Слайд 1
Научно-познавательная литература
Слайд 2
Научно-познавательная литература – это издания, которые излагают научные сведения языком, доступным для неспециалистов. Это популярный рассказ о событиях и явлениях, который отвечает на вопросы «как?» и «почему?».
Слайд 3
Кто же пишет такие книги? Очень часто авторами таких книг являются не писатели, а люди разных профессий. Некоторые из них были инженерами, врачами. А вот, например, Святослав Сахарнов, который в своих книжках рассказывает нам о морях, об обитателях морских глубин, был моряком. И вот однажды случилось так, что ему пришлось спустится под воду, потому что водолаз заболел. Святослав Сахарнов вспоминает: «В море под водой не так, как в реке. Там все рыбы плывут головой вперёд, а в море – кто куда. Камбала плывёт на боку, морской конёк вообще стоя. Я очень удивился. И когда вернулся на корабль, сел и написал. Написал от удивления». Вот так и стал писателем.
Характер иллюстраций в таких книгах может отличаться от художественных. Они нарисованы так, чтобы можно было легко представить предмет, о котором идёт речь. Часто там используются фотографии.
Слайд 4
Научно-познавательная литература – это издания, которые излагают научные сведения языком, доступным для неспециалиста. Это популярный рассказ о событиях и явлениях.
Ребята, чем же отличается научно-познавательная литература от художественной?
Художественная литература – это плод воображения писателя, вымысел, изображение не только явлений и событий, но и чувств. Писатель делится своими мыслями, впечатлениями, переживаниями. В основе художественного произведения могут лежать факты, но они дополняются и «раскрашиваются» воображением писателя. В художественных произведениях используется образный язык, там действуют вымышленные герои. В художественных произведениях животные могут разговаривать, а люди – проникать в прошлое и будущее. Художественная литература хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, социальные ценности. Она учит добру, справедливости, дружбе. Художественные произведения придуманы, тогда как научно – познавательные описывают факты действительности.
Какие жанры художественной литературы вы знаете? – повесть, рассказ, сказка, роман и т.д.
Научно-популярная литература делает понятными и доступными специальные научные знания, рассказывает о них увлекательно и понятно. С этой литературой дети встречаются чуть ли не с рождения. Например, 4-летнему малышу уже читают книгу Бориса Житкова «Что я видел» - рассказ об устройстве и назначении предметов, окружающих ребёнка. Первокласснику предлагают интереснейшие «Рассказы о вещах» Ильина.
В этих книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы, они знакомят с достижениями науки и техники, с биографиями выдающихся учёных, полководцев, историей научных открытий и изобретений, явлениями природы.
Слайд 5
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. Михаил Пришвин. «Золотой луг».
Художественный текст.
Слайд 6
Одуванчик – род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных. Растёт повсеместно на лугах, полянах, вдоль дорог, в садах. Цветёт в марте – июне. Листья ланцетные, струговидно-перистые. Цветки золотисто-жёлтые, розовые, белые, в одиночных корзинках. Плод – семянка с белым хохолком. Лекарственное и медоносное растение. Текст из энциклопедии.
Слайд 7
…Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве. Тонкие шелковистые лепестки, словно лучики, раскинулись во все стороны. Огромный, тяжело гудящий на лету шмель опустился на это солнышко. Весь перепачкался в жёлтой пыльце, напился нектара, загудел прозрачными крыльями, улетел. А однажды прилетевший шмель не узнал своего цветка. Пушистый белый шарик был вместо яркого жёлтого солнышка. Дунул ветер, и полетели во все стороны от шарика маленькие белые парашюты…Ю. Аракчеев.
Научно – познавательный текст.
Слайд 8
Сегодня на уроке мы познакомимся с несколькими видами научно-познавательной литературы. Они объединены в несколько серий.
Первая серия называется «Почемучкины книжки». Они нужны детям уже потому, что им всё на свете интересно. И почему у верблюда горб, и откуда дует ветер, и что такое космос, и отчего мыло мыльное. Взрослым книжки этой серии нужны, пожалуй, не меньше. Ведь очень часто самый простой, казалось бы, вопрос ребёнка ставит взрослых в тупик. Даже когда знаешь, что сказать, не всегда можешь перевести это «что» на детский язык. Книги серии «Почемучкины книжки» узнать легко, во –первых, по эмблеме (медвежонок с глобусом), во-вторых, серия написана на самой книге.
Слайд 9
Второй вид – книжки – картинки. Здесь много иллюстративного материала, что помогает лучше понять текст.
Наталья Кончаловская «Дело в шляпе». Из книги узнаем, какие пословицы и поговорки придумал когда-то русский народ о шапках. От какого слова произошло. Какие шляпы встречаются в книгах. Как выглядели старинные шляпы и шапки. Какие головные уборы носят люди разных профессий.
Слайд 10
Третий вид – фото-книжки. Картинки здесь заменяют фотографии.
Слайд 10
Четвёртый вид – книги по истории.
А теперь повторим: о каких книгах мы с вами говорили? Как эти книги называются?
Какие серии научно-познавательной литературы вы узнали?