СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - исследовательская работа ученицы 8 класса Сорокиной Дарьи "Исследование состояния почвы на пришкольном участке"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Десять лет  в нашей школе работает экологический отряд «Исток». Ребята занимаются благоустройством пришкольной территории, выращивают цветочную рассаду, высаживают её на клумбы. Работая на пришкольном участке, наблюдая за ростом, развитием декоративных растений, мы заметили, что не все виды растений хорошо приживаются на  школьных клумбах при одинаковом уходе. Нас это заинтересовало, захотелось выяснить, как почва влияет на рост и развитие растений.

        Поэтому мы решили осенью, после периода вегетации растений, во время занятий кружка «Экология и мы», провести экологический мониторинг почвы и выяснить какие виды растений можно успешно использовать для озеленения пришкольной территории.

        Цель работы: изучить экологическое состояние почвы на пришкольном участке.

        Задачи:

  1. Определить механический состав почвы;
  2. Определить влажность почвы;
  3. Определить кислотность и плодородие почвы по составу растительности и с помощью индикаторной бумаги;
  4. Определить засолённость почвы по солевому остатку;
  5. Провести качественный анализ почвы;
  6. Выяснить какие виды растений можно использовать для озеленения пришкольной территории.

 

Просмотр содержимого документа
«Научно - исследовательская работа ученицы 8 класса Сорокиной Дарьи "Исследование состояния почвы на пришкольном участке"»



Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Приволжска

155550, г. Приволжск, ул. Социалистическая, 4, тел/факс (49 339) 3-14-02



e-mail: [email protected]





Исследование состояния почвы

на пришкольном участке





Работа ученицы 8«Б» класса

МКОУ СОШ № 1 г. Приволжска

Сорокиной Дарьи Дмитриевны

Руководитель: учитель химии, экологии,

биологии, географии

Тевризова Татьяна Александровна















Приволжск, 2015 год



Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………3

Обзор литературы…………………………………………………………………………………………………4

Материал и методика…………………………………………………………………………………………..8

Характеристика района исследования……………………………………………………………….15

Результаты исследования……………………………………………………………………………………16

Выводы………………………………………………………………………………………………………………...18

Литература……………………………………………………………………………………………………………19







































Введение

Десять лет в нашей школе работает экологический отряд «Исток». Ребята занимаются благоустройством пришкольной территории, выращивают цветочную рассаду, высаживают её на клумбы. Работая на пришкольном участке, наблюдая за ростом, развитием декоративных растений, мы заметили, что не все виды растений хорошо приживаются на школьных клумбах при одинаковом уходе. Нас это заинтересовало, захотелось выяснить, как почва влияет на рост и развитие растений.

Поэтому мы решили осенью, после периода вегетации растений, во время занятий кружка «Экология и мы», провести экологический мониторинг почвы и выяснить какие виды растений можно успешно использовать для озеленения пришкольной территории.

Цель работы: изучить экологическое состояние почвы на пришкольном участке.

Задачи:

  1. Определить механический состав почвы;

  2. Определить влажность почвы;

  3. Определить кислотность и плодородие почвы по составу растительности и с помощью индикаторной бумаги;

  4. Определить засолённость почвы по солевому остатку;

  5. Провести качественный анализ почвы;

  6. Выяснить какие виды растений можно использовать для озеленения пришкольной территории.











Обзор литературы

Почва – тонкий верхний слой земной коры, дающий жизнь растениям. В почве растения укореняются и из неё черпают все необходимые для жизнедеятельности питательные вещества и воду. Самое ценное свойство почвы – плодородие, т. е. способность обеспечивать растения необходимыми питательными веществами и влагой. В различных районах Земли толщина почвы колеблется от нескольких см до 2 – 3 м. [1]

Почва состоит из твердой (минеральной и органической), жидкой (почвенного раствора), газообразной (почвенного воздуха) фаз.

Твердая фаза включает минеральную часть, которая состоит из камней, ила, песка, глины (механические элементы) и т. д. и органическую, главным веществом которой является гумус. Минеральная часть почвы создает её механический состав. Механический состав почвы является важной характеристикой, необходимой для определения производственной ценности почвы, её плодородия, способов обработки т.д. От механического состава зависят почти все физические и физико-механические свойства почвы: влагоемкость, водопроницаемость, воздушный и тепловой режим и др. В полевых условиях при определенных навыках механический состав можно определить и без специального оборудования, так как почвы различного механического состава отличаются некоторыми свойствами, которые нетрудно определить в поле. [5]

Характеристика некоторых видов почв:

  • Глинистые - тяжелые почвы, плохо пропускают воду в глубоко лежащие слои, медленно прогреваются. Вода застаивается на их поверхности, вытесняя воздух и растения, погибают. При высыхании влаги на таких почвах образуется корка, которая при растрескивании разрывает корни растений и затрудняет обмен воздуха. Обладают большой поглотительной способностью, Поэтому минеральные удобрения можно вносить в один прием, не боясь резко повысить концентрацию почвенного раствора.

  • Песчаные - легкие почвы, имеющие низкую влажность и большую воздухопроницаемость, органические вещества в них быстро разлагаются. Бедны питательными веществами. Имеют низкую поглотительную способность, поэтому питательные вещества легко вымываются. При недостатке влаги внесенные удобрения могут сильно повысить концентрацию почвенного раствора. Минеральные удобрения нужно вносить в несколько приемов.

  • Суглинистые - хорошо пропускают воду и воздух и одновременно способны иметь запас влаги и воздуха. Поэтому растения на них хорошо развиваются, дают высокие урожаи, а цветочные культуры – обильное цветение.

  • Супесчаные - хорошо пропускают воду и воздух в глубоко лежащие слои, но в отличие о суглинистых почв, бедны питательными веществами и не задерживают нужную для растений влагу.

  • Торфяные - избыточно увлажнены, воздух в глубоко лежащие слои плохо проникает. Без улучшения непригодны для выращивания цветочных культур.

  • Черноземные - питательны, имеют хорошие физические свойства. Окраска (цвет) почвы

Цвет почвы — одно из важных внешних свойств ее, наиболее доступных для наблюдения и широко используемых в почвоведении для присвоения названий почвам (чернозем, краснозем, желтозем, серозем и др.). Окраска почв находится в прямой зависимости от ее химического состава, условий почвообразования, влажности. Окраска зависит от наличия в почве того или иного количества красящих веществ. Верхние горизонты окрашены гумусом в темные цвета (серые и коричневые). Чем большее количество гумуса содержит почва, тем темнее окрашен горизонт. Наличие железа и марганца придает почве бурые, красные тона. Белесые, белые тона предполагают наличие процессов оподзоливания (вымывания продуктов разложения минеральной части почв), засоления. Почвы редко бывают окрашены в какой-либо один чистый цвет. Обычно окраска почв довольно сложная и состоит из нескольких цветов (например, серо - бурая, белесовато - сизая, красновато-коричневая и т. д.), причем название преобладающего цвета ставится на последнем месте.

Влажность почвы

Влажность не является устойчивым признаком какой-либо почвы или почвенного горизонта. Она зависит от многих факторов: метеорологических условий, уровня грунтовых вод, механического состава почвы, характера растительности и т. д. Например, при одинаковом содержании влаги в почве песчаные (легкие) горизонты будут казаться влажнее глинистых (тяжелых).

Степень влажности влияет на выраженность других морфологических признаков почвы, что необходимо учитывать при описании почвенного разреза. Например, влажная почва имеет более темный цвет, чем сухая. При полевых исследованиях следует различать пять степеней влажности почв: 1) сухая почва пылит, присутствие влаги в ней на ощупь не ощущается, не холодит руку; влажность почвы близка к гигроскопической (влажность в воздушно-сухом состоянии); 2) влажноватая почва холодит руку, не пылит, при подсыхании немного светлеет; 3) влажная почва — на ощупь явно ощущается влага; почва увлажняет фильтровальную бумагу, при подсыхании значительно светлеет и сохраняет форму, приданную почве при сжатии рукой; 4) сырая почва при сжимании в руке превращается в тестообразную массу, а вода смачивает руку, но не сочится между пальцами; 5) мокрая почва — при сжимании в руке из почвы выделяется вода, которая сочится между пальцами; почвенная масса обнаруживает текучесть.

Лучшими почвами для выращивания цветочных культур являются структурные, имеющие размер почвенных комочков 10 мм. Бесструктурные почвы состоят из пылеватых частиц, которые после выпадения осадков образуют корку.

Структурные почвы более плодородны. Плодородие почвы – это способность ее обеспечивать растение во все периоды жизни водой, воздухом, элементами минеральной пищи в количествах, необходимых растению. Структурные почвы внутри комочков содержат влагу, а на поверхности их образуются элементы минерального питания. Между комочками находится воздух необходимый для дыхания корней. Для выращивания цветочных культур непригодны глинистые, песчаные, каменистые почвы.

Лучшими почвами для выращивания цветочных культур являются суглинистые, супесчаные, черноземы, которые являются структурными почвами. Богатые перегноем почвы среднего механического состава считаются лучшими для всех овощных культур.

Кислотность почв и ее определение

Плодородию почв серьезный ущерб наносит появление кислотности в почве, вызванное с одной стороны, условиями почвообразования, с другой - антропогенной деятельностью. В первом случае кислые продукты ежегодно образуются при разложении микроорганизмами опавшей листвы, хвои, коры деревьев. Антропогенная деятельность – это и выбросы промышленных предприятий, вызывающие появление кислотных дождей, и минеральные удобрения, при внесении в больших количествах, подкисляющие почву. Поэтому умение определять кислотность почвы крайне важно для выращивания растений. Для обозначения реакции почвенного раствора пользуются показателем рН. Чем меньше его значение, тем выше кислотность и наоборот.

Почвы бывают: сильнокислые – pH 3 - 4, кислые – pH 5, слабокислые – pH 6, нейтральные – pH 7, щелочные – pH 8, сильнощелочные – pH более 8.

Большинство растений предпочитают слабокислые или нейтральные почвы, но есть и такие, которые хорошо растут и в кислых и щелочных почвенных субстратах.

Засолённость почвы.

Засолённость почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказывается на физических и химических свойствах почвы и создаёт неблагоприятные условия для развития и роста многих растений. У растений, произрастающих на засолённых почвах, задерживаются набухание семян, цветение, рост. При больших концентрациях солей наступает гибель растений. Наиболее вредное влияние оказывают хлориды, сульфаты, карбонаты натрия и калия.

Материал и методика

Отбор и подготовка проб почвы

Необходимо заложить пробную площадку площадью 100 м2. Для отбора почвенных образцов используют метод «конверта», т. е. в каждой из пяти точек необходимо взять образец почвы с помощью лопатки. Ямки нужно делать на глубину штыка лопаты или чуть глубже. Затем необходимо смешать эти 5 индивидуальных образцов, и полученный средний образец использовать для проведения исследования.

Далее пробы почвы подготавливают: отбирают инородные включения, камни, сушат, разминают.

Высушивание почвы на воздухе проводится на поддоне в течение 1 – 2 суток в зависимости от температуры в помещении. [3]

Приготовление почвенной вытяжки

Цель работы: ознакомление с операциями приготовления водной и солевой почвенных вытяжек, приготовление почвенных вытяжек для их использования в работе.

Оборудование: воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, бумажный фильтр, цилиндр мерный на 50 мл, весы учебные, разновесы, штатив.

Реактивы и материалы: раствор хлорида калия, чистая вода, образец почвы.

Ход работы:

  1. Высушите отобранный образец почвы на воздухе.

  2. Взвесьте пустой чистый стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1/3 высоты и снова взвесьте его, определив массу почвы в граммах (m).

  3. Добавьте к почве раствор хлорида калия в количестве 2,5 * m в мл (5 мл раствора на 2 г почвы), приготовив тем самым солевую вытяжку. Объём раствора хлорида калия отмерьте с помощью цилиндра.

  4. Перемешивайте содержимое стакана в течение 3 – 5 минут с помощью стеклянной палочки.

  5. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр. Собирая готовую вытяжку в нижний стакан на 50 мл. Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.

  6. Аналогично приготовьте водную вытяжку. Используя вместо раствора хлорида калия чистую воду. В соотношении 5 * m (5 мл воды на 1 г почвы).

  7. Солевую вытяжку используйте для определения кислотности почвы, а водную – для определения засолённости почвы.

Приготовление раствора хлорида калия для почвенной вытяжки

На технических весах взвешивают 37,25 г хлорида калия. Вносят его в мерную колбу на 500 мл. В колбу наливают на ½ её объёма чистую кипячёную воду, перемешивают содержимое до растворения соли, наливают воду до метки.

Обнаружение хлоридов в почвенной вытяжке.

Цель работы: изучение хлоридов как естественных компонентов почвы с использованием метода их обнаружения.

Оборудование: пипетка – капельница, пробирки, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор хлорида калия, раствор нитрата серебра, водная почвенная вытяжка.

Ход работы:

  1. Налейте в пробирку 5 мл почвенной вытяжки.

  2. Прибавьте по каплям раствор нитрата серебра.

  3. Наблюдайте выпадение белого творожистого осадка.

Если содержание хлорид – ионов незначительно, то вместо осадка наблюдается лишь помутнение раствора.

Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почв

Цель работы: изучение экологического состояния почвы через оценку её кислотности.

Оборудование: ложка, пинцет, пипетка – капельница, штатив для пробирок, штатив, весы учебные, разновесы.

Реактивы: бумажный фильтр, универсальный индикатор, готовая почвенная солевая вытяжка.

Ход работы:

  1. Налить в пробирку 5 мл почвенной вытяжки и протестировать с помощью универсального индикатора.

  2. Результаты определить по цветной шкале значений pH.

Определение засолённости почвы по солевому остатку

Цель работы: изучение засолённости почвы простейшим методом.

Оборудование: пипетка – капельница, стекло предметное, бумажный фильтр, спиртовка, штатив.

Материалы: водная почвенная вытяжка.

Ход работы:

  1. Нанести 1 каплю почвенной водной вытяжки на предметное стекло с помощью пипетки – капельницы.

  2. Осторожно нагреть предметное стекло до испарения влаги, не допуская перегрева стекла во избежание его растрескивания.

  3. Рассмотрите сухой остаток на стекле невооружённым глазом и в лупу.

Исследование почвы на воздухопроницаемость

Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать её в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых подтверждений.

Определение механического состава почвы

Оборудование: образец почвы, вода.

Ход работы

Метод раскатывания шнура

Таблица 1

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

Супесчаная

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Суглинистая

Мажется, песчинки едва прощупываются

Скатывается в шарик и в «колбаску» (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые).

Кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые).

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются.



Определение плотности почвы

Плотность – степень связанности почвенной массы. Плотность почвы определяем на пришкольном участке с помощью ножа или лопаты.

Почва может быть: рассыпчатая – лопата легко втыкается; рыхлая – лопата втыкается без труда; уплотненная – лопата входит с усилием; плотная – лопата входит с трудом; очень плотная – лопата не входит, «звенит».



Определения плодородия почвы по её цвету

Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску. По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию:

Таблица 2

Цвет

Плодородие

Чёрная

гумусная, плодородная

Тёмно - серая

среднегумусная, среднеплодородная

Серая

малогумусная, малоплодородная



Качественный анализ почвы

Реакция обнаружения иона калия К+

К капле анализируемого раствора в пробирке прибавляют 1 – 2 капли раствора гексанитрокобальтиата натрия Na[Co(NO2)6]. В присутствии ионов К+ образует жёлтый осадок:

2K+ + Na+ + [Co(NO2)6]3- K2Na[Co(NO2)6]

На предметное стекло помещают каплю раствора KNO3 и смешивают её с 1 – 2 каплями раствора гексанитрокуприата натрия и свинца Na2Pb[Cu(NO2)6]. В течение 1 – 2 минут выделяются черные или бурые кубы K2Pb[Cu(NO2)6].

2K+ + Pb2+ + [Cu(NO2)6]4- K2Pb[Cu(NO2)6]

Для ускорения образования осадка целесообразно добавить несколько кристаллов NaNO2 .

Реакция обнаружения иона натрия Na+

К капле анализируемого раствора, помещенной на стеклянную пластинку, прибавляют 2 капли раствора смеси солей ацетатов цинка и уранила (Zn(CH3COO)2 + UO2(CH3COO)2). Наблюдают под микроскопом кристаллы натрий-цинкуранилацетата:

Na+ + 3UO22+ + Zn2+ + 9CH3COO- + 9H2O NaZn(UO2)3(CH3COO)9*9H2O

в форме тетраэдров и октаэдров жёлтого цвета.

Реакция обнаружения иона кальция Ca2+

К капле анализируемого раствора добавляют каплю 1М H2SO4, смесь нагревают, центрифугируют. Каплю ценрифугата переносят на предметное стекло и ожидают начала кристаллизации. В присутствии ионов кальция выпадают кристаллы гипса в виде игл и розеток:

Ca2+ + SO42- + 2H2O CaSO4*2H2O

Реакция обнаружения ионов железа Fe3+

К капле анализируемого раствора добавляют каплю 2М HCl и каплю раствора гексацианоферроата калия K4[Fe(CN)6]. Выпадает синий осадок («берлинская лазурь»):

4Fe3+ + 3Fe(CN)64- Fe4[Fe(CN)6]3

Обнаружении фосфат – иона PO43-

Каплю анализируемого раствора подкисляют 2 – 3 каплями концентрированной HNO3 и нагревают раствор. К прозрачному раствору прибавляют 10 капель азотнокислого раствора молибдата аммония ((NH4)2MоO4) и кристаллик NH4NO3. Смесь нагревают. Образование желтого осадка или пожелтение раствора указывает на присутствие PO43-.

H3PO4 + 3NH4+ + 12MoO42- + 21H+ (NH4)3PO4*12MoO3 + 12H2O.

Обнаружение нитрат – иона NO3-

К 2 – 3 каплям анализируемого раствора помещенного на стеклянную пластинку, добавляют 5 капель концентрированной H2SO4 и 2 капли дифениламина. В присутствии NO3- ионов появляется темно – синее окрашивание.

Обнаружение карбонат – иона СО32-

К 1 – 2 каплям анализируемого раствора добавляют раствор Pb(CH3COOH)2 до полноты осаждения:

CO32- + Pb2+ PbCO3

Раствор центрифугируют и сливают, оставляя над осадком слой ≈ 0,5 см. прибавляют по каплям 3М HNO3. Тонкой палочкой прокалывают слой осадка и наблюдают выделение пузырьков газа СО2.

Характеристика района исследования

Здание МКОУ СОШ №1 введено в эксплуатацию в 1989 году. Общая площадь земельного участка – 20 924,5 (м2). Основное строение – школа. На данном участке также расположены стрелковый тир, склад. Площадь застроенной территории – 3 044,7 (м2). Общая площадь школы – 8 698 (м2). Есть спортивная площадка, футбольное поле, газоны. Газоны, футбольное поле летом скашиваются, посадка трав семенами не производится.

МКОУ СОШ №1 расположена на юге города Приволжска, рядом протекает река Таха. Промышленных объектов поблизости нет. За забором располагаются частные дома, огороды. Рядом со школой (30 м от здания) проходит асфальтированная дорога. Движение машин немногочисленное. Запылённость территории небольшая. Шумовое загрязнение отсутствует. Расположение школы можно считать благоприятным, исходя из санитарно – гигиенических норм.

Видовой состав древесных и кустарниковых растений дендрологического отдела пришкольного участка разнообразен. На территории участка произрастают сирень, черёмуха, боярышник, берёза, ель, сосна, рябина, ирга, шиповник. Растения развиваются нормально. Большинство находится в хорошем состоянии.

С 2008 года существует отдел цветочно – декоративных культур. Разбито 14 клумб. Высота клумб 20 см. Для озеленения использовались однолетние растения (бархатцы, петуния, настурция, астры, календула, подсолнечник) и многолетние растения (пионы, ирисы, гвоздика, георгины, энотера, хризантема). Люпин и золотарник присутствуют на участке в достаточном количестве.


Результаты исследования

Время взятия пробы (осенью, по прошествии не менее 2 месяцев после последнего внесения удобрений и до их внесения под осеннюю перекопку): 20 октября.

Для проведения исследования мы взяли три почвенных образца: образец №1 – центральная клумба №1, образец №2 – центральная клумба №2, образец №3 – газон.

Клумба №1. Диаметр 3,5 м. Высота клумбы 20 см. Клумба не затеняется. На клумбе были высажены петуния, бархатцы, гладиолусы, энотера. Растения развивались хорошо. Почва - тёмно – серая, рыхлая, влажноватая. Диаметр отдельных почвенных частиц до 10 мм. По механическому составу – среднесуглинистая. Нейтральная, pH = 7 (по цветной шкале). При нагревании 1 капли водной почвенной вытяжки на предметном стекле, мы наблюдали сухой остаток невооружённым глазом и в лупу.

Клумба №2. Диаметр 3,5 м. Высота клумбы 20 см. Клумба не затеняется. На клумбе были высажены астры, хризантемы, флоксы, настурция. Растения развивались хорошо. Однако цветение астр было хуже, по сравнению с предыдущим годом. Почва - тёмно – серая, рыхлая, влажноватая. Диаметр отдельных почвенных частиц до 10 мм. По механическому составу – среднесуглинистая. Нейтральная, pH = 7 (по цветной шкале). При нагревании 1 капли водной почвенной вытяжки на предметном стекле, мы наблюдали сухой остаток невооружённым глазом и в лупу.

Газон. При рассмотрении профиля почвенного среза, мы увидели, что верхний слой темнее последующих, что свидетельствует о более высоком содержании в нем органической массы и гумуса. Толщина верхнего слоя 15 см. Почва - серая, влажноватая, уплотнённая. Для вскапывания лопатой и разбивания пластов, комьев необходимо значительное усилие. По механическому составу – среднесуглинистая. Нейтральная, pH = 7 (по цветной шкале). При нагревании 1 капли водной почвенной вытяжки на предметном стекле, мы наблюдали сухой остаток невооружённым глазом и в лупу.

В ходе данного исследования, мы пришли к следующим результатам:

Таблица №3


Образец №1

Образец №2

Образец №3

Цвет почвы

тёмно – серая

тёмно - серая

серая

Плотность

рыхлая

рыхлая

уплотнённая

Влажность

влажноватая

влажноватая

влажноватая

Механический состав

среднесуглинистая

среднесуглинистая

Средне -суглинистая

Кислотность

нейтральная

нейтральная

нейтральная

Засолённость

наличие солевого остатка

наличие солевого остатка

наличие солевого остатка

Плодородие

среднегумусная, среднеплодородная

среднегумусная, среднеплодородная

малогумусная, малоплодородная


Кроме этого, мы проанализировали растительность на пришкольном участке с помощью метода фитоиндикации почвы, определили, что имеем дело с нейтральными почвами. На пришкольном участке (спортивная площадка, футбольное поле, газон) произрастают: клевер обыкновенный, тимофеевка, лисохвост, мать – и мачеха, одуванчик лекарственный, подорожник большой. Встречаются пастушья сумка, черноголовка, лютик едкий, которые безразличны к почвенному плодородию.

Почва влажноватая, не пылит, при подсыхании немного светлеет. На пришкольном участке произрастают растения обеспеченного увлажнения (но не сырых и не заболоченных мест): тимофеевка, лисохвост, ежа сборная, клевер, горошек мышиный.

Следует отметить, что подорожник и лисохвост произрастают на уплотнённых почвах.

Качественный анализ почвы проводили на базе ИГХТУ в ходе работы кружка «Химия и жизнь» и «Химической школы старшеклассников». Применяли дробный метод и систематический ход анализа. В ходе исследований, были обнаружены катионы калия, натрия (катионы I аналитической группы), кальция (III аналитическая группа), железа (V аналитическая группа) и карбонат – , фосфат -, нитрат – ионы.



Выводы:

  1. Почва на клумбах тёмно – серая, рыхлая, влажноватая, нейтральная, среднесуглинистая, засолённость почвы средняя. Почва среднегумусная, среднеплодородная, структурированная. Диаметр отдельных почвенных частиц до 10 мм. Такая структура почвы благоприятная для произрастающих растений. Она характеризуется хорошей водопроницаемостью, способностью усваивать, накапливать влагу.

  2. На остальной территории пришкольного участка почва - серая, уплотнённая, влажноватая, нейтральная, среднесуглинистая, засолённость почвы средняя. Почва малогумусная, малоплодородная. Такие почвы трудно обрабатывать. Для вскапывания лопатой и разбивания пластов, комьев необходимо значительное усилие.

  3. В почвенном растворе обнаружены катионы калия, натрия, кальция, а также карбонат -, фосфат – и нитрат – ионы.

  4. Видовой состав, выращиваемых на клумбах растений, соответствует почве. Для озеленения пришкольной территории можно и в дальнейшем использовать петунию, бархатцы, настурцию, астру, гвоздику, энотеру (ослинник), ирисы, лилии.

  5. Не переносят плотных почв пионы, подсолнечник, георгины.




Рекомендации

  1. Своевременно рыхлить почву. Рыхление проводить после дождя или полива на глубину 2 – 3 см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена.

  2. Вносить органические и минеральные удобрения, тем самым повышать плодородие почвы.

  3. Не высаживать в плотную почву пионы, подсолнечник, георгины, так как плотная почва плохо пропускает воду и воздух, препятствует росту и свободному размещению корней. В ней ограничена биологическая активность микроорганизмов, а значит, снижен уровень содержания продуктов их жизнедеятельности и питательных веществ.

  4. Не высаживать астры несколько лет подряд на одном и том же месте.





Полученные результаты исследований были представлены на уроках экологии в 8 классах, на заседании школьного научного общества «Архимед».






Литература:

  1. Базанов М. И., Кочергина Л. А., Воробьёв П. Н., Горболетова Г. Г. Качественный анализ. – Иваново, 2003.

  2. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0

3. Муравьёв А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. – Санкт – Петербург, 2003.

4. Попова Т. А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. - М., 2005.

5. Почвы. Классификация почв. http://www.sovetov-more.ru/pochva/index.html

6. Худяков Н. Б., Балдин К. Е., Травкин П. Н. Историко - географический атлас Ивановской области. – И., 2007. – 16 с.































Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!