СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая статья "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИЕСЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дана информация о применения тестов во время проведения уроков информатики.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИЕСЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"»

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ

ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИЕСЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

Программа учебной дисциплины "Информатика" предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний. На изучение информатики часто выделяется минимум времени - всего 1-2 часа в неделю, и на уроке на практическое освоение компьютера у учащихся остается очень мало времени.

Тесты позволяют эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени.

Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов с использованием технологии централизованного тестирования. При этом, опыт предыдущих лет показал, что учащиеся не всегда могут продемонстрировать свой уровень знаний из-за излишнего волнения. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

Таким образом одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. И в своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа. Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да-нет", "верно-неверно".

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Время выполнения я рассчитываю так:

30-60 секунд на задание репродуктивного уровня,

1 минута на задание конструктивного уровня,

2 минуты на задание, требующее небольших расчетов

Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.

Также иногда включаю 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

Я придерживаюсь и определенных требований к структуре тестов. Тест должен включать в себя следующие элементы:

  • имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета);

  • номер варианта (чем больше, тем лучше, мин.-4);

  • указание уровня усвоения.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

  • Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.

  • Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.

Недостатки

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и процесс.

  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Электронное тестирование не является альтернативой других форм итогового контроля, а дополняет их. Перечисляя достоинства компьютерного тестирования, необходимо указать и на его недостатки. С его помощью можно формировать только простейшие навыки, поверхностные знания, основанные на запоминании некоторого набора фактов, для формирования навыков творческого использования полученных знаний необходимо применять другие формы обучения. Наконец, не стимулируется умение ученика грамотно и понятно изложить свои мысли.

Сейчас в Интернет можно найти большое количество тестовых программ. Многие из них предназначены для проведения тестирования в условиях школы.

Для проведения компьютерного тестирования мной из достаточно большого количества компьютерных программ была выбрана среда тестирования «MyTest». Данная система имеет ряд преимуществ.

Во-первых, она распространяется бесплатно.

Во-вторых, «MyTest» состоит из трех модулей: MyTestServer, MytestEditor и MyTestStudent Первый модуль позволяет учителю производить различные настройки по организации тестирования, вести учет результатов тестирования в разрезе классов и индивидуальных результатов обучающихся, а также сквозной учет по годам (классам) обучения. Второй модуль позволяет вводить тестовые задания, организовывать внешние базы тестовых заданий для дальнейшей загрузки в программу. Третий модуль предназначен для организации автоматизированных рабочих мест тестирования обучающимися.

В-третьих, интерфейс данной среды тестирования полностью русифицированный, что существенно облегчает работу по созданию тестов.

Данная программа предоставляет следующие возможности:

  • удобный и простой в использовании редактор тестовых заданий.

  • текст вопросов может сопровождаться изображением и комментариями.

  • программа позволяет установить лимит времени на прохождение теста.

  • варианты ответов автоматически перемешиваются случайным образом.

  • вопросы могут следовать по порядку номеров или случайно.

  • иметь контроль: оценка (2,3,4 или 5), зачет/незачет или рейтинговый.

В конце изучения объемной темы на этапе актуализации использую тематические тесты закрытого типа, содержащие до 10 заданий.

Тесты с выбором ответа, содержание более 10 заданий провожу на уроках развития и закрепления знаний и умений, уроках по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности, уроках проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Опыт работы предыдущих лет показывает, что работа с тестами благотворно сказывается на развитии знаний и умений учащихся и вырабатывает психологическую адаптацию к условиям проверки знаний на любом уровне (контрольная работа, экзамен, вступительные испытания в ВУЗы)

Заключение.

В настоящее время контроль знаний с помощью тестирования приобретает массовый характер. Системное применение компьютерного тестирования способствует рассмотрению достижений обучающихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому в положительной динамике.

Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы. С помощью тестов можно опросить каждого ученика по всем разделам и темам предмета, что позволяет достигнуть беспробелных знаний.

Хочется отметить еще одну особенность тестов, хорошо известную тем учителям, которые уже давно пользуются ими, - тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. К тому же, хорошие результаты тестирования помогут учителю психологически подготовить учеников к контрольной или зачету, сняв ряд проблем, о которых говорилось выше. При тестовом контроле знаний не возникает конфликтов между учителем и учеником, даже при плохом результате у учащегося сохраняется положительный психологический настрой на обучение. Тест учит не только на правильном материале, но и на неправильном. Тестовый контроль объективен и беспристрастен, и именно в таком контроле заинтересовано современное общество.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: нет сомнения в том, Использование тестовых технологий при правильном понимании функций тестов, знание различных форм тестовых заданий и чёткое определение целей тестирования могут значительно расширить возможности учителя при планировании контроля знаний и умений учащихся, снять проблемы субъективированности оценки, чётко определять дальнейшую коррекцию в пробелах знаний учащихся.


Литература.

    1. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н.Н. Самылкина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

    2. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 8 – 9 классы. Москва, «Вако», 2005 год

    3. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике 10 класс. Москва, «Вако», 2006 год

    4. Л. А Анеликова Тесты. Информатика и информационные технологии 6 – 11 классы. Дрофа 2004 г

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!