СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая работа «Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дан многоаспектный анализ текста с приложением, состоящим из практической части.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая работа «Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка»»


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»





Кафедра гуманитарных наук



Научно-методическая работа

«Многоаспектный анализ текста
на уроках
русского языка»





Работу выполнила:

Бессонова Елена Борисовна,

учитель русского языка

и литературы











с. Танковое

2014-2015

Целью данной работы является доказательство того, что многоаспектный анализ текста

является ключом к пониманию любого современного источника информации, повышает

уровень их образованности и готовит детей к успешной сдаче выпускного экзамена.

Цель работы определяет следующие задачи:

  1. показать необходимость многоаспектного анализа текста;



  1. представить приемы, инструменты, с помощью которых можно подготовить уч-ся к успешной сдаче выпускного экзамена по русскому языку;



  1. показать на примере анализа конкретных текстов уровень подготовки к сдаче ЕГЭ.



Актуальность данной проблемы трудно переоценить. Цель моей работы –

совершенствование грамотности выпускников и подготовка их к успешной сдаче

экзамена.



Новизна темы велика. В связи с переходом на ФГОСы нам требуется изучить громадное

количество нового материала по сдаче выпускных экзаменов.

























Содержание



  1. Вступление ………………………………………………………….. 2-3 стр.



  1. Теоретическое обоснование, научно-методическая часть………4-10 стр.



  1. Приложения с практической частью……………………………….11-17 стр



  1. Список использованной литературы………………………………..18 стр









































Умение работать с текстом как основным способом получения информации - это и правильность выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ, и успешность обучения в целом, и , не менее важное, выход на метапредметный уровень. А он предполагает освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации.

Что мы понимаем под коммуникативной компетенцией:

  • способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию,

  • адекватно ее интерпретировать,

  • создавать собственное высказывание.

К сожалению, наши ученики не в полной мере овладевают этими компетенциями. Вот, на наш взгляд, причины таких проблем:

  • нет связи между освоением теории и формированием практических умений и навыков;

  • остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики,

  • неумение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её;

  • фронтальные формы работы с текстом на уроках вступают в противоречие с необходимостью каждому ученику самостоятельно на итоговой аттестации создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.

Для решения этих проблем стоит обратиться к «Методические рекомендации ФИПИ» по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка. В них сказано, что на уроках русского языка желательно регулярно проводить многоаспектный анализ текста:

• композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);

• стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

• типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

• языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.

Такие виды анализа текста мы используем и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и на уроках развития речи. Но, как правило, в отдельности, не соединяя в общее целое. Необходимо же проводить многоаспектный анализ любого текста.



В методической литературе много говорится о видах смыслового чтения:

  • изучающее чтение - если требуется максимально полное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях;

  • ознакомительное чтение - найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу, либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде;

  • просмотровое чтение поможет получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте).

  • при сканирующем чтении из текста извлекается только нужный минимум информации (чтение моментальное).

Конечно, при изучении текстов художественной литературы мы используем все виды чтения.

В чем мы видим понимание текста при чтении? Во-первых, это раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором. Во-вторых, суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. И наконец, понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?

В чем же суть интерпретации текста? Во-первых, нахождение собственного смысла читателем. Во-вторых, интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения. И в итоге,какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Мы помним, что основной принцип анализа текста – это учёт единства формы и содержания художественного произведения

Содержание

Размышления писателя о мире, о различных явлениях действительности

Внутренняя, духовная сторона текста

Это то, что сказал писатель своим произведением

Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание

Сущность литературного произведения

Содержание

Размышления писателя о мире, о различных явлениях действительности

Внутренняя, духовная сторона текста

Это то, что сказал писатель своим произведением

Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание

Сущность литературного произведения

Форма

Система средств и приемов, в которой

эти размышления находит свое воплощение.

Внешняя, материальная сторона текста

Это то, как он это сделал.

Система изобразительных средств, композиция

Способ существования произведения, «плоть» содержания





После исследования формы и содержания произведения, текста необходимо выяснить его проблематику. Ключевая роль в произведении отводится проблематике. Это сфера, в которой

  • проявляется авторская концепция мира и человека,

  • запечатлеваются размышления и переживания писателя,

  • тема рассматривается под определенным углом зрения.

На уровне проблематики читателю как бы

  • предлагается диалог,

  • подвергается обсуждению та или иная система ценностей,

  • ставятся вопросы,

  • приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной

мироориентации.

В ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский

взгляд на мир. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим

началом, пронизывающим все элементы художественной целостности.

На выпускных экзаменах по русскому языку тексты содержат три блока проблем:

Первый блок: проблемы, связанные с духовным развитием человека

Предметом осмысления в таких текстах выступают факторы, способствующие или

препятствующие полноценной социализации человека (семья, школа, цели образования,

социально-политические условия, государственная идеология, нравственные идеалы,

национальные традиции, герои времени, персонажи произведений и т.д.). Здесь человек

рассматривается как объект различных политических, социальных, культурных,

национальных, семейных влияний.

Второй блок: проблема нравственной ответственности человека.

Ответственность перед:

  • личными идеалами (мечтами, целями, нравственными принципами);

  • близкими людьми (родителями, друзьями, соратниками, членами учебного или

  • трудового коллектива);

  • обществом, воспринимающим те или иные воздействия социально значимой

  • личности (учёного, политического лидера, писателя, врача, педагога, известного

  • артиста и т.д.)

  • родиной, которая рассматривается как историко-культурный феномен,

  • обеспечивающий единство граждан и жизнеспособность народа.

природой, воплощающей жизнь и красоту, а потому предметом рассмотрения могут быть

как проблемы собственно биологического существования (человечество разрушает

земную обитель), так и аспекты духовности (равнодушие к красоте приводит к духовному

оскудению человека, к утрате нравственных начал, без которых существование людей

невозможно).

Третий блок: проблемы, связанные с нравственным выбором личности.

Предмет анализа в текстах этой группы:

  • мотивы, обусловившие принятие того или иного решения;

  • последствия сделанного выбора;

  • нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей.

Акцент делается не столько на том, как поступает тот или иной человек, а на том,

почему он так поступает.

Я советую учащимся, если им не удаётся сформулировать проблему текста:

1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом?

(сформулированные вопросы - проблематика текста; необходимо выбрать ту

проблему, по которой ученик сможет высказаться и привести убедительный аргументы)

2. Над каким вопросом (-ами) заставил меня задуматься автор?

3. Что является предметом обсуждения в данном тексте?

Я предлагаю детям примерные формулировки проблем по этому блоку:

  1. Чем определяется характер взаимоотношений между людьми?

  2. Из чего складывается добрая память о человеке?

  3. Что такое чёрная неблагодарность?

  4. Можно ли злом платить за добро?

  5. В чём настоящая красота любви?

  6. Почему важна преемственность поколений?

  7. Может ли испортить человека беззаветная любовь?

  8. Почему самые ценные подарки - те, что не принадлежат материальному миру?

  9. От чего зависит моральный выбор человека? 

  10. Чем можно измерить нравственный уровень человека? и т.д.

Я выясняю с детьми, как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?

С помощью

  • композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)

  • композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.

  • типов речи;

  • художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;

  • элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;

Прошу детей обратить внимание на то, что идея текста всегда связана с

  • главным героем текста;
    или

  • с основным событием текста.(Если поступки, поведение, высказывания героя безнравственны, то отношение автора к нему будет негативным.)

В заключении своей работы хочется сказать словами великого ученого-филолога Д.Лихачева: «Повысить качество восприятия литературы - повысить нравственное здоровье людей». Вот несколько заповедей этого мудрого человека , которыми я пользуюсь в своей работе с учениками.

  • Заботиться о тех, кому ты многим обязан, — естественное поведение порядочного человека.

  • По отношению к старикам любовь может быть разной: любовь-благодарность, любовь-уважение, любовь-забота. Но она всегда должна быть действенной!

  • Искренние слова благодарности и любви ценнее самых дорогих подарков и полезнее всяких лекарств.

  • Все случаи подобной неблагодарности – преступление, потому что они просто убивают.

  • Неблагодарность как действие ярче всего характеризует самого неблагодарного... Ведь нормальный человек никогда не сможет убедить свою совесть не помнить добро.

Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"

Ричард Бах





























Система упражнений по обучению комментарию

к основной проблеме текста и

аргументации собственного мнения



Занятие №1

  1. Формулировка проблемы и ее комментарий. Опираемся на знания уч-ся, которые были сказаны выше по трем блокам проблем.

Далее работаем над комментарием текста.



Прокомментировать проблему – значит показать

  • степень понимания текста;

  • умение видеть его важнейшие аспекты;

понять

  • замысел автора;

  • ход авторской мысли.

  1. Даю уч-ся план работы над комментарием



  1. Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение ту или иную проблему?

Обращается к своим воспоминаниям (о чем?), к событиям (каким?).

Описывает (что именно? с какой целью?).

Повествует (о чём? с какой целью?).

Сообщает (о каких событиях? с какой целью?).

Рассуждает (о чём?); пытается осмыслить явление, событие, понятие (какое?); хочет поделиться с читателями своими мыслями, впечатлениями, размышлениями (о чем?).

  1. На каком материале он раскрывает эту проблему?



  • На примере из собственной жизни.

  • На примере эпизода из жизни своих героев.

  • Описывая эмоциональное состояние или поведение своих героев.

  • На примере общеизвестных событий, фактов,явлений и т.д.



3. Что делает автор в начале текста? В его основной части? В финале текста?

Автор (приглашает читателя к разговору о..., задается вопросом, обращается к своим воспоминаниям и т. д.).

Писатель (публицист) (обращает внимание читателя на...; рассуждая о…,обращается к..., подчёркивает мысль о том, что… и т. д.).

Автор (заставляет читателя задуматься над...,призывает к …, приходит к мысли о… и т. д.).

4. На какие аспекты проблемы автор обращает внимание? Что особенно волнует

писателя? Что он подчеркивает, выделяет?

Примерные ответы детей:

Автор обращает внимание читателя прежде всего на...

Больше всего автора тревожит...

Особое внимание автор уделяет...

Автор выражает беспокойство по поводу...

В центре внимания автора находится... и т. д.

5. Какие приемы организации текста использует автор, чтобы акцентировать внимание

на поставленной проблеме?

Сопоставляет, противопоставляет, сравнивает, обобщает, использует вопросно-ответную форму изложения и т.д.

Требования к комментарию (дается под запись):

Комментарий к проблеме может включать

  • характеристику проблемы;

  • анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;

  • анализ аспектов (микротем);

синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:



Роль типов речи в комментарии

Описание

Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.

Повествование

Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию.

Рассуждение

В художественных текстах рассуждение

  • показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;

  • помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей;

  • передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого;

  • доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.

Предлагаю уч-ся текст.

СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА

   (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин. (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...» (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?" (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу. (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."

   (27) - Что вам, Семен Иваныч?

   (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.

    (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..."

(39) - Что там еще?

   (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?

   (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."

   (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…

(А.П.Чехов)

Даю детям алгоритм:

Анализируя художественный текст, обратите внимание на

  • героев,

  • их внешность,

  • детали и мотивы поведения,

  • речь,

  • мысли,

  • поступки,

отношение к ним окружающих.

Это и будет комментарием и авторской позицией.

Анализируем композиционные и художественные приёмы

  • З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно А.П.Чехов изменил его на слёзы крокодила?)

  • «Говорящая» фамилия героя.

  • Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.

Авторская ирония.

«…Фамилия героя свидетельствует о многом: она позволяет увидеть авторское отношение к этому человеку, подчёркивает главное моральное качество ростовщика. Высокие мысли и низкие поступки – вот что характерно для Иудина. Поэтому Ал.П.Чехов совершенно справедливо выносит в название текста слово «крокодил»: это плотоядное животное всегда опасно, и его слёзы фальшивы так же, как и мысли хозяина ломбарда».

«Объектом иронии автора становятся философские размышления Иудина, которые входят в противоречия с его гнусными поступками. Ведь безжалостная привычка обирать людей, оказавшихся на грани нищеты, стала нормой его жизни; он действительно жестокий «крокодил».

Задание №2

Ягодка

(1)Куда только не занесут охотника ноги!

(2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

(4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

(8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

(9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

(10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

(14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

(16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

(17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

(19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

(21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

(22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

(24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

(25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

(27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

(30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (21)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья…

(По В. Астафьеву)



Схема анализа этого текста идентична прежней.

Задание № 3

Аргументы из публицистической литературы

  1. Так, можно привести убедительные аргументы, подтверждающие эту мысль. Обратимся, в частности, к книге

С. Мусского «100 великих людей»

С.Мусского «100 великих поэтов»

К.Семёнов «100 великих полководцев России»

Д.Самин «100 великих учёных»

В.Ломов «100 великих русских писателей»

(С Мусский «100 великих людей»; собраны великие представители человечества по группам:
религиозные деятели, мыслители, политические деятели, военачальники,
ученые, писатели, мастера искусств, изобретатели, путешественники, спортсмены).
Знакомя читателя с биографией…,(указать, кто он и чем известен), автор приводит пример (чего?)…. (подчеркивает, обращает внимание читателя на…и т.п), что...

2. … Справедливость вышесказанного подтверждает также публицистическая литература.

Вспомним, например,

  • книгу Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»...

Задание № 4

Аргументы из учебной литературы могут быть взяты из учебников истории, литературы, физики, химии, биологии и т.д.:

  • биографии писателей, поэтов, знаменитых ученых;

  • фрагменты текстов из воспоминаний личных (или современников), дневников;

  • тексты, дающие оценку какому-либо событию или деятельности известной личности;

  • тексты известных ученых, в которых излагаются разные точки зрения на одно и то же явление (к примеру, этическое, лингвистическое, ) и т. д.

Этические ошибки

Этические ошибки связаны с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

Хочется сделать вывод:

«Конечно, кто из нас не хочет быть счастливым? Весь вопрос только в том, как удержать это кратковременное состояние. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берет, с ученым видом знатока раздавая рецепты счастья. Такого примитивного совета — завести себе «кошку, собаку или же волнистого попугайчика» и стать от этого счастливым я еще не слышал! И уж совсем абсурдной считаю мысль о том, что отсутствие счастья может стать причиной «болячек».

О подобных проблемах должны рассуждать компетентные люди, а не дилетанты».











Список использованной литературы:

Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка.- ФИПИ, 2013

ЕГЭ-2013. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько И.П.): М., «Национальное образование», 2012

Жаркова Л.П. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ

Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы.- М.: Астрель, АСТ, 2003

Сборник «Элективные курсы (русский язык, литература) Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2008

Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2012

Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2011



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!