Анализ работы методического объединения учителей естестественнонаучного цикла
В 2018-2019 учебном году в состав МО учителей естественнонаучных дисциплин входило 4 учителей: учитель биологии и химии – Лысенко О.А., учитель биологии - Кара Н.Г.; учителя географии - Кроливец Н.Н., Любовская И.А.
Высшее образование имеют 4 учителя.
В 2018-2019 учебном году МО учителей естественнонаучных дисциплин работало над методической темой «Научно-методическое сопровождение процесса реализации новых ГОС стандартов».
В соответствии с этой темой были поставлены и реализованы задачи:
Использовать разнообразные формы современного урока для обеспечения качественного образования.
Повышать уровень качества знаний.
Активизировать интерес учащихся к обучению средствами постановки целей и задач уроков проблемного характера.
Шире использовать в своей педагогической деятельности ИКТ.
Таким образом, целью работы ШМО в 2018-2019 учебном году стало создание условий, способствующих достижению повышения качества образования с использованием ИКТ.
Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:
Все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взяты программы Министерства образования для общеобразовательных школ.
Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов.
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 класса по географии и биологии проходила по технологии тестирования (успеваемость составила – 100%, качество знаний учащихся – 100 %).
ГИА выпускников 9 классов по биологии показала следующие результаты: успеваемость составила – 100%, качество знаний учащихся – 75 %.
На заседании ШМО был заслушан положительный опыт работы учителей по вопросам подготовки выпускников: по технологии подготовки выпускников к ГИА, а также выполнению основных требования по подготовке к ГИА.
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что учителя естественнонаучных дисциплин показали хорошие результаты работы по подготовке учащихся 9, 11 классов к ГИА.
Учащиеся школы принимали активное участие в школьных, районных, интернет-олимпиадах. Из анализа результатов видно, что на достаточном уровне велась работа по направлению «Одаренные дети». Следует отметить работу учителя географии Кроливец Н.Н., воспитанники которой в этом учебном году стали победителями:
- в Международной интернет-викторине по географии «Эрудит» в номинации «Материки и континенты» (получили дипломы I степени: Штельман Татьяна, Майстренко Валерия, Майстренко Максим, Степеров Сергей, Красовская Елизавета, Беспалый Ярослав);
- во Всероссийской интернет-олимпиаде «Страны и их столицы» (дипломы I степени: Антонец Дарья, Горбунова Анастасия);
- во Всероссийской интернет-олимпиаде «Океаны» (дипломы I степени: Антонец Дарья, Горбунова Анастасия, Гриценко Юлия, Капацина Таисия, Дехтяр Татьяна).
Учащаяся 8-Б класса Рябыкина Анастасия (руководитель Лысенко О.А.) стала обладателем диплома III степени за участие в Республиканском конкурсе-выставке экологического детского творчества «Загадочный мир цветов» в номинации «Конкурс поделок «Мир цветов».
В 2018-2019 уч. году учащиеся школы впервые приняли участие в Республиканском интернет-конкурсе «БИОМАН»: 3 участника, учащиеся 8-Б класса (руководитель Лысенко О.А.) стали лауреатами конкурса (Борщ Кристина, Галенко Светлана, Красовская Елизавета), получили сертификаты и Благодарность за подписью ректора Дон НУ.
Необходимо продолжить уделять должное внимание формированию мотивации учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах, а также активнее вовлекать учащихся в научно-исследовательскую деятельность (участие в конкурсах МАН и др.).
Все учителя МО имеют темы по самообразованию, которые соответствуют методической теме школы и РМО.
Учителя в своей работе обращают внимание на следующие вопросы:
создание психологической комфортности в классе;
работу по схеме “учитель-ученик” (субъект - субъектные отношения сотрудничества, наставничества).
Учителя стараются применять на уроках дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику, изучали методы проведения современного урока, посещали открытые мероприятия школы и района по изучению и внедрению новых технологий, совершенствующих процесс преподавания и изучения предметов.
Учителями МО в течение учебного года был проведен ряд открытых уроков и мероприятий, а это позволило изучать опыт друг друга. Они проводят уроки-презентации с использованием информационных технологий; игровые уроки, используя ИКТ.
Следует отметить, что учащимся такие уроки нравятся. Они с удовольствием принимают в них участие. Уроки развивают инициативу и творчество учащихся, способствуют лучшему усвоению программного материала и развитию интереса к предметам.
Для удовлетворения потребностей и запросов обучающихся, учителя работали индивидуально с учащимися по химии, биологии, географии, привлекая их к организации, проведению и участию в декадах естественнонаучных дисциплин.
В 2018-2019 учебном году проводилась промежуточная аттестация, которая проходила в форме контрольных работ. Учащиеся школы успешно справились с этим видом контроля.
Все учителя МО создают свою личную копилку дидактических материалов и тестов, которые используют при проведении уроков. Она представлена так же и в электронном виде.
В 2018–2019 учебном году были проведены декады естественнонаучных дисциплин, цель которых было формирование положительной мотивации к изучению школьных предметов, активизация их познавательной деятельности.
При проведении декады основное внимание учителей было уделено следующим аспектам:
привлечение как можно большего количества учащихся к активной демонстрации своих достижений по предметам;
развитие знаний, умений и навыков учащихся по предметам.
Вся проделанная работа отражена в заседаниях МО и отражена в протоколах заседаний.
В работе МО есть недостатки:
недостаточно уделялось внимания работе с одаренными детьми;
шире использовать ИКТ на уроках и внеурочной деятельности;
разнообразить формы проведения уроков с целью повышения качества знаний учащихся.
Учитывая выше изложенную информацию, ШМО следует в 2019-2020 учебном году:
в целях повышения качества знаний учащихся широко внедрять в учебно-воспитательный процесс современные технологии и методики обучения и воспитания;
с целью раскрытия талантов и способностей учащихся, активизации интереса к изучению предметов, каждому учителю проводить с учащимися исследовательскую работу (презентации, проекты).
Следует отметить, что весь программный материал и тематическое планирование по предметам естественнонаучного цикла по итогам года выполнено.
Из анализа работы вытекают цели и задачи на 2019–2020 учебный год, которые излагаются в следующем разделе плана работы ШМО.
Школьное методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин в 2019–2020 учебном году будет продолжать работу по реализации проблемы: «Научно-методическое сопровождение процесса реализации ГОС».