Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области
«Мончегорский политехнический колледж»
(ГАПОУ МО «МонПК»)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
(УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ)
Популяризация культурного наследия саамского народа среди жителей Мурманской области (на примере студентов ГАПОУ МО «МонПК»)
| Выполнил (а): студент ГАПОУ МО «МонПК» I курса специальности 22.02.02 Металлургия цветных металлов Шелипов Алексей Александрович Научные руководители: Юдина Екатерина Викторовна, преподаватель ОГД Александрова Марина Анатольевна, преподаватель СЭД |
Мончегорск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СААМСКОГО НАРОДА 5
1.1. История саамских народов 5
1.2. Традиции саамов: верования, жилище и одежда 7
1.3. Саамские национальные праздники 9
2. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СААМСКОГО НАРОДА СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (на примере студентов ГАПОУ МО «МонПК») 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ВВЕДЕНИЕ
Российские саамы – коренной малочисленный народ Кольского Севера, самобытность которого обусловлена смешением различных племен, взаимодействием культур в течение долгого периода времени, а также особенностями Северной природы и традиционными видами деятельности. На духовный облик саамов хотя и наложило отпечаток распространение христианства, но не вытеснило языческие верования и не изменило внутреннее содержание их духовной культуры.
В нашей стране - на Кольском полуострове – осталось всего 2 тысячи представителей малочисленной народности, большая часть которых живет в селе Ловозеро. За пределами России – в Норвегии, Швеции и Финляндии – около 80 тысяч саамов. Такое резкое сокращение численности саамов можно объяснить политикой репрессий и принудительного переселения с исконных мест обитания в советский период.
Духовная культура саамов существует в разнообразных формах: это и древние обряды, и народное искусство, и праздники, и мифология, и фольклор. Интерес к ней возник давно. Например, в результате академических экспедиций, организованных еще в 1724 году Санкт-Петербургской академией наук, был собран большой этнографический и языковой материал.
На сегодняшний день в России (Мурманской области) саамский язык преподается только факультативно и в устной форме. Саамский язык в школе на Кольском полуострове изучают не более 30 человек. Не всегда ведется преподавание в дошкольных учреждениях, существуют определенные проблемы в вузовском преподавании языка. Все это не способствует передаче и поддержанию языковых знаний на должном уровне. Несмотря на то, что художественная литература на саамском языке издается регулярно, она остается не востребованной из-за недостаточного владения родным языком саамами.
Исходя из вышесказанного, в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и общностей Российской Федерации, президент В.В. Путин издал Указ о проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России1.
Цель проекта: популяризация истории, культуры и традиций саамского народа.
Задачи проекта:
- формирование знаний об истории саамского народа;
- ознакомление с их образом жизни, культурой и бытом;
- разработка сценария городского культурно-познавательного мероприятия «Культурное наследие саамского народа»;
- проведение мероприятия в форме игры между командами учебных заведений города Мончегорска.
Объект исследования: духовная культура саамов Мурманской области.
Предмет исследования: древние обряды, народное искусство, праздники, мифология, фольклор саамского народа.
Методы исследования:
- теоретический;
- анализ.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СААМСКОГО НАРОДА
История саамских народов
Саамы (лопари) – небольшой народ Севера Европы численностью около 31 тыс. человек. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,5 тыс. человек).
Самоназвание Кольских саамов – саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс, самек. Свое название "лопари" народ получил, по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия (Lappia) мы встречаем у Саксона Грамматика (конец XII в.), а в русских источниках термин лопъ появляется с конца XIV века. Впервые о лопарях Кольского полуострова под именем финнов упоминает скандинавский путешественник Оттар, который побывал на берегах Белого моря в IX веке.
В далеком прошлом и еще в XVI-XVII вв. предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии. Об этом свидетельствуют топонимика, а также новгородские писцовые книги, в которых упоминаются лопские погосты в Заонежье. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель.
Документы более позднего времени отмечают Кольских саамов, расселенными уже только в пределах Кольского полуострова. В конце XIX - начале XX века саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега - от Кандалакши до реки Пялицы, где преобладало русское население.
В конце XIII и в начале XIV века новгородцы полностью освоили Кольскую Лапландию. В дальнейшем, с XV века, с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому Великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Русского государства. С этого времени начинается христианизация лопарского населения. От 1526 года имеется летописное известие о крещении "дикой лопи" Кандалагской губы, где была поставлена церковь Рождества Ивана Предтечи.
Позже религиозная и миссионерская деятельность монастырей уступила место хозяйственной и торговой. Монастыри стали важными торговыми и хозяйственными центрами в крае. Вместе с поморскими купцами монастыри являлись главными потребителями продукции местных промыслов (оленеводства, пушного, рыболовного и морского) и эксплуататорами местного населения.
В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население Кольского полуострова состояло из ряда обществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьгского и другие), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост2.
У саамов в пережиточной форме сохранялся обычай общего распределения добычи, а также обычай взаимопомощи, браки предпочитали заключать между жителями разных погостов. Все промысловые угодья и охотничьи территории были разделены между погостами с правом наследственного владения.
В то же время у саамов в начале XX века наблюдалось в какой-то мере имущественное расслоение и социальное неравенство. Наемного труда как такового в саамском обществе не было, но малооленные саамы работали пастухами.
Саамы были широко втянуты в систему товарно-денежных отношений. А. Я. Ефименко описывает кабальную зависимость саамов от Кольских и поморских купцов, которые "захватили в свои руки снабжение лопарей предметами продовольствия, а также орудиями рыбной ловли, солью, порохом и всем необходимым. Взнос государственных податей и повинностей с лопарских обществ торговцы приняли на себя и в результате лопари превратились в неоплатных должников Кольских и поморских торговцев". Последние за ничтожную арендную плату пользовались лучшими местами рыбной ловли, за бесценок скупали продукцию рыбного и пушного промысла.
Раньше саамы не чувствовали надобности приручать оленей, так как их было всегда полным-полно в лесах, однако после прихода новых народов появилось понятие частного владения, и саамам пришлось поменять свой образ жизни и заняться оленеводством. Помимо смены устоя, новопоселенцы обложили саамов дополнительными налогами, окончательно закрепив свое влияние на территории Лапландии.
Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920 года. В 1927-1928 гг. сельсоветы Мурманского округа, расположенные в пределах обитания лопарей, были преобразованы в туземные саамские советы, действовавшие на основе "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 году. В середине 1930-х годов на основной территории расселения Кольских лопарей было выделено два национальных района - Саамский и Ловозерский, население которых состояло кроме лопарей из коми, ненцев и русских.
Кольские саамы в конце XIX-начале XX века жили не изолированно, а довольно тесно общались. Прежде всего, это были русские, карелы, финны (главным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах).
В последующие десятилетия XX века национальный состав Мурманской области становится еще более смешанным. Однако саамы не только не растворяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и свое этническое самосознание.
В 1920-1930 годы саамы подверглись советской массовой коллективизации. Данные меры советских властей практически искоренили саамские промыслы, поставив под угрозу всю саамскую экономику и жизненный уклад. Далее в 1930-1947 годы коренной народ Севера, как и весь остальной советский народ, подвергся Сталинским репрессиям, ставшими причиной сокращения мужского саамского населения на целых 10 %.
А в 1970-е годы в Мурманской области, по причине расширения промышленных предприятий и совхозов, были расселены 32 населенных пункта, в которых саамы составляли этническое большинство. Тем самым был окончательно разрушен традиционный ареал саамов, а вместе с тем и основной промысел этого народа — оленеводство.
В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе (в 1964 году он был объединен с Саамским).
Традиции саамов: верования, жилище и одежда
Чтобы жить в гармонии с природой, в мировоззрении саамов появились многочисленные духи, которым они поклонялись, приносили жертвы или просили благословения.
Для общения с духами у саамов были специальные люди — нойды, обладающие всеми необходимыми качествами, чтобы выполнять роль посредника. Нойду сочетали в себе дар жреца, знахаря и колдуна, они могли лечить страшные болезни, находить пропажу, а также повелевать ветрами. Про нойду ходили легенды далеко за пределами Лапландии. В настоящее время нойд осталось очень мало, но, тем не менее, они продолжают оберегать свой народ.3
У саамов наиболее важным и почитаемым верованием являлся промысловый культ. Они поклонялись духам-хозяевам охоты, рыболовства и оленеводства. Например, хозяину оленеводства – Мяндашу - саамы приносили в жертву кости оленей, чтобы летом северные олени находились под его защитой.
Традиционным религиозным верованием саамов был и культ.
Саамы совершали свои обряды у священных камней – Сейдов. В отличии от других народов севера, саамы почитали умерших – задабривая их: принося угощения, различные жертву, а также просили их об удаче на промысле. Сейдом мог быть пень, каменная конструкция (в том числе созданная человеком), и даже просто растущий на скале мох. Самый известный саамский сейд — как раз и является ничем иным как мхом. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.
Если углубляться в сам термин, то сейд — это дух, живущий в каком-то определенном месте. То есть это не сама коряга, камень, или скала, заросшая мхом, а непосредственно дух, живущий в этой самой коряге, камне или скале. Им приносились жертвоприношения.
Одной из главных саамских традиций по сей день является традиция задабривания морского божества, - Чазь-олма - перед ловлей рыбы. Саамы кидают в воду медную монетку, прося о хорошем улове, а задобренные духи благоволят им и одаривают преданный народ большим количеством крупной рыбы.
Жилищем саамов при перекочевках служил шалаш из жердей, крытый летом из мешковины, а зимой — из оленьих шкур — кувакса4 или чум5. Чум являлся большим шалашом, способным вмещать в себя две-три семьи, а маленьким являлся кувакса. Внутри жилища всегда было тепло и уютно, так как в его сердце всегда горел огонь.
Традиционной одеждой саамов являлась юпа (куфт) — рубашка прямого кроя из сукна. Мужчины (саамы) подвязывали рубаху поясом, вешая на него нож и амулеты. Они также носили рубашки яркого цвета из ситца, сочетая их с кожаными штанами. Женщины (саами) одевались чаще в сарафаны, нежели рубашки, и дополняли наряд передником. Зимой саамы утеплялись одеждой из оленьих шкур и суконных шапок, сделанных их женами с большой любовью. Обувались саамы в каньги, из меха или замши. А в холода использовали яры — высокие сапоги из оленьей шкуры.
Русские саамы и по сей день являются очень суеверным народом, они чтят своих духов и совершают только самые необходимые попытки изменить природу.
Саамские национальные праздники
6 февраля большой праздник коренного малочисленного народа Севера — Международный день саамов.
Этот праздник посвящен культуре и традициям саамов и отмечается в таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Российская Федерация.
Дата празднования Дня саамского народа выбрана в связи с тем, что 6 февраля 1917 года в Тронхейме (Норвегия) состоялось первое собрание саамов, на котором рассматривались вопросы объединения саамов северных стран (Швеция, Норвегия, Великое княжество Финляндское) и их сотрудничества через границы. Также в этот год были определены саамские национальные праздники. В последующие годы взаимодействие между саамами разных стран укреплялось. В 1956 году был создан Союз Саамов, который представлял интересы саамов северных стран. Ежегодно проводилась Саамская конференция с участие членов Союза.
В 1986 году на ней были утверждены официальные символы народа: национальные саамские флаг и гимн. В 1992 году на XV-й Саамской конференции, прошедшей в Хельсинки, было принято решение объявить дату первого съезда саамов 1917 года национальным днем саамов.
Список национальных праздников:
Медвежьи игрища. В старину у лопарей (саамов) существовал культ медведя, и особый, медвежий праздник, который затем забылся, оставшись в преданиях. Возрожден в декабре 1996-ого.
Районный Праздник Севера. В 1928 впервые были утроены оленьи бега, где участвовало 14 упряжек. В марте 1929 состоялись первые соревнования оленьих упряжек в Мурманске. В 1934 ловозерцы подхватили инициативу мурманчан и стали проводить районный Праздник Севера. Главное место отводится гонкам на оленьих упряжках, в которых участвуют и мужчины, и женщины. Дистанции 1600 и 3200 м.
День саамского слова. Проводится с 1989 в рамках Дней славянской письменности и культуры.
Фестиваль саамской музыки — проводится ежегодно с 1996 в Оленегорске.
Летние саамские игры (с 1996) — народное гулянье на озере Поповское. Проходят выступления саамских этнографических коллективов, проводятся соревнования по стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, гребле на лодках, саамский футбол с участием как мужских, так и женских команд.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СААМСКОГО НАРОДА СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (на примере студентов ГАПОУ МО «МонПК»)
Сохранение и развитие самобытной культуры коренных малочисленных народов Российской Федерации является одной из основных целей государственной национальной политики. Саамы включены в Единый перечень малочисленных народов Российской Федерации и имеют статус коренного малочисленного народа Мурманской области согласно ст. 21 Устава Мурманской области.
В стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года к одному из основных направлений относиться культурное и духовное развитие, обеспечение культурного разнообразия территории, которое не возможно без знаний о культурах этносов, населяющих Мурман.
2022 год Указом президента РФ признан годом культурного наследия народов России.
В данной работе предложен сценарий городского мероприятия, проводимого на базе ГАПОУ МО «Мончегорский политехнический колледж» при участии команд различных заведений города, в целях популяризации культурного наследия саамских народов, выполняя Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации года культурного наследия народов России» и для достижения студентами таких личностных результатов как: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа.
В рамках мероприятия предусмотрено 3 этапа:
1 этап «Своя игра» - проводится в форме викторины, где участники отвечают на вопросы различных уровней сложности в представленных категориях (приложение 1).
2 этап «Собери пазл». Команды на скорость собирают картинку и дают ответ на вопрос, что она символизирует (приложение 2).
3 этап «Мастер-класс». Участникам будет предложено своими руками создать сувенир в саамской тематике на память о мероприятии (приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 160 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции.
2022 год Указом президента объявлен Годом культурного наследия народов России, это основано на следующих соображениях: создание и существование многогранного общества невозможно без народных патриотических ценностей, которые его скрепляют; основой согласия и правовым полем для этого выступает уважение к религиозным и национальным ценностям; культурное и образовательное пространство в значительной мере определяется национальной принадлежностью и вниманием государства к их сохранению и обеспечению; всех этих целей невозможно достичь, если не проявлять к ним должного и постоянного внимания.
Интересная традиция посвящать год той или иной тематике продиктована необходимостью привлечь внимание к явлению или проблеме.
Изучив историю, традиции и национальные праздники саамов Кольского полуострова, в данной работе представлена разработка сценария городского культурно-познавательного мероприятия «Культурное наследие саамского народа» с целью популяризации саамских традиций среди молодежи Мурманской области, т.к. именно культурные и национальные традиции – то, что обеспечивает связь поколений. Есть достойные представители традиций, посвятившие жизнь их сохранению, люди, занятые этим на протяжении всей жизни. Для них это станет настоящим признанием важности, знаком уважения к национальному культурному наследию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Указ президента «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115
Саамы: культура, традиции и история. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://north4you.com/blog/saamy-narod-krajnego-severa
День саамского народа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.calend.ru/holidays/0/0/1270/
Сохраняя традиции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://родныеязыки.рф/?p=1983
Коренные малочисленные народы Севера. [Электронный ресурс] – Режим доступа:: https://govmurman.ru/region/saami/general_info/history/
«Жители окраинной земли»: Кольские саамы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:: https://goarctic.ru/society/zhiteli-okrainnoy-zemli-kolskie-saamy/
Саамы: культура, традиции и история. [Электронный ресурс] – Режим доступа:: https://north4you.com/blog/saamy-narod-krajnego-severa
Саамские национальные праздники. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%A1%D0%90%D0%90%D0%9C%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%9D%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%94%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%98
Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://saami.su/biblioteka/2-knigi/131-narodnye-yuridicheskie-obychai-loparej-korelov-i-samoedov-arkhangelskoj-gubernii.html
1 Указ президента №745 от 30 декабря 2021 года «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»:
2 СААМСКИЕ (ЛОПАРСКИЕ) ПОГОСТЫ, места поселений лопарей. В досоветское время лопари вели полукочевой образ жизни. Зимой они жили в зимних погостах (сийтах), которые считали своим постоянным местом жительства, а летом — в летних. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.
3 Нойда (нойд, кебун) — По одной версии саамских поверий, нойды считаются «хорошими» шаманами, которые помогают людям, в отличие от «плохих», гейду (ведьм), способных вредить людям. По другой версии, как раз нойды могут наносить вред людям, а гейду – не могут. Их силы ограничиваются лишь «творением чудес».
4 Кувакса — переносной шалаш, который использовался саамами как временное жилье при сезонных перекочевках.
5 Чум — Переносное жилище кочевников оленеводов в виде конического остова из шестов, покрытого оленьими шкурами (зимой), берестой или корой (летом)