СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С благоговеньем прикасайся  К тому, чем ты вооружён,  Твори светло и упивайся  Безбрежным русским языком! 

"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим? Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово,  не зная его значения. Существует наука ЭТИМОЛОГИЯ, с которой нас познакомили ещё в 5 классе, и изучает она происхождение слов. Это очень интересно узнать, как появились слова! А ещё хочется говорить правильно, как учит нас наука «Орфоэпия». Совсем недавно меня заинтересовали некоторые выражения. Вот, например, когда мы приходим в поликлинику, там всегда очередь, и мы спрашиваем: «Кто последний?» Но некоторые спрашивают: «Кто крайний?» Мне это показалось странным. А как же правильно? А может быть существует два варианта,  и оба правильны? Пойти и просто спросить у учителя можно, но мне захотелось узнать историю этих выражений и самому дать ответ. Тем более, что я заметил, что существуют ещё и другие  выражения, требующие выбора одного, правильного. Например, некоторые учителя на уроках говорят нам: «Садитесь», а некоторые – «Присаживайтесь». Почему? Вроде как первое выражение  грубо звучит, мол, ответил, теперь можешь сидеть, а второе вроде как вежливо: «Присаживайся, ты молодец!» Тогда может быть надо говорить первое, если плохо ответил, и второе, если – отлично? Я задумался и решил узнать, как  же правильно говорить.

Поэтому цель моей работы: определить правильное употребление данных выражений: Садитесь или присаживайтесь, кто крайний или кто последний.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по русскому языку»

Научно – исследовательская работа по русскому языку ученика 6 класса МБОУ Салтановская СОШ Изотовой Ольги

 

"Учись говорить правильно"

 

Руководитель: Маточкина Инна Павловна

                        Содержание:

I.      Введение. Цель и задачи ------------------------------- 1-2 стр.

II.  Основная часть. Как правильно? ------------------- 3- 5 стр.

1.   Крайний или последний

2.   Результаты анкетирования

3.   Садитесь или присаживайтесь

4.   Результаты анкетирования

III.           Заключение. Вывод. ------------------------------------6 стр.

IV.           Список литературы.------------------------------------ 7 стр.

V.       Приложение ---------------------------------------------------

VI.            Электронное приложение. Презентация.

 

 

  I. Введение. Цель и задачи.

С благоговеньем прикасайся 
К тому, чем ты вооружён, 
Твори светло и упивайся 
Безбрежным русским языком! 

"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим?
Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово,  не зная его значения. Существует наука ЭТИМОЛОГИЯ, с которой нас познакомили ещё в 5 классе, и изучает она происхождение слов. Это очень интересно узнать, как появились слова! А ещё хочется говорить правильно, как учит нас наука «Орфоэпия». Совсем недавно меня заинтересовали некоторые выражения. Вот, например, когда мы приходим в поликлинику, там всегда очередь, и мы спрашиваем: «Кто последний?» Но некоторые спрашивают: «Кто крайний?» Мне это показалось странным. А как же правильно? А может быть существует два варианта,  и оба правильны? Пойти и просто спросить у учителя можно, но мне захотелось узнать историю этих выражений и самому дать ответ. Тем более, что я заметил, что существуют ещё и другие  выражения, требующие выбора одного, правильного. Например, некоторые учителя на уроках говорят нам: «Садитесь», а некоторые – «Присаживайтесь». Почему? Вроде как первое выражение  грубо звучит, мол, ответил, теперь можешь сидеть, а второе вроде как вежливо: «Присаживайся, ты молодец!» Тогда может быть надо говорить первое, если плохо ответил, и второе, если – отлично? Я задумался и решил узнать, как  же правильно говорить.

Поэтому цель моей работы: определить правильное употребление данных выражений: Садитесь или присаживайтесь, кто крайний или кто последний.

Задачи для себя поставил следующие:

1.     Просмотреть имеющийся материал в Интернете.

2.     Изучить статьи из книг:  Л.В.Успенского «Слово о словах», О.И.Северской «Говорим по – русски», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Большой словарь русского жаргона» В.М. Мокиенко и др.

3.     Провести анкетирование и устный опрос среди учителей,   родителей и других взрослых и среди детей

4.     Понаблюдать за употреблением этих выражений.

Методы исследования я взял:

·         Изучение материалов.

·         Интервьюирование  

·         Анкетирование

·         Личные наблюдения

II. Основная часть .

1.Последний или крайний?

Русский язык последнего десятилетия, говорят лингвисты, оказался под наплывом сразу нескольких «волн». Вот как об этом пишет О.Северская: «Ученые стонут: в речи не юного и вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать караул. Что в ней замешано? Молодежный сленг, “приколы” компьютерщиков, немного блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы – короче говоря, на любой вкус».

Лев Успенский говорит о том, что тысячи людей спрашивают в очереди: «Кто тут крайний?». А на самом деле это не может быть правильным, причина тут в том, что у слова «последний» есть негативное значение - низший в ряду подобных, самый незначительный из всех, очень плохой, последний негодяй, как последний дурак, ругать последними словами. Вот оказывается почему люди боятся назвать человека последним, чтобы избежать намёка именно на эти значения, которые нам объясняет Л.В. Успенский.

А вот С.И. Ожегов объясняет:

Последний: 1.Крайний в ряду чего-нибудь.

2.По времени находящийся в конце. 3.Самый новый, только что появившийся

Тем не менее, мы боимся говорить: Кто последний?  А ведь у слова  крайний, как доказывает Успенский, тоже есть негативное значение. Вспомните, как часто мы говорим, если не хотим что-то делать: «Я что крайний что ли?!» Здесь это слово в значении «человек, на которого свалили ответственность за что-то плохое». Но употребить крайний вместо последний наверное лучше.  Видимо, назвать человека «без вины виноватым» лучше, чем назвать «худшим».

  А вот в статье  В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается. Он утверждает, что называя человека крайним, вы обижаете его, т.к.  говорите не по – русски». ( В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка). А ещё вы человека тем самым отстраняете от очереди, уверяя его, что он на краю, т.е. в стороне от ряда и потому нарушает порядок.

   Избегают слова последний,  по статьям Интернета, люди, чьи профессии связаны с постоянным риском для жизни. Они боятся говорить последний полёт, последний месяц отпуска и т.д., но это, как утверждают лингвисты, - грубое нарушение норм русского языка. Раньше я как-то не обращал на это внимание, но когда я писал свою работу, я пообщался с одним из местных вертолётчиков, он и правда всегда говорит: «Вот в свой крайний полёт я …»

2. Результаты анкетирования.  (анкеты в приложении)

А давайте посмотрим, что ответили обыкновенные люди об употреблении этих выражений. Но сначала хочу сказать, что, зайдя в магазин и спросив «кто последний», я получил замечание от женщины из очереди.

А вот, как ответили учителя:  В анкете участвовало 20 учителей нашей школы. Они разделились ровно на две половины, одни ставили «да» за первое выражение, другие – за второе. Очень интересно, что многие учителя решили воспользоваться словарями и интернетом, а мне ведь нужна была реальная картина. 2 человека написали, что разницы нет, можно употреблять и то, и другое.

Ученики: Я предложил свою анкету ученикам разных классов, их было 30. Ответы меня удивили тем, что большинство  было за выражение: «Кто последний?». Ребята никуда не подсматривали: как использовали, так и отвечали. 6 человек ответили просто: не знаю.

Родители: 80% родителей ответили, что они употребляют выражение: Кто крайний? Для них это привычнее и проще. Некоторые совсем запутались, т.к. не помнят. Как надо. 4 человека так и ответили вопросом на вопрос: А какая разница?

 

3. Садитесь или присаживайтесь?

А теперь посмотрим на употребление слов «садитесь» и «присаживайтесь».

У Ожегова нет словарной статьи слова  - садиться, а  только слово сесть: (Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М, 2003г., стр. 714)

Сесть:  1.принять сидячее положение. 2. поместиться где- нибудь. 3.начать заниматься чем – либо(сесть за уроки). 4. опуститься с высоты. 5. Оказаться в заключении по приговору суда.( и ещё 5 значений).

 Этих значений нам достаточно, чтобы сделать вывод, почему говорят присаживайтесь вместо садитесь, опять же боятся обидеть человека, слово вызывает тюремные нотки. А ещё, я думаю, многие при этом вспоминают и часто употребляют знаменитую фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Сесть я всегда успею!»

Но посмотрим, что говорит Ожегов про слово присаживаться («Толковый словарь русского языка»  С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М, 2003г., стр. 598)

 

Присесть: 1. Согнув колени, опуститься. 2. Сесть на короткое время или в неудобной позе на время.. Тем более, что уже приставка при- обозначает неполноту действия,  т.е. (пусть не обижаются на меня наши учителя), но когда учитель  вежливо предлагает нам присаживаться, он тем самым  предлагает  нам выполнить гимнастическое  упражнение, согнуть колени. Либо сесть на короткое время и лучше бы скорее уйти, избавиться.

 Вот  Северская в своей статье про выражение «присаживайтесь»  говорит:

- Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго….. почему я должна присаживаться только, а не сесть поудобнее?

Она называет это «ложной вежливостью». Пытаясь быть вежливым, мы можем ещё больше обидеть человека.

4.Анкеты.

А что же наши анкеты?  Вот такой результат:

Все, и учителя и ученики ответили по – разному. Учителя 75% всё – таки говорят «садитесь», а вот ученикам (90%) хочется, чтобы им говорили «присаживайтесь».  10% учителей ответили обратное, а 5%  -  не знают, как правильно.

 

   III. Заключение. Вывод.

Таким образом, изучив статьи и высказывания разных лингвистов, я пришёл к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющими правилами русского языка и значением слов. Говорите всегда : «Садитесь!». А в очереди всегда спрашивайте: «Кто последний?» Теперь я могу всех убедить, как правильно говорить эти слова. Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости. Я рад, что взялся за эту работу, т.к. я проштудировал словарь Ожегова, прочитал замечательную книгу Успенского, немного из статьи о.Северской «Говорим по - русски» и самое главное- научился правильно говорить, не всё, конечно, а только эти выражения, но это только начало.

Я считаю, что мои исследования очень полезны для всех, кто хочет быть грамотными человеком, кто бережёт наш русский язык.



И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

 И.Бунин



      Список литературы:

Колесов В.В. «Культура речи». М., 2004г.

Кронгауз М. Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10.

 

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.  М., 2003г.

Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 256 с.

Успенский Л. В.Слово о словах, М., 1989г.

Успенский Л. В. Почему не иначе?, М., 1997г.

Вопросы культуры речи. Русский язык в школе. Методический журнал. №3,№4, 2011г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!