СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа “Ты и твое имя”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа "Ты и твое имя"

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа “Ты и твое имя”»

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Невежкино им.Ф.А.Ежкова в с. Корсаевка , Белинского района Пензенской области





Научно-практическая конференция школьников

«Старт в науку»









«Ты и твоё имя»

Исследовательская работа .




Выполнила : Аляпкина Анастасия ученица 8 класса Филиала Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Невежкино им.Ф.А.Ежкова в с. Корсаевка Белинского района Пензенской области

Руководитель: учитель Фрей Н.Г.







с. Корсаевка, 2022

Содержание.

Введение………………………………………………………. 3 - 4

1.Пояснительная записка………………………………….. .4 - 5

1.1. Область исследования, объект исследования …………. .4

1.2. Актуальность темы ……………………………………… .4

1.3. Формулировка цели и задач исследования …………… . .4 - 5

1.4. Этапы исследования. Методы исследования …………… 5

2. Теоретические исследования ……………………………. 5 – 9

2.1. Из истории собственного имени ……………………… .. .5 – 6

2.2. Отличие имени от прозвища …………………………… 6 – 7

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления …………. 7 – 9

3. Практические исследования …………………………….. 9 – 11

3.1. Проведение анкетирования с целью …………………….. 9 – 11

- выявления наличия прозвищ школьников:

- выявления времени и причин появления прозвищ;

- выявления отношения школьников к прозвищам.

4. Психолог о прозвищах ……………………………………. 12

4.1. Как влияют прозвища на детей? ………………………….12

4.2. Советы психолога ………………………………………… 12 - 13

5. Вывод ……………………………………………………….. 13 – 14

6. Список используемой литературы ……………………... 15







Введение.

«Дай людям только заметить, что слова

ранят

тебя. И тебе никогда не избавиться от

насмешек, а если к тебе прилепили кличку,

прими ее и сделай своим собственным

именем. Тогда они больше не сумеют больше

ранить тебя.»

Джордж Р.Р.Мартин


-

Личные имена на всем протяжении существования человечества на Земле имели все люди, однако далеко не каждому из нас известно, откуда взялось его имя. Личное имя — это особое слово, данное человеку с самого рождения для того, чтобы выделять его среди других людей, для того, чтобы к нему обращаться, а также, называя имя человека, говорить о нем с другими. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Многие древнерусские имена, каким – нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Прозвища - это имёна собственные, которые до сих пор не привлекали внимание учёных - лингвистов, так как на уроках русского языка на изучение имён собственных отводится всего один час. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Некоторым людям прозвища сопутствуют всю жизнь: со школы до старости, то есть прозвища - это второе личное имя человека, но даётся оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, удостоверении личности.

Прозвища - своеобразная виза в жизни: в детском садике, школе, на работе. Кроме имени в свидетельстве, зафиксированном при рождении, большинство детей имеют второе имя, прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать носителя определённого наименования.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, Но совсем не исследованы причины возникновения прозвищ.

    Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде и являются причиной раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Ты и твоё имя».
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования – имена собственные, как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
База исследования – учащиеся 1-9 классов.

1.2. Актуальность:
-  прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-  исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
1.3. Цель исследования.
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 1-9 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
Гипотеза.
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Задачи:

  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  • провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ;

  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

  • составить картотеку школьных прозвищ;

  • проанализировать отношение школьников к прозвищам;

  • подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.

1.4. Этапы исследования.
Декабрь – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.
Январь – проведение анкетирования, обработка результатов.
Февраль – написание научно-исследовательской работы.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Теоретические исследования
2.1. Из истории собственного имени
          Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому они могут служить источником информации о состоянии общества в тот или иной исторический период. Но личное имя, прежде всего, является неотъемлемой частью жизни человека, а потому каждый должен знать историю его происхождения и относиться к нему с должным почтением, как к своим историческим корням. «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»,- так писал о русском языке великий писатель .  Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя.
            Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.
            Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?
2.2. Отличие имени от прозвищ.
           Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

       В Древней Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, Балагур, Светлана, Чернава. Были имена, отражавшие порядок появления детей. Например, Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк. Отдельные имена, характеризовали время рождения ребенка ( Зима, Вешняк), явления природы ( Метелица), христианские праздники ( Постник, Мясоед). Другие имена отражали какие - либо особенности новорожденных: Пискун, Прыгунок. После крещения Руси в Х веке на Русь попали византийские имена, заимствованные от древнегреческих и древнеримских, подчеркивающих в людях моральное и физическое достоинство. Греческие имена: Андрей – « мужественный», Софья - «мудрая». Римские имена: Виктор - « победитель», Валерий – « здоровый». По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения ребенка. Считается, что каждый человек имеет своего ангела - хранителя, который оберегает человека с первого дня рождения. Поэтому в христианских странах первым главным обрядом было крещение. Среди разнообразия имен всегда были любимые и нелюбимые имена. В русских сказках Иван - всегда положительный герой. В царском доме Романовых регулярно повторялись такие имена, как Александр, Николай, Мария. У монахов: Варлаам, Досифей, Фотий. В крестьянской среде: Гаврила, Емельян, Матрена. Группа купеческих имен: Тит, Гордей, Фома, Фрол.

Наряду с именами были распространены прозвища. Прозвище – неофициальное имя человека. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
2.3.Особенности прозвищ как языкового явления.
            Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.  Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких  людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
            Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). В работе лингвиста  К. Н. Давыдовой прозвища делятся на три группы:
1) прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом;
2)  прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища»; 
3)  прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища».
             Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ:
1. По внешнему признаку.
2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения.
3. По линии внутренних качеств.
4. По особенностям речи.
5. По месту прежнего местожительства.
6. По прозвищу кого-либо из родственников. 
            Есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
            Как правило, прозвище появляется у человека школьного возраста.  Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища, например, Плакса, Мелкий, Серый.  Функции, которые они выполняют при этом:
- выдвижение  лидеров микросообщества,
- выделение из группы отвергнутых людей,
- различение детей с одинаковыми именами,
- подчеркивание преемственности по родовой линии,
- поддразнивание и унижение,
- проявление симпатии.
3. Практические исследования
3.1.  Школьники 1- 9 классов отвечали на вопросы анкеты с целью выявления наличия прозвищ:
1. Фамилия. Имя. Отчество. Класс
2. Есть ли у вас прозвище? Назовите его.
3. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) Кто дал вам прозвище?
4. В связи с чем оно у вас появилось?
а) образовалось от фамилии;
б) образовалось от имени;
в) дано по поведению;
г) дано по внешности;
д) дано по поступку.
5. Менялось ли у вас прозвище?
6. Считаете ли вы его обидным?
7. Употребляете ли вы прозвища?
а) никогда не употребляю, так как для этого есть имя;
б) употребляю, если  только человек  не против;
в)  употребляю, даже если это не нравится человеку;
г) мне все равно, никогда не задумывался над этим. 
8. Закончите предложение "Я считаю, что прозвище это -…"
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени;
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются;
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании);                            
г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание.
9. Нужны ли прозвища?
            По итогам проведенного анкетирования  была составлена картотека школьных прозвищ (приложение №1)  и  выявлены следующие результаты:





Анализируя результаты анкеты,  мы выявили, что, если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ   дается   школьникам от их фамилий и имен. Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка, по роду занятий, по определенной принадлежности, от названия еды, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Хорек ( Хоренков), Мешок ( (Мешков ), Карась ( Карасев), Гаврош ( Гаврилин ), Цветок ( Света), Серый ( Сергей). На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: малой, длинноногая, дылда, жиртрест. Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: плакса, злюка, ботаник. Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении: cafe, Niki, Kenny, dj Mix
         Как правило, прозвища даются  ребятам в школе друзьями и одноклассниками.
          Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей – стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении школьников.
4. Психолог о прозвищах
4.1.  Как влияют прозвища на детей?

   По мнению психолога, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в детском возрасте, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и обмен прозвищами становится своеобразной игрой. Психолог М.В.Осорина пишет, что «обзывание, приклеивание прозвищ – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что в ней может претендовать. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга: ребята опытным путем приобретают много полезной информации о психологической дистанции, которую нужно учитывать в разных ситуациях. Дразнение – это форма вступления в контакт, и демонстрация себя: посмотреть, как ты будешь реагировать. Система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в рамках школьного детского сообщества. В целом система именования оказывает влияние в трех направлениях. Во-первых, она отмечает тех, кого отвергает детская душа. Во-вторых, она обозначает сплоченную группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам. И, в-третьих, имеет место процесс, посредством которого выдвигаются лидеры данного небольшого сообщества.

  Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план. По мнению психолога, прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.
4.2. Советы психолога

  • Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

  • Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам ненароком его оскорбил и теперь он тебе мстит за это?  Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

  • Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

  • И последнее: а не приходилось ли тебе самому  издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

5. Вывод.

В результате проведенной исследовательской работы я пришла к выводу, что прозвища – очень древнее и сложное явление в русском языке, различны их источники, по-разному складывались их судьбы. Способы образования прозвищ претерпели за тысячелетия незначительные изменения. А вот роль их постоянно меняется. В старину прозвища занимали важное место в официальном языке, но постепенно утратили его. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений. В общении между подростками, друзьями употребление прозвищ удобно и интересно. Некоторые прозвища способны побуждать к самообразованию и саморазвитию своих личностных качеств, поэтому искоренять привычку давать необидные, шуточные прозвища не надо, следует на их примерах прививать культуру общения. Конечно же, ни при каких условиях недопустимы прозвища-клички, грубые и жестокие, которые порождает безжалостная среда, где нет взаимного уважения, сердечной близости между людьми, а есть лишь стремление унизить, оскорбить. Такие прозвища-клички – симптом тяжёлой болезни бескультурья, с которым-то и надо бороться. Особо широко прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в научной литературе, и совсем не представлены в школьных учебниках русского языка. Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
6. Список используемой литературы
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии.

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!