СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая публикация "Организация исследовательской деятельности в образовательном процессе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается обоснование актуальности исследовательской деятельности в современной образовательной среде, рассматриваются; анализируются основные принципы организации исследовательской работы обучающихся, рассматриваются основные этапы исследовательской работы как совместной деятельности ученика и учителя.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая публикация "Организация исследовательской деятельности в образовательном процессе"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: в статье дается обоснование актуальности исследовательской деятельности в современной образовательной среде, рассматриваются; анализируются основные принципы организации исследовательской работы обучающихся, рассматриваются основные этапы исследовательской работы как совместной деятельности ученика и учителя.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследование, обучающийся, учитель, образовательный процесс.

Происходящие изменения в общественной жизни обуславливают развитие новых способов и методов образовательной деятельности. Совершенствуются педагогические технологии, связанные, прежде всего, с индивидуальным развитием личности, самостоятельности в информационном кругу общества, творческим совершенствованием, формированием у обучающихся умений ставить и решать возникающие в процессе жизнедеятельности задачи – в профессиональной деятельности, самореализации, бытовой и повседневной жизни, в то время как предыдущая учебная исследовательская деятельность ограничивалась лишь рефератами и докладами. Новая образовательная формула делает акцент в большей степени на воспитание свободной личности, формирование у детей самостоятельности, свободы мысли, способностей добывать и применять имеющиеся знания, тщательно обдумывать решения, чётко планировать деятельности, а самое главное быть открытыми для взаимодействия с окружающим миром. В настоящее время основным видом деятельности образовательной организации является творческая деятельность обучающегося, где ученик становится субъектом, способным построить деятельности по своей исключительной идее. В связи с этим в образовательный процесс средней школы вводятся методы и технологии на основе исследовательской деятельности обучающихся.

Работа над исследованием расширяет кругозор обучающихся, знания по образовательному предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Исследовательская работа обучающихся стремительно приводит к познанию мира и овладению профессиональными компетенциями, а также участие в исследовании дает возможность более подробно разобраться в своих умениях и способностях. Исследование - одна из разновидностей творческой деятельности обучающихся, которая направлена на получение нового знания, посредством собственных усилий. Характер полученного знания может быть различным в зависимости от специфики исследования. Исследовательская деятельность направлена в первую очередь на овладение обучающимися навыками исследования, как универсального способа освоения окружающей действительности. С точки зрения образовательной среды главным смыслом исследования является то, что оно является учебным, так как развитие личности обучающегося встает на первый план по отношению к получению объективно нового результата. Основными принципами организации исследовательской деятельности являются: - принцип самостоятельности, суть которого сводится к тому, что обучающийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Каждый результат исследования должен тщательно анализироваться, вследствие чего, должны складываться новые планы и замыслы, которые в дальнейшем воплощаются в новые исследования. - принцип доступности, предполагает выбирать тему исследования, исходя из ее степени восприятия учеником. Поэтому учитель, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему, возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом не бросить заниматься ею, потому что выбранная учителем тема ему неинтересна и непонятна. - принцип естественности, который заключается в том, что тема исследования не должна быть выдуманной. Она должна быть интересной и настоящей, а следовательно реально выполнимой, той которую обучающий сможет выполнить самостоятельно, без посторонней помощи, без подсказки и руководства. - принцип наглядности или экспериментальности. Этот принцип позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами и вещами, которые он изучает в качестве исследователя и наглядно воспринимать ход своего исследования на примере эксперимента с теми или иными предметами. - принцип осмысленности выполняемой работы, сводится к тому, что знания, полученные в ходе исследования, должны им осознаваться и осмысливаться, для того чтобы они стали личными ценностями ребенка. Это возможно только тогда, когда весь процесс исследования является плодом раздумий обучающегося, а не подсказками руководителя. Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ребенок в состоянии раскрыть причинно-следственные связи процесса своего исследования, своими словами сформулировать и объяснить полученные результаты. Исследовательская деятельность обучающихся – это целенаправленная и трудоемкая работа учителя и ученика. Задача учителя обнаружить одаренного школьника и привлечь его к исследовательской деятельности. В последующей работе ориентировать учеников на решение практических задач, а также создать необходимые условия для всестороннего раскрытия интеллектуально-творческого потенциала. Заниматься исследовательской деятельностью в современной школе далеко не просто, особенно в учебное время. Так исследовательская работа гораздо более эффективна во внеурочное время, когда имеется возможность свободно искать информацию, проводить систематические наблюдения, в отдельных случаях эксперименты. Процесс исследовательской работы, как совместной деятельности учителя и ученика можно разделить на определенные этапы:

1. Выявление склонных к исследовательской работе обучающихся – функция учителя;

2. Выбор темы исследовательской работы и определение ее основных задач – совместная функция учителя и ученика. Начало любого исследования это выбор темы работы ученика. Тема отражает основную проблему – это то , что необходимо доказать, открыть. Выбор темы исследования – непростой момент как для ученика, так и учителя. Здесь он без консультации учителя не обойдется. Опыт показывает, что выбор темы связан с тем, что интересно ученику или с тем что у него есть подходящий материал. Цель исследования характеризуется кратко и точно, отражает основное действие, направленное на решение проблемы. Определить цель, значит ответить на вопрос: Зачем ты проводишь исследование?». Задачи исследования уточняют цель, поэтапно раскрывают основные шаги. Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых уточнений и служит источником необходимой информации для исследователей. Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании.

3. Непосредственное выполнение работы – функция ученика: - выдвижение гипотез; - планирование исследований; - подготовка необходимого оборудования и материалов для проведения экспериментов; -наблюдения и измерения, с использованием различных приборов; - запись и анализ результатов эксперимента. Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и эксперименты, необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими идеи должны быть доказаны, сделать выводы по результатам исследования.

4. Анализ проведенного исследования – совместная функция ученика и учителя;

5. Защита исследовательской работы – функция ученика. Научить обучающегося исследовательской работе, просто рассказав ему о ней, невозможно. Необходимо пробовать работу на практике. Результативность зависит от деятельности ученика, поэтому задача учителя – оказывать благоприятное воздействие на обучающегося, создавать все необходимые условия для того, что работа шла в нужном направлении. Но, необходимо учитывать, что учитель является только организатором деятельности, главным исполнителем работы является ученик. Поэтому учитель осуществляет контроль над ходом исследования, наблюдая за учеником и его работой. Однако этот контроль не должен быть навязчивым и слишком очевидным, иначе инициативность школьника может угаснуть.

Список литературы:

1. Назарова, С. Н. Курс внеурочной деятельности «Школа молодых ученых» для обучающихся 8–11-х классов: учебно-методическое пособие/ С. Н. Назарова, В. Л. Стригин, Т. В. Скоркина, Е. И. Чураев. – Барнаул: Издательская группа «Си-пресс», 2015. – 147 с.

2. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!