СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-познавательная игра "Созвездие"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-познавательная игра "Созвездие"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников г. Вязьмы Смоленской области



СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


  • «Научно – познавательная игра «Созвездие»









Разработал: педагог

Ижболдина Наталья

Александровна







Обоснование выбора темы


Космонавтика нужна науке – она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днём всё более расширяется сфера прикладного использования космонавтики. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства, самая передовая технология – это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. 12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник «Восток». Длительность полёта составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза. 12 апреля стало международным праздником – Днём авиации и космонавтики.

В этот день дети с большим вниманием рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, слушали рассказ о нашем земляке, космонавте Ю.А.Гагарине, разгадывали загадки о небесных телах. А задание на ориентирование по расположению планет так увлекла детей, что они конструировали свою ракету и вскоре пожелали отправиться в космическое путешествие. Доброго им пути! В детях заключено неистощимое жизнелюбие, увидеть их глазами Землю и небо – значит полюбить всё вокруг. Дети начала ХХI века во многом отличаются от детей предыдущих эпох. С полным основанием их можно назвать детьми науки и мировой культуры, детьми гигантской технической цивилизации, детьми открывшегося человечеству космоса.


Цель.

Популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики, расширение кругозора, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей обучающихся, чувство солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков групповой работы.


Задачи.

1. Рассказать о жизни и делах людей, стоящих у истоков космонавтики в нашей стране.

2. Воспитывать чувство гордости и патриотизма к своей Родине.







1. Постановочный план


    1. Идейно – тематический анализ


Тема: Популяризация знаний по астрономии и достижений в области

(Цель) космонавтики, расширение кругозора, развитие познавательной

активности, коммуникативных способностей обучающихся, чувство

солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков

групповой работы.


Идея: Рассказать о жизни и делах людей, стоящих у истоков космонавтики

(Задача) в нашей стране. Воспитывать чувство гордости и патриотизма к своей

Родине.

Основной конфликт: Соревнование.

Сценарно-режиссерский ход: Ведущий связывает все эпизоды в единое целое.

1.2 Событийный ряд


Основное событие – Представление экипажей (команд).


Центральное событие – Соревнование.


Главное событие – Победа в игре.


Финальное событие – Определение победителей. Награждение.



1.3 Композиционное построение


Экспозиция – Ведущий представляет зрителям мероприятие, знакомит с экипажами участников.


Завязка – Ведущий знакомит всех участников игры с жюри, и приглашает экипажам принять участие в 1 этапе игры.


Основное событие – Этапы научно – познавательной игры ( экзамен в школу космонавтов, конструирование простейшего космического корабля, ориентирование по расположению планет, разгадка кроссворда, сбор научной информации, ремонт космической станции, встреча с небесным телом).


Кульминация – Объявления победителей научно – познавательной игры.


Развязка – Награждение.



2. Сценарный план


Пролог.

12.00 – звучит музыка. В классе № 11 станции юных техников, стоят столы, стулья. Класс украшен плакатами на тему космонавтики.

Выход ведущего, текст ведущего.


Эпизод 1.

Экзамен в школу космонавтов.

Участники игры отвечают на вопросы ведущего ( тема космос).


Эпизод 2.

Конструирование простейшего космического корабля (практика).

Участники конструируют космический корабль из представленных материалов.


Эпизод 3.

Защита проекта космического корабля.

Участники защищают проекты.


Эпизод 4.

Ориентирование по расположению планет.

Участники определяют по фотографиям название планет.


Эпизод 5.

Разгадка кроссворда.

Участники разгадывают кроссворд (тема космос, нужно найти ключевое слово).


Эпизод 6.

Сбор научной информации.

Участники отвечают на вопросы ведущего (тема космос).


Эпизод 7.

Кто быстрее отремонтирует космическую станцию.

Участникам нужно дорисовать детали космического корабля.


Эпизод 8.

Встреча с небесным телом.

Участники отвечают на вопросы ведущего (тема космос).


Эпилог.

Текст ведущего. Награждение победителей.




3. Литературный сценарий



Пролог.

Класс № 11 станции юных техников дата.

12.00.

Продолжительность мероприятия – 1 ч. 20 мин.


Действующие лица:

Команды общеобразовательных школ Вяземского района.

Методисты МБОУ ДОД СЮТ.



























Научно – познавательная игра «Созвездие»


Пролог.


Ведущий:

Добрый день дорогие друзья! Мы встретились с вами в очень знаменательный день – Международный день авиации и космонавтики. 12 апреля весь мир отмечает этот праздник. Для вас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. На борту научных орбитальных станций годами живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Люди всегда мечтали о полётах к Солнцу, Луне, звёздам. Каких только способов полёта не придумал изобретательный человеческий ум: гигантские пушки, центробежные катапульты и многое другое уносили героев фантастических произведений в звёздные миры. 12 апреля 1961 года мечта стала явью. В этот день впервые в мире на космическом корабле поднялся в космос первый человек. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт его длился недолго, но значение его огромно, потому что он доказал возможность полётов. И по дороге, разведанной Гагариным, пошли другие. Пусть следующими будете вы! Девиз нашего путешествия – « На крыльях разума – смелее к звёздам». Итак, наступает ответственный момент. Экипажам занять свои места. Командирам экипажей получить бортовые журналы, (жюри раздают бортовые журналы, каждый этап игры оценивается по 5-ти бальной системе). Дорога в космос открыта не всем. Чтобы стать настоящим космонавтом, нужно пройти курс обучения в Центре подготовке космонавтов. Но сначала вам предстоит выдержать экзамен в эту кузнецу космических кадров.


Эпизод 1. Экзамен в школу космонавтов.

Ведущий:

Вам предстоит выбрать один правильный ответ из трёх предложенных. Каждый экипаж имеет право посовещаться. Всего вы услышите восемь вопросов. Приёмная комиссия будет тщательно фиксировать все ваши ответы. Желаю удачи!

1. Кого называют отцом космонавтики?

( Циолковский, Жуковский, Королёв.)

2. Как назывался первый космический корабль?

( Пионер, Восход, Восток.)

3. Кто был генеральным конструктором первого космического корабля?

( Туполев, Королёв, Микоян.)

4. Сколько времени продолжался первый космический полёт?

( 68 мин. 108 мин. 248 мин.)

5. Фамилия первой женщины – космонавта.

( Савицкая, Матвиенко, Терешкова.)

6. Кто из космонавтов первый ступил на поверхность Луны?

( Армстронг, Лунгстрем, Леонов.)

7. Как назывался первый многоместный корабль?

(Союз, Восход, Шаттл.)

8. Как называется наша Галактика?

( Млечный путь, Туманность Андромеды, Вселенная.)


Ведущий:

Капитанам сдать бортовые журналы в Центр подготовки космонавтов. И сейчас я зачитаю правильные ответы.


Эпизод 2. Конструирование простейшего космического корабля. (практика).

Ведущий:

Как вы уже знаете, космический корабль – это летательный аппарат, предназначенный для полёта людей или перевозке грузов в космическом пространстве. Космические корабли для полёта по околоземным орбитам называют кораблями – спутниками, а для полёта к другим планетам – межпланетными кораблями. Конструкцию своего космического корабля вы определяете сами, по собственному замыслу. Время на конструирование – двадцать пять минут. Требование к проекту – корабль должен быть устойчивым, качественно выполненным и иметь законченный внешний вид.

( звучит музыка, дети выполняют задание.)


Эпизод 3. Защита проекта космического корабля (теория)

Ведущий:

Экипажи, сосредоточьтесь. Сейчас вам предстоит защита вашего проекта. Это следующий этап в ваших бортовых журналах, куда вы впишите ответы на предлагаемые государственной комиссией вопросы.

1. Как называются внутренние помещения космического корабля? (отсек).

2. Как называлась научная орбитальная станция, прослужившая на околоземной орбите чуть более 15 лет? («Мир»).

3. Как называется нос космического корабля? (головной обтекатель).

4. Как называют ракеты, отделяемые от корабля при выходе его на околоземную орбиту? (ступени).

5. Принцип, какого известного технического и очень древнего устройства лёг в основу реактивного двигателя? (пороховая ракета).


Ведущий:

Капитанам сдать бортовые журналы в Центр подготовки космонавтов. А я зачитаю правильные ответы.


Ведущий:

Выпускные экзамены для вас, будущие космонавты, закончены. Теперь можно отправляться в неизвестные звёздные миры, бесконечные просторы Вселенной. Вы сможете справиться с любым космическим аппаратом, найти выход из самых экстремальных ситуаций. Экипажи, пристегните ремни и приготовьтесь к старту. Начинаю отсчёт времени 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1….пуск! Поехали, как говорил первый космонавт Юрий Гагарин.


Эпизод 4. Ориентирование по расположению планет

Ведущий:

В полёте может случиться всякое: это неисправности в приборном – агрегатном отсеке, непредвиденная остановка двигателей, сбой компьютеров и многое другое, в результате чего будет нарушена система управления полётом. В этом случае придётся ориентироваться в пространстве по описанию планет, которые вам экстренно передаст Центр управления полётом. В бортовом журнале на четвёртом этапе необходимо вписать названия планет.

1. Самая большая планета Солнечной системы? (красное пятно на поверхности) ( Юпитер).

2. Планета красного цвета. (Марс).

3. Планета голубовато – серебристого цвета, блестящий шар, чуть меньше Земли. (Венера).

4. Самая маленькая планета Солнечной системы, расположенная ближе всех к Солнцу. (Меркурий ).

5. Голубая планета. (Земля).

6. Кольца вокруг планеты. ( Сатурн).


Ведущий:

Прошу капитанов сдать бортовые журналы, а я зачитаю правильные ответы.


Эпизод 5. Разгадка кроссворда

Ведущий:

Центральное управление полётом передаёт благодарность всем членам экипажей, справившимся с труднейшей ситуацией на борту и сумевшим обеспечить перемещение вашего корабля в соответствии с заданным курсом. После такой напряжённой работы можно и отдохнуть. А самый распространённый отдых – это разгадывание кроссворда.

(звучит музыка, дети выполняют задание, тема кроссворда космос).


Ведущий:

Прошу капитанов сдать бортовые журналы в Центр управление полётов, а я зачитаю правильные ответы.


Эпизод 6. Сбор научной информации

Ведущий:

Экипажам занять места в орбитальном отсеке, в котором, как вы знаете, расположена вся научная аппаратура для ведения научно – исследовательской работы. На этом этапе игры вам необходимо подготовить данные для бортового компьютера, который проведёт их анализ и поможет скорректировать курс вашего космического корабля. Итоги наблюдений занесите в бортовой журнал.

1. Сколько планет входит в Солнечную систему?

(девять).

2.Как называется ближайшая к Солнцу планета?

(Меркурий).

3. Какая планета Солнечной системы не только самая большая по величине, но и самая тяжёлая?

(Юпитер).

4.Какую планету называют утренней звездой? (её можно увидеть даже при солнечном свете – утром и вечером.)

(Венера).

5. Сколько естественных спутников у Земли и как они называются?

(1 – Луна).

6. Может ли Звезда упасть с неба?

(нет).


Ведущий:

Я надеюсь, вы справились с заданием. Капитанам сдать бортовые журналы, а я зачитаю правильные ответы.


Эпизод 7. Кто быстрее отремонтирует космическую станцию

Ведущий:

Вы отправили полученную информацию в ЦУП и ждёте следующей команды. Но что случилось с вашим компьютером, почему бледнеет экран? Разгадка рядом, за иллюминаторами. Ориентируясь по схеме, вы должны подрисовать недостающие элементы на схеме. Задание выполняется фломастерами или карандашами. Схемы вы получили, я желаю вам удачи!




Эпизод 8. Встреча с небесным телом

Ведущий:

Мы уже убедились, что космос очень непредсказуем. Не успели передохнуть от одной странной встречи, как вам предстоит ещё одна. Но эта встреча может стать опасной для вашего корабля, потому что она может перерасти в столкновение. Столкновение можно избежать, если вы вовремя определите, что это за тело, какова его природа, и тогда вы будете знать, каким способом устранить эту опасность. Времени на раздумье у вас мало, в космосе – космические скорости и небесное тело приближается к вам катастрофически быстро. Что это за тело?

1. Тело представляет собой лёд и пыль, при приближении к Солнцу начинает интенсивно испаряться и тянет за собой длинный светящийся след. (комета).

2. Тело представляет собой космические обломки из камня, металла, пылинок от комет, полностью сгорающих в земной атмосфере и оставляющих за собой длинный светящийся след. (метеор).

3. Тело представляет собой космические обломки из камня, металла, пылинок от комет, частично сгорающих в земной атмосфере, оставшаяся часть может упасть на Землю. (метеорит).

Уважаемые капитаны экипажей ваш полёт закончен удачно, сдайте бортовые журналы в ЦУП.

Достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству! Это громадный катализатор современной техники, ставший за невиданно короткий срок одним из главных рычагов современного мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, энергетики и многих других областей народного хозяйства. Исследования, проводимые на спутниках и орбитальных комплексах, исследования других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной, о Солнечной системе, о нашей собственной планете.

Дорогие ребята и уважаемые учителя, мы благодарим вас за участие в научно – познавательной игре «Созвездие», и по результатам ваших записей в бортовых журналах итоги игры таковы:

1 место присуждается -

2 место присуждается -

3 место присуждается -

(победители получают грамоты и призы)

Мы ещё раз поздравляем победителей, и всех участников игры. До новых встреч!



Реквизит научно – познавательной игры « Созвездие»


1. Ручки, карандаши, бумага.

2. Краски, клей, ватманы, картон.

3. Карточки с планетами, напечатанные кроссворды, напечатанные схемы космических кораблей,

4. Напечатанные бортовые журналы (на каждую команду), плакаты с фотографиями космоса, рисунки детей (тема космос), грамоты, призы.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!