СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая статья на тему "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья на тему "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"»

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка 

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно - деятельностный подход в обучении школьников.

Данный подход направлен в том числе на решение следующих серьезных вопросов: Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно - значима:

что я хочу сделать,

зачем я это делаю,

как я это делаю, как я это сделал.

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно -деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно -деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока..

Скажу о некоторых этапах . В рамках деятельностного подхода целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.

Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

Урок начинается с вопроса:

  • Чем замечателен сегодняшний день?

Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны. Текст о весне записывается тетрадь: День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Задание классу:

  • Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

  • Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

  • Найдите местоимения, укажите разряды.

  • Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.

Беседа на повторение:

  • Что такое местоимение?

  • Какие разряды изучили?

  • Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.

Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.

Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?

  • Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?

  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

  • Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения».

Исследовательское задание классу:

  • Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?

  • Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся:

Вопросы для целеполагания:

  • Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».

  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на указательные местоимения.

  • Задание: прочитайте параграфы из учебников: 
    М.Т.Баранов – параграф 77, стр. 184. 
    В. В. Бабайцева – параграф 131, стр. 139.

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

  • Что Вы узнали об указательных местоимениях?

  • Чем отличаются точки зрения на местоимения авторов разных учебников?

  • Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Слова в помощь:

выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению

Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на УЧЕБНЫЕ ИСТОЧНИКИ После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

  • Что Вам в этом помогло?

  • Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли.

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На ЭТОМ этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности,

Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки -заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

ВАРИАНТ Домашнего задания :

  1. Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском и английском языках.

  2. Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.

  3. Упражнение .

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Весна ” (весна, почки, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием

Итоговая рефлексия:  

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что для меня на уроке было самым интересным?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

На протяжении урока школьникам предоставлятся возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами. ЭТО способствует осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!