Научно- исследовательская деятельность обучающихся под руководством преподавателя русского языка и литературы Каширской Т.Н. и “Инновационные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и литературы”
Тема: «Будущее нашей страны зависит от научного потенциала и уровня подготовки молодёжи»
В “Концепции модернизации российского образования” предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования.
На мой взгляд, персональный компьютер и является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.)
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности студентов на уроке)-все это позволяет включиться в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности обучающегося.
При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ,).
Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”).
У меня всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить наличием нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.
Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников. использую на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”). Провожу элективные курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Всё это позволяет добиться прекрасных результатов.
На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.
На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, при оформлении сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера учащиеся создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.
При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащихся, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.
В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов я в своей работе применяю стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии “Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2”, при проведении компьютерных уроков (5–11); программно-методический комплекс “Учебный тренажер. Централизованное тестирование” (11 класс); программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–11), а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске.
Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.
Провожу предметные «Недели русского языка и литературы»
6.Чествование самых активных студентов библиотеки
7.Круглый стол "Роль научно-исследовательской работы в развитии творческого и интеллектуального потенциала учащегося". (Исследовательские работы студентов)
1."И станет мир прекрасней от доброты людей".
2. «Роль литературы на нравственное воспитание»
И подведены итоги.
На заседании круглого стола «Роль научно-исследовательской работы в развитии творческого и интеллектуального потенциала обучающегося". (Исследовательские работы студентов) с докладами выступили
Коньшина Ирина «Роль литературы на нравственное воспитание» и
Маклакова Елена "И станет мир прекрасней от доброты людей".
Девушки поделились своими исследованиями и своей точкой в области литературы и докладах, донесли свою точку зрения на роль литературы на нравственное воспитание студентов и их восприятие художественной литературы среди молодежи. Доклады были обсуждены присутствующими. Присутствующие студенты высказывали свое мнение о доброте, милосердии, сострадании, приводили примеры из художественных произведений.
Будущее нашей страны зависит от научного потенциала и уровня подготовки молодёжи. И не случайно в последнее время наблюдается повышенный интерес общества и государства к наращиванию интеллектуального и творческого потенциала, созданию благоприятных условий для развития одаренных детей и молодёжи. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, которая может проявить не только высокую активность, но и умения, способности, творческий подход при принятии решений в нестандартных ситуациях. Поэтому одним из ключевых ориентиров совершенствования образовательно-воспитательной деятельности лицея, является работа над интеллектуально-творческим развитием личности учащихся.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/14/s_59e1c9b8865e7/711238_1.jpeg)
В техникуме уже на протяжении многих лет активно действует НОУ, в рамках которого осуществляют работу секции: физико-математическая, лингвистическая, эколого-биологическая, историко-краеведческая, художественно-эстетическая, художественно-прикладная. Основными направлениями работы НОУ техникума являются следующие:
1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных обучающихся в соответствии с их научными интересами, их индивидуальными потребностями, профессиональным самоопределением.
2. Обучение обучающихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи обучающимися в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований студентов.
5. Привлечение научных сил к руководству научными работами обучающихся.
6. Рецензирование научных работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров и олимпиад.
Поэтому, в целях обеспечения качественной работы с одаренными студентами необходимо разработка таких программ обучения, ориентированных на универсальное образование, междисциплинарный подход в обучении, построены на теоретической и исследовательской основе, максимально учитывать интересы одаренного студента, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса, предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации. Такие программы должны быть ориентированы на развитие самостоятельности обучающихся, их самопознания, самооценки. Реализация образовательных программ для одаренных студентов должна включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного подростка, а также специфики конкретного типа одаренности.