СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - технический прогресс. Монополизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Научно - технический прогресс. Монополизация»

История. 11 класс Научно - технический прогресс. Монополизм Михайлова Н.М.

История. 11 класс

Научно - технический прогресс. Монополизм

Михайлова Н.М.

Назовите: 5 самых важных событий XX века; 5 глобальных открытий и достижений XX века; 5 самых ярких личностей XX века. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Назовите:

  • 5 самых важных событий XX века;
  • 5 глобальных открытий и достижений XX века;
  • 5 самых ярких личностей XX века.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Научно технический прогресс  – исторически обусловленный непрерывный процесс совершенствования средств и предметов труда, технологий производства, форм и методов организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки и техники. Этапы в развитии НТП I этап: период первой промышленной революции II этап: вторая половина XIX в. III этап: с начала ХХ в. Переход к развитию НТП на научной основе Первое яркое проявление НТП как общественно – экономической закономерности Превращение НТП в массовое явление Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Научно технический прогресс – исторически обусловленный непрерывный процесс совершенствования средств и предметов труда, технологий производства, форм и методов организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки и техники.

Этапы в развитии НТП

I этап: период первой промышленной революции

II этап: вторая половина XIX в.

III этап: с начала ХХ в.

Переход к развитию НТП на научной основе

Первое яркое проявление НТП как общественно – экономической закономерности

Превращение НТП в массовое явление

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Научно – техническая революция – форма протекания НТП, представляющая собой качественный скачок в развитии НТП и воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин. НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества. В истории человечества известны четыре научно – технические революции I  промышленная революция: конец XVIII – начало XIX в. – переход к машинному производству на научной основе IV  промышленная революция: последние десятилетия ХХ в. – преобразование технологии производства на основе электроники, применение биотехнологии III  промышленная революция: середина ХХ в. – техническое развитие производства на научной основе II  промышленная революция: конец XIX – начало XX в. – изменение энергетической основы производства, автоматизация производства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Научно – техническая революция – форма протекания НТП, представляющая собой качественный скачок в развитии НТП и воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.

В истории человечества известны четыре научно – технические революции

I промышленная революция: конец XVIII – начало XIX в. – переход к машинному производству на научной основе

IV

промышленная революция: последние десятилетия ХХ в. – преобразование технологии производства на основе электроники, применение биотехнологии

III промышленная революция: середина ХХ в. – техническое развитие производства на научной основе

II промышленная революция: конец XIX – начало XX в. – изменение энергетической основы производства, автоматизация производства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вторая промышленно-технологическая революция Причины Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических принципов (прежде всего, использование паровых ма­шин, угля как вида топлива). Фундаментальные открытия и изобретения   Сущность Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологий (машино­строение, автомобильная промышленность, электро­техническая, нефтехимическая)  Особенности Быстрое внедрение новых достижений науки и техни­ки, развитие новых отраслей промышленности  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вторая промышленно-технологическая революция

Причины

Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических принципов (прежде всего, использование паровых ма­шин, угля как вида топлива). Фундаментальные открытия и изобретения

Сущность

Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологий (машино­строение, автомобильная промышленность, электро­техническая, нефтехимическая)

Особенности

Быстрое внедрение новых достижений науки и техни­ки, развитие новых отраслей промышленности

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 4-5 Причины ускорения научно-технического развития Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 4-5

Причины ускорения научно-технического развития

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины ускорения научно-технического развития Накопление на протяжении предшествующих веков огромного фактического и эмпирического материала, результатов наблюдений, экспериментов многих поколений ученых С развитием транспорта академическая наука стала по сути интернациональной. Междисциплинарная интеграция науки (исследования на стыке наук) Сближение научного и технического процесса (технические новшества стали быстрее внедрятся в массовое производство) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины ускорения научно-технического развития

  • Накопление на протяжении предшествующих веков огромного фактического и эмпирического материала, результатов наблюдений, экспериментов многих поколений ученых
  • С развитием транспорта академическая наука стала по сути интернациональной.
  • Междисциплинарная интеграция науки (исследования на стыке наук)
  • Сближение научного и технического процесса (технические новшества стали быстрее внедрятся в массовое производство)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 4-5 Основные открытия в первые десятилетия ХХ-го века Дата Область науки Открытие Ученые Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 4-5

Основные открытия в первые десятилетия ХХ-го века

Дата

Область науки

Открытие

Ученые

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомним Что такое модернизация? Модернизация – переход от агарного общества к индустриальному (первая модернизация) - Обновление, изменение чего-либо в соответствии с современными требованиями. Как проходил этот процесс в мире? Какие страны входили в 1-й, 2-й и 3-й эшелоны модернизации? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомним

Что такое модернизация?

Модернизация переход от агарного общества к индустриальному (первая модернизация)

- Обновление, изменение чего-либо в соответствии с современными требованиями.

Как проходил этот процесс в мире?

Какие страны входили в 1-й, 2-й и 3-й эшелоны модернизации?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1 2 3 Страны старого капитализма – Англия, Франция, США  Страны молодого капитализма – Германия, Россия, Италия, Япония Отдаленные от центра – Латинская Америка, Испания, Португалия  Эшелоны модернизации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1

2

3

Страны старого капитализма – Англия, Франция, США

Страны молодого капитализма – Германия, Россия, Италия, Япония

Отдаленные от центра – Латинская Америка, Испания, Португалия

Эшелоны модернизации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

II эшелон Время вступления на путь капитализма Раннее ( XVII в.). Завершение пром. переворота в 1 половине XIX в. Предпосылки II эшелон Созрели внутри Характер модернизации III эшелон Более позднее ( XVIII в). Завершение пром. переворота в основных отраслях во 2 половине XIX в . Эволюционная, органическая Позднейшее (XIX - начало XX в)  Внутренние и внешние Уровень развития,  Темпы Высокий,  Естественные, не форсированные. Догоняющая ускоряющая революционная Целиком извне Догоняющая зависимая неорганичная Средний,  Быстрые, форсированные.  Низкий,  В целом - замедленные Движущая сила Сильная национальная буржуазия Страны Государство Англия, Франция, США, Канада, Бельгия Национальная интеллигенция Россия, Германия, Италия, Япония, Австро-Венгрия Страны Лат. Америки, Азии, Африки

II эшелон

Время вступления на путь капитализма

Раннее ( XVII в.). Завершение пром. переворота в 1 половине XIX в.

Предпосылки

II эшелон

Созрели внутри

Характер модернизации

III эшелон

Более позднее ( XVIII в). Завершение пром. переворота в основных отраслях во 2 половине XIX в .

Эволюционная,

органическая

Позднейшее (XIX - начало XX в)

Внутренние и внешние

Уровень развития,

Темпы

Высокий,

Естественные, не форсированные.

Догоняющая

ускоряющая

революционная

Целиком извне

Догоняющая

зависимая

неорганичная

Средний,

Быстрые, форсированные.

Низкий,

В целом - замедленные

Движущая сила

Сильная национальная буржуазия

Страны

Государство

Англия, Франция, США, Канада, Бельгия

Национальная интеллигенция

Россия, Германия, Италия, Япония, Австро-Венгрия

Страны Лат. Америки, Азии, Африки

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В конце XIX - начале XX вв. модернизация стала целью политики передовых государств мира. Модернизация Дальнейшее успешное развитие Наращивание  военной мощи Расширение экспорта продукции Поступления в госбюджет, Повышение уровня жизни населения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В конце XIX - начале XX вв. модернизация стала целью политики передовых государств мира.

Модернизация

Дальнейшее

успешное

развитие

Наращивание

военной мощи

Расширение

экспорта

продукции

Поступления в госбюджет,

Повышение уровня жизни населения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Основные черты модернизации. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Основные черты модернизации.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию – эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т.д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Назовите характерные черты новой индустриальной эпохи  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию – эпоху индустриальной цивилизации.

Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т.д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир.

В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете.

Назовите характерные черты новой индустриальной эпохи

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Неизбежными стали экономические кризисы перепроизводства, которые вели к росту безработицы и усилению нищеты рабочих. Фабрика ↓ Машинное производство ↓ Уменьшение числа работников ↓ Падение покупательной способности ↓ Перенасыщение внутреннего рынка товарами 1825 г. – первый кризис перепроизводства в Англии. 1836 – 1837 гг. – кризис в Англии, Франции, США. 1847 г. – кризис на всём европейском континенте. 1858 г. – мировой экономический кризис. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Неизбежными стали экономические кризисы перепроизводства, которые вели к росту безработицы и усилению нищеты рабочих.

Фабрика

Машинное производство

Уменьшение числа работников

Падение покупательной способности

Перенасыщение внутреннего рынка товарами

1825 г. – первый кризис перепроизводства в Англии.

1836 – 1837 гг. – кризис в Англии, Франции, США.

1847 г. – кризис на всём европейском континенте.

1858 г. – мировой экономический кризис.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последствия кризисов Кризисы перепроизводства Экономические последствия Социальные последствия Сокращение производства Разорение мелких и средних собственников Рост безработицы Сокращение зарплаты Концентрация производства и капитала Ухудшение положения населения Образование монополий Социальные потрясения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последствия кризисов

Кризисы перепроизводства

Экономические последствия

Социальные последствия

Сокращение производства

Разорение мелких и средних собственников

Рост безработицы

Сокращение зарплаты

Концентрация производства и капитала

Ухудшение положения населения

Образование монополий

Социальные потрясения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Монополия - промышленная или финансовая корпорация, сосредоточившая в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства.  Монополизация рынков – безраздельное господство небольшого числа гигантских корпораций. Нефтяной король  Д.  Рокфеллер поглощает  мировой рынок. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Монополия - промышленная или финансовая корпорация, сосредоточившая в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства.

Монополизация рынков – безраздельное господство небольшого числа гигантских корпораций.

Нефтяной король Д. Рокфеллер поглощает мировой рынок.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Формы монополий Картели  – определяли цены и объем производства, делят рынки сбыта. Синдикаты  – занимались совместным сбытом продукции через общую для всех контору. Тресты – полностью объединяли собственность для совместного производства, подчинялись единому управлению. Концерны  – объединение трестов или предприятий различных отраслей хозяйства, находящихся под единым управлением. Европейские государства поощряли создание синдикатов и картелей, видя в них механизмы регулирования сложных экономических процессов. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Формы монополий

  • Картели – определяли цены и объем производства, делят рынки сбыта.
  • Синдикаты – занимались совместным сбытом продукции через общую для всех контору.
  • Тресты – полностью объединяли собственность для совместного производства, подчинялись единому управлению.
  • Концерны – объединение трестов или предприятий различных отраслей хозяйства, находящихся под единым управлением.

Европейские государства поощряли создание синдикатов и картелей, видя в них механизмы регулирования сложных экономических процессов.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки монополистического капитал изма (империализма) Концентрация производства и образование монополий . Слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии. Вывоз капитала превосходит вывоз товара Борьба за колонии и рынки сбыта Империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий уровень  концентрации   производства  и создание монополий Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки монополистического

капитал изма (империализма)

  • Концентрация производства и образование монополий .
  • Слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии.
  • Вывоз капитала превосходит вывоз товара
  • Борьба за колонии и рынки сбыта

Империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий уровень  концентрации   производства  и создание монополий

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слияние банковского капитала с промышленным Акционерное общество  – предприятие, капитал которого образуется путем продажи акций. Корпорация  – акционерная компания Акции (ценные бумаги) Дивиденды (проценты от прибыли) Акционеры Контрольный пакет акций Банки (основные покупатели акций) Банки становились совладельцами промышленных предприятий Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слияние банковского капитала с промышленным

Акционерное общество – предприятие, капитал которого образуется путем продажи акций. Корпорация – акционерная компания

Акции (ценные бумаги)

Дивиденды (проценты от прибыли)

Акционеры

Контрольный пакет акций

Банки (основные покупатели акций)

Банки становились совладельцами

промышленных предприятий

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Процесс концентрации капитала Инвестиции - денежные средства, которые вкладываются в предприятие с целью участия в управлении, и получения дохода от участия в его деятельности. Промышленные монополии + Банковские монополии = ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ Образование монополий (трестов, синдикатов, концернов, картелей ) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Процесс концентрации капитала

Инвестиции - денежные средства, которые вкладываются в предприятие с целью участия в управлении, и получения дохода от участия в его деятельности.

Промышленные монополии

+

Банковские монополии

=

ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ

Образование монополий (трестов, синдикатов, концернов, картелей )

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вывоз капитала из индустриальных стран капитал метрополия колония ПРИБЫЛЬ Вывоз капитала – вложение предпринимателями крупного государства денежных средств в экономику колоний, зависимых и других стран с целью получения наибольшей прибыли.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вывоз капитала из индустриальных стран

капитал

метрополия

колония

ПРИБЫЛЬ

Вывоз капитала – вложение предпринимателями

крупного государства денежных средств в

экономику колоний, зависимых и других стран с целью получения наибольшей прибыли.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Складывание единого мирового хозяйства в начале XX века Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Складывание единого мирового хозяйства в начале XX века

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути реализации накопленного экономического потенциала ЭКСПАНСИЯ — (от лат. expansio распространение) расширение сферы господства, влияния, распространение чего либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая экспансия) Социальные реформы- перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды Военная и военно-экономическая экспансия, милитаризация МИЛИТАРИЗА́ЦИЯ [фр. militarisation Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути реализации накопленного экономического потенциала

ЭКСПАНСИЯ — (от лат. expansio распространение) расширение сферы господства, влияния, распространение чего либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая экспансия)

Социальные реформы- перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды

Военная и военно-экономическая экспансия, милитаризация

МИЛИТАРИЗА́ЦИЯ [фр. militarisation

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

+  Последствия монополизации   Возможность осуществлять крупные проекты Сдерживание технического прогресса Искусственное завышение цен ведет к росту напряженности в обществе  Более низкие издержки (затраты) производства Противоречие Устойчивость в период кризисов Подавление конкуренции – уничтожение основы рынка Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

+

Последствия монополизации

Возможность осуществлять крупные проекты

Сдерживание технического прогресса

Искусственное завышение цен ведет к росту напряженности в обществе

Более низкие издержки (затраты)

производства

Противоречие

Устойчивость в период кризисов

Подавление конкуренции – уничтожение основы рынка

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вследствие отрицательного влияния монополий на экономическую и социальную жизнь, ряд государств начинает усиливать свою роль в регулировании экономики . Постепенно стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.   Государство Развитие социальной инфраструктуры Теодор Рузвельт Президент США в 1901-1908 гг. Антимонопольные законы Система центральных банков Правила поведения субъектов экономических отношений Социальные реформы Следствия: Рост государственных расходов, борьба за налоговую реформу Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вследствие отрицательного влияния монополий на экономическую и социальную жизнь, ряд государств начинает усиливать свою роль в регулировании экономики . Постепенно стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

Государство

Развитие социальной инфраструктуры

Теодор Рузвельт Президент США в 1901-1908 гг.

Антимонопольные законы

Система центральных банков

Правила поведения субъектов экономических отношений

Социальные реформы

  • Следствия:

Рост государственных расходов, борьба за налоговую реформу

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мир на рубеже XIX – XX вв. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мир на рубеже XIX – XX вв.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 1-2 Вопрос 5 письменно Спасибо за внимание! https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text= Колониализм%20и%20обострение%20противоречий%20мирового%20развития%20в%20начале%20ХХ%20века.%20Презентация%2011%20класс Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 1-2

Вопрос 5 письменно

Спасибо за внимание!

https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text= Колониализм%20и%20обострение%20противоречий%20мирового%20развития%20в%20начале%20ХХ%20века.%20Презентация%2011%20класс

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!