, и во многих случаях прогнозируемые результаты обусловливаются возрастом участников ситуации и долгосрочной перспективой развития отношений. Возникает противоречие, снятие которого зависит от разрешающей способности социального интеллекта: прямолинейность или многообразие вариантов. Стремление к взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такая способность социального интеллекта, как способность проникать в социальные чувства и духовные ценности других людей. Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых. Они вникают в суть чувств, ранее им недоступных. Их начинают интересовать нюансы чувств.

Появляются гендерные различия в социальном интеллекте. У девочек-подростков развивается стремление к развитию взаимоотношений и привязанности, а у мальчиков – способность предвидеть и контролировать окружение. Коммуникативно-личностный потенциал больше развит у девочек. Они чаще лучше мальчиков описывают свои чувства, точнее определяют чувства других и выражают сопереживание. Девочки-подростки демонстрируют большую коммуникативную совместимость и успешность в общении. Мальчики-подростки лучше владеют своими чувствами и способны контролировать собственные эмоциональные состояния.

Ощущая себя взрослыми, подростки становятся более чуткими к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих.

Исследования, которые провела А.Л. Южанинова, а также ряд других ученых, выявили, что социальный интеллект слабо связан с оценками общего интеллекта. Все эти данные позволяют говорить о правомерности выделения социального интеллекта в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности. Умение взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью – компонент социального интеллекта. Очевидно, что завышение самооценки действительно связано с неспособностью ориентироваться в социальном окружении [8]. Значит, социальный интеллект и самооценка могут быть взаимосвязаны между собой. По мере достижения идентичности, т.е. самосознания того, кем подросток является, к чему стремиться в жизни и какое место занимает в обществе, у подростка происходит гармонизация структуры социального интеллекта. А самооценочные суждения молодых людей определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, характер которых зависит от уровня социального интеллекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный интеллект учащихся, и подростков в том числе, способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности. Ощущая себя взрослыми, подростки становятся более чуткими к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих, что и является одной из сторон проявления развитости социального интеллекта.



Глава 2. Эмпирическое исследование развития социального интеллекта и уровня успешности в группе сверстников

2.1 Организация и методы исследования

Как уже упоминалось ранее, уровень развития социального интеллекта влияет на многие категории личности человека. В подростковом возрасте особое значение имеет самоутверждение в группе сверстников, успешная реализация своих интересов. Поэтому в данной работе было проведено исследование уровня развития социального интеллекта, уровня успешности учащихся в классе, чтобы проследить, что между этими свойствами действительно есть взаимосвязь.

В рамках проведения тестирования был исследован уровень социального интеллекта обучающихся 8 «А» и 10 «А» классов МБОУ СОШ № 18 г. Белгорода. Для решения экспериментальных задач был использован методический инструментарий:

2.1.1. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»

В отличие от других тестов измерения интеллекта, данная методика выявляет способность к межличностному познанию.

Методика имеет следующие достоинства:

1) наличие стандартных нормативов;

2) высокие психометрические характеристики (надежность, валидность);

3) широкая сфера применения;

4) возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с девяти лет.

Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения. Успешность выполнения теста не зависит от пола обследуемого. Уровень образования положительно влияет на результаты. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено. Описание методики приведено в приложении 1.



2.1.2. Методика Дж. Морено «Социометрический тест»

Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а)  измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б)  выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в)  обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впос­ледствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Социометрическая методика проводится групповым ме­тодом, ее проведение не требует больших временных затрат (10-15 мин).

Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, ручка.

Подготовка исследования. Обследованию может подверг­нуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследова­ние, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометричес­кого выбора. По содержанию критерии могут быть формальными и нефор­мальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-­личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования. Перед началом опроса проводится инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, под­черкнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступать непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фа­милию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.

2.2 Интерпретация и анализ полученных результатов

1. Результаты измерения уровня развития социального интеллекта и успешности в группе старших подростков.

В рамках проведения исследования было проведено тестирование 10 учащихся 10 «А» класса.

Результаты обработки тестирования по методике Дж. Гилфордаи М. Саллевана учащихся 10 «А» класса (оценочные характеристики субтестов приведены в баллах) представлены в таблице 1.

Табл.1Результаты тестирования по методике Дж. Гилфорда и М. Саллевана, учащиеся 10 «А» класса (в баллах)

№ п/п

Фамилия, имя респондента

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

Сумма

Композитная оценка (в стенах)

1

Респондент 1

3

3

2

2

10

1

2

Респондент 2

3

4

3

2

12

1

3

Респондент 3

4

3

3

3

13

2

4

Респондент 4

3

3

3

3

12

1

5

Респондент 5

3

3

3

2

11

1

6

Респондент 6

3

3

3

2

11

1

7

Респондент 7

3

2

3

3

10

1

8

Респондент 8

2

3

2

2

9

1

9

Респондент 9

2

2

3

2

9

1

10

Респондент 10

3

2

3

2

10

1


Стоит отметить, что композиционная оценка, приведенная в стандартных значениях, применяется для лиц, старше 18 лет, а респонденты 10 «А» класса находятся в возрастном диапазоне 16-17 лет. В связи с этим при интерпретации результатов предлагаю полагаться на сумму баллов всех субтестов и рассматривать их в рамках изучаемого коллектива.

Анализ результатов тестирования приведен в таблице 2:

Таблица 2. Анализ результатов тестирования по методике Дж. Гилфорда и М. Саллевана, учащиеся 10 «А» класса, в %

Результаты тестирования

Низкие способности к пониманию поведения (%)

Способности к познанию поведения ниже среднего(%)

Средние способности к познанию поведения(%)

Способности к познанию поведения выше среднего(%)

Высокие способности к познанию поведения(%)

Субтест 1(выявление умения предвидеть последствия поведения)

-

20

70

10

-

Субтест 2(анализ умения правильно понимать и интерпретировать невербальное поведение)

-

30

60

10

-

Субтест 3(умение разбираться в речевой экспрессии)

-

20

80

-

-

Субтест 4 (выявление способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике)

-

70

30

-

-


В целом, можно сделать вывод, что сформированность социального интеллекта в рамках изучаемого коллектива относительно однородна. Результаты субтеста № 4 не должны вызывать сомнений в правильности, т. к. субтест № 4 имеет самый высокий уровень сложности даже для взрослой категории испытуемых, не говоря о подростках.

Результаты социометрического тестирования учащихся 10 «А» класса показали, что в данном классном коллективе отсутствуют изолированные учащиеся (т.е. те, которые по результатам опроса не получили ни одного выбора). К пренебрегаемым относят тех, кто набрал количество выборов, ниже среднего показателя – Респондент 8,Респондент 5,Респондент 9. Предпочитаемые участники коллектива – Респондент 1, Респондент 7,Респондент 3 и Респондент 10 (получили количество выборов выше среднего). Лидерами среди учащихся были определены те, кто получил максимальное количество выборов – Респондент 2 и Респондент 4. Для графического отображения зависимости между уровнем развития социального интеллекта и степенью успешности в классе была составлена гистограмма (рис.1):

Рисунок 1. Сопоставление уровня развития социального интеллекта и успешности в группе сверстников учащихся 10 «А» класса.

И эти данные гармонично согласуются с уровнем успешности в коллективе, что подтверждается данными корреляционного анализа:

Таблица 3. Корреляционный анализ зависимость уровня сформированности социального интеллекта и успешностью в группе сверстников





Социальныйинтеллект

Успешностьвгруппе

роСпирмена

Социальныйинтеллект

Коэффициент корреляции

1,000

,694*

Знч. (2-сторон)

.

,026

N

10

10

Успешностьвгруппе

Коэффициент корреляции

,694*

1,000

Знч. (2-сторон)

,026

.

N

10

10

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторонняя).

Т. к. коэффициент корреляции имеет положительное значение, то можно говорить о прямой связи между уровнем развития социального интеллекта и успешностью в группе. То, что корреляция значима на уровне 0,05 позволяет сделать вывод о высокой статистической достоверности.

Таким образом, учащиеся с более развитым социальным интеллектом имеют более высокую значимость и степень успешности в классе.

Анализ успеваемости учащихся 10 «А» класса показал следующие результаты, которые приведены в таблице 4:

Таблица 4.Анализ результатов успеваемости учащихся 10 «А» класса

Nп/п

Фамилия, имя учащегося

Средний балл по результатам первого полугодия 2015-2016 учебного года

1

Респондент 1

3,7

2

Респондент 2

4,7

3

Респондент 3

4,8

4

Респондент 4

4,4

5

Респондент 5

3,4

6

Респондент 6

3,9

7

Респондент 7

3,2

8

Респондент 8

4,2

9

Респондент 9

3,1

10

Респондент 10

4,4

Соотношение уровня социального интеллекта и результатов успеваемости учащихся 10 «А» класса представлены на рисунке 2:

Рисунок 2. Сопоставление уровня развития социального интеллекта и успеваемости учащихся 10 «А» класса.

Как видно из полученной гистограммы, уровень сформированности социального интеллекта пропорционально коррелируется с успеваемостью учащихся в данном классе, что подтверждается корреляционным анализом:

Таблица 5.Корреляционный анализ зависимости уровня сформированности социального интеллекта и успеваемостью

Корреляции




Социальныйинтеллект

Успеваемость

роСпирмена

Социальныйинтеллект

Коэффициент корреляции

1,000

,674*

Знч. (2-сторон)

.

,033

N

10

10

Успеваемость

Коэффициент корреляции

,674*

1,000

Знч. (2-сторон)

,033

.

N

10

10

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторонняя).


Т. к. коэффициент корреляции имеет положительное значение, то можно говорить о прямой связи между уровнем развития социального интеллекта и успешностью в группе. Связь между уровнем сформированности социального интеллекта и успеваемостью учащихся 10 «А» класса имеет высокую статистическую значимость, а значит, является в данном случае достоверной.


2. Изучение уровня развития социального интеллекта и успешности в группе сверстников учащихся 8 «А» класса.

В рамках проведения было протестировано 13 учащихся.

Результаты обработки тестирования по методике Дж. Гилфорда и М. Саллевана учащихся 8 «А» класса (оценочные характеристики субтестов приведены в баллах) представлены в таблице 6.

Таблица 6.Результаты тестирования по методике Дж. Гилфорда и М. Саллевана, учащиеся 8 «А» класса (в баллах)

№ п/п

Фамилия, имя респондента

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

Сумма

Композитная оценка (в стенах)

1

Респондент 11

3

1

1

1

6

1

2

Респондент 12

3

3

2

3

11

1

3

Респондент 13

2

2

2

3

9

1

4

Респондент 14

3

2

2

2

9

1

5

Респондент 15

2

2

2

2

8

1

6

Респондент 16

3

3

2

2

10

1

7

Респондент 17

2

3

2

2

9

1

8

Респондент 18

3

4

1

3

11

1

9

Респондент 19

2

3

1

2

8

1

10

Респондент 20

3

2

1

3

9

1

11

Респондент 21

2

4

3

3

12

1

12

Респондент 22

3

3

2

3

11

1

13

Респондент 23

4

3

2

3

12

1


Таблица 7. «Анализ результатов тестирования по методике Дж. Гилфорда и М. Саллевана, учащиеся 8 «А» класса, в %»

Результаты тестирования

Низкие способности к пониманию поведения (%)

Способности к познанию поведения ниже среднего(%)

Средние способности к познанию поведения(%)

Способности к познанию поведения выше среднего(%)

Высокие способности к познанию поведения(%)

Субтест 1 (выявление умения предвидеть последствия поведения)

-

38,5

53,8

7,7

-

Субтест 2 (анализ умения правильно понимать и интерпретировать невербальное поведение)

7,7

30,8

46,2

15,3

-

Субтест 3 (умение разбираться в речевой экспрессии)

30,8

61,5

7,7

-

-

Субтест 4 (выявление способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике)

7,7

38,5

53,8

-

-

Изучаемый классный коллектив имеет существенные отличия в сравнении с предыдущим коллективом 10 «А» класса. Во-первых, это просматривается при работе с классом – наблюдается разделение учащихся на группы, неравномерное отношение участников коллектива друг к другу, наличие явных лидеров и явно избегаемых учащихся. Во-вторых, «разрозненность» классного коллектива в аспекте сформированности социального интеллекта, а, значит, способности конструктивно общаться, можно пронаблюдать при анализе полученных данных.

Результаты социометрического тестирования учащихся 8 «А» класса показали, что в данном классном коллективе есть изолированные учащиеся (т. е. те, которые по результатам опроса не получили ни одного выбора) – Респондент 11 и Респондент 16 (на практике это подтверждается – к учащимся в классе относятся игнорирующе, возможно по причине семейного статуса семей). К пренебрегаемым относят тех, кто набрал количество выборов, ниже среднего показателя – Респондент 19, Респондент 14, Респондент 15, Респондент 13. Предпочитаемые участники коллектива – Респондент 22, Респондент 17(получили количество выборов выше среднего). Лидерами среди учащихся были определены те, кто получил максимальное количество выборов – Респондент 12, Респондент 21, .

Для графического отображения зависимости между уровнем развития социального интеллекта и степенью успешности в классе была составлена гистограмма (рис.3):

Рисунок 3. Сопоставление уровня развития социального интеллекта и успешности в группе сверстников учащихся 8 «А» класса.

Для анализа достоверности полученных результатов обратимся к данным корреляционного анализа:

Таблица 8. Корреляционный анализ зависимость уровня сформированности социального интеллекта и успешностью в группе сверстников





Социальныйинтеллект

Успешностьвгруппе

роСпирмена

Социальныйинтеллект

Коэффициент корреляции

1,000

,808**

Знч. (2-сторон)

.

,001

N

13

13

Успешностьвгруппе

Коэффициент корреляции

,808**

1,000

Знч. (2-сторон)

,001

.

N

13

13

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (1-сторонняя).

Т. к. коэффициент корреляции имеет положительное значение, то можно говорить о прямой связи между уровнем развития социального интеллекта и успешностью в группе. Связь между уровнем сформированности социального интеллекта и успешностью учащихся 8 «А» класса в коллективе значима на уровне 0,01, а значит не является абсолютно достоверной..

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта имеют более высокую значимость и степень успешности в классе. Однако нельзя не заметить, что на уровень успешности в коллективе могут влиять и другие факторы – возможно, социальный статус семьи, интересы отдельных учащихся, вредные привычки и т. д.

Анализ успеваемости учащихся 8 «А» класса показал следующие результаты:

Таблица 9.Анализ результатов успеваемости учащихся 8 «А» класса

Nп/п

Фамилия, имя учащегося

Средний балл по результатам первого полугодия 2015-2016 учебного года

1

Респондент 11

3,1

2

Респондент 12

5

3

Респондент 13

3,8

4

Респондент 14

3,9

5

Респондент 15

3,2

6

Респондент 16

3,8

7

Респондент 17

3,9

8

Респондент 18

4,2

9

Респондент 19

3,6

10

Респондент 20

3,6

11

Респондент 21

4,8

12

Респондент 22

3,2

13

Респондент 23

5


Соотношение уровня социального интеллекта и результатов успеваемости учащихся 8 «А» класса представлены на рисунке 4:


Рисунок 4. Сопоставление уровня развития социального интеллекта и успеваемости учащихся 8 «А» класса.


Для анализа достоверности полученных результатов обратимся к данным корреляционного анализа, приведенным в таблице 10.

Таблица 10. Корреляционный анализ зависимость уровня сформированности социального интеллекта и успеваемостью.

Корреляции




Социальныйинтеллект

Успеваемость

роСпирмена

Социальныйинтеллект

Коэффициент корреляции

1,000

,743**

Знч. (2-сторон)

.

,004

N

13

13

Успеваемость

Коэффициент корреляции

,743**

1,000

Знч. (2-сторон)

,004

.

N

13

13

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (1-сторонняя).


Т. к. коэффициент корреляции имеет положительное значение, то можно говорить о прямой связи между уровнем развития социального интеллекта и успешностью в группе. Корреляция между уровнем сформированности социального интеллекта и успеваемостью учащихся 8 «А» класса значима на уровне 0,01, а значит является не настолько достоверной, какв случае корреляции в 10 «А» классе.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

  1. Социальный интеллект имеет прямую корреляцию с успешностью подростков в группе сверстников. Но необходимо обратить внимание на то, что успешность в группе сверстников определяется достаточно большим количеством факторов, которые могут не влиять на социальный интеллект и уровень его сформированность, поэтому его нужно рассматривать как один из ведущих факторов, определяющих успех в коллективе.

  2. Социальный интеллект может иметь прямую корреляцию с успеваемостью учащихся, т. к. определяет способность излагать свои мысли, анализировать поведение и события, предполагать последствия каких-либо явлений. А умения такого рода широко используются в рамках обучения. Однако хорошо развитый социальный интеллект не является гарантом высокой успеваемости, если у ребенка отсутствует мотивация к учению – он может быть «душой компании», но успеваемость будет оставлять желать лучшего.

  3. Для полноценного анализа уровня сформированности социального интеллекта как фактора успешности в группе сверстников недостаточно проанализировать мнение окружающих членов коллектива. Необходимо учитывать личное отношение респондента к коллективу и его индивидуально-психологические характеристики (например, интроверсию-экстраверсию).



Заключение

В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной.

Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". В 1937 г. Г. Оллпорт описывал социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях.

Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.

Социальный интеллект – глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.

Социальный интеллект понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств.

Очевидно, что социальный интеллект учащихся, и подростков в том числе, способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.

Качественно иным становится социальный интеллект, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Подростки, стремящиеся к взрослости, побуждаются использовать задатки социального интеллекта для решения более сложных проблем, чем младшие школьники.

Социальный интеллект учащихся, и подростков в том числе, способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.

Теоретическое и эмпирическое исследование, проведенное по проблеме влияния социального интеллекта на уровень успешности в группе сверстников, что данная тема изучалась и изучается довольно пристально как отечественными, так и зарубежными учеными. Существуют различные теории, объясняющие природу социального интеллекта и предлагающие концепции его развития. На мой взгляд, особенно актуальной является проблема развития социального интеллекта в подростковом возрасте, т. к. данный возрастной период характеризуется тем, что очень значимым в нем является общение со сверстниками, самоутверждение,формирование самооценки и самосознания. В условиях современной информатизации и доступности Интернет-ресурсов подростки (зачастую и взрослые) оказываются «в плену» и социальных сетей, что губительно сказывается на реальном общении. Социальный интеллект определяет успешность личности во многих аспектах, в том числе и в группе сверстников, поэтому его формирование и развитие заслуживает пристального внимания.

Результаты исследования говорят о том, что социальный интеллект может быть сформирован по-разному в одной возрастной группе и определенно оказывает влияния на принятие личности членами коллектива, степень успешность деятельности.

Применив соответствующие методики в ходе данного исследования, можно сделать вывод о том, что социальный интеллект имеет прямую корреляцию с успешностью подростков в группе сверстников. Но необходимо обратить внимание на то, что успешность в группе сверстников определяется достаточно большим количеством факторов, которые могут не влиять на социальный интеллект и уровень его сформированность, поэтому его нужно рассматривать как один из ведущих факторов, определяющих успех в коллективе.

Социальный интеллект может иметь прямую корреляцию с успеваемостью учащихся, т. к. определяет способность излагать свои мысли, анализировать поведение и события, предполагать последствия каких-либо явлений. А умения такого рода широко используются в рамках обучения. Однако хорошо развитый социальный интеллект не является гарантом высокой успеваемости, если у ребенка отсутствует мотивация к учению – он может быть «душой компании», но успеваемость будет оставлять желать лучшего.

Для полноценного анализа уровня сформированности социального интеллекта как фактора успешности в группе сверстников недостаточно проанализировать мнение окружающих членов коллектива. Необходимо учитывать личное отношение респондента к коллективу и его индивидуально-психологические характеристики (например, интроверсию-экстраверсию).

Таким образом, гипотеза о том, что социальный интеллект, являясь ключевым средством понимания других людей, определяет успех личности в группе сверстников и принятие её в коллективе большей частью подтвердилась, но требует дополнительного уточнения с учетом личностных психологических свойства и личного отношения к коллективу.



Список использованной литературы

  1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-131

  2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

  3. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына // Теорети­ чески е и прикладные вопросы психологии / под ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995

  4. Оллпорт Г.В. - Личность в психологии КСП+, Ювента, Год: 1998, Страниц: 345

  5. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Изд. АСТ. Год: 2015

  6. Торндайк Э. Л., Природа человека в социальных отношениях / «Humannature and the social order» , М.: АСТ-ЛТД 1998 г.;

  7. Социальный интеллект: теория, измерение, ис­следование / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушако­ва. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004.-270 с

  8. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности /А.Л. Южанинова // В сб.: «Проблемы оценивания в психологии» / Саратов, издательство Саратовского университета, 1984.



Приложение.



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!