СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: "Словообразование и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ (на материале английского языка)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: "Словообразование и подготовка

к ОГЭ и ЕГЭ

 (на материале английского языка)"

Просмотр содержимого документа
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: "Словообразование и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ (на материале английского языка)"»


13


IV Поволжская

юношеская научно-исследовательская конференция

"Я - исследователь"



Город Нижнекамск

Республика Татарстан

Школа № 9

Класс 11

Секция "Языкознание"






НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: "Словообразование и подготовка

к ОГЭ и ЕГЭ

(на материале английского языка)"





Руководитель А.Б.Колонтаевская

учитель английского языка

_______

Учащийся Д. Халитова

_______











2016 год






Оглавление



Введение 3

Теоретическая часть.

1.1 Основные способы образования слов в английском языке... 4

1.2.Анализ существующих методов изучения словообразования в АЯ, степень разработанности данного аспекта на современном этапе развития языкознания и методик изучения АЯ. 8

1.3. Теоретическое обоснование необходимости создания и разработка таблиц для изучения словообразования в АЯ в целях подготовки к ЕГЭ. 10

2. Практическая часть.

2.1. Исследование трудностей при выполнении заданий раздела словообразование в ОГЭ и ЕГЭ по АЯ. 12

Заключение 15

Список использованной литературы 15

Приложение 1 16

Приложение 2 18

Приложение 3 20

















Введение.

Известно,что такой раздел языкознания как словообразование в английском языке (далее АЯ)достаточно хорошо изучен. Однако, актуальность данного исследования объясняется тем, что в настоящее время, несмотря на богатый теоретический опыт, накопленный в разных аспектах изучения процесса словообразования, отсутствует система в изучении словообразования в АЯ в средней школе, в частности,в целях подготовки к ЕГЭ .

Цель исследования состоит в разработке системы изучения словообразования в английском языке и экспериментальная апробация данной системы в реальных условиях учебного процесса в средней школе.

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

1)Изучить теоретическую литературу и учебные пособия по разделу словообразование ,а так же словари АЯ.

2)Описать основные способы образования слов в английском языке.

3)Установить уже существующие методы изучения словообразования в АЯ, степень разработанности данного аспекта на современном этапе развития языкознания и методик изучения АЯ.

4) Теоретически обосновать необходимость создания и разработать таблицы для изучения словообразования в АЯ в целях подготовки к ЕГЭ.

5)Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной и научно обоснованной системы изучения раздела словообразование в АЯ.

В процессе исследования были использованы следующие методы, позволившие комплексно подойти к решению перечисленных задач:

1)теоретические (системный анализ лингвистической и методической литературы по исследуемой проблеме, а также анализ учебников и учебных пособий по английскому языку);

2) эмпирические (наблюдение за учебной деятельностью учащихся 9-11 классов нашей школы с целью выявления трудностей и типичных ошибок при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ);

3) социологические (анкетирование учителей и учеников с целью выявления проблем с которыми сталкиваются учащиеся выпускных классов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ; индивидуальные беседы с учащимися и учителями нашей школы и школ города;)


4) статистические методы обработки данных( обучающий эксперимент, а также статистическая и качественно-количественная обработка его результатов.)



1. Теоретическая часть

1.1. Основные способы образования слов в английском языке.

Трансформационные процессы ,происходящие в современном, быстро меняющемся обществе 21 века , способствуют расширению словарного состава языков. [ Известно, что английский язык является языком-донором для других языков …Сам же язык донор в основном прибегает к словообразовательным и семантическим ресурсам, заложенным в нем самом … 1]

Итак, основные способы словообразования в английском языке :

1. Аффиксация (префиксация и суффиксация)

Заключается в присоединении к корням или основам суффиксов и префиксов (приставок).
Префиксация

Новые слова образовываются путем присоединения приставок к корням и основам и не переходят в другую часть речи. Префиксы выполняют главным образом смысловую функцию.

Глаголы:

to cover - покрывать -- to discover - открывать
to mobilize - мобилизовать -- to demobilize - демобилизовать

Прилагательные:

usual - обычный -- unusual - необычный
national - национальный -- international - интернациональный


Суффиксация

Суффиксы прибавляются после основы или корня и выполняют грамматическую роль показателя части речи.

глагол -- существительное

to read - читать -- reader - читатель 
to meet - встречать -- meeting - встреча

глагол -- прилагательное

to differ - различаться -- different - различный

прилагательное -- наречие

natural - естественный -- naturally - естественно 
сompact - компактный -- compactly - компактно

существительное -- прилагательное

comfort - комфорт -- comfortable - комфортабельный
существительное -- существительное

dock - док -- docker - докер


2.Конверсия

Переход слова из одной части речи в другую без изменения написания и произношения. 

глагол -- существительное

to answer - отвечать -- answer - ответ
to hand - вручать -- hand - рука
глагол -- прилагательное

to clean - чистить -- clean - чистый
to empty - опустошать -- empty - пустой

прилагательное -- существительное

objective - объективный -- objective - цель
original - оригинальный -- original - оригинал
intellectual - интеллектуальный -- intellectual - интеллектуал
international - международный -- the International - Интернационал
professional - профессиональный -- professional - профессионал


3.Изменение ударения

Существительные и глаголы совпадают по написанию, но при этом обычно у существительных ударение падает на первый слог, а у глаголов на второй.

глагол -- существительное

to pro'gress - развиваться -- 'progress - развитие
to ex'port - экспортировать -- 'export - экспорт 
to re'cord - записывать -- 'record - запись


4.Чередование звуков

Глаголы и существительные, образованные от одного корня, часто различаются чередованием последнего согласного звука,который в глаголах обычно является звонким, а в существительных глухим.

to use [ju:z] - употреблять -- use [ju:s] - употребление
to excuse [ɪk'skju:z] - извинять -- excuse [ɪk'skju:s] - извинение
to advise [əd'vaɪz] - советовать -- advice [əd'vaɪs] - совет
В некоторых случаях изменение последнего согласного звука сопровождается изменением корневого гласного звука, написание слова при этом также меняется.

to choose [ʧu:z] - выбирать -- choice [ʧɔɪs] - выбор
to live [lɪv] - жить -- life [laɪf] - жизнь
Иногда глаголы и существительные различаются только чередованием корневых гласных звуков с изменении написания слова.

to sit [sɪt] - сидеть -- seat [si:t] - сиденье
to tell [tel] - рассказывать -- tale [teɪl] - рассказ

5.Словосложение

Объединение слов или их основ в одно сложное слово, пишется слитно или через дефис.

Глаголы:

to broadcast - транслировать
to whitewash - белить
to blackmail - шантажировать

Существительные:

watchman - сторож
girlfriend - подруга 
handbook - справочник 
birthday - день рождения 
Прилагательные:

kind-hearted - мягкосердечный 
dark-green - темно-зеленый 
short-sighted – близорукий


Наречия:

somewhere - где-то 
whenever - когда бы ни 
Местоимения:

somebody — кто-то, кто-нибудь
everyone — все, каждый

6.Сокращение

Сокращение слова без изменения лексико-грамматического значения.

Усеченные слова:

telephone -- phone

Буквенные или инициальные аббревиатуры:

the United States of America -- USA
light amplification by stimulated emission of radiation -- laser
radio detection and ranging -- radar

Телескопные слова:

television + broadcast -- telecast
science + fiction -- sci-fi[ ]


http://am-en.ru/word-formation-in-english/the-main-ways-of-word-formation.html

1.2.Анализ существующих методов изучения словообразования в АЯ, степень разработанности данного аспекта на современном этапе развития языкознания и методик изучения АЯ.

С проблемой расширения словарного запаса сталкивается любой изучающий язык, ещё с большими трудностями сталкивается школьник , сдающий ЕГЭ по иностранному языку. В учебных пособиях и на сайтах существуют различные таблицы ,посвящённые словообразованию в английском языке. Например,



http://am-en.ru/word-formation-in-english/the-main-ways-of-word-formation.html

Так же учащиеся должны выполнить ряд упражнений из различных пособий по подготовке к ЕГЭ и ГИЯ. Например,

Английский язык. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: словообразование. Задания В11-В16. Бодоньи М.А.и др.

Как отмечает учитель-практик Е. Музыкина [В настоящее время практически все учебные пособия по английскому языку для школы (например, линия учебных пособий с 3-часовой программой ”Spotlight”,  линия учебных пособий для школ с 6-часовой программой “Starlight”)  содержат  упражнения на словообразование. Но их мало, и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего формулировка заданий к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова (глагола) и заполните пропуски. А как это делать, как думать, об этом ничего не сказано.Автором статьи предлагается свой метод выполнения заданий раздела словообразование в форматах ОГЭ и ГИА.

[Прочитайте и переведите предложение.

  1. Подумайте, какое слово пропущено, какая часть речи. Это можно определить по месту в предложении, словам и предлогам, стоящим рядом.

  2. Если это существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, единственное или множественное число.

  3. Если это прилагательное — соответствующие суффиксы, приставки, возможно, отрицательные.

  4. Если это наречие — суффиксы и приставки.

  5. Если это глагол — суффиксы глаголов, временные формы, окончания.

  6. Поставить образованное слово в пропуск и снова прочитать предложение.]

АвторыУМК «Английский язык. Подготовка к ЕГЭ»Е.А, Фоменко,М.А. Бодоньи и др. предлагают теоретический справочник,тренировочные задания ,варианты экзаменационной работы в формате ЕГЭ.

Среди других авторов отметим : Соловова Е.Н., Parsons John, Маркова Е.С.

Издательство: М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой

Год: 2016 «ЕГЭ 2016. Английский язык. Типовые тестовые задания + CD»; Державина В.А.Издательство: Москва, АСТГод: 2014 «Вся английская грамматика в схемах и таблицах: справочник для 5-9 классов»;

Вербицкая М.В., Миндрул О.С.Издательство: М.: АСТ: АстрельГод: 2015Страниц: 288Учебное пособие по английскому языку «ЕГЭ 2015. Английский язык. 10-11 класс. Практический справочник для подготовки к ЕГЭ» ; Музланова Е.С.Издательство: АСТ; АстрельГод: 2014Страниц: 255 «ЕГЭ 2015. Английский язык. Тренировочные задания. 10 вариантов»

Словообразовательные словари.

Одним из современных методов пополнения словарного запаса является использование словообразовательных словарей . Словообразовательных онлайн-словарей еще мало, эта сфера лингвистического знания не очень развита.

Как отмечается на сайте http://wt-blog.net/anglijskij-jazyk/anglijskie-slovoobrazovatelnye-slovari.html в основе словообразовательных словарей лежит морфемный принцип. В них лексика группируется по отношению к одному и тому же корню и логически соотносится друг с другом в зависимости от использованных дополнительных морфем. Словообразовательный словарь – такой словарь, где однокоренные слова группируются в одном месте. Это позволяет отслеживать как изменение слова с течением времени, в том числе формирование новой лексики в структуре развития языка, так и учить слова тематически, общим пластом однокоренной лексики.

Очевидная методика использования подобного словаря – поиск нужного слова, опираясь на корень, и уже по корню следуя к гнезду развития слова. Отличаются словари словообразования тем, что поиск в них надо вести по основному корню слова, а не по первой букве, как в обычных справочниках. Однако в появляющихся онлайн словарях словообразования, в том числе и англоязычных запрашивается конкретное слово и по нему переходят на гнездо корня. Использовать сам корень при этом не требуется.

Этимологический словари английского языка .

Также оказать помощь в работе с английским словообразованием могут этимологические словари, созданные по схожему корневому и гнездовому принципу. По строгой терминологии, этимологический словарь английского языка — это словарь, описывающий происхождение часто используемых слов (лексики), морфем в определенном языке. Ученые-языковеды указывают еще и источники, предпосылки к появлению того или иного слова. Слова в таких справочниках рассматриваются с точки зрения исторического развития. Исследуется изменение значения конкретного слова, которое могло в 15 веке звучать и означать одно понятие, а сегодня приобрело другой вид и смысл.

Безусловно ,изучающим АЯ следует использовать словообразовательные и этимологические словари для пополнения лексического запаса.



1.3. Теоретическое обоснование необходимости создания и разработка таблиц для изучения словообразования в АЯ в целях подготовки к ЕГЭ.

Несмотря на то, что существует большое количество методов пополнения расширения словарного запаса , известных ученикам с 1 класса средней школы , выходя на финишную прямую выпускник средней школы часто сталкивается с недостаточным владением, незнанием слов и их производных. Производные слова от уже знакомых производящих основ воспринимаются учащимися часто как абсолютно новые лексические единицы, не происходит узнавания значений слов по словообразовательным элементам, отсутствует знание и самих словообразовательных моделей. Незнание словообразовательных моделей ,семантики ,которую привносят деривационные морфемы,

( [Дерива́ция (от лат. derivatio — отведение; образование) — процесс создания одних языковых единиц (дериватов) на базе других, принима­е­мых за исходные, в простейшем случае — путём «расшире­ния»корня за счёт аффиксации (см. Аффикс) или словосложения, в связи с чем дерива­ция приравнивается иногда к словопроизводству или даже словообразованию…] ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ http://tapemark.narod.ru/les/129a.html)

препятствует приобретению навыков перевода. Анализ системы упражнений по словообразованию в современных учебниках по английскому языку и пособиях по подготовке к ЕГЭ ( 9 источников) выявляет, что основными заданиями по словообразованию являются задания на образование производных с заданным суффиксом или префиксом и задания на определение части речи производных слов. Однако, присоединяя какой либо суффикс или префикс, ученик должен понимать его семантику (значение),так как знание семантики деривационных морфем даст возможность перевода производных слов без словаря. Несомненно, для эффективного овладения иностранным языком ученикам ,как в процессе самообразования ,так и выполняя задания учителя , необходимо создавать и использовать различные словообразовательные таблицы. Например, для изучения словообразования эффективна таблица, где с одной стороны использованы значения аффиксов, а с другой ,суффиксы и префиксы современного английского языка.

Автор данной таблицы Е. Музыкина.

Приставка

Значение

Производное слово

Re-

повтор

Replay, repeat, remake

Pre-

до

Pre-war, precaution

Post-

после

Post-war

ex-

бывший

Ex-wife, ex-president

En-

Глаголы от существительных

Endanger, enchain

Over-

Сверх меры

Overcharge, overweight

Under-

недостаточно

Underpay, underestimate

sub-

под

Submarine, subdue





3. Практическая часть.

В нашей школе учащиеся занимаются по УМК «Spotlight». Опрос, проведённый среди учителей английского языка школ города(15 педагогов) (см.Приложение 1),работающих по данным учебникам , а так же анкетирование учащихся 9-11 классов(65 учащихся ) указывают на то, что существующая в учебнике система упражнений по словообразованию не обеспечивает должных навыков расширения словарного запаса.

3.1. Исследование трудностей при выполнении заданий раздела словообразование в ОГЭ и ЕГЭ по АЯ.

Проведя анкетирование среди учащихся нашей школы(см.Приложение 1), мы установили, что большинство (87 % )из них испытывают трудности при выполнении заданий раздела словообразование в ОГЭ и ЕГЭ по АЯ. Далее старшеклассникам – учащимся 10-11 классов(12 учащихся) ,планирующим сдавать ЕГЭ по английскому языку было предложено выполнить задания В11-В16 , а затем попытаться описать алгоритм выполнения задания .В результате , выяснилось, что у 10-11 классников , активно готовящихся к ЕГЭ по английскому языку выполнение такого рода заданий доведено до автоматизма и они не задумываясь подбирают нужные слова, используя при этом а)соответствующую часть речи ,б) подбирают к основе префикс и/ или суффикс, в)не допускают орфографических ошибок.Однако, данная категория учащихся заявляет о том, что если они не поймут значение слова и/или не будут знать какой префикс или суффикс необходимо использовать, то выполнить задание правильно станет практически невозможно. Отсюда следует ,что в процессе пополнения учеником своего словарного запаса (что актуально для выполнения и других разделов экзамена) целесообразно выписывать и запоминать образованные от одной основы слова различных частей речи.

Образец таблицы, которую целесообразно использовать для пополнения словарного запаса и ,в частности , при подготовке к выполнению заданий В11-В16:


Таблица №1

noun

adjective

verb

adverb

translation






act

activate

active

actively

действие







Подобная таблица , в которую можно постоянно добавлять новые слова ,а также использовать в виде упражнений (например заполняя пробелы) дана в Приложении 3.


Учащимся 9-11 классов нашей школы было предложено заполнить данную таблицу.

В ходе заполнения таблицы выяснилось ,что

50% учащихся сразу поняли задание и успешно с ним справились;

35% учащихся не поняли смысл задания с 1 раза и им пришлось объяснять повторно , что требуется сделать;

15% учащихся ,выполняя задание продемонстрировали своё неумение пользоваться словарём , в частности незнание обозначений частей речи в словаре.

Последний вопрос касается мнения учащихся по вопросу методов (упражнения, схемы , таблицы,словари ) необходимы х для того ,чтобы успешно справляться с разделом словообразование при написании ОГЭ и ЕГЭ . Данный вопрос помог определить насколько хорошо старшеклассники владеют методами подготовки к ОГЭ и ГИА ,а так же показал как испытуемые осознают такое явление языка как словообразование .

42% учащихся считают, что система упражнений раздела словообразование ,представленная в современных учебниках(как отечественных так и зарубежных) несовершенна и требует серьёзной доработки.

25% учащихся полностью удовлетворяет существующая система упражнений для подготовке к ЕГЭ.

33 %учащихся считают , что не имеют должного опыта выполнения подобных заданий и не могут оценить степень их эффективности.

Большинство учащихся (90%) согласны с тем , что для пополнения словарного запаса необходимо использовать различные схемы , таблицы, словари . Большинство учащихся (96 %)отмечают , что они используют при изучении АЯ в основном электронные источники.

Затем учащимся нужно было выполнить задание, заполняя пропуски в таблице недостающими частями речи.

Таблица № 2.

noun

adjective

verb

adverb

translation






act


active


действие

В результате:

30% учащихся справились с заданием полностью

60% учащихся заполнили половину таблицы

10% учащихся не справились с заданием

Анкетирование, проведённое среди учителей английского языка(15 педагогов) выявило , что

48% учителей английского языка не удовлетворены существующей системой упражнений для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

52% учителей английского языка используют свои оригинальные системы упражнений для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ .

Все учителя (100%) убеждены в том , что в ходе подготовки к экзаменам и для пополнения лексического запаса ученики должны использовать комплексный подход :различные схемы и таблицы , словари , тренировочные упражнения и т.д.


Полученные результаты представлены в виде диаграмм. (см. Приложение № 1, Диаграммы1,2,3,4 )




Заключение:

Вывод: Данная работа посвящена исследованию изучения словообразования в АЯ в средней школе, в частности, в целях подготовки к ЕГЭ.В ходе исследования выяснилось,что для того,чтобы успешно выполнять задания раздела словообразование в форматах ЕГЭ и ГИА и расширять свой словарный запас учащиеся должны применять комплексную систему подготовки, включающую работу с различными словарями , и, несомненно, такой современный метод лингвистического исследования как поиск однокоренных слов при помощи словообразовательных и этимологических словарей ;безусловно, использовать различные тренировочные упражнения в формате ЕГЭ, регулярно заниматься на сайте http://www.fipi.ru, использовать различные схемы и таблицы. В данной работе была предпринята попытка создания системы для изучения словообразования в АЯ с использованием авторских таблиц .Таблица устанавливает взаимосвязи между различными частями речи в АЯ и может иметь широкое практическое применение в плане расширения словарного запаса как в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ так и,в конечном итоге , для применения в реальных ситуациях общения.

Список литературы:

1) Лашкевич О.М. Тенденции словообразования в современном английском языке [Электронный ресурс] /Журнал Вестник Удмуртского университета Выпуск№ 5-1 / 2007-8с. //[сайт]. – 2007. – http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-slovoobrazovaniya-v-sovremennom-angliyskom-yazyke (18.022016)


2) Дубровин М.И. Школьный англо-русский словарь : Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1985.-303с.

3) Фоменко Е.А Бодоньи М.А. и др.Английский язык. Подготовка к ЕГЭ.Пособие с аудио-приложением . Книга1/ Под редакцией /Е.А. Фоменко.-Ростов на- Дону:Легион,2015.-240с.

4) ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [Электронный ресурс] –[сайт] -http://tapemark.narod.ru/les/129a.html) (18.02.2016

Приложение 1 .

Анкета для учащихся 9-11 классов, изучающих английский язык.

  1. Изучая АЯ сталкивались ли вы с проблемой расширения словарного запаса?

2)Дайте определение термина словообразование .

3) Какие основные способы словообразования в АЯ вы знаете?

4)Какие трудности вы испытали ,выполняя задания раздела словообразование в форматах ОГЭ и ЕГЭ ?

5)Как вы считаете,должны ли ученики при подготовке к выполнению заданий раздела словообразование в форматах ОГЭ и ЕГЭ :

А) использовать различные схемы и таблицы ?

Б) использовать различные словари ?

В) использовать различные тренировочные упражнения ?

Г) регулярно заниматься на сайте http://www.fipi.ru?

Д) использовать комплексный подход (см.п. А,Б,В,Г,)?

Е) свой вариант





Анкета для учителей АЯ.

1.Какие УМК по АЯ вы используете в обучении и подготовке учащихся к итоговой аттестации?

2. Считаете ли вы , что в данных пособиях существует достаточное количество упражнений по разделу словообразование?

3. В какой мере данные упражнения обеспечивают готовность ваших учеников к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ раздела словообразование?

4.Считаете ли вы ,что современные УМК по английскому языку содержат совершенную систему упражнений для подготовки учащихся к выполнению заданий раздела словообразование в форматах ОГЭ и ЕГЭ ?

5.Считаете ли вы , что при подготовке к выполнению заданий раздела словообразование в форматах ОГЭ и ЕГЭ ученики должны:

А) использовать различные схемы и таблицы ?

Б) использовать различные словари ?

В) использовать различные тренировочные упражнения ?

Г) регулярно заниматься на сайте http://www.fipi.ru?

Д) использовать комплексный подход (см.п. А,Б,В,Г,)

Е) свой вариант

































Приложение 2.

Диаграмма 1.



Диаграмма 2.







Диаграмма 3.



Диаграмма 4.




































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!