СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическое обеспечение деятельности учителя по развитию современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрешение системы проблемных ситуацийприучает школьника к умственному напряжнию, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическое обеспечение деятельности учителя по развитию современного урока»

Научно-методическое обеспечение деятельности учителя по развитию современного урока

Автор: Якушкина Татьяна Геннадьевна

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

В настоящее время обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. От современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде требует система начального образования. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе. Именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду. В учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый обучающийся не просто усваивал бы поток информации, полученный от нас, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач. Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Цель, которую ставит учитель перед собой на уроках: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемного обучения. На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

«Учитель должен меньше учить, ученик должен больше учиться» - так говорил Я.А.Каменский. А такое суждение осуществимо при применении коллективного способа обучения, где каждый ученик, сам добывая знания, имеет свою завершенность, т.к. обучение идет по способностям, по своему темпу. Обучение завершается тогда, когда обучаемый сам может учить других тому, что он усвоил, при этом ничего не теряя и ничего не искажая.

Главная роль учителя при этом помочь ребенку самому учиться. Характерной особенностью организации учебного процесса является то, что одни ученики могут изучать новую тему, другие – давать зачет, третьи – обучать, а учитель имеет возможность вести индивидуальную работу с каждым и осуществлять индивидуальный контроль. Ученики продвигаются по мере своих сил и возможностей, руководствуясь при этом правилом: “Знаю сам – научу другого”. Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Проблемный путь получения знаний требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации, нельзя полностью перейти на проблемное обучение. Не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. В обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого. Для достижения более высоких результатов необходимо грамотно сочетать традиционное обучение с созданием проблемных ситуаций. Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности. Таким образом, процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, которая должна создаваться систематически и с учетом реальных, значимых для учащихся противоречий. Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.

Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.





Список литературы.

1.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.

2.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

3.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М: Просвещение, 1983.

4.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М: Просвещение, 1985.

5.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М: Просвещение, 1972.

6.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М: Просвещение, 1983.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!