СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практический проект "Живите, родники Мозырщины"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-практический проект учащихся "Живите, родники Мозырщины" подготовленный на конкурс детских научно-практических проектов эколого-биологической тематики «Поможем капельке" 

Просмотр содержимого документа
«Научно-практический проект "Живите, родники Мозырщины"»

Отдел образования, спорта и туризма

Мозырского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Мозырский центр творчества детей и молодёжи»




Районный конкурс детских научно-практических проектов эколого-биологической тематики «Поможем капельке»

Номинация: «Чистый берег»








ЖИВИТЕ, РОДНИКИ МОЗЫРЩИНЫ


Научно-практический проект



Исполнители:

Лис Ольга, учащаяся 8 класса,

Батуревич Станислав, учащийся 9 класса,

Журавская Мария, учащаяся 9 класса


Научные руководители:

Зубарев Сергей Викторович, педагог дополнительного образования первой

квалификационной категории,

Макарова Оксана Геннадьевна,

учитель биологии высшей квалификационной категории


Контактная информация:

Адрес: Гомельская обл., г. Мозырь,

бульвар Юности,113
Телефон: 8(0236)339058




Мозырь 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Информационная карта исследовательской работы 4

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 5

1.1 Территории наблюдений и исследований 5

1.2 Методы исследования 5

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ 6

2.1 Родник №1 (у деревни Лучежевичи) 6

2.2 Родник №2 ( у деревни Акулинка) 7

2.3 Родник № 3 – «Каменский» 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 15





ВВЕДЕНИЕ

Жизнь и деятельность людей связана с водой. Народная мудрость гласит: «Где кончается вода, там кончается жизнь».

Людям присуща слепая вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек – кормилиц, а именно как и хранителям таинственных целебных сил.

С древнейших времён у различных народов сформировалось целесообразное отношение к источникам воды, традиции почитания водных источников ключей, родников.

Традиции почитания воды имеют тысячелетнюю историю. Это не случайно: вода – один из основных ресурсов, связанных напрямую с жизнью человека.

В представлениях различных традиционных культур существуют свои правила общения, обращения с водными источниками: разнообразные ритуалы, ограничения, запреты. С водой связаны ритуалы очищения и излечения. Известны различные моления на воду, гадания на воде, освящение воды.

Изучение различных традиционных культур, традиций почитания воды и на сегодняшний день является актуальным.

Родники часто становятся местом проведения крещенских обрядов и молений в престольные праздники. Мотивацией использования ряда источников служат легенды, объясняющие сверхъестественную силу воды. Источники традиционно охраняются и обустраиваются.

Большая популярность родников как в нашем городе, так и далеко за её пределами, а также увлечение природой и историей родного края побудили нас к написанию этой работы. Нам захотелось самим узнать как можно больше о родниках.

Данный проект направлен на изучение традиций неразрушающего природопользования и включает в себя комплексное биологическое, экологическое, культурное исследование родников, а также организацию практической природоохранной и эколого-просветительской деятельности среди учащихся школ города.


Информационная карта исследовательской работы


Цель работы

Изучение малой родины – комплексное исследование родников с последующим использованием полученных данных в экологическом, нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании учащихся

Задачи

1. Выявить, провести инвентаризацию и обустройство родников.

2. Провести мониторинг и анализ результатов исследования.

3. Продолжить вести пропаганду бережного отношения к уникальным водным объектам.

Участники

Учащиеся 8 – 9 - ых классов

Ожидаемый результат

1. Вовлечение школьников в практическую деятельность по выявлению, инвентаризации и обустройству родников.

2. Повышение уровня информированности участников проекта в данной области.

3. Повышение интереса школьников к изучению малой родины.

4. Приобретение школьниками опыта и знаний по реализации конкретных практических действий, направленных на работу по обустройству и охране родников.

Сроки

2016 -2017 г.г.

Краткая идея работы

В условиях всё возрастающего воздействия человека на природу, ухудшения экологической обстановки особое значение приобретает учёт и охрана уникальных и наиболее уязвимых природных объектов - родников). Выявление источников и их охрана играют важную роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей г. Мозыря и района.

Этапы работы

1. Работа с методической литературой.

2. Сбор сведений о родниках. Практическая работа:

а) проведение химического анализа воды из родника;

б) определение возможных источников загрязнения;

в) обустройство прилегающей территории, уборка мусора.

Формы получения информации

1. Интервью.

2. Опросы.

3. Работа с литературой.

Вовлечены в деятельность по выявлению родников

1. Сверстники.

2. Родители.

3. Местное население.










ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ


1.1 Территории наблюдений и исследований


  1. Родник у д. Лучежевичи

  2. Родник у д. Акулинка

  3. Родник «Каменский»


1.2 Методы исследования
  1. Метод выявления и изучения литературных и краеведческих источников.

  2. Метод-опрос посетителей родников (Приложение 3)

  3. Методика изучения родников (Приложение 1)

  4. Метод изучения и описания растительности.


ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
2.1 Родник №1 (у деревни Лучежевичи)


1.Адрес: деревня Лучежевичи Мозырского района

2.Местоположение: находится на территории садоводческого кооператива, расположенного вблизи д. Лучежевичи, в 36 квартале Моисеевского лесничества.

3. Характеристика местности: в подножии надпойменной террасы р. Припять

4. Название. Родник у деревни Лучежевичи

5. Выход родника и его дебит:

а) из каких горных пород вытекает родник: пески; зернистость: мелко-зернистая. б) источник нисходящий в) примерный дебит 0,015 л/с.

Бутылка 1.5 л наполнилась водой за 1 мин. 40 сек.

Произвели расчёт дебита родника: 1,5 л : 100 с = 0,015 л/с

0,015 л х 60 с = 0,9 л/мин.

0,9 л х 60 мин. = 54 л/ч

54 л х 24 ч = 1296 л/сутки.

6. Свойства родниковой воды: вода прозрачная, не имеет вкуса, без запаха, мягкая.

Температура – +9 0 С. (июль, 2016)

рН = 6.

Ионы аммония в пробе воды отсутствуют.

Состав осадка известковый.(Приложение 2 )

Вода родника имеет сложный химический состав, обусловленный присутствием в ней повышенных содержаний таких анионов как сульфаты и хлориды. Это свидетельствует о наличии в воде следов сельскохозяйственного загрязнения. Однако содержание почти всех компонентов химического состава не превышает допустимых уровней, установленных для питьевых вод (данные инспекции природных ресурсов и охраны природы).

7. Санитарное состояние родника, окружающей территории, обустройство: родник каптирован в виде колодца бетонными кольцами. Сверху каптаж накрыт металлической крышкой с оборудованным воротом для набора воды. На высоте 8 см от земли сделано отверстие, через которое выходит вода, образуя ручей шириной 0,10 – 0,15 м и глубиной 0,02 м. Ручей впадает в небольшой искусственный водоем и затем теряется в заболоченной пойме р. Припять.

8. Использование родника: для питьевых целей (даже для засолки овощей), хозяйственных. Функционирует родник круглогодично, часто посещается местным населением. Подземные воды, питающие родник, приурочены к древним аллювиальным отложениям р. Припять.

9. Назначение – памятник природы, исцеляющей. Известны случаи чудесного исцеления: снимает аллергию.

10. Растительность вблизи родника: ольха серая, вяз гладкий, берёза повислая. бересклет бородавчатый. Подрост негустой, представлен теми же видами. Травостой густой: сныть обыкновенная, крапива двудомная, костёр безостый, ежа сборная. Сопутствующий вид растения – костяника.

11. Обряд забирания воды: с молитвой в душе.

12. Охрана родника (кто охраняет, выполняет работу по благоустройству) За санитарным состоянием родника и каптажем наблюдают жители садоводческого кооператива деревни Лучежевичи.

13. Предложения по охране и благоустройству (Приложение 4 )


2.2 Родник №2 ( у деревни Акулинка)


1. Адрес: деревни Акулинка.

2.Местоположение: находится в непосредственной близости от садоводческого кооператива «Дружба» в 300м восточней деревни.

3. Характеристика местности: расположен в овраге, у подножия правого берега р. Припять, в смешанном лиственном лесу.

4. Название: Родник у деревни Акулинка.

5. Выход родника и его дебит:

а) из каких горных пород вытекает родник: пески; зернистость: мелкозернистая; б) источник нисходящий, вытекает.

Подземные воды, питающие родник, приурочены к песчаным прослоям в моренных отложениях днепровского отложения.

в) примерный дебит - 0,003 л/с .

Бутылка 1,5 л наполнилась водой за 8 мин. 20 сек.

Произвели расчёт дебита родника:

1,5 л : 500 с = 0,003 л/с;

0,003 л х 60 с = 0,18 л/мин.;

0,18 л х 60 мин. = 10,8 л/ч;

10,8 л х 24 ч = 259,2 л/сутки.

Сравним с дебитом родника «Каменский». Бутылка 1,5 л наполнилась водой за 1,5 мин.

Произвели расчёт: 1,5 л : 90 с = 0,0167 л/с;

0,0167 л х 60 с = 1, 002 л/мин.;

1,002 л х 60 мин. = 60,12 л/ч;

60,12 л х 24 ч =1442, 88 л/сутки.

6.Свойства родниковой воды: прозрачная, не имеет вкуса, без запаха, мягкая. Температура – +120 С ( июль, 2016).,

Температура воды +9,4° С (весна, 2017г.). рН = 6. Состав осадка – известковый. Ионы аммония, хлорид - ионов в пробе воды отсутствуют. (Приложение 2)

В области питания родника расположены дачные участки.

7. Санитарное состояние родника, окружающей территории, обустройство: Родник обустроен в специальный сруб. Родник каптирован бетонной трубой с навесом. От дачного поселка, к роднику проложена тропинка с обустроенными деревянными ступенями. Родниковая вода стекает через отверстие в трубе по склону в р. Припять. В маловодные периоды года родник не переливается через отверстие в трубе и функционирует как шахтный колодец.

8. Использование родника: для питьевых целей, хозяйственных. Родник не замерзает. Родник часто посещается дачниками, функционирует круглогодично. Известен за пределами города.

9. Назначение – исцеляющий. Известны случаи исцеления: болезнь сердца, снимает аллергию.

10. Растительность вблизи родника:

1ярус – берёза повислая; 2 ярус – ольха серая, вяз гладкий, боярышник, ива.

Подрост негустой, представлен теми же видами. Подлесок – рябина обыкновенная, бересклет бородавчатый. Травостой густой с проективным покрытием 90 – 100%. – купена душистая, сныть обыкновенная, лютик ползучий, таволга вязолистная, полынь горькая, вербейник цепкий, будра плющевидная, смородина лесная, крапива двудомная, звездчатка, ежа сборная, подорожник большой, костёр безостый, таволга мелколепестная, череда.

В родниковой ванне и ручье отмечены водные беспозвоночные: личинки ручейников, личинка поденки, водяной ослик.

Из-за залегания на небольшой глубине грунтовых вод, питающих родник, на территории, прилегающей к источнику, требуется установление строгого санитарного режима.

11. Обряд забирания воды: с молитвой в душе.

12. Охрана родника (кто охраняет, выполняет работу по благоустройству) Охрану родника осуществляет Криничанский сельский совет. (Решение Мозырского райисполкома). За санитарным состоянием родника и каптажем наблюдают жители дачного поселка Акулинка.

13. Предложения по охране и благоустройству (Приложение 4 )


2.3 Родник № 3 – «Каменский»

Это поистине уникальный уголок нашего Мозырского района, место почитаемое и любимое горожанами (Приложение 5). 27 июня 2016 года мы посетили родник «Каменский». Около источника сооружена небольшая деревянная беседка, где есть табличка – знак того, что родник являются православной святыней. Родник освящен 21 августа в 1999 году протоиреем Николаем Мозырской Свято-Никольской церкви.

За 2 часа, в обычный летний день проведённые нами возле источника, к роднику за водой и просто посетить это благодатное место приходили люди разного возраста. В течение двух часов родник посетили 28 человек, 12 из которых – участники нашей экспедиции. Некоторые из них при заборе воды из родника произносили молитву, кто тут же пил родниковую воду, умывался и обливался холодной родниковой водой. Люди приходили сюда с пластиковыми бутылками от 1 литровых до 10 литровых, с канистрами, флягами. Большинство из посетивших родник бывают здесь довольно часто. Есть даже такие посетители, которые бывают здесь каждый день. Горожане приезжают к роднику не только когда у них всё в жизни хорошо, но и в самые трудные жизненные периоды. Горожане добираются к родникам на транспорте, дачники любят ходить к этим местам пешком, получая при этом огромное удовольствие.

Нам удалось поговорить практически с каждым посетителем. За исключением небольшой группы, которая, как выяснилось из разговора с ними, приехали сюда сразу после похорон близкого человека.

Результаты нашего опроса приведены в таблице. (Приложение 3)

Воду родников местное население считает святой, исцеляющей, придающей силы. Горожане приходят сюда во все времена года. Особенно многолюдно здесь бывает в выходные дни, во время проведения крещенских обрядов и молений в православные праздники. Люди идут сюда нескончаемым потоком.

2 сентября 2016 года мы провели экскурсию к роднику «Каменский» для учащихся 3-го класса, в которой приняли участие 15 учащихся. Большинство ребят уже не раз бывали здесь со своими родителями, но то, что родник является памятником природы, святым ребята от нас услышали впервые. Мы дали краткое описание родника, рассказали о ценных питьевых качествах воды. Продемонстрировали опыты по определению свойств воды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Выявлены и изучены литературные источники по данной теме. Все родники имеют эстетическое, водоохранное, научно – просветительное, культурное и культовое значение.

2. Составлены описания родников.

А) Исследуемые источники – нисходящие.

Б) Дебит 3-х родников составляет около 2998,08 литров в сутки – (1442,88л +1296л +259,2л). Приблизительно за 1 час из родника «Каменский» потребляется 135,5 литров. Из этого следует, что при разумном потреблении запасов этой воды хватит на многие сотни лет.

Дебит родников изменяется от 0,003л/с (родник у д. Акулинка) до 0,0167 л/с (родник «Каменский»).

В) Родники имеют хорошие питьевые качества (по цветности, мутности, запаху, прозрачности вода из родников является пригодной для питья. По содержанию анионов вода так же является пригодной для питья, так как ионы аммония не обнаружены (Приложение 2).

Г) По температурному режиму все источники относятся к холодным. Температурный режим родниковых вод может быть взаимосвязан с глубиной залегания питающего водоносного горизонта.

Д) Воду население использует для питьевых, лечебных и хозяйственных целей.

Е) Родники являются индикаторами состояния подземных вод и изменяются под влиянием хозяйственной деятельности на территории водосбора. Следы техногенного загрязнения отмечены в роднике у д. Лучежевичи, так как рядом с ним активно ведется сельскохозяйственная деятельность.

3. Состояние источников хорошее; территории вокруг благоустроены; широкое видовое разнообразие растительности возле родников. Отмечаем отсутствие бытового мусора на территории источников.

4. Проводятся экскурсии к источникам с целью бережного отношения к уникальным водным объектам.

5. Предлагаем рекомендации по улучшению экологического состояния родников:

  1. ликвидация источника загрязнения:

    • запрет выброса мусора на склоны оврагов, где в низине течёт родник,

    • запрет выпаса скота в водоохраной зоне,

    • установка мусорных баков, своевременный вывоз отходов;

  2. ликвидация последствий загрязнения:

  • привлечение внимания администрации г.Мозыря,

  • собственное участие в решении проблемы,

  • сбор и распространение экологической информации,

  • проведение экологического мониторинга,

  • обращение к жителям г.Мозыря и района ( Приложение 6),

  • участие в природоохранных акциях,

  • уборка территории.


Познавательные знаки, рекомендуемые нами при благоустройстве территории родника


Ничего приятней не бывает,

чем из родника вода живая,

И кто ценит жизни сей страницы,

Сбережёт в родном краю криницы.



Вода родниковая – само совершенство,

Богов напиток – страны богатство.

Природы в ней целительная сила.

Возродим же криницы - очистим от ила.

Перспектива

  1. Продолжить работу по выявлению родников, расположенных в Мозырском районе ( Приложение 7).

  2. Информационный материал о родниках использовать в учебных целях на уроках биологии, географии.

  3. Через СМИ вести пропаганду бережного отношения к уникальным водным объектам.

  4. Необходимо привлечь внимание население нашего города и района к проблеме сохранения родников и получить помощь в её решении.

5. Проводить экскурсии для учащихся к источникам.

6. Провести мероприятие для своего класса «Вода – источник жизни» в рамках недели естественных наук


















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Мансурова, С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. 9 – 11 классы /С.Е.Мансурова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Маркин, В.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия: география / В.А.Маркин. – М.: АСТ, 1998.

3. Михеев, А.В. Охрана природы / А.В.Михеев, В.М.Константинов. – М.: Высшая школа, 1986.

4. Назарова Т.С. Химический эксперимент в школе / Т.С.Назарова. – М.: Просвещение, 1987.

5. Никонова, М.А. Практикум по географическому краеведению / М.А.Никонова. – М.: Просвещение, 1996.

6. Тяглова Е.Ф. Исследовательская деятельность учащихся по химии / Е.Ф. Тяглова – М.: Глобус, 2007.

7. Ширшина Н.В. Химия. Проектная деятельность учащихся / Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика изучения родников


1.Адрес (деревня, город, поселок, район).

2.Местоположение.

3. Характеристика местности.

4. Название.

5. Выход родника и его дебит:

а) из каких горных пород вытекает родник: пески, глины, мергель, песчаник, известняки; их строение, зернистость,

б) какой источник (нисходящий, восходящий; струится или вытекает);

в) примерный дебит в л/с.

Определить дебит родника (расход). Для этого поставить под слив родника ёмкость и засечь время его заполнения, и потом высчитать, сколько литров воды в секунду дает родник, это и есть дебит.

6. Свойства родниковой воды

(прозрачность, вкусовые качества, запах, температура, жесткость):

  • прозрачность воды (для этого положить под банку с водой листок с текстом или цифрами).

  • Определить вкус и привкус воды можно органолептическим методом. (Четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький)

  • Определить по органолептическому ощущению характер и интенсивность запаха. Определить температуру воды родника, для чего держать в воде родника водный термометр не менее 5 мин.

7. Санитарное состояние родника, окружающей территории, обустройство (сруб, труба, каменная кладка), ограждение, озеленение.

8. Использование родника (для питьевых целей, хозяйственных) Замерзает ли родник? В каком месяце?

9. Назначение (Святой, исцеляющей и т.п.; какие болезни исцеляет)

10. Какая растительность вблизи родника?

11. Обряд забирания воды.

12. Охрана родника (кто охраняет, выполняет работу по благоустройству)

13. Предложения по охране и благоустройству.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты исследований


Таблица 1 Органолептические показатели источников


Показатель

ПДК

Родник №1

Родник №2

Родник №3

Лето, 2016

Лето,2016

Лето, 2016

Цветность

20

Запах

2

0 баллов

0 баллов

0 баллов

Мутность

2,6

отсутствует

отсутствует

отсутствует

Вкус и привкус

2

0 баллов

0 баллов

0 баллов


По цветности, мутности, запаху, прозрачности вода из родников является пригодной для питья.


Определение рH.

Водородный показатель исследуемой воды рН = 6. Среда раствора слабокислая. (ПДК = 6 - 9)

Обнаружение хлорид - ионов в воде.

В результате реакции в пробирке, где находилась вода из родника №1, выпал белый осадок. Это говорит о наличии хлоридов в исследуемом растворе.

Обнаружение ионов аммония в воде.

При внесении фенолфталеиновой бумаги в пары, цвет её не изменился во всех пробах. Это значит, что ионы аммония в исследуемых пробах воды отсутствуют.

Обнаружение сульфат - ионов в воде.

В результате проведения опыта осадок в пробирках, где находилась вода из источников №2, 3 не образовался. В исследуемых образцах воды сульфаты не обнаружены. В воде из родника №1 образовался осадок, что говорит о наличии сульфат-ионов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 2 – Паспорт информатора (родник «Каменский»)


Дата.

Время




С какой целью берется вода

Произносится ли молитва при набирании воды (если да, то какая)

Объем воды (литры)

Частота посещения этого места

Данные о человеке, берущего воду в роднике (Ф.И.О., возраст, место работы)

27.06.16.

10.00.





Для питья, приготовления пищи, купанья.

Занимается уборкой территории.

Произносится молитва

70 л

1-3 раза в неделю, привозит соседей.

Соколов Сергей Сергеевич.

70 лет.

пенсионер

27.06.16.

10.15.





Для умывания, в лечебных целях при аллергии.

Возят воду в г.Мозырь


4,5 л

Посещают с 2000 года, в будни и в праздники

Владимирова Лидия Яковлевна, Сидоров Александр Иванович, работники НПЗ

27.06.16.

10.20.



Для питья.

Произносится молитва


2-3 л

3-4 раза в месяц в утреннее время

Миронова Дина Павловна. 67 лет (пенсионерка).

27.06.16.

10.25.


В целебных целях.

В бога не верит, но говорит, что бог у каждого человека в душе.

20 л

Каждый день (в течение 20 лет).

Соколов Александр Иванович – управляющий холдинговой компанией,

возраст -51 год.

27.07.16

10.30.

Для питья


До 30 л

Каждый день

Иванов Олег, 26 лет, работник НПЗ

27.07.16

10.33.

Для питья



1 раз в 2 недели

Шарун Виктор Николаивич, 42 года, частный предприниматель

27.07.16

10.40.

Используют воду для питья, купается у источника

При наборе воды произносит молитву: «Господи спаси.

Господи помилуй»

8 л

Посещает родник с 5 лет

1 раз в 2 недели

Шарун Константин

14 лет,

3 года посещал церковно-приходскую школу

27.07.16

10.40

Для питья и купания

Не произносится молитва.

3 л

1 раз в год

Смаева Зинаида Степановна,

44 года, воспитатель д/ с

Смаева Татьяна, уч-ся 6 класса







ПРИЛОЖЕНИЕ 4






Изучив состояние найденного нами родника, собрав предложения и рекомендации друзей и заручившись поддержкой учителя биологии и географии, а также других преподавателей и администрации, мы разработали свой ландшафтный дизайн-проект благоустройства источника.
В этом проекте мы пытались решить вопросы организации интерьера (скамейки, беседки), организации подбора видового состава растений, приобщения школьников к природе.

Мы предлагаем зону отдыха.


Вариант декоративной беседки для зоны отдыха



Деревянное оборудование для зоны отдыха Уютная беседка примет ребят как для отдыха, так и для про­ведения занятий кружка или уроков на открытом воздухе.






План мероприятий по благоустройству территорий родников в деревнях Лучежевичи и Акулинка

Оригинальная ивовая постройка создаёт удивительный сказочный мир


ПРИЛОЖЕНИЕ 5








Рисунок 1 - Туристический поход к роднику «Каменский» (весна, 2017)











Рисунок 2 - У родника «Каменский» (лето, 2016)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Внимание!

Операция «Сохраним родники»

Уважаемые жители города Мозыря и района!


К Вам обращаются юные экологи СШ №16. Нас очень волнует состояние окружающей среды. В условиях всё возрастающего воздействия человека на природу, ухудшения экологической обстановки особое значение приобретает учёт и охрана уникальных и наиболее уязвимых природных объектов. К ним, вне всякого сомнения, относятся родники.

Воду многих родников считают святой.

Родники являются важными объектами познавательного, экологического и аграрного туризма.

Белорусские криницы обладают большим культурным и духовным потенциалом.

Наш народ во все времена отличало бережное, где-то даже благоговейное, отношение к родникам. Загрязнение родника считалось святотатством. Тех же, кто обустроит или раскопает родник, почитают и уважают все!

И если каждый из вас уберёт вокруг источников мусор, очистит территорию от валежника, это и будет вклад в сохранение источников.

Охрана родников - задача всех живущих на этой земле!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ничего нет в мире лучше,
Чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай,
Где звенит родник живой.

Родники… Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.


Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники - источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.



Рис. 3 – Родник в п. Криничный, 2017г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!