СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция "Почва и ее состав" (конкурсная работа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа выполнена обучающимся 3 класса по теме "Почва и ее состав" для научно-практической конференции. К данной работе есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция "Почва и ее состав" (конкурсная работа).»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(143051, Московская область, Одинцовский г.о., р. п. Большие Вяземы,

ул. Городок-17, стр. 20а) тел. 8-498-694-63-26



КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Первые шаги в науке (начальные классы)


«Почва и её состав»

(исследование)




Выполнил:

Самылкин Николай Николаевич, 3 «А» класс

Московская область,

д. Малые Вяземы,

Петровское ш., д. 5, кв. 323


Руководитель:

Кривич Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

Мало-Вяземской средней общеобразовательной школы



Р.п. Большие Вяземы

2022


СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………….……………………….

3

  1. Теоретическая часть

5

    1. Что такое почва?

    2. Интересные факты о почве.

5

  1. Практическая часть

6

2.1. Почва содержит воздух

6

2.2. Почва содержит воду.

6

2.3. Почва содержит перегной.

6

2.4. Почва содержит песок и глину.

7

2.5. Почва содержит минеральные соли.

8

Заключение …………………………….…………………….……..

10

Список литературных источников…...….……..………..………..

11

Приложение ……...……………………...…………………….……..

12














Введение

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

 

Но не скоро станет доброй пашней

Влажный перегной листвы опавшей,

Отцветают травы каждый год,

Только долго почвы слой растет.




Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян превращается в большое количество помидоров, огурцов, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется? Конечно, – это почва.

У нас в классе много цветов. Они постоянно цветут. Мы с одноклассниками помогаем учителю ухаживать за цветами. Моя бабушка тоже с любовью выращивает на даче разные овощи. Мы с сестрой охотно помогаем ей работать на огороде. Мы видим, какие замечательные результаты можно получить, ухаживая за почвой. Не зря в народе говорят: «Земля заботу любит». (Приложение 1)

Из литературных источников мы узнали, что почва – незаменимый элемент земной поверхности, благодаря которому могут существовать растительные и животные организмы. Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов – воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира: образование огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф – все это следствие фотосинтетической деятельности. Почва играет большую роль в природе. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Нас очень заинтересовал вопрос, из чего же состоит почва? Поэтому тема нашей исследовательской работы – «Почва и ее состав».

Знания о составе почвы необходимы человеку в его практической деятельности. Поэтому цель нашей работы: расширить знания о почве и ее составе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить литературу по проблеме исследования;

  • провести опыты, эксперименты и наблюдения по определению состава почвы;

  • обобщить полученную информацию;

  • проанализировать и обобщить результаты исследования.

Изучение состава почвы помогут расширить наши знания о ней.

Гипотеза нашего исследования – состав почвы будет более понятен, если его изучать с помощью опытов, экспериментов, наблюдений.

Для достижения поставленной цели мы будем использовать следующие методы:

  • анализ;

  • эксперимент;

  • наблюдение;

  • сравнение;

  • обобщение.

Актуальность темы обусловлена тем, что почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Отсюда появляется вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит? Основной функцией почвы является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому – различным микроорганизмам, растениям, животным, человеку. Поэтому эта тема актуальна не только для нас, учеников, но и для взрослых людей. Задача людей использовать почву во благо человека и природы, чтобы сохранить здоровье и планету. Мне и моим одноклассникам гораздо интереснее изучать состав почвы опытным путем, чем просто читать о них. Недаром народная мудрость гласит: «Доверяй, но проверяй».

Объект исследования: почва.

Предмет исследования: состав почвы.

Наша работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части мы узнали, что же такое почва и переработали полученную информацию. В практической части мы использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых мной были сделаны соответствующие выводы.


  1. Теоретическая часть

    1. Что такое почва?

Почва – это верхний плодородный слой земли. Природе понадобилась не одна тысяча лет, чтобы создать этот слой. Первоначально ландшафт планеты был преимущественно горным. Но время действительно точило камень: осадки, эрозия, минералы постепенно меняли геологию Земли. А потом растительные остатки, микроорганизмы, мертвые деревья и опавшая листва улучшали свойства почвы. Почва – это то, что находится у всех под ногами, но мало кто решается «копнуть поглубже» и узнать о почве чуть больше. (Приложение 2)

Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимых для питания растений, именно своим плодородием почва, как природное тело, отличается от всех других природных тел (например, бесплодного камня).



    1. Интересные факты о почве.

Из литературных источников мы узнали много интересной и полезной информации о почве. Этими знаниями поделились с одноклассниками1.

  • Можете удивляться, но слово почва — то же, что и «подошва». Древнерусское слово почва – из подъшьва (то, на что наступает пятка). (Приложение 3)

  • Почва – это практически не возобновляемый ресурс. Процесс почвообразования происходит очень медленно: 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! (Приложение 4)

  • Формируется почва долго, а вот разрушается очень быстро. Только из-за действия ветра поле может терять до 5 сантиметров почвы в сутки! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

  • Почва поглощает и хранит огромное количество углерода, чрезмерная концентрация которого в атмосфере была бы губительной. Это помогает уменьшить последствия промышленных выбросов, а также улучшить климатические условия: чем меньше углерода попадает в атмосферу, тем реже случаются засухи и наводнения. Больше углерода, чем грунты, поглощают только воды Мирового океана.

  • Любая почва – это целая экосистема, в которой полным-полно жизни, от бактерий и прочих микроорганизмов до червей и разных мелких животных. (Приложение 5)

  • Вся имеющаяся на нашей планете почва – один гигантский фильтр для воды. Проходя через разные её слои, дождевые и грунтовые воды очищаются, избавляясь от примесей.

  • Природная сопротивляемость почв – ресурс небезграничный, потому и появляются на крупных промышленных территориях, возле больших городов и транспортных артерий техногенные пустыни. (Приложение 6)

  • Самый плодородный вид почвы – это чернозём. Больше половины его мировых запасов принадлежит России и занимает 7% территории страны. На 1 м² земли живет приблизительно 80 дождевых червей. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

  • Всемирный день почв празднуется 5 декабря (2003г.) для того, чтобы напомнить о важности почвенных ресурсов и необходимости их сохранности. (Приложение 7)



  1. Практическая часть

    1. Почва содержит воздух.

Цель опыта: показать, что почва содержит воздух.

Материалы и оборудование: стакан с почвой, колба с водой. Мы взяли колбу с водой, высыпали туда почву из стакана и стали наблюдать: из почвы вверх потянулись пузырьки, значит, почва содержит воздух.

(Приложение 8)

Вывод: в ходе экспериментальной работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.


    1. Почва содержит воду.

Цель опыта: определить, содержит ли почва воду.

Материалы и оборудование: держатель, пробирка с почвой, горелка.

Мы нагрели почву в пробирке. Через некоторое время стекло пробирки запотело, а потом на нем появились капельки воды. (Приложение 9)

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.


    1. Почва содержит перегной.

Цель опыта: обнаружение перегноя.

Материалы и оборудование: те же.

Мы продолжили нагревать землю, от нее пошел едкий дымок, образовался резкий неприятный запах в комнате. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет. Когда дым перестал выделяться, осталась серая почва. (Приложение 10)

Вывод: в ходе экспериментальной работы мы убедились, в почве содержится перегной, состоящий из остатков живых организмов.


    1. Почва содержит песок и глину.

Цель опыта: определить, содержит ли почва песок и глину.

Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

В стакан с водой мы добавили почву и размешали стеклянной палочкой. Вода стала мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплыл мелкий мусор: остатки листьев, иголок. На дно осел слой песка и маленькие кусочки глины. (Приложение 11)

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится песок, глина, различный природный мусор.


    1. Почва содержит минеральные соли.

Цель опыта: определить, содержит ли почва минеральные соли.

Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, горелка.

В стакан с почвой мы налили воды, размешали и поставили на некоторое время отстояться. Затем несколько капель этой жидкости поместили на стекло и подержали над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. (Приложение 12)

Вывод: в результате опыта мы убедились, что в почве содержатся минеральные соли

Таким образом, нами была проведена серия опытов, наглядно доказывающих состав почвы. Результаты исследования показали нам, что в почве содержится воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли. На основании проведенных опытов нам открылись новые, ранее неизученные нами факты о почве.

Все опыты были проведены с соблюдением правил противопожарной безопасности под руководством моего руководителя.













Заключение

Завершая работу над нашим исследованием, мы смело можем сказать, что цель достигнута, задачи выполнены, а гипотеза подтверждена.

В ходе написания работы мы убедились, что в почве содержится воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.

(Приложение 13)

Данную работу мы можем использовать на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности, в кружковой работе.

Все полученные мною знания обязательно пригодятся не только в учебной деятельности, но и в жизни.

Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она является переходным звеном от неживого к живому. (Приложение 14)

Формируется почва долго, а вот разрушается очень быстро. Плодородных почв на Земле мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека. (Приложение 15 – 16)















Литература:

  1. «Большая энциклопедия эрудита»– Москва, издательство «Махаон», 2004.

  2. М.В.Буряк «Мир вокруг нас: опыты, эксперименты, практические задания» Тренажер для школьников-Москва, издательство «Планета», 2021

  3. В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников «Почвоведение»- Москва – Ростов-на-Дону, изд. Центр «МарТ», 2004.

  4. Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия» – Москва, Росмэн, 1994.

  5. Исмаилова С. «Энциклопедия для детей. География» – Москва, Аванта+, 2000.

  6. Научные эксперименты / Пер. с англ. А.Филоновой. – Москва, Эгмонт Россия Лтд., 2006.

  7. Энциклопедия «Что такое. Кто такой» – Педагогика-Пресс, Москва,1995.

  8. «Энциклопедия для детей», том 19, «Экология» – Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2006.

Сайты в Интернете:

http://www.youtube.com/watch?v=sbCW2RydyLU – эксперименты

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/znachenie-i-sostav-pochvy-329401/re-08947da6-a98c-49e7-9dd9-3fd127c54f70-Якласс

https://lexicography.online/etymology/п/почва



Иллюстрации:

  1. Собственные фотографии

  2. https://yandex.ru






Приложение 1



Приложение 2

Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Приложение 11





Приложение 12



Приложение 13

Приложение 14



Приложение 15



Приложение 16



1 «Большая энциклопедия эрудита»– Москва, издательство «Махаон», 2004.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!