СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза: В современном мире каждый день появляются новые достижения науки и техники. Неужели электронная книга вытеснит бумажную книгу? Я считаю, что книги будут жить вечно.

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ школьников»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнеильиновская средняя общеобразовательная школа»





НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ

«НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АМУРА»







Исследовательская работа

21 век: век печатных или электронных книг?













Автор: Аббасова Айтач,

ученица 10 класса

Руководитель: Колесник Н.И.,

учитель русского языка и литературы



с.Нижняя Ильиновка

2023



Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3

ГЛАВА 1

    1. Когда возникла книга в бумажном переплете?.............. 5

    2. Время возникновения электронной книги…………… 7

ГЛАВА 2

2.1 Бумажная книга – это мудрость на века или дорогое удовольствие? ………………………………………………….8

2.2 Электронная книга – бездушный монстр или волшебная фея?.............................................................................................10

ГЛАВА 3

3.1 Влияние на здоровье электронной и бумажной книги……………………………………………………………11

3.2 Анализ социального опроса по вопросу использования бумажной книги и электронной …………………………….. 12

Заключение……………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………….17

Приложение…………………………………………………….18







Введение

С незапамятных времен книга передавала накопленные знания, опыт из поколения к поколению. За многие века книга была в классической бумажной форме. Книга была и остаётся произведением искусства. Ведь как приятно взять в руки энциклопедию, полистать яркие иллюстрации. Или читать знаменитую классику в новом переплёте, вдыхая особенный запах свеженьких страниц. Есть очень дорогие книги, есть древние книги, к которым можно прикоснуться только в специальных защитных перчатках. А какой прекрасный подарок-бумажная книга! Книги мотивируют читателя к чтению. Своей грамотности мы обязаны прежде всего книге. Ведь благодаря книге, мы научились мыслить, открывать новые горизонты знаний. В 21 веке дети читают, но не так. Меняется и статус чтения, и длительность чтения, и мотивы чтения. В наши дни все чаще можно встретить людей с электронной книгой в руках. Несомненно, электронные книги имеют ряд преимуществ. В своей работе я решила разобраться, что же ближе нашему поколению современные технологии или классический вариант книгопечатания?

Актуальность нашей темы очевидна, так как остро стоит вопрос о «вымирании» бумажных книг.

Цель: Выявить плюсы и минусы разных видов книг для разного поколения

Гипотеза: В современном мире каждый день появляются новые достижения науки и техники. Неужели электронная книга вытеснит бумажную книгу? Я считаю, что книги будут жить вечно.

Задачи:

1.Изучить, проанализировать и обобщить имеющуюся информацию по теме.

2. Выявить положительные и отрицательные стороны бумажных и электронных книг

3.Выявить как книги влияют на здоровье человека

4. Обобщить и систематизировать результаты проведенного опроса на примере студентов БГПУ, школьников и жителей сёл.

5.Подготовить брошюры с полезными советами по использованию электронной книги

Выборка: исследование проводилось в селе Ильиновка, возраст опрашиваемых был от 18 до 40 лет, также в МОУ «Нижнеильиновская СОШ» от 12 до 17 лет, в БГПУ опрос прошли некоторые студенты и главный библиотекарь университета.

Объект исследования: студенты, школьники, жители сел

Предмет исследования: предпочтение между данными видами книг.

Методы исследования:

Теоретическая (анализ, синтез, обобщение, построение гипотезы)

Эмпирическая (тестирование)

Практическая значимость: показать, что бумажные книги всё-таки имеют большее преимущество, высокую ценность и предостеречь от чрезмерного увлечения электронной книгой, ввиду опасного воздействия на растущий организм.

Актуальность исследования: по данным ВЦИОМ с экранов стали читать 71% россиян, обычно молодые люди. Трудно, очень трудно представить, что когда-то мир останется без бумажных книг, люди будут читать только электронные книги.





















Глава 1

1.1 Когда возникла книга в бумажном переплёте?

С давних времён книга растит человека. Много талантливых людей, писателей, ученых стали такими только после того, как они связывались с множеством книг. Книги – этo хранители знаний, мудрости. Они помогают нам обучаться, расширять круг интересов, становится мудрее и опытнее, получить решения на многие наши «почему» и «зачем». История книги многогранна и интересна. Давайте попробуем выяснить ее истоки.

Задолго до появления книги, люди не умели писать и читать, но информацию нужно было как-то запоминать и передавать другим людям. Для этого люди оставляли гравировки чем-то острым, на булыжниках в пещерах, на деревцах зарубки, на бечёвках вязали узелки.

Позднее научились добывать глину, использовать её для того же предназначения. Во влажной глине оставались символы, рисунки, затем обжигались в печке, и в результате они прекрасно читаются и долго сохраняются. Очень много было табличек, они лежали в деревянных ящиках, каждый ящик являлся отдельной книгой. Затем древние египетские, римские и греческие народы начали использовать папирус для записи, где могли писать деревянными палочками или кистью. Папирус мог быть склеен между собой и замотан на кость и палочку. Впрочем, папирус быстро рассыпался, уничтожая бесценное количество сочинений истории. Это всё образы первой книги. Однако нельзя было давать их читать другому, больно тяжелые были, такие «книги». Славяне использовали бересту для записи, оттуда и появилось название «Берестяной грамоты». Он считается отцом книги.

Вместо папируса появился пергамент из кожи животных. Но такие «книги» были тяжелы по весу, и сам материал был очень дорогим.

В 10 веке появилась её величество бумага, по дошедшим данным в Китае. Легкий материал, просто писать на нём, довольно дешевый, долго сохраняется, тонкий. В это время в России появилась первая рукопись на бумажном носителе. В основном их писали в монастырях.

Бумага быстро стала распространяться по всему миру, поэтому начали придумать способы крепления листьев и быстрой переноски букв в бумагу — книги. Первый станок для того, чтобы печатать буквы на бумаге, был создан немцем Иоганном Гуттенбергом.

Первый мастер печати в России был Иван Федорович, который служил в царстве Ивана Васильевича Грозного. «Апостол» - первая русская печатная книга, выпущенная Федоровым, в марте 1664 г. Через год вышел второй роман «Часовник». Собственный типограф появился 7 марта 1573 года. К этому времени по всей Европе начали потихоньку появляться печатные книжки. После того, как книги стали преобладать, чтение представляло собой затратное хобби, и доступно было в основном для состоятельных людей. Книги, присутствующие в общественной библиотеке не могли быть украдены. Для того чтобы защитить ценные тома, использовались короткие цепи, благодаря которым они крепились на полки. Интересно, что «книжные черви» - не только те, кто не представляет без чтения жизни, но и в действительности насекомые, которые портят тома.

Сейчас же на современном изготовлении, функциональные станки быстро и без вмешательства людей ежедневно выпускают большие объемы книг, чтоб мы с вами смогли наслаждаться чтением и узнать много нового из книг!





























1.2 Время возникновения электронной книги.

Современному человеку удивить прибором, таким как умные часы или электронная книга, довольно трудно, хотя несколько десятков лет тому назад такой прибор не был широко распространен и известен. Кто первый изобретатель электронных книг, и каким эволюционным путем это устройство прошло до того, как появилось на прилавках современных магазинов? Всё началось в далеком 1971 г., тогда не было интернета и персонального компьютера, а мобильный телефон был размером с чемодан. Но были уже большие компьютеры, и к одной из них получил почти неограниченную доступность студент университета Иллинойс Майклу Харт. Юноша решил перевести 10 тысяч самых известных произведений мирового литературного искусства в электронный формат, уложившись до конца века. Он верил в то, что в ближайшее время компьютеры будет доступны всем, тем самым решил сделать что-нибудь полезное обществу.

Первым электронным текстом стал американская Декларация независимости. Затем Майкл перенес после многих произведений ещё несколько газет в опечатанный вид и потом участвовал в проекте «Гутенберг», главной задачей которого была разработка электронного проекта на тысячу книг. Благодаря активности и целеустремленности участников проект прошел успех, а уже в 2005 году на сайте библиотеки было представлено более 17 тысяч материалов различного рода.

Хотя прародителем e-books считается Майкл Харт, устройства, отображающие текстовую информацию на своих экранах, выпущены были специaлистами из компании DEC в 1996 году, под названием DEC Lectrice, которое переводилось с французского как «читатель». Первая электронная книга напоминала собой маленький компьютер в виде планшета.

Изобретение «электронной бумаги» более усовершенствованного вида произошла в 2007 году. Открытие и внедрение нового метода визуализации материала значительно повлияло на популярность электронных книг среди читателей. Новые устройства стали доступнее, а чтение с них сделалось более приятным.

В настоящее время рынок электронных книг вновь испытывает взлет – появились улучшенные дисплеи. Технология позволяет создать экраны с максимальной контрастностью и четкостью, которые очень приближены к реальной бумаге.



Глава 2

2.1 Бумажная книга – это мудрость на века или дорогое удовольствие?

Появление гаджета и Интернета существенно упростило нашу жизнь, сейчас, чтобы записать все необходимые данные, не нужен блокнот, заметки, книги – все это в телефоне. Многие говорили, что печатная книга скоро исчезнет вообще, потому что гораздо удобнее читать книгу на телефоне, а не таскать целый том с собой. А еще очень экологично и экономично. Но печатные книги до сих пор продаются в магазине и популярны. Попробуем разобраться, что читать лучше бумажные или электронные книги?

В нейробиологии человека воспринимают бумажные и электронные книги различным образом. Разница, в основном, в физических чувствах. Казалось бы, какие-то мелочи, как пролистывание страниц, сказывается на качестве запоминания. Да и сама книга, когда ее мы держим в руках, больше несёт ценности, чем та же книга, скачанная в гаджете.

В чем же ещё есть преимущества бумажных книг над электронными? В индивидуальности. Каждая книга, прочитанная, запоминается в обложке, текстуре страниц и шрифте. Поэтому для нас все они разные и все они вместе творят целый мир. Информация легче воспринимается и читается с бумажных источников. Исследователи провели опыты по сравнению скорости чтения с глубиной памяти при использовании различных носителей информации. Не будем приводить цифры, однако они подтверждают, что бумажная книга имеет существенное преимущество на данном этапе. Почему же? Ответ лежит в следующем абзаце.

В процессе чтения мозг пытается создать определенные шаблоны, «якоры». Когда речь идет о бумажной книге, то эти зацепки служат цветом бумаги, форматом издания, характеристиками переплеты, видом страниц, запахом, расположением текста, наличием картин. Благодаря всему этому в голове формируется структура, которая помогает искать нужную для памяти информацию в памяти. В электронной версии все тексты идентичны, так что мозг не зацепится за свои данные, а за самые данные.

Когда мы читаем бумажную книгу, мы более ярко переживаем эмоцию. Это снова подтверждается опытом. Ученые проанализировали физиологические реагенты организма, в частности, активность нервных систем при чтении бумаги и электронной книги. На первом этапе эти реакции оказались почти вдвое выше, чем на первом.

Не будем забывать и о таких милых нюансах, как аромат книг, радость приобрести свежий томик в красивом переплете, рассматривать корешки на полках библиотеки дома проще всего, бумажные книжки вызывают более приятные эмоции.

Кстати, в домашней библиотеке детей стимулируют чтение куда больше электронной книги. Рядом красочные тома вызывают интерес, а использование гаджета сводится к игре и соцсетям. Несомненно, книга доставляет эстетическое наслаждение.

Бумажная книга не может разрядиться или стать недоступной для чтения.

От бумажных страниц не утомляются глаза.

И самое главное-информация из бумажных книг усваивается лучше и остаётся дольше в памяти.

Вот такие плюсы бумажных книг, но какие есть у них минусы?

Во-первых, бумажная книга тяжелая. Сегодня у многих людей есть время только на чтение в метро и поезде, но в дороге не всегда можно воспользоваться увесистым томом.

Во-вторых, они очень много места занимают, поэтому в доме ограничены количества бумажных книг, а электронных можно будет собирать десятки тысяч книг.

Выше говорилось об экологичности электронной книги – бумага имеет соответствующие минусы, так как для изготовления ее нужна древесина. Вам нужно купить бумажную книгу, а электронную – скачать бесплатно запросто. Но если вы читаете книгу, значит дерево, из которого она изготовлена, было срублено не напрасно.

Ну и последнее из отрицательных сторон, это если подруга попросила почитать книгу, то она может невозвратно уйти.

«Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души», - говорил Цицерон.

Таким образом, бумажная книга проигрывает электронной из-за своей дороговизны, затрат на её изготовление? Нет, пользы получилось больше.















2.2 Электронная книга – бездушный монстр или волшебная фея?

Насчет бумажных книг разговор прошёл, а вот что насчет электронных? Как в бумажной, так и в электронной, есть свои плюсы и минусы, начнем с плюсов. E-book

компактен и портативен. В одном устройстве могут храниться сотни и тысячи книг. Кроме того, устройство обычно меньше и легче бумажной книги.

В отличие от бумажной книги, в электронной можно регулировать изображения. По желанию пользователя можно изменять начертание и размер шрифта, и формат вывода. Возможность менять размер шрифта позволяет читать людям, которые неспособны изучить простые бумажные книги из-за шрифта, который слишком мелок.

Дополнительная информация. В устройстве можно осуществлять поиск текста, переходы на гиперссылки, отображение времени и примечаний, электронный закладок, словарь. Встроенная программа – синтезатор речи позволяет озвучить текст.

Доступность. При наличии подключения к Интернету тексты в любое время доступны для скачивания.

Читать с «наладонника» намного удобнее.

Недостатки

Более низкая скорость чтения.

Как любые электронные приборы, устройства для чтения электронных книг гораздо чувствительнее к физическому повреждению, чем бумажные книги.

Устройства для чтения электронных книг требуют периодической подзарядки встроенных аккумуляторов (батарей).

Часть издателей выпускают электронную версию книги с задержкой. Часть книг вовсе официально не публикуется в виде электронной версии.

От электронных книг сильно устают глаза, происходит «эффект сухого глаза», дискомфорт и сухость в глазах, рассеивается внимание от беглости картинок.

Высокая начальная стоимость (хотя этот показатель и стремительно падает).

Так какие же книги лучше? Я считаю, нет однозначного ответа. У каждого вида чтения есть свои плюсы и минусы. Но лидером, пока, остаётся бумажная литература. Конечно, технологии не стоят на месте. Возможно победят бездушные монстры, но это произойдет совсем нескоро. Я люблю читать печатные книги.

ГЛАВА 3

3.1 Влияние на здоровье электронной и бумажной книги

Всё чаще можно встретить в общественном транспорте человека, читающего e-book. Но разве он делает правильно, что читает, например, в автобусе, ведь такое чтение отрицательно влияет на наше зрение.

Что касается воздействия на глаза – электронный вариант всё равно проиграет бумажному варианту. Ведь гаджет светится дисплеем, тем самым отражает свет, попадая в глаза. По одной и той же причине, из-за большой нагрузки на глаза, чтение электронной книги желательно оставить на несколько лет.

Через многие столетия печатная книга обрела удобный, безопасный формат чтения - оптимальная длина строки, лучшая контрастность цветов текста с белой бумагой. Но при несоблюдении некоторых правил, чтение может негативно сказаться на качество зрения.

Читать лежа, на плохом свете, в ходе прогулки или в транспорте – все это сильно ухудшает зрение. Независимо от гаджета или бумажной книги, источник должен быть расстоянием 30-40 см от глаз;

Кроме основного света необходимо дополнительное настольное освещение, которое обеспечивает локальное световое освещение на книге. Удобный вариант - «гибкий» светильник на прищепе, который легко будет устанавливаться в любую часть стола, в любой его части.

Чтобы оставить своё зрение в наилучшем виде, независимо что ты читаешь, электронную книгу или бумажную, необходимо соблюдать все правила:

Комфортные условия — достаточное освещение, удобный компьютерный стол и стул;

Делать перерыв при длительной работе каждые 2 часа на 15 минут. Техника с экраном телефона, планшета, монитора оказывает одновременное влияние на зрение человека.

Так, мы понимаем, что ситуация с электронным прототипом складывается несколько сложнее книг, потому что в данном случае на глаза дополнительное воздействие оказывают лучи, блики, мерцания, активные предметы, искажающие цветы и предметы.



3.2 Социальный опрос об использовании бумажной книги или электронной книги.

Итак, я провела исследование для того, чтобы более точно дать ответ на вопрос «Что сейчас в приоритете у людей и что они предпочитают: электронные книги или бумажные?» Я раздала анкеты в МОУ «Нижнеильиновская СОШ». Возраст опрашиваемых был от 12 до 17 лет (то есть учащиеся 6 – 11 классов), в Благовещенском Государственном Педагогическом Университете от 18 до 22 лет (студенты), а также в селе Ильиновка возраст опрашиваемых был разный от 23 до 65 лет. Я разделила их на группы: молодежь ( от 23 до 27 лет), взрослый возраст ( от 28 до 40 лет), зрелый возраст ( от 40 до 55 лет), пожилой возраст ( от 55 до 65 лет).

В анкетировании принимали участие 84 человека. Им предложила ответить на вопросы:

  1. Посещаете ли Вы библиотеку?

  2. Покупаете ли Вы художественную литературу?

  3. Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернета?

  4. Хотели бы Вы получить в подарок электронную книгу?

  5. Что Вы предпочитаете читать бумажные книги или e-books? (Приложение 1)



Такие ответы получились у школьников:

На первый вопрос ответили «ДА» 15 учеников, то есть 75%

Также ответили «НЕТ» 5 учеников, то есть 25%

На второй вопрос ответили «ДА» 14 учеников, то есть 70%

Также ответили «НЕТ» 6 учеников, то есть 30%

На третий вопрос ответили «ДА» 4 ученика, то есть 20%

Также ответили «НЕТ» 16 учеников, то есть 80%

На четвёртый вопрос ответили «ДА» 17 ученика, то есть 85 %

Также ответили «НЕТ» 3 учеников, то есть 15 %

На пятый вопрос ответили «e-books» 13 ученика, то есть 65%

Также ответили «бумажные книги» 7 учеников, то есть 35%



Вот такие ответы получились у студентов:



На первый вопрос ответили «ДА» 6 студентов, то есть 40%

Также ответили «НЕТ» 9 студентов, то есть 60%

На второй вопрос ответили «ДА» 2 студента, то есть 13.33%

Также ответили «НЕТ» 13 студентов, то есть 86.67%

На третий вопрос ответили «ДА» 15 студентов, то есть 100%

Также ответили «НЕТ» 0 студентов, то есть 0%

На четвёртый вопрос ответили «ДА» 14 студентов, то есть 93.33%

Также ответили «НЕТ» 1 студент, то есть 6.67%

На пятый вопрос ответили «e-books» 13 студентов, то есть 86.67%

Также ответили «бумажные книги» 2 студента, то есть 13.33%



Такие ответы получились у молодёжи:



На первый вопрос ответили «ДА» 4 человека, то есть 57.14%

Также ответили «НЕТ» 3 человека, то есть 42.86%



На второй вопрос ответили «ДА» 2 человека, то есть 28.57%

Также ответили «НЕТ» 5 человек, то есть 71.43%

На третий вопрос ответили «ДА» 7 человек, то есть 100%

Также ответили «НЕТ» 0 человек, то есть 0%

На четвёртый вопрос ответили «ДА» 5 человек, то есть 71.43%

Также ответили «НЕТ» 2 человека, то есть 28.57%

На пятый вопрос ответили «e-books» 6 человек, то есть 85.71%

Также ответили «бумажные книги» 1 человек, то есть 14.29%



Такие ответы получились у взрослых:



На первый вопрос ответили «ДА» 4 человека, то есть 40%

Также ответили «НЕТ» 6 человек, то есть 60%

На второй вопрос ответили «ДА» 7 человек, то есть 70%

Также ответили «НЕТ» 3 человека, то есть 30%

На третий вопрос ответили «ДА» 2 человека, то есть 20%

Также ответили «НЕТ» 8 человек, то есть 80%

На четвёртый вопрос ответили «ДА» 1 человек, то есть 10%

Также ответили «НЕТ» 9 человек, то есть 90%

На пятый вопрос ответили «e-books» 1 человек , то есть 10%

Также ответили «бумажные книги» 9 человек, то есть 90%



Такие ответы получились у людей зрелого возраста:



На первый вопрос ответили «ДА» 8 человек, то есть 38.1%

Также ответили «НЕТ» 13 человек, то есть 61.9%

На второй вопрос ответили «ДА» 11 человек , то есть 52.38%

Также ответили «НЕТ» 10 человек , то есть 47.62%



На третий вопрос ответили «ДА» 5 человек , то есть 23.81 %

Также ответили «НЕТ» 16 человек , то есть 76.19%

На четвёртый вопрос ответили «ДА» 7 человек, то есть 33.33%

Также ответили «НЕТ» 14 человек , то есть 66.67%

На пятый вопрос ответили «e-books» 2 человека, то есть 9.52%

Также ответили «бумажные книги» 19 человек, то есть 90.48%



Такие ответы получились у пожилых людей:



На первый вопрос ответили «ДА» 4 человека, то есть 50%

Также ответили «НЕТ» 4 человека, то есть 50%



На второй вопрос ответили «ДА» 6 человек, то есть 75%

Также ответили «НЕТ» 2 человека, то есть 25%



На третий вопрос ответили «ДА» 1 человек, то есть 12.5%

Также ответили «НЕТ» 7 человек, то есть 87.5%



На четвёртый вопрос ответили «ДА» 0 человек , то есть 0 %

Также ответили «НЕТ» 8, то есть 100 %

На пятый вопрос ответили «e-books» 0 человек, то есть 0%

Также ответили «бумажные книги» 8 человек, то есть 100%













Заключение

Таким образом, люди возраста от 12 до 27 лет больше пользуются электронными книгами, это в первую очередь из-за того, что нет времени ходить в библиотеки, во-вторых, в учебное время необходимо брать с собой в школу или университет много книг, а это лишний груз, который можно заменить лёгким планшетом. Но остальные же (большая часть опрашиваемых) за бумажную книгу, это объясняется тем, что многие не могут позволить себе электронную книгу из-за стоимости, другие же не могут сидеть за монитором слишком долго, так как начинают болеть глаза.







































Список литературы


Большая Российская энциклопедия - М. 2009,том 14, стр 332

Бютор М. «К вопросу о роли  современной книги»-М.:Прогресс,1989

Книговедение (энциклопедический словарь) - М.: Советская энциклопедия.1981

Писатели ХХ века о роли книги в жизни человека и общества.


Информационные источники


https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Книга

https://m.nkj.ru/news/21209/#bounce%23bounce

http://ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/273000/interesnyie-faktyi-o-knigah-istoriya-knigi-pervaya-pechatnaya-kniga/

http://ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/273000/interesnyie-faktyi-o-knigah-istoriya-knigi-pervaya-pechatnaya-kniga











Приложение1






















Приложение 1.

Заявка на участие в V межрайонной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся «Научный потенциал Амура»

Название образовательной организации МОУ «Нижнеильиновская СОШ»

Муниципалитет Михайловский (район) _______________________________________________________


Фамилия, Имя, Отчество участника

(полностью)

класс

Тема работы

Секция

Руководитель,

Фамилия, Имя, Отчество, должность

(полностью)

Адрес электронной почты

завтрак

обед

1

Аббасова Айтач Элхановна

10

«21 век: век печатных или век электронных книг?»


Литература

Колесник Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

[email protected]

да
























25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!